Разное

Церковь христа спасителя москва: ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

В нелегкое и смутное время рубежа двух веков и тысячелетий, в Москве совершилось настоящее чудо, 31 декабря 1999 года в канун 2000-летия Рождества Христова вновь распахнулись врата Храма Христа Спасителя.

Храм имеет 3 престола – главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

Главные святыни Храма:

Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа; Риза Пресвятой Богородицы; Св. мощи основателя Храма, митрополита Московского Филарета (Дроздова), перенесенные в 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой Лавры, Частицы свв. мощей: св. апостола Андрея Первозванного, св. глава святителя Иоанна Златоуста, свт. Петра, Митрополита Московского, свт. Ионы, митрополита Московского, св. блгв. князя Александра Невского, св. блгв. кн. Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской.

Чудотворный образ Владимирской Божией Матери и чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери. Икона Рождества Христова привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре, икона собора новых мучеников и исповедников Российских прославленных 20 августа 2000 г. в Храме Христа Спасителя, список с чудотворной иконы Богоматери «Святого евангелиста Луки» («Мадонна ди сан Лука»), привезенный из г. Болоньи (Италия).

Духовенство:

Настоятелем Храма Христа Спасителя — Кафедрального собора Русской Православной Церкви — является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его представитель в Храме — Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. В клир Храма также входят: протоиерей Георгий Мартынов, протоиерей Андрей Марущак; иерей Сергий Куксов, иерей Димитрий Кельманов, иерей Артемий Кокош, протодиакон Константин Барган, протодиакон Николай Филатов, протодиакон Дионисий Пряхин и диакон Иоанн Клинцов.

Хоры:

в Храме Христа Спасителя и в нижней Преображенской церкви поют: Патриарший хор под управлением регента И. Толкачева, Камерный хор под управлением С. Соколовской и Преображенский хор под управлениея С. Сидоренко.

Богослужения:

Всенощное бдение и Божественная Литургия в воскресные дни и Великие праздники (см. расписание Богослужений).

Воссозданный Храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация прошлого века, включая эскизы и чертежи. Однако имеются некоторые отличия в планировке и технологии строительства Храма, обусловленные объективными причинами. Это наличие стилобатной части, возведенной на месте существовавшего холма-основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, Зал Церковных Соборов, Зал совещаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Для въезда к подножию Храма построен пандус.

В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.

Второе отличие — использование современных строительных технологий и материалов. Стены и несущие конструкции Храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской Православной Церкви, он вмещает до 10 000 человек. В горизонтальном сечении напоминает равносторонний крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра, объем здания 524 000 куб. метров. Площадь росписи Храма — более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом.

Храм Христа Спасителя задумывался как памятник религиозно-благодарственный, свидетельствующий о божественном заступничестве за Россию в Отечественную войну 1812 года и, вместе с тем, как памятник исторический. Поэтому на всех четырех стенах Храма находятся изображения, напоминающие о событиях войны 1812 года, фигуры святых заступников за Русскую землю и некоторых отечественных распространителей православной веры, а также князей русских, отдавших свою жизнь за свободу и целостность Русской земли.

 

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

История создания

Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина. Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.

Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг. Его проект на фоне остальных выделялся масштабом — высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек. Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»

В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени — около 400 тысяч человек — на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы. Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект. По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор. Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.

От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге. Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня — район рядом со станцией метро «Кропоткинская»). Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.

Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового. По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.

Алексеевский монастырь

Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя. Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи. В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена. В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня.

Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры.

Озеро Сенеж

Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две. Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж. Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан. Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь».

Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому време

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

В плане храм имел форму равноконечного креста.

Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.

Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Храм Христа Спасителя в Москве

На русской земле издавна существовала традиция возведения церквей в знак благодарности за одержанные победы. Люди стремились восславить Всевышнего за дарованную им смелость в битвах. Искреннее верование и желание прославить сражавшихся на полях брани с французами в 1812 году воплотились в храме Христа Спасителя в Москве. На постройку ушло больше четырёх десятков лет, а в годы гонений на церковь он был варварски уничтожен, чтобы в начале нового тысячелетия стать символом возрождения веры в России.

Недавно в Московской области был построен ещё один собор, посвящённый победам российских войск — Главный Храм Вооружённых сил в Кубинке.

