Разное

Кафедральный собор храм христа спасителя в москве: ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Храм Христа Спасителя в Москве

  • Адрес: ул. Волхонка, 15
  • Метро:  Кропоткинская
  • Режим работы: понедельник с 13:00 до 18:00 вторник-воскресенье с 10:00 до 18:00
  • Рекомендуемое время посещения:
    1 час
  • Ссылка на сайт

ОПИСАНИЕ

Храм Христа Спасителя является главным храмом страны. Именно здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси, а также заседают церковные форумы. Кафедральный собор возведен в честь победы над армией Наполеона и в память о погибших солдатах. В соборе отпевают известных личностей, выставляют для поклонения православные реликвии. На территории работает музей и смотровая площадка, подземный паркинг на 305 автомобилей.


СТОИМОСТЬ

Вход в храм и музей бесплатный, в музее проводятся платные экскурсии для двух и более человек. На смотровую площадку пускают только экскурсионные группы.


СОВЕТЫ

По воскресеньям, а также в православные праздники попасть в храм стремятся тысячи верующих. Вместимость собора – 10 000 человек, поэтому образуются большие очереди, и большинству так и не удается войти внутрь. Многие занимают очередь накануне и стоят в ней до самого утра. Пригласительных или билетов для желающих посетить храм не существует, однако в храме часто можно увидеть чиновников и известных людей, которые проходят без очереди.

Не всегда богослужения проходят в храме. По средам и воскресеньям в 17 часов и 14 часов соответственно совершают акафист Пресвятой Богородице в Преображенской церкви, здесь же по будням можно проводят панихиды, крещения, венчания, молебны.

Для желающих посетить музей работает экскурсионное бюро.

Желательно войти в собор немного раньше, чем начнется богослужение. Так вы успеете поставить свечи и приложиться к иконам. Женщины обязательно должны покрыть голову, мужчины, наоборот, должны снять головной убор. Дамам запрещен вход в брюках, шортах и коротких юбках. Нельзя брать с собой птиц и животных. Мобильные телефоны должны быть отключены.

Мужчины во время богослужения стоят с правой стороны, женщины с левой. Сидеть разрешается только пожилым и больным людям.

Тем, кто планирует посещение собора в рождество, стоит приготовиться к долгому ожиданию на улице, поэтому стоит одеться тепло. Мужчинам рекомендуется надеть брюки и рубашку, женщинам платье или юбку и кофту с длинным рукавом.

Для заказа службы в церкви необходимо написать записку и опустить ее в церковный ящик.

Расписание богослужений обновляется регулярно на официальном сайте храма. В летний период некоторые из них проходят в храме-часовне. Тем, кто хочет посетить место как турист, можно прийти в храм в любой день недели. Также прогулки разрешены по прилегающей территории, особенно красиво здесь в вечернее время, когда собор подсвечен.

Храм Христа Спасителя. Главный кафедральный собор глазами инженера

Продолжительность:

2 часа

Место сбора:

м. «Кропоткинская», в центре зала

Часть экскурсии проходит на улице. Пожалуйста, одевайтесь тепло, надевайте удобную обувь.

Храм Христа Спасителя — один из главных символов России, свидетель ее сложной и интересной истории. Храм задумывался как памятник победе в Отечественной войне 1812 года, переносился с далекой московской окраины в центр города, был разрушен и восстановлен из пепла. На экскурсии вы посмотрите на главный кафедральный собор Русской православной церкви с инженерной, искусствоведческой, исторической и религиозной точек зрения.

На экскурсии вы увидите:

  • один из самых больших живописных куполов мира;

  • 22000 кв.м. росписи, из которых 9000 покрыты сусальным золотом;

  • центр города с самой высокой точки Москвы XIX века.

На экскурсии вы узнаете:

  • почему храм начали строить на Воробьевых горах, а перенесли на Волхонку;

  • как мог бы выглядеть храм в соответствии с другими проектами;

  • как в XIX веке штукатурили и расписывали стены, создавали бронзовые скульптуры, отапливали большие помещения и золотили купола;

  • в чем особенность крестово-купольных храмов с архитектурной и инженерной точек зрения;

  • как должен был выглядеть Дворец Советов и почему он не был построен.

Продолжительность: 1,5 часа.

Где начинаем: м. «Кропоткинская», у вестибюля метро в начале Гоголевского бульвара.

Где заканчиваем: на выходе из Храма Христа Спасителя.

Организационные моменты: 

  • Предварительная покупка билетов через сайт обязательна.

  • Вы узнаете нашего гида по белой табличке с надписью «Москва глазами инженера».

  • Часть экскурсии проходит на улице. Пожалуйста, одевайтесь по погоде, надевайте удобную обувь.

  • Фото- и видеосъемка внутри храма запрещены, фотографировать можно только на смотровой площадке.

  • При посещении храма необходимо соблюдать дресс-код: для женщин — юбка и платок (или другой головной убор), для мужчин — длинные брюки и отсутствие головного убора. В теплое время года у посетителей должны быть закрыты плечи и ноги ниже колен. Если у вас нет юбки, платка или длинных брюк, их можно взять напрокат в экскурсионном бюро храма.

  • Организатор оставляет за собой право переноса или отмены мероприятия.

  • Просим вас соблюдать перчаточно-масочный режим.

  • Для комфортной слышимости в условиях соблюдения социальной дистанции гид будет использовать громкоговоритель.

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.

Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

«Храм Христа Спасителя» (Москва, улица Волхонка, дом 15) — уДИВительный, Потрясающий !! В этом Храме необходимо побывать каждому Россиянину ! Это наше ДОСТОЯНИЕ !! Была здесь много раз. Впервые попала на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (в Рождественский сочельник 6 января 2000г.). Незабываемое !! С нами был тогда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ||. Царствие ему Небесное ! (Стояла совсем рядом, около ограждения). А в декабре 2008 г. прощалась с ним …. Столпотворение было просто дикое ! Если бы НЕ было наших защитников, ребят- спецназовцев, сдерживающих толпу …. Спасибо им ОГРОМНОЕ !! Вход тогда был со стороны недалеко от метро «Кропоткинская». Этим же входом воспользовались вместе с сестрой и племянницей-«крестницей» при посещении Мощей Андрея Первозванного. Но следующие посещения были уже более организованными: со стороны метро «Спортивная»(Лужники) и «Фрунзенская» очередь двигалась с промежутками в 15-20 минут, перегораживаемая прекрасно организованной охраной. Спасибо им ОГРОМНОЕ ! Проходили мимо знаменитого Памятника Василию Лановому, Георгию Юматову, Алине Покровской и суворовцу Ване Трофимову, героям фильма «Офицеры». К нам же в очереди подходили Священнослужители, подбадривая нас, а девушки-красавицы угощали вкуснейшей гречневой кашей с горячим сладким чаем, постоянно подносили питьевую воду. На всём протяжении были мноногочисленные био-туалеты. Стоять в очередях, очень даже многолюдных, по 4-5 часов совсем НЕ сложно, ведь в этих очередях ПОСТОРОННИХ людей быть НЕ может !! Это Я так стояла и к Матери Божией Пресвятой Богородицы со Священной Горы Афон (Греция), где нам всем дарили Иконку с её изображением и Пояс, а в июле месяце 2017 г. Святителя Николая, Чудотворца! Все эти посещения Святых Угодников — Непередаваемо! Просто БЛАГОДАТЬ !! В далёком 2010 г. На Новогодней ёлке была с внуком и внуком сестры! Это происходило в Зале Церковных Соборов — ПОТРЯСАЮЩИЙ Зал, Великолепная Ёлка !! А сейчас немного о самом Храме (из официального сайта): «Храм Христа Спасителя в Москве построен как благодарность Богу за помощь и заступничество в трудный период истории России — со время Отечественной войны 1812 г. Это памятник Русскому Народу за его мужество и героизм! 12 окт.1817г. состоялась закладка Церкви на Воробьёвых горах. Но вскоре почва гор начала оседать под тяжестью возводимого сооружения. Строительство решили начать недалеко от Кремля, на месте бывшего Алексеевского монастыря, котор.решили снести. «Новая Церковь НЕ простоит здесь больше 50 лет»,- сказала тогда одна из монахинь. Так и случилось…. В 1839 г.здпние было заложено, а уже в 1860г.Храм предстал перед Москвичами! Позже была устроена набережная и закончена внутренняя роспись. В дек.1880 г. Храм стал Кафедральным. 26 мая 1883 г. В День Вознесения Господня, он был освящён.Наались регулярные богослужения. С 1918 г. Храм полностью лишился помощи от государства, а 5 декабря 1931г.был унижтожен.ор простоял 48 лет, сбылись предсказания монахини. Из-за начала ВОВ план о строительстве на его месте Дворца Советов был сорван. В 1958-60 гг. здесь сооружается бассейн, куда, учась в 5-6 классах средней школы, я посещала этот бассейн даже в холодное время года…..Вода была тёплая, но чувствовала себя, помню, НЕ совсем комфортно…., особенно, когда надо было «подныривать» через разделительную зону, прежде чем попасть в бассейн…как-будто что -то тянуло меня вниз. Теперь ясно, почему…. В 1992г.начинаетсч движение за возрождение Храма и уже в ночь 🌃 с 6 на 7 января 2000 г. Святыня была возрождена! Храм Христа Спасителя — самый большой собор Православной Церкви, он вмещает до 10.000 человек. Общая высота сооружения — 103 метра. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный Гранит , привезенный из Финляндии. Храм является Мемориалом Русской воинской Славы, памятником всем, кто за Отчизну ….»положил животы своя.» Рекомендую всем посетить нашу СВЯТЫНЮ ! Всех с Наступающей Светлой Пасхой !!

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

История создания

Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина. Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.

Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг. Его проект на фоне остальных выделялся масштабом — высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек. Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»

В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени — около 400 тысяч человек — на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы. Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект. По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор. Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.

От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге. Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня — район рядом со станцией метро «Кропоткинская»). Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.

Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового. По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.

Алексеевский монастырь

Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя. Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи. В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена. В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня.

Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры.

Озеро Сенеж

Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две. Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж. Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан. Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь».

Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Не дожил до конца стройки и Николай I. Храм планировалось освятить в 1881 году. Однако церемония сорвалась из-за бомбы народовольцев, убившей Александра II. Освящение состоялось только в 1883-м, в день коронации Александра III, которая проходила в Успенском соборе Кремля. В последующие годы в храме Христа Спасителя отмечались все большие религиозные праздники: 300-летие дома Романовых, 100-летие со дня окончания войны 1812 года и другие. А Рождество Христово до 1918 года отмечалось как день спасения России и победы в Отечественной войне.

Храм простоял чуть больше 50 лет. Летом 1931-го по указанию Иосифа Сталина его было решено снести для постройки главного здания СССР — Дворца Советов. Так же, как и в прошлые столетия, был объявлен конкурс, но уже не международный, а всесоюзный. В нем победил Борис Иофан — архитектор Дома на набережной. Начались работы по демонтажу храма. Так как разобрать здание полностью не удалось, было решено его взорвать. Через несколько лет началась стройка, которая так и не была закончена. Во время Второй мировой войны металлические конструкции, предназначенные для стройки дворца, использовали для восстановления мостов. После войны в фундаменте, оставшемся от здания, было решено разместить бассейн.