Контакты, официальный сайт

Адрес

Храм Христа Спасителя высится в самом сердце Москвы, на улице Волхонка, дом 15. Добираться сюда лучше на метро, рядом находится станция метро Кропоткинская, она оборудована указателями, поэтому заблудиться практически невозможно. В пешей доступности находятся и другие достопримечательности города. Напротив храма – Пушкинский музей, несколько картинных галерей и, конечно же, Кремль.

Официальный сайт

http://new.xxc.ru/

Расписание богослужений

http://new.xxc.ru/bogosluzheniya

Справки по тел.: 495-637-12-76

Часы работы
  • Соборный Кафедральный Храм: с 10 до 17 часов (по понедельникам — с 13 до 17 часов)
  • Преображенская церковь: с 8 до 19:30 (закрыта во время богослужений в ХХС)

Фотографии

*В статье использованы фото с официального сайта http://new.xxc.ru/

Исторические факты

После завершения войны и изгнания Наполеона генерал М.А. Кикин предложил возвести храм, чтобы увековечить память о победивших в этой войне. Александр I отдал необходимые распоряжения о строительстве, был проведён конкурс архитектурных проектов, по результатам которого выбрали предложенный Александром Витбергом проект. Сооружение храма-памятника становилось наглядным воплощением признательности Богу за сохранение отчизны и всего её многонационального народа. Престольный праздник храма – Рождество Христово вплоть до захвата власти большевиками почитался в качестве дня победы над французскими войсками.

Через пять лет после разгрома армии Наполеона в районе Воробьёвых гор началась стройка, но спустя несколько лет из-за проседания грунта работы остановили. На этом этапе были израсходованы немалые деньги, в результате проверки финансов архитектора, который лично распоряжался средствами, обвини в растрате и отправили в ссылку.

Царь Николай I, решивший воплотить замысел брата, указал иное место для второй попытки возведения храма неподалёку от Кремля. Автором нового проекта стал Константин Тона, по его задумке в здании присутствовало много черт, характерных для русской архитектуры. Работы по строительству велись больше четырёх десятилетий. Роспись принадлежала кистям прославленных русских художников: Верещагину, Крамскому, Сурикову. Имена героев, не пожалевших своей жизни во имя спасения отечества были запечатлены на мраморных плитах, размещённых в нижней галерее. Со стен на прихожан взирали православные святые – защитники русского государства. В целом впечатляющая внутренняя отделка храма отражала все блага, посланные России за века её существования.

Храм освятили в 1886 году в день коронации Александра III. Спустя несколько месяцев состоялось освящение пределов храма

  • во имя святого Николая Чудотворца;
  • во имя святого Александра Невского.

Регулярные богослужения собирали множество прихожан, появился свой хор певчих.

Главные юбилейные торжества широко праздновались в храме

  • трёхсотлетие дома Романовых;
  • пятисотлетие преставления Сергия Радонежского;
  • столетие Отечественной войны с французами;
  • каждое Рождество все отмечали день победы над наполеоновским войском.

Разрушение Храма

В послереволюционный период прекратилось финансирование храма, а в 1931 году он был разрушен с помощью взрывчатки. На разбор руин ушло более года, часть материалов использовали для отделки метрополитена.

Столь варварским способом новая власть освободила место для воплощения своего самого амбициозного проекта – строительства Дворца Советов. Предполагалось, что это будет здание, превосходящее по высоте все постройки в мире, со статуей Ленина наверху. Стройке не было суждено состояться, помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Только в 60-е годы заброшенной стройке нашли применение – здесь был обустроен всепогодный плавательный бассейн, функционировавший вплоть до 1990 года. С прекращением гонений на церковь появились инициативные группы по воссозданию утраченного храма. По решению властей Москвы было решено о восстановлении святыни на прежнем месте по сохранившимся рисункам и чертежам Константина Тона.

Возрождённая святыня

Строительство осуществлялось на пожертвования как организаций, так и простых граждан. Сегодня Храм Христа Спасителя больше любого другого православного собора, он способен одновременно принять 10000 прихожан. В высоту он составляет 105 метров, выше его нет храма в России. Само сооружение – копия того, что было разрушено большевиками. Вместе с прилегающей площадью и Патриаршим мостом храм составляет единый архитектурный ансамбль.

В храме всегда людно и много туристов, на входе установлены металлодетекторы, все посетители проходят досмотр. Так как это действующий храм, для посещения стоит выбрать соответствующую месту одежду. Все категории населения могут свободно пройти в храм, за отдельную плату предлагаются экскурсии и пребывание на смотровой площадке.