Самый большой в Европе бассейн «Москва», в котором можно было плавать круглый год, был открыт в 1960-м. За спортивным объектом закрепилась дурная слава. Там периодически тонули люди — якобы действовала радикальная группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. О храме за 30 лет никто не забыл. Говорили, что по ночам в воде бассейна отражается храм. Соседством с бассейном была недовольна администрация Музея им. Пушкина: эксперты жаловалась на то, что зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Однако ни слухи, ни просьбы не помешали бассейну проработать больше 30 лет, до начала работ по воссозданию храма Христа Спасителя в 1994 году.

Так же, как и 200 лет назад, в числе инициаторов воссоздания храма Христа Спасителя были литераторы. Указ был издан первым президентом России Борисом Ельциным. Деньги на храм собирали «всем миром». Стройка, которая в XIX веке заняла около сорока лет, была завершена в трехлетний срок. Здание восстановлено по проекту Константина Тона под руководством архитектора Алексея Денисова, позже — Зураба Церетели. Внешний вид и убранство храма отличаются некоторыми деталями, самая заметная из которых — барельефы. До 1931 года они были белокаменными, сейчас — бронзовые. Немного увеличилась высота храма. Внутреннее убранство изменилось существенно. Практически ничего из храма, стоявшего на этом месте до 1931-го, здесь нет. Однако это не значит, что ничего не осталось.

Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва

Убранство

Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга.

Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская». Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма. Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен.

Колокола

Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции».

Камень

Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»), а также гостиницы «Москва». Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР. Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.

В храме Христа Спасителя и в Елоховском соборе прошли первые службы после открытия — Общество

МОСКВА, 2 июня. /Корр. ТАСС Андрей Ермилов, Павел Скрыльников/. Кафедральный соборный храм Христа Спасителя и Богоявленский собор в Елохове во вторник первыми из московских храмов Русской православной церкви (РПЦ) открылись для прихожан после периода изоляции из-за пандемии коронавируса. Корреспонденты ТАСС побывали в храмах, поговорили с прихожанами и работниками и узнали, как будут проходить службы и какие меры безопасности будут приняты в условиях пандемии.

Первая служба в храме Христа Спасителя в условиях постепенного снятия ограничительных мер проходила во вторник в Преображенской церкви, которую в обиходе называют «нижним храмом». Людей на утреннем богослужении было немного, порядка 20, поэтому проблем с социальной дистанцией не возникло. Тем не менее служащие постоянно напоминали о необходимости ее соблюдения.

На входе охрана просила всех прихожан надеть маски и перчатки. Для тех, кто пришел без средств индивидуальной защиты, их выдавали.

Возобновление служб 

По словам прихожан, они ждали возобновления служб. «Последние месяцы я провела дома, когда узнала, что сегодня утром здесь пройдет служба, очень обрадовалась. Эти дни я молилась дома, но в храме, конечно, совершенно другая атмосфера <…> Очень непривычно находиться в храме в медицинской маске и перчатках, но это разумное требование, учитывая, что риск заразиться еще есть», — рассказала жительница Москвы Елена Афанасьева.

По словам работников, в ближайшие дни все службы будут начинаться в 8 утра и проходить в Преображенской церкви. По их окончании церковь для верующих будет закрываться.

Сам храм Христа Спасителя открыт ежедневно с 10 до 17 часов, но первые службы пройдут здесь в преддверии дня Святой Троицы (или Пятидесятницы). В субботу, 6 июня, пройдет Всенощное бдение, а непосредственно в день праздника, 7 июня, будет отслужена Божественная литургия. До этого момента прихожане смогут зайти в храм, купить и поставить свечи, а также подать записки о здравии и упокоении родных и близких.

«Все эти дни мы ждали сообщения о возобновлении служб и подготовились к этому событию — при необходимости будем раздавать маски и перчатки, на полу храма сделали яркую желтую разметку в виде квадратов, на которые необходимо будет ориентироваться, чтобы соблюсти рекомендуемое расстояние. Надеемся, что ситуация постепенно наладится и мы войдем в обычный ритм жизни», — рассказал ТАСС один из сотрудников храма.

Службы в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове

Рано утром на службе в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове было более 100 прихожан, позднее, во внебогослужебное время, десятки верующих также пришли помолиться. На полу собора нанесена специальная разметка по социальному дистанцированию во время молитвы. «Во время службы, — а она началась сегодня рано, в 7:20, — было сложно оценить количество прихожан. Но их было больше сотни», — рассказал ТАСС священник (максимальная вместимость Елоховского собора — 3 тыс. чел.).

Работник храма, измеряющий температуру на входе, рассказал ТАСС, что рад возобновлению богослужений. По его словам, психологически вынужденную изоляцию духовенству было воспринимать сложно: священник «обязан служить, обязан помогать — а он не может этого делать».

Для клира собора, как сообщил один из священников, новость о его открытии, поступившая во время вечерней службы 1 июня, стала приятной неожиданностью, так как служить без прихожан духовенству было тяжело. Он отметил, что Елоховский собор никогда не закрывался, даже в советское время. Тем не менее в храме, по его словам, все было готово для того, чтобы принять верующих: во время службы сотрудники прихода раздавали средства индивидуальной защиты — перчатки и маски — прихожанам, у которых их не было, а на входе каждому входящему в собор измеряли температуру.

Елоховский собор стал первым в Москве, понесшим утрату из-за коронавируса: его настоятель протоиерей Александр Агейкин умер от вызванных инфекцией осложнений 21 апреля, а вскоре умер протодиакон Евгений Трофимов. Также переболел коронавирусной инфекцией один из клириков, который сообщил корреспонденту ТАСС, что отправляется сдавать кровь для переливания заразившимся, так как у него после выздоровления были обнаружены антитела.