Залы Храма

Зал Кафедрального Соборного Храма, фото с официального сайта http://new.xxc.ruФото с официального сайта http://new.xxc.ruБогослужение в зале деревянного Храма, фото с официального сайта http://new.xxc.ruЗал Преображенской церкви Храма Христа Спасителя

Прихожанам доступны для поклонения хранящиеся здесь святыни. В храме проходят прощания с выдающимися деятелями страны. Здесь проходили церемонии, когда все желающие могли проститься с Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем, Сергеем Михалковым, другиими не менее значимыми людьми. На нижнем этаже расположился Спасо-Преображенский храм, так же открытый для прихожан и туристов.

Обязательно стоит полюбоваться внешним обликом храма, с его золочёными куполами и множеством скульптур, прочесть манифесты и имена героев на мраморных плитах, внутри храма. Окинуть взглядом столицу с высоты смотровой площадки. Ведь Храм Христа Спасителя хранит память о сражавшихся в битвах первой Отечественной войны, но он ещё и стал символом обновления и возрождения России.

Храм Христа Спасителя: история, описание, фото

Храм Христа Спасителя: история, описание, фото

Адрес: Россия, Москва, ул. Волхонка, 15
Начало строительства: 1839 год
Окончание строительства: 1881 год
Архитектор: А.К. Тон
Разрушен: 1931 году
Построен вновь: 1994 — 1997 годах
Высота: 103 метра
Святыни: частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, святые мощи митрополита Московского Филарета, ковчег с частицами святых мощей, риза Пресвятой Богородицы, глава святителя Иоанна Златоуста, мощи благоверного великого князя Александра Невского, мощи Святителя Ионы митраполита Московского, мощи Равноапостольного великого князя Владимира, мощи Иоанна Крестителя, гвоздь Креста Господня

Координаты: 55°44’40. 9″N 37°36’19.1″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:  

Краткая история

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Интерьеры самого большого храма России

Экскурсии по храму

Храм Христа Спасителя на карте

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека.

Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Экскурсии по храму

Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками. Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.

Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.

Скульптуры на входных дверях

Сегодняшний Храм Христа Спасителя напоминает солидный музей. Благодаря его оформлению современники могут ознакомиться с частью истории страны и убедиться в мужестве ее народа.

Рейтинг достопримечательности

Храм Христа Спасителя в Москве на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

«Город на память». 285. Живопись в храме Христа Спасителя

21 сентября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 285. Живопись в храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в память о победе в Отечественной войне был построен по проекту Константина Тона и освящён в 1883 году. С приходом к власти большевиков началась антирелигиозная кампания и на месте храма планировалось возвести грандиозный архитектурный памятник новому строю — Дворец Советов. Храм был взорван в 1931 году, проект советского небоскрёба помешала реализовать война и на историческом фундаменте построили открытый плавательный бассейн «Москва».

Смотрите старые фотографии: Храм Христа Спасителя. 1904-1905 гг.: https://pastvu.com/p/2805

До взрыва в храме реквизировали ценности и демонтировали всё, что могло пригодиться, например, большие мраморные мемориальные доски использовались для отделки новых административных зданий. От уничтожения были спасены несколько горельефов, украшавших фасад, — сейчас их можно увидеть в Донском монастыре. Шесть живописных полотен Василия Верещагина были намотаны на валы, переданы на хранение в Казанский собор в Ленинграде и позднее отреставрированы. Фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря», украшавшей алтарь, уцелели и находятся в музее храма Христа Спасителя. Сохранилось и алтарное мраморное кресло.

В 1988 году в атеистическом Советском Союзе торжественно отметили тысячелетие Крещения Руси. Политика государства в отношении религии смягчилась и группы православных стали обращаться с просьбами о возрождении храмов. Такая инициативная группа, ратовавшая за восстановление на прежнем месте храма Христа Спасителя, собрала тысячи подписей, был основан фонд сооружения храма и власти приняли решение закрыть бассейн и построить храм, внешне копирующий здание Константина Тона.

Возведение исторического храма продолжалось 44 года, но с современными строительными технологиями работа спорилась быстрее и заняла всего пять лет. 31 декабря 1999 года храм был открыт для посещения, а в рождественскую ночь отслужена первая торжественная литургия. В XIX веке оформление храмовых интерьеров заняло два десятка лет, над росписью трудились живописцы Императорской Академии художеств Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни.

Роспись внутри современного храма занимает площадь около 22 000 квадратных метров. Не берусь судить, насколько детально воссоздано историческое убранство, но основные живописные работы воспроизведены точно, достаточно сравнить их со старыми фотографиями. Воссоздание сюжетных и орнаментальных росписей храма осуществляла Российская Академия художеств. Возглавлял работу Зураб Церетели, координатором группы специалистов по художественному убранству был священник Леонид Калинин. Два десятка мастеров возглавляли бригады художников, это Владимир Ананьев, Николай Гаврилов, Василий Нестеренко, Сергей Присекин и другие.

Смотрите старые фотографии: Алтарь храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385918

Смотрите старые фотографии: Интерьеры храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385917

Храм имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

На своде главного купола художники изобразили Господа Саваофа, Ветхого старца. По слову Всемогущего Творца возникает земной шар и крылатые херувимы, озаренные в полете пламенем первобытного огня. Голова Господа, согласно библейскому сказанию, убелена сединой, руки воздеты. Он творит вселенную и в то же время благословляет созидаемое Им.

В поясе главного купола представлены образы ветхозаветной Церкви, имеющие особенное значение по отношению к Спасителю мира — или как предвозвестники Его пришествия, или как свидетели Его жизни и проповедники Его учения.

На сводах малых куполов изображены Святой Дух в виде голубя, в ярком сиянии, окруженный семью божественными Его дарами; Спаситель, сидящий на престоле в царском облачении с книгой и скипетром в руках; младенец Иисус Христос в окружении ангелов; Господь Вседержитель, держащий в руках скипетр и книгу судеб, запечатанную семью печатями.

Главный иконостас храма выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора. Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, вверху суживающимся, и состоящим из четырех ярусов, предназначенных для помещения икон. Внутри её находится престол. На нижнем ярусе направо от Царских врат изображён образ Господа Вседержителя, а налево — образ Пресвятой Богородицы. Второй ярус иконостаса состоит из Господних и Богородичных праздников, третий ярус представляет новозаветную Церковь и Четвёртый ярус состоит из поясных изображений Праотцев и Пророков ветхозаветной Церкви.

На парусах храма помещены священные изображения: Преображение Господне, а под ним — Евангелист Матфей; Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн; Воскресение Христово, а под ним — Евангелист Марк; Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Лука.

Смотрите старые фотографии: Роспись «Воскресение Христово» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79368

Смотрите старые фотографии: Роспись «Сошествие Святого Духа» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79371

Среди главных святынь храма Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)

Смотрите старые фотографии: Большая люстра о 148 свечах. 1880-1883 гг.: https://pastvu.com/p/64914

На стенах коридоров на мраморных досках в хронологическом порядке даны описания сражений войны 1812 года с местами и датами, названиями войсковых подразделений, именами убитых и раненых, полученными наградами. Здесь же воспроизведены Высочайшие манифесты о вступлении французской армии в пределы России, воззвание к народу русскому об ополчении, манифесты об изгнании Наполеона из пределов России, благодарности русскому народу и русскому дворянству, манифест о построении храма Христа Спасителя в Москве.

При воссоздании храма появились новые пространства, которых не было в проекте Тона. Это помещения стилобатной части, построенной на месте холма. В ней находятся Храм Преображения Господня, Музейная галерея, Зал Церковных Соборов, Зал Высшего Церковного Совета, Трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Зал Церковных Соборов предназначен для заседаний Поместных и Архиерейских Соборов, и, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, для проведения светских мероприятий. Зал открылся в 2000 году, он оснащён современной акустической аппаратурой и рассчитан на 1250 мест. Здесь проходят концерты церковных хоров, симфонической музыки, фольклорных коллективов, фестивали и конференции.

На фото: концерт «XII Священных Псалмов» в исполнении Галины Босой в сопровождении Патриаршего Хора храма Христа Спасителя.

Трапезные палаты предназначены для проведения трапез участников Поместных и Архиерейских Соборов и праздничных приёмов. В обычные дни некоторые залы могут использоваться как благотворительные столовые для паломников и туристов, а также для проведения выставок и иных мероприятий. Пять залов трапезных палат (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный, аванзал) рассчитаны на 1500 мест. Росписи залов выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных элементов и резных изображений святых. Автор проекта — академик Дмитрий Солопов (Руководитель мастерской № 2 Управления Моспроект-2).