Открытие храмов 

Рабочая группа при патриархе Московском и всея Руси Кирилле по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции 1 июня сообщила, что храмы Москвы откроются для прихожан с 6 июня.

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя.

Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Расположен недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годы внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX в. Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года. здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте к 1999 году.

Крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тысяч человек. Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

В состав современного комплекса храма Христа Спасителя входят:
— верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 19 августа 2000 года.
— нижний храм — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 19 августа 1996 года.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I  в честь победы подписал Высочайший Манифест о построении  в Москве церкви во имя Христа Спасителя и издал Высочайший указ Святейшему Синоду об установлении празднества 25 декабря. В древней разрушенной столице должен был появиться храм-памятник. Сама идея строительства такой церкви принадлежала генералу армии М.А. Кикину. Этот замысел горячо поддержали все слои русского общества. После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было соорудить кафедральный собор во имя Христа Спасителя.

В том же 1814 году был проведён  конкурс. В нем участвовали  архитекторы А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.П. Стасов и др. Из 20 вариантов проекта строительства был утвержден проект художника К. М. Витберга.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Но строительство его шло медленно, обнаруживались значительные хищения.

В 1826 году новым императором Николаем I возведение собора было остановлено. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. 10 апреля 1832 года царь утвердил новый проект строительства, составленный архитектором Константином Тоном, «русско-византийский» стиль которого был ему близок. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Был снесён  располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Но строительство началось только 10 сентября 1839-го и продолжалось почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году, в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству: над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г.И. Семиградский и другие известные художники.

13 декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование кафедрального, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая (7 июня) 1883 года, в день Вознесения Господня, состоялось его торжественное освящение, совершенное в присутствии императора Александра III.

В 1901 году был учрежден собственный хор храма, считавшимся одним из лучших в Москве. В нем участвовали знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Здесь пели Ф.И. Шаляпин и К.В. Розов. В 1912 году в сквере возле храма был установлен памятник Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин).

В храме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н. В. Гоголю. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

В августе 1917 года в храме Христа Спасителя был открыт Всероссийский Поместный собор РПЦ (1917-1918), на котором вновь, по прошествии множества лет, был избран патриарх (им стал архиепископ Московский Тихон). 

В 1918 году после издания декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм лишился государственного финансирования. Тогда же было создано Братство Храма Христа Спасителя, призванного поддерживать жизнь храма. С 1922 года он оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. 5 декабря того же года храм был взорван. Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но ему не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война. Многие годы после взрыва на месте храма Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1990-х годов.

В конце 1980-х  возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект восстановления храма подготовили реставраторы А.М. Денисов и М.М. Посохин. Вскоре авторы проекта уступили место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова. 19 августа 1996 года, в день Преображения Господня, Патриарх Алексий II освятил нижний Спас-Преображенский храм.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего  предшественника. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось великое освящение храма, а 20 августа здесь состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В храме также начал свою работу музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.

14 марта 2004 года на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ; был создан Совет попечителей. Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Москва Храм Христа Спасителя

У возрожденного Храма Христа Спасителя, одного из самых внушительных и противоречивых зданий в России, была короткая, но бурная история. Первоначально он был введен в эксплуатацию после поражения Наполеона, но работы по его строительству не начинались до 1839 года. Спроектирован великим петербургским архитектором Константином Тоном, который также отвечал за Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Кремля и чей церковный дизайн был пионером. В стиле византийского возрождения собор возведен для максимального эффекта на набережной всего в нескольких минутах ходьбы от Кремля.К сожалению, это повлекло за собой разрушение средневекового Алексеевского монастыря, ход событий, придающий интригующей иронии судьбе самого собора.

Огромный и чрезвычайно дорогой собор в конце концов был освящен в 1883 году, и его огромные медные купола возвышались над горизонтом Москвы. Однако на строительство и украшение собора ушло почти столько же времени, сколько он останется в своем первоначальном воплощении. По довольно очевидным причинам он был выделен советским правительством для разрушения, а в 1931 году разнесен на куски, чтобы освободить место для предполагаемого Дворца Советов, одного из самых влиятельных памятников архитектуры, который никогда не был построен.Проект, одобренный Сталиным, должен был иметь высоту более 400 метров, с огромной статуей Ленина на вершине, и, хотя он так и не был построен, проект, тем не менее, был праотцом Семи сестер, величественных сталинских небоскребов, которые ниже центральной части города. Москва. Только основы были заложены, когда Вторая мировая война внезапно положила конец столь амбициозному проекту, а преемник Сталина Никита Хрущев не терпел таких грандиозных проявлений высокомерия. Проект был заброшен, а территория превратилась в самый большой в мире открытый бассейн, в котором круглый год поддерживалась температура 27 ° C.Результатом стал плотный покров тумана, скрывавший множество ужасных смертей (и убийств) среди пловцов.

Символическое значение этого места было подтверждено после распада Советского Союза, когда амбициозный мэр Москвы Юрий Лужков объединил усилия с православной церковью, чтобы возродить собор в рамках проекта реконструкции стоимостью 360 миллионов долларов. Построенный в 2000 году, новый собор частично основан на оригинальном дизайне Тона, но построен из современных строительных материалов и оборудован всеми современными удобствами, включая кондиционер, средства связи, лифты и подземную парковку.Посетители могут увидеть собор только в рамках организованной экскурсии, одной из изюминок которой является панорамный вид с 40-метровой смотровой площадки.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Величественный внутри и снаружи Храм Христа Спасителя — самая высокая восточная православная церковь в мире.

По заказу царя Александра I «в знак признательности Божественному Промыслу за спасение России от омрачавшей ее гибели» собор олицетворял победу над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года.


Первым местом, выбранным для строительства собора, стала самая высокая точка Москвы — Воробьевы горы. Однако почва начала оседать, и работы были остановлены. Во время правления следующего императора Николая I проект был поручен его любимому архитектору К. Тону. На новом месте, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля, где находится еще одно масштабное сооружение неоднозначного архитектора — Большой Кремлевский дворец, — завершилось строительство 40 лет.

Храм Христа Спасителя простоял всего чуть более 40 лет, когда в 1931 году по приказу Советского правительства его взорвали, чтобы освободить место для строительства Дворца Советов. Это высотное здание должно было быть выше Эмпайр-стейт-билдинг и должно было быть увенчано гигантской статуей Ленина, превышающей размеры Статуи Свободы. Однако этому не суждено было случиться. Проект был прерван из-за начала войны и нехватки средств.Позже затопленная яма фундамента была преобразована в крупнейший в мире открытый бассейн, известный как бассейн «Москва».

В 1990-е годы идея восстановления старого собора медленно росла в национальном сознании, и всего через пять лет невероятных усилий, навыков и артистизма строительство было завершено на том же месте. В Рождество 2000 года собор был освящен, и теперь глава Русской Православной Церкви — Патриарх Московский и всея Руси — проводит здесь службы по большим религиозным праздникам.

В Храме Христа Спасителя есть собственный музей. На рисунках и фотографиях изображен собор до революции, а также планы проектов Дворца Советов и фотографии бассейна. Если вас интересует история, рекомендуем вам посетить музей в сопровождении гида по Москве. Вход свободный.


Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя имеет трехфазную историю: строительство, снос и реконструкция.В 1812 году, после поражения вторгшихся армий Наполеона в Отечественной войне, царь Александр I постановил построить в Москве храм во имя Христа Спасителя в знак благодарности Богу за спасение России от врагов. Ранние планы предусматривали строительство церкви на Воробьевых горах, но из-за неустойчивой почвы на первоначальном месте Николай I назначил новое место возле Кремля в 1827 году. Строительство церкви было завершено при Александре II, и собор был освящен в 1883 году, во время правления Александра III.Некоторые из самых выдающихся российских художников и архитекторов XIX века работали над реализацией этого проекта.

Политбюро Иосифа Сталина решило разрушить собор и заменить его огромным Дворцом Советов, увенчанным статуей Владимира Ленина, которая затмила бы Статую Свободы Соединенных Штатов. В декабре 1931 г. храм Христа Спасителя был застрелен и разрушен; однако планы строительства Дворца Советов так и не были реализованы.Фундаментом стал огромный зеленый бассейн. Разрушение Храма Христа Спасителя произошло в духе революционного иконоборчества конца 1910-х — начала 1920-х годов, когда большевики свергнули символы старой России. Но снос собора был также частью беспрецедентного изменения пейзажа Москвы, которое включало разрушение других церквей и здания Московского метрополитена под надзором первого секретаря Московского парткома Лазаря Кагановича.

Процесс восстановления разрушенного собора начался в 1990 году с обращения Священного Синода Русской Православной Церкви к российскому правительству с просьбой дать разрешение на восстановление церкви на ее первоначальном месте. Этот проект, возглавляемый Патриархом Алексеем II и мэром Москвы Юрием Лужковым, был завершен в 1996 году, а храм Христа Спасителя был освящен в 2000 году.

См. Также: Алексей II, патриарх; каганович, лазарь мойсеевич; лужов юрий михайлович; русская православная церковь

библиография

Болен, Селестина.«Снова восстает разрушенный Сталиным собор». Нью-Йорк Таймс. 13 сентября 1998 г .: E11.

Николас Гансон

Куда пойти в Москве

Храм Христа Спасителя считается главным собором России, литургию в нем часто совершает глава Русской Православной Церкви, сам Патриарх. Этот собор является памятником Русской Победы над Наполеоном в 1812 году в соответствии с давней русской традицией возведения церквей в знак благодарности Богу за победу.Отсюда и название собора.

На строительство этого впечатляющего собора в 19 годах ушло 44 года. Главный купол имел диаметр 25 метров и был покрыт красной медной листвой и позолочен 400 килограммами золота в технике «огненная позолота». Внутреннее убранство обогатили сотнями картин ведущих художников современности. Собор вмещал 10 000 прихожан…

5 декабря 1931 года по приказу Сталина большевики взорвали собор.Ходили слухи, что, глядя на карту Москвы, Сталин указал на ее центр и сказал: «Нам нужно еще одно кольцо церквей». Он планировал построить вокруг города восемь «небоскребов». Центральным «небоскребом», который так и не был возведен, был так называемый Дворец Советов. Сталин планировал построить его на месте разрушенного собора. Дворец Советов задумывался как самое высокое сооружение в мире того времени: 300 метров в высоту и 100-метровая статуя Ленина.Советский архитектор Борис Иофан выиграл международный конкурс со своим проектом, напоминающим Вавилонскую башню.


Вторая мировая война отложила планы Сталина, и после войны советские власти построили на этом месте открытый бассейн — единственный в своем роде круглый бассейн диаметром 129,5 м!

Восстановление церкви началось в 1994 году и длилось 4 года. Пожертвования на его восстановление шли со всей страны.Это был акт национального покаяния за годы агрессивного атеизма. Рядом с собором находится парк с памятником русскому царю Александру II, убитому террористами незадолго до церемонии освящения первоначального собора в XIX веке, в которой он должен был участвовать.

Соборный комплекс состоит из нижнего храма Преображения Господня, Зала церковных соборов, Музея русской православной иконы и Музея раритетов, оставшихся от прежнего храма.