Аванзал

Белый зал

Красный зал


На фото: музыкант Дмитрий Ревякин («Калинов Мост») во время дискуссии «Духовная лирика в поле зрения современной музыки и массовой культуры».

Патриарший зал

Сергиевский зал

Официальный сайт храма Христа Спасителя: http://www. xxc.ru

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — МОЖД-МЦК. Лужники (Воробьёвы горы)…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, православие, религия, храм Христа Спасителя, живопись, город на память.

Другие публикации

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Величественный внутри и снаружи Храм Христа Спасителя — самая высокая восточная православная церковь в мире.

По заказу царя Александра I «в знак признательности Божественному Промыслу за спасение России от омрачившей ее гибели» собор олицетворял победу над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года.


Первым местом, выбранным для строительства собора, стала самая высокая точка Москвы — Воробьевы горы. Однако почва начала оседать, и работы были остановлены. Во время правления следующего императора Николая I проект был поручен его любимому архитектору К. Тону. На новом месте, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля, где находится еще одно масштабное сооружение неоднозначного архитектора, Большой Кремлевский дворец, за 40 лет было завершено строительство.

Храм Христа Спасителя простоял чуть более 40 лет, когда в 1931 году по распоряжению Советского правительства его взорвали, чтобы освободить место для строительства Дворца Советов.Это высотное здание должно было быть выше Эмпайр-стейт-билдинг и должно было быть увенчано гигантской статуей Ленина, превышающей размеры Статуи Свободы. Однако этому не суждено было случиться. Проект был прерван из-за начала войны и нехватки средств. Позже затопленная яма фундамента была преобразована в самый большой в мире открытый бассейн, известный как бассейн «Москва».

В 1990-е годы идея восстановления старого собора медленно росла в национальном сознании, и всего через пять лет невероятных усилий, навыков и артистизма строительство было завершено на том же месте. На Рождество 2000 года собор был освящен, и теперь глава Русской Православной Церкви — Патриарх Московский и всея Руси — проводит здесь службы по большим религиозным праздникам.

Храм Христа Спасителя имеет собственный музей. На рисунках и фотографиях изображен собор до революции, а также планы проектов Дворца Советов и фотографии плавательного бассейна. Если вас интересует история, рекомендуем вам посетить музей в сопровождении гида по Москве.Вход свободный.


приходов — Церковь Христа Спасителя

Епархия: Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси

Деканат: Деканат Нью-Йорка

Адрес

340 E 71st St
New York, Нью-Йорк 10021

Электронная почта:

Сайт: christthesaviornyc.org

Церковь: 212-744-8502

Контакты прихода

Маршрут

До церкви можно добраться на машине (и парковка легко доступна в воскресенье утром) или на общественном транспорте. Сядьте на автобус № 15 на Первой авеню от центра города до 71-й улицы или на метро № 6 до 68-й улицы / Хантер-колледжа и пройдите 3 квартала на север и 3 квартала на восток. Церковь расположена на углу Первого проспекта

.

Расписание богослужений

17:00 Библейский урок (английский).
Субботний вечер

18:00 Всенощное бдение и признания.
Субботний вечер

9:00 Репетиция хора и голосовое занятие; 10:00 — Божественная литургия, за которой следует час кофе и общения (12 часов дня), урок Библии на русском языке (12:45) и воскресная школа (13:00).
Воскресенье утром

18:00 Вечерняя литургия.
Накануне великих праздников приходятся на рабочие дни

18:00 Литургия Преждеосвященных Даров с последующим постным обедом и дискуссией.
Пятничные вечера Великого поста

За полчаса до всех литургий; после субботнего вечернего всенощного бдения.
Признания

Позвоните в церковь по телефону 212-744-8502 или посетите наш сайт www.christthesaviornyc.org, чтобы узнать расписание других служб, или позвонить пастору, чтобы организовать крещение, бракосочетание, поминки, службы в честь Дня благодарения и т. д., или назначить встречу со священником.