Посещение Храма Христа Спасителя входит в состав большинства из наших заранее запланированных частных туров и может быть частью — индивидуального тура, разработанного специально для вас.

Реконструкция Храма Христа Спасителя

Реконструкция Храма Христа Спасителя

Зои Нокс

Огромный храм Христа Спасителя в Москве является очевидным свидетельством того, что Православная церковь занимает центральное место в духовной и политической жизни страны.Царь Александр I постановил построить собор в память о победе русских войск над наполеоновскими захватчиками в 1812 году. Собор, который был окончательно освящен в 1883 году, был разрушен всего 48 лет спустя по приказу Сталина. Планы Дворца Советов, музея и памятника советской мощи, были заброшены после того, как сталь с строительных лесов собора пошла на военные нужды, и место оказалось слишком болотистым, чтобы выдержать строительство. Остатки фундамента стали частью открытого бассейна, который открылся в 1960 году и закрылся в 1993 году.1 В 1994 году в рамках проекта реставрации зданий в центре Москвы мэр Юрий Лужков объявил, что собор будет отстроен заново. Многие россияне считали, что это пространство может возродить культурную и духовную самобытность нации. Собор, освященный в сентябре 1997 года, является одним из самых ярких элементов городского пейзажа. Он наполнен национальной символикой, намекающей на имперскую мощь России, постсоветское возрождение православия, новую эпоху нации и место Москвы в духовной жизни страны.Это также демонстрирует благосклонность, оказываемую Московскому Патриархату различными политическими деятелями, участвующими в его восстановлении.

Лужковский собор

Участие государства в проекте было весьма спорным, особенно роль Лужкова. Мэр Москвы пользовался неизменной популярностью на протяжении всего срока своего пребывания в должности, несмотря на обвинения в сомнительной деловой практике и связях с организованной преступностью2. Он — влиятельная политическая фигура, известная своими амбициями и способностью реализовывать огромные проекты.По словам Дональда Йенсена, эксперта по политике российского бизнеса, «у мэра репутация человека, который добивается результатов — даже в мельчайших деталях, не говоря уже о том, как именно» 3. Собор на сегодняшний день является самым заметным предприятием Лужкова. Это было настолько воспринято как его любимый проект, что в игре слов о миниатюрном Лужкове он насмешливо назвал «Собор Лужока Спасителя» 4. Проект снискал ему расположение Патриарха Алексия II и многих (хотя далеко не все) столичных, если не страны, православных верующих.На официальном открытии в октябре 2000 года Лужков заявил, что собор «поможет возродить православие и духовность в России» 5. Возможно, для Лужкова большее личное значение имел тот факт, что собор продемонстрировал собственную мощь Лужкова в столице.

Стоимость

Стоимость реконструкции остается спорной: общая сумма оценивается в 250-500 миллионов долларов США. Критики проекта утверждали, что эти деньги остро нужны где-то еще, например, в школах и больницах, и не только в столице, но и по всей стране.Альфред Кох, заместитель председателя Госкомимущества, спросил: «Как вы можете объяснить тот факт, что в нашей так называемой цивилизованной стране капитал тратится на строительство одной церкви больше, чем на школы и больницы?» 6 деньги поступали из федерального бюджета, стоимость проекта вызвала недовольство Москвы теми, кто находится за пределами относительно благополучного Подмосковья. Также утверждалось, что если бы деньги были отложены на реконструкцию исторических памятников, они могли бы быть использованы для восстановления сотен, а возможно, и тысяч ветшающих православных церквей, которые нужны прихожанам по всей стране. Сбор средств: Всем Значит

Источник финансирования — еще один предмет разногласий.Хотя официальные источники Московского Патриархата утверждали, что 25 миллионов граждан сделали пожертвования на реконструкцию, это не могло составлять значительную часть ее стоимости7. Большая сумма денег поступила из федерального бюджета. Отчасти это было связано с деловыми связями Лужкова. Дженсен утверждал, что Лужков добивался пожертвований, оказывая услуги компаниям, в том числе государственному торговцу оружием, и предоставляя компаниям налоговые льготы для пожертвований. Он отметил, что в тот же день, когда Столичный банк пожертвовал золото для купола, ему были переданы права на управление банковскими счетами Патриархии.8 И в качестве дополнительного стимула имена жертвователей были выгравированы на мемориальных досках в соборе.

Среди других финансовых скандалов — 11,8 млн долларов, выделенных правительством Московскому Патриархату на покупку коллекции икон для собора. Этот взнос держался в секрете до тех пор, пока он не вызвал интерес у депутата Думы, который потребовал, чтобы Патриархат обнародовал, как были потрачены эти деньги, и Moscow News , в котором расследовалось, как Патриархат расходует деньги налогоплательщиков.9 Скандал указал на неподотчетность Патриархата, тайный характер государственных пожертвований и отсутствие контроля за расходованием государственных денег. В сфере культуры дискуссия велась вокруг художественных достоинств (или недостатков) реконструкции 10

.

Многозначность собора

Реконструкция собора имела большое значение как для Московского Патриархата, так и для администрации тогдашнего президента Бориса Ельцина. В официальной риторике собор символизировал возрождение Православия, силу Церкви и ожидаемое моральное и духовное возрождение России.Считалось, что храм Христа Спасителя укрепляет присутствие русского православия в духовной и культурной жизни столицы. Заметность реконструкции является мощным символом постсоветского политического присутствия Церкви и поддержки Патриархата политиками.11 Скорость реконструкции и ее завершения к 850-летию Москвы, несмотря на ее стоимость и значительную оппозицию, была свидетельство эффективности и власти Лужкова. Это расположило его и других политиков (особенно Ельцина) к Патриархату.Таким образом, это было на пользу всем заинтересованным лицам. Но Лесли Л. МакГанн утверждает, что Патриарх Алексий, мэр Лужков и президент Ельцин «запятнали духовный символ, который они намеревались создать, воздвиг вместо этого символ ценности Православия и доблести Алексия в политической сфере» 12. Реконструкция было признание центральной роли Православия для России и для русских, а также признание этого политическими деятелями. Различные споры, связанные с проектом, угрожали затмить важность собора для культурного и религиозного возрождения России в первое постсоветское десятилетие.

Примечания:

1 См. Эндрю Гентес, «Жизнь, смерть и воскресение Храма Христа Спасителя, Москва», журнал History Workshop Journal № 46 (1998), 63-95, где представлен исторический обзор собора и Соборный сайт.

2 Михаил Горшков, «42 процента опрошенных жителей России сами готовые лечь на рельсы», Независимая газета, 18 июля 1998 г., 8.

3 Дональд Н. Дженсен, «Босс: как Юрий Лужков управляет Москвой», Демократизация, 8 (No.1, 2000), Expanded Academic ASAP.

4 Михаил Иванов, «Точное воспроизведение», Русская жизнь 43 (№ 4, 2000), 28.

5 Цит. По: Елена Цивилева, «Восстановление святыни завершено», Независимая газета, , 6 октября 2000 г., 2.

6 Цит. По: Кристиа Фриленд, «Храм-Спаситель становления символом российского капитала», Финансовые известия, 29 августа 1995 г., 8.

7 Михаил Иванов, «1931: Разрушенный и 2000: Воскресший», Русская жизнь 43 (No.4, 2000), 18.

8 Дженсен, «Босс», 101.

9 Татьяна Андриасова, «Дар Черномырдина», Московские новости, 3-9 сентября 1998 г., 4.

10 См. Дмитрий Шиманский, «Агрессия суррогата», Независимая газета, 31 декабря 1994 г., 13; Елена Лебедева, «Крупнейшая строительная площадка постсоветской эпохи», Московские новости, , 1-7 августа 1996 года, 15; и Иванов, «Верное воспроизведение», 23–26.

11 Для дальнейшего обсуждения этих вопросов см. Дмитрий Сидоров, «Национальная монументализация и политика масштаба: Воскресение Храма Христа Спасителя в Москве», Анналы Ассоциации американских географов 90 (No.3, 2000), 548-72.

12 Лесли Л. МакГанн, «Русская Православная Церковь при Патриархе Алексии II и Российское государство: нечестивый союз?», Демократизация, 7 (№ 1, 1999), 20 Отредактированный отрывок опубликован с разрешения Зои Нокс , Русское общество и православная церковь; Религия в России после коммунизма (Лондон, Нью-Йорк: RoutledgeCurzon, 2005). Опубликовано с разрешения RoutledgeCurzon.

Зои Нокс — преподаватель истории России и Восточной Европы в Школе исторических исследований Университета Лестера, Великобритания

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя — собор в Москве, Россия.

Здание, как и человек, может быть уникальным и обладать собственной судьбой . Жизнь некоторых построек необычайно успешна и счастлива, у некоторых ровный и мирный киль, в то время как жизнь других построек можно охарактеризовать только как драматичную. Жизнь Храма Христа Спасителя в Москве поразительна, стремительна — и поистине трагична.

Идея строительства собора возникла во время наполеоновского нашествия , известного в России как Отечественная война 1812 года, и была связана с победой России в этой войне, которая не только определила ее будущее, но и сыграла большую роль в мире. история.

Храм Христа Спасителя был построен как национальный памятник, чтобы выразить благодарность народа Христу Иисусу за спасение России.

Огромный и чрезвычайно дорогой собор был освящен в 1883 году , и его огромные медные купола возвышались над горизонтом Москвы.

Здесь было более 1000 квадратных метров (10763 квадратных футов) каррарского мрамора, множество картин лучших русских художников.

Он был выделен для разрушения советским лидером Иосифом Сталиным, а в 1931 году разнесен на куски, чтобы освободить место для предполагаемого Дворца Советов, одного из самых влиятельных памятников архитектуры, который никогда не был построен.

Дворец Советов имел бы высоту более 400 метров (1312 футов) с огромной статуей Ленина на его вершине.

Только основы были заложены, когда Вторая мировая война внезапно положила конец столь амбициозному проекту.

Заброшенное место дворца пустовало почти два десятилетия, но в 50-х годах Советы превратили его в крупнейший в мире открытый бассейн под названием «Москва-бассейн ». Он просуществовал с 1958 по 1995 год и работал круглый год.

В 1990 году Русская Православная Церковь получила разрешение Советского правительства на восстановление Храма Христа Спасителя.

Более миллиона москвичей пожертвовали деньги, поэтому в 1995 году бассейн Москвы был разрушен, и начали строить новый собор.

Собор был перестроен после распада Советского Союза в результате символического переезда , который обошелся в и 360 миллионов долларов.

Проект реконструкции осуществлялся совместно правительством Москвы и Патриархатом Русской Православной Церкви. .И мэр, и Патриарх стремились продемонстрировать народу свою способность символически повлиять на смену лет советского влияния на город и церковь соответственно.

Новый собор соответствует первоначальным планам.

Архитектор был Алексей Денисов , но его заменил Зураб Церетели , который заменил мраморные рельефы на бронзовые.

Храм Христа Спасителя полностью освящен в День Преображения Господня, 19 августа 2000 г.

Построенный из белого мрамора и гранита с блестящими золотыми куполами, собор снова является самым впечатляющим церковным зданием в Москве, считается символом возрождения и надежды и является самым высоким православным храмом в мире с общей высотой 103 метров (338 футов).