История прихода

В 1994 году Православная церковь Христа Спасителя на Манхэттене отметила свое 70-летие. Юбилей совпал с празднованием двухсотлетия Православия в Америке и с 70-летием канонической независимости Русской Митрополии в Северной Америке, провозглашенной Детройтским собором в 1924 году.Решение Собора было напрямую связано с основанием Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке. Обеими событиями православные верующие отреагировали на насильственные наступления «Живой церкви», вдохновляемые и защищаемые советским режимом. «Живая Церковь» довольно успешно завладела собственностью Митрополии и путем церковного суда приобрела церковь Св. Николая в Нью-Йорке, папский собор Митрополии.

Чтобы восполнить эту потерю, по благословению митрополита Платона сотня русских иммигрантов была объединена в храм Христа Спасителя.Община начала быстро расти, и в 1927 году она приобрела здание на Мэдисон-авеню и 121-й улице в Манхэттене. В 1930-40-х годах Храм Христа Спасителя стал самым большим русским храмом в городе с различными общественными службами и мероприятиями. Когда-то здесь располагались классы Владимирской духовной семинарии. В декабре 1948 года митрополит Феофил с Архиерейским Синодом возвел храм Христа Спасителя в статус Кафедрального собора Нью-Йорка.

Затем последовал долгий период упадка, который в конечном итоге вынудил правление продать церковное здание в Гарлеме и переехать в более скромное помещение в Ист-Сайде.В 1976 году священник Иоанн Мейендорф стал настоятелем церкви, и под его началом к ​​общине присоединилась новая англоязычная община с пастором отца Стивена Пламли. В течение года русской общине служил отец Алексий Виноградов, который затем пригласил на его место отца Михаила Аксионова Меерсона, недавно иммигрировавшего из Советского Союза. Несколько лет две общины, русскоязычная с отцом Михаилом и англоязычная с отцом Стефаном Пламли жили и поклонялись вместе под руководством отца Иоанна Мейендорфа.

Здесь дирижировали несколько одаренных хоровых руководителей, таких как Джулия Холмс, матушка Ольга Меерсон, Сара Лофт-Моррис и Линетт Гахим. В настоящее время хором руководят два руководителя хора — Наташа Лутова и Екатерина Калмус.

В 1985 году англоязычная община под руководством отца Стивена Морриса сформировала новую общину, известную как Миссия Святой Марии Магдалины, и начала богослужение на территории Объединенной теологической семинарии недалеко от Колумбийского университета, где отец Моррис стал капелланом ОСА.В настоящее время пастырем Миссии Святой Магдалины является отец Яков Рыклин, бывший прихожанин храма Христа Спасителя. Христос Спаситель превратился в двуязычное сообщество с поклонением и деятельностью на двух языках: английском и русском. Его до сих пор обслуживает отец Майкл Меерсон, ставший настоятелем в 1985 году.

Сообщество продолжает расти. это дружелюбное место, где две группы — новые иммигранты из бывшего Советского Союза и американцы, большинство из которых обращаются в православную церковь, поклоняются и работают в единстве.Средний возраст — от 30 до 40 лет. В приходе много детей. Приглашаем посетителей, и у них есть хорошая возможность познакомиться с интересными людьми за чашкой кофе после воскресной литургии.

достопримечательностей Москвы. Храм Христа Спасителя.

Спросите у эксперта по путешествиям

* Нужен совет или вы готовы забронировать, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам. Специалисты VisitRussia помогут вам в режиме 24/7.

Храм Христа Спасителя — главный собор Русской православной церкви, расположенный недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки.Это самый большой собор Русской Церкви, рассчитанный на 10 000 человек, построенный в традициях русско-византийского стиля и пользовавшийся широкой государственной поддержкой в ​​начале строительства. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят Верхняя церковь, собственно Храм Христа Спасителя, и Нижняя церковь, Преображенская церковь, построенная в память об Алексиевском монастыре. Храм Христа Спасителя в Москве был построен в благодарность Богу за помощь и заступничество в сложный период российской истории — во время войны 1812 года.Это памятник русскому народу за его отвагу и героизм. Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка церкви на Воробьевых горах. Здание должно было состоять из трех частей — Воплощения, Преображения и Воскресения. Вскоре земля холма начала проседать под тяжестью строящейся постройки. Император Николай I счел проект Витберга неудачным и неработающим. В 1832 году архитектором был назначен Константин Тон.Было решено начать строительство возле Кремля, на месте бывшего Алексиева монастыря, который планировалось разрушить. Тогда одна из монахинь разрушенного монастыря заявила, что новая церковь не будет стоять здесь более 50 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.