Вокруг огромного здания есть сцены религиозного или исторического значения. Особенно интересны статуи различных русских святых-покровителей и батальные сцены войны 1812 года (для которой церковь была впервые заказана).

Внутреннее убранство захватывает дух, собор украшен замысловатыми фресками, которые простираются по всей поверхности стен.

Проектная документация показывает, что главный иконостас был принципом организации внутреннего пространства собора. Благодаря серьезным научным исследованиям удалось восстановить главный иконостас с максимальной достоверностью.

В 2000 году собор был местом канонизации Романовых, когда последний царь Николай II и его семья были прославлены как святые.

Храм Христа Спасителя настолько огромен, что может вместить до 10 000 прихожан . Собор заполняется до отказа во время религиозных праздников, таких как Пасха или Рождество.

Московский собор, бывший когда-то плавательным бассейном

Храм Христа Спасителя у Москвы-реки в Москве. Фото: Валерий Потапова / Shutterstock.com

На северном берегу Москвы-реки, в Москве, стоит один из самых высоких православных храмов в мире — Храм Христа Спасителя.Две церкви стояли здесь одна за другой большую часть последних 150 лет. В то время на этом месте был огромный бассейн, самый большой в Советском Союзе.

Первоначальный собор

После разрушительного похода Наполеона на Россию и рокового возвращения домой посреди неумолимой русской зимы царь Александр I пообещал построить собор в честь Христа Спасителя, потому что считал его храмом Господним. божественное провидение, спасшее Россию от гибели.Царь попросил яркий неоклассический дизайн, полный масонской символики, и архитектор Александр Лаврентьевич выполнил его. Но преемник Александра I, Николай I, был глубоко ортодоксальным, и ему не нравились неоклассицизм и масонство в дизайне. Он изменил чертежи — новый дизайн напоминал собор Святой Софии в Константинополе. Первоначальное место для собора на Воробьевых горах также было заброшено, и было выбрано место поближе к Московскому Кремлю. Земля была заложена в 1839 году, почти через три десятилетия после того, как Александр I впервые выразил желание построить собор.

Прошло еще сорок лет, прежде чем были снесены последние строительные леса. Храм был освящен в 1883 году.

Старый Храм Христа Спасителя между 1883 и 1918 годами.

Храм Христа Спасителя и Большой каменный мост в Москве, около 1905 года.

Собор Христа Спасителя было чудесным зданием. Николай I нанял лучших русских художников для украшения интерьера.На это ушло двадцать лет. Внутреннее святилище церкви было окружено двухэтажной галереей, стены которой были выложены редкими сортами мрамора, гранита и других камней. Первый этаж галереи превратили в мемориал, посвященный победе русских над Наполеоном. Верхний этаж занимали церковные хоры. Гигантский купол собора был покрыт тонким слоем золота.

Но всего через 34 года после его освящения Октябрьская революция 1917 года свергла монархию, а через несколько лет родился Советский Союз.Большевики агрессивно относились к религии — они ей не верили. В частности, им не нравилась церковь, контролирующая государство. Поэтому первое, что они сделали после прихода к власти, — это ликвидировали религию и продвигали атеизм. Была конфискована религиозная собственность, верующие подвергались преследованиям, а священнослужители тысячами депортировались в трудовые лагеря в Сибирь.

Большой собор, стоящий у Кремля, стал некрасивым. И все же он прожил еще десять лет. Но в 1931 году по приказу Иосифа Сталина великолепное здание было взорвано.

Снос первоначальной церкви Христа Спасителя в 1931 году.

Дворец Советов

Между тем планировалось строительство еще одного здания. Советские власти хотели создать новый административный центр, достаточно большой, чтобы вместить делегатов из всех новых республик, присоединившихся к Союзу. Сталин хотел, чтобы это здание стало гербом Союза и праздником торжества коммунизма. Дворец Советов, как называлось это здание, должен был стать самым высоким на земле с предполагаемой высотой 415 метров.На верхних 100 метрах должна была стоять статуя Ленина.

Дворец Советов должен был быть построен на месте ныне снесенного Храма Христа Спасителя. Строительство началось где-то в конце 1930-х годов. Была выкопана большая круглая яма и выкопан фундамент старого собора. Новый фундамент представлял собой слегка вогнутую бетонную плиту с концентрическими вертикальными кольцами, предназначенную для поддержки колонн главного зала. Когда Гитлер вторгся в Россию, они только начали возводить стальной каркас для нижних этажей, и строительство пришлось остановить.Это никогда не возобновлялось. Во время войны частично возведенный стальной каркас снесли и использовали для оборонных укреплений Москвы и железнодорожных мостов.

Но Советы сохраняли надежду, особенно Борис Иофан, советский еврейский архитектор, спроектировавший здание. Он продолжил совершенствовать дизайн, включив тему Победы после войны с мотивами ордена Победы, украшающими внутренние стены. Его чертежи остались неиспользованными, и в 1958 году весь проект был списан.

Бассейн «Москва»

По предложению Первого секретаря партии Никиты Хрущева неиспользованный круглый фундамент залили водой и превратили в общественный бассейн.Бассейн «Москва» открылся в 1960 году, и на тот момент это был самый большой бассейн в Советском Союзе и один из крупнейших в мире.

Единственный в своем роде круглый бассейн диаметром 130 метров вместимостью двадцать тысяч человек. Бассейн был открыт круглый год, даже зимой. Температура воды регулировалась, так что летом в бассейне было прохладно, а зимой жарко. Он стал очень популярным в первые годы, привлекая 24 миллиона посетителей в течение первого десятилетия.

Новый собор

К концу Советского Союза религиозная политика начала терять контроль, и христианские общины по всей стране начали восстанавливать свои церкви, и снова проводились религиозные службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *