Разное

Коломенское храм вознесения: Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве

☦Церковь Вознесения Господня: история и фото.

Храм заложили в честь рождения Ивана IV и освятили в 1532 году. Но есть версия, что церковь начали строить за 2 года до рождения наследника у Василия III.

Что есть что в церкви

Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашел. А тут предо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленным.

Церкви Вознесения Господня в Коломенском приписывают функции сторожевой башни, но это — выдумка советских историков, так как до 1867 года барабан главы храма был глухим, и помещения там не использовались.

Вознесенская церковь в Коломенском стала первым каменным шатровым храмом на Руси.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Вероятно, в строительстве принимали участие итальянские зодчие. В пользу этого говорят элементы декора, которые раньше в русской архитектуре не встречались: пилястры с резными капителями, обрамляющие окна полуколонки. В основание храма заложили уникальный фундамент: это огромная искусственная скала, которая дополнительно приподняла церковь. Она не только визуально уравновешивает храм, но и позволяет не перекрывать бьющий на этом месте источник.

В восточной части окружающей подклет галереи Вознесенской церкви находится белый трон. С него Алексей Михайлович Тишайший наблюдал за учениями своего войска. Там же он принимал делегацию москвичей во время Медного бунта. Оттуда же велел рубить толпе головы. Некоторые историки говорят, что с этого трона царь также раздавал милостыню после богослужения.

В подклете храма хранилась царская казна, и была усыпальница. Несмотря на внушительный внешний вид, внутри церковь невелика: 8,5 м х 8,5 м. Дело в том, что церковь Вознесения Господня была домовой и не предназначалась для большого количества людей. Во время богослужения в ней находился царь, члены царской семьи и некоторые близкие ему сановники.

В начале 1990-х храм Вознесения Господня в Коломенском занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2007 году в церкви воссоздали древний иконостас. Теперь в ней работает церковный музей, а по большим праздникам идут службы.

Говорят, что… …в церкви Вознесения Господня в Коломенском была обретена Державная икона Божией Матери.
…под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного.
Вознесенская церковь на фотографиях разных лет:
А что бы вы могли добавить к истории церкви Вознесения Господня в Коломенском?

Церковь Вознесения Господня, Коломенское, Москва: spratto — LiveJournal

«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».


Словно сторожевая башня, высоко возносится над рекой Москвой белокаменный столп церкви Вознесения Господня в Коломенском, построенной в подмосковной царской усадьбе. Этот храм — один из шедевров зодчества мирового значения — с 1994 года включен в список объектов Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь  — такое церковное здание было крайне необычным,  оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.


Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.


Причина возведения Вознесенской церкви до настоящего времени остается спорным вопросом. Самая популярная версия гласит, что храм был воздвигнут по случаю рождения в великокняжеской семье долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Принимая во внимание тот факт, что о начале строительства церкви Вознесения в Коломенском никаких документальных сведений не обнаружено, историки обращаются к краткому сообщению в летописи, которое гласит: «Того же лета (7040 — 1532 г.) свершена бысть в Коломенском церковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего  Иисуса Христа». Так же в ней сообщается об освящении церкви 3 сентября 7041 и о трехдневном пиршестве по этому случаю великого князя с детьми, митрополита Даниила и многочисленных гостей. Почти все публикации за период изучения памятника не ставят под сомнение легендарный повод строительства церкви, хотя от рождения Ивана до завершения строительства прошло всего два года. Время закладки остается неизвестным.


Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.

Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран:  в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит  декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчисление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.


Вместе с тем другие исследователи полагают, что народные традиции русского деревянного храмового зодчества  могли послужить образцом для мастера, создавшего в селе Коломенское Вознесенский храм. Новшеством здесь были не только столпообразная форма церкви и шатровое завершение, но также отсутствие алтарных апсид, относительно небольшое внутреннее пространство — Вознесенская церковь, которая стала домовой летней церковью великих князей, предназначалась только для членов августейшей семьи (оттого ее внутренние размеры относительно малы).


Храм соединялся крытым переходом с дворцом. Кроме того, он имел важное оборонное значение  сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого. Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.


В XVI веке появилась отдельная колокольня, ставшая звонницей Вознесенского храма. В ее нижнем ярусе освятили престол во имя святого Георгия Победоносца. По легенде, она построена на месте той деревянной Георгиевской церкви, которую воздвиг еще Димитрий Донской. Есть версия, что возведение этой колокольни началось также при Василии III в честь рождения и тезоименитства его второго сына — Юрия (в крещении Георгия), родившегося в октябре 1533 года. Стройная, стремительная, высокая колокольня словно вторила своей архитектурой Вознесенскому храму.


Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета  были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Здесь же Иван Грозный мог принимать челобитные.


Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.



В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.


Крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и слышала голос, молвивший: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея». Крестьянка оробела и стала молить о разъяснении странного сна. Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней величественную женщину, в которой она сердцем узнала Пресвятую Богородицу. Сопоставив два сна, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь, что ей приснилась. Вместе со священником Вознесенской церкви отцом Николаем Лихачевым, в подклете им удалось обнаружить самую большую, почерневшую от пыли икону. Когда икону омыли, открылся Державный образ Богоматери — есть версия, что этот образ раньше принадлежал Вознесенскому женскому монастырю в Московском Кремле — Стародевичьему. Перед нашествием Наполеона все ценное из Кремля прятали, и Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она пролежала  до самого 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм, а после его закрытия — в запасники Государственного Исторического музея. 27 июля 1990 года Державная икона вернулась в Коломенское, в действовавший тогда Казанский храм.



В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Архитектурные особенности храма Вознесения в Коломенском

        Автор статьи — архитектор Екатерина Ерзовская. Заметка написана специально для нашей интернет-страницы и публикуется по случаю Престольного праздника храма Вознесения в Коломенском.

        «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего на Руси» —

писал о церкви Вознесения летописец.

Церковь Вознесения в Коломенском. 1960-е годы. Вид, близкий к первоначальному

        История его создания весьма примечательна. В 1527 году истек срок двухлетней епитимии, наложенной на Великого князя Василия III из-за двоежёнства. Епитимия была наложена из-за развода с Соломони́ей Сабуровой*, так и не подарившей царю наследника и его нового брака с Еленой Глинской. За скандальные меры, предпринятые Великим князем ради того, чтобы иметь наследника, всё же совесть его не могла не беспокоить. Следовало и внешне загладить вину за нарушение приличий. Вот что послужило причиной наложения митрополитом Даниилом, которому историки приписывают сервилизм**, епитимии на главу государства: епитимия была наложена по воле самого Великого князя. Желая отмолить грехи, совершенные ради появления наследника и неустанно молясь о нём, Василий велел построить великолепный храм в своей вотчине – селе Коломенском.

        О начале строительства церкви Вознесения документальных свидетельств нет. Но завершилось оно в 1532 году, об этом есть краткое упоминание в летописи: «Того же лета (1532) свершена бысть в Коломенском церьковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа». Храм был освящён 3 сентября того же года митрополитом всея Руси Даниилом в память праздника Вознесения Господня. Летопись упоминает о трёхдневном пиршестве по этому случаю. Присутствовали Великий князь, митрополит Даниил и многочисленные гости.

Ф. Я. Алексеев. Коломенское

        Место для церкви Вознесения было выбрано на высоком правом берегу Москвы-реки. Существует версия, что  этот холм находился на таком же расстоянии от Кремля, как и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя.
        Личность архитектора, построившего храм, до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые исследователи (И. Е. Забелин, Подключников) считают, что это был русский мастер, скорее из Пскова, чем из Москвы. Но другие (К. К. Романов, Н. Н. Воронин и др.) полагали, что зодчий был выходцем из Западной Европы и состоял на русской службе. Сейчас бытует гипотеза об авторстве итальянского зодчего Пьетро Аннибале, или, как его называли в русских источниках, Петро́ка Мало́го***, который является автором также храма в честь Воскресения Христова в Кремле и стен Китай-города в 30-х — 40-х годах XVI века.

Вознесенская церковь не имеет исторических аналогов по типу и архитектурным формам. Долгое время господствовала гипотеза о том, что зодчий пытался воспроизвести в камне тип деревянного шатрового храма, и это сходство с русскими деревянными церквями более позднего времени, конечно, есть, но в России эта форма была присуща более для надпрестольных киво́риев и се́ней.

Пилястры с резными капителями и треугольные арки-вимперги между ними. Фото А. Чеботаря

        В то же время, свободное обращение с ордером, сочетание ренессансных и готических элементов  и русифицированных мотивов, говорит в пользу того, что автор был хорошо знаком с традициями итальянского зодчества. Из архитектурных элементов храма ренессансными являются килевидные арки, готическими — вимперги, русского происхождения — кокошники. В пользу «итальянской» версии также говорят элементы декоративного убранства храма, не встречавшиеся ранее в русской архитектуре: характерные для архитектуры Возрождения пилястры с резными капителями,  вимперги, декор шатра.
В пользу знакомства автора с итальянской архитектурой говорит и каменный трон с богато украшенным растительной резьбой тимпаном на восточной галерее, обращенной к реке. Об участии в возведении храма иностранного архитектора свидетельствует и найденная на одном из пилястров дата «1533», написанная арабскими цифрами, в то время, как на Руси того времени даты писались кириллицей с титлами, да и летосчисление на Руси велось от Сотворения мира. А итальянцы вели летосчисление от Рождества Христова, и отсчёт нового года по одному из итальянских календарей вёлся не с сентября, как на Руси, а с марта. Нехарактерным для русской архитектуры является также безапсидный план храма.

        В основание церкви был заложен уникальный фундамент: огромная искусственная скала площадью более 600 м². В высоком склоне был отрыт огромный котлован, дно которого укрепили сваями, а затем из известняковых блоков, скрепляя их раствором, сложили монолитный фундамент, имеющий в разных своих сторонах разную глубину. Дальняя от склона часть фундамента более массивна и заглублена больше, не позволяя храму сползти по склону. Основной монолит храма, сложенный из большемерного кирпича, состоит из подклета, расчлененного четверика под ним, восьмерика и восьмигранного шатра, увенчанного восьмигранным барабаном и миниатюрным куполом с крестом.

Вертикальные ряды тройных кокошников. Фото А. Михеевой

Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. Его фасады украшены по углам пилястрами, а стены четверика заострёнными треугольными глухими арками- вимпергами, подчёркивающими общее устремление всего объёма храма вверх.

Бусы алмазной огранки

Главный элемент и главное новшество в композиции храма — его шатёр: уходящая в небо стройная многогранная пирамида. Точно рассчитанные пропорции шатра, лёгкого и мощного одновременно, подчеркивает гурт (тяги, проложенный вдоль всех рёбер) и ромбовидные ячейки «сетки» из алмазной огранки белокаменных бусин. Такой декоративный приём был использован в конце XV в. итальянскими мастерами в Грановитой палате Московского Кремля.

Ромбовидные ячейки бусин на гранях шатра. Белокаменные бусы на красно-кирпичном фоне выглядят эффектнее.

        Вся архитектура Вознесенской церкви подчинена идее устремления ввысь: и контраст сравнительно небольших размеров внутреннего пространства храма (8,5×8,5 м) и его высоты (41 м), обходные галереи с раскинутыми, будто могучие корни дерева, лестницами, высокий крестчатый объём, готически удлинённые пропорции ордера, высокие полкуружия килевидных кокошников, ступенчато соединяющих крестчатый объём с восьмериком, убегающие вверх по граням шатра ромбы.

Обходная галерея (гульбище)

        Храм со всех сторон опоясывает двухъярусная обходная галерея, на которую ведут три выносных крыльца с всходами. Вероятно, изначально она была покрыта крышами в виде «бочек». В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века. Как уже отмечалось выше, церковь Вознесения в Коломенском отличалась от традиционных русских храмов и в плане. В отличие от крестово-купольных храмов, пришедших к нам из Византии, где в основе плана лежит православный крест, внутренние столбы символизируют опору (столпы) Церкви (поэтому на них обычно писали образы святых), а традиционное пятиглавие символизирует Господа Иисуса Христа в окружении четырёх апостолов-евангелистов, смысл шатрового храма раскрывается иначе. В христианской традиции шатровая сень всегда символизировала святость места, над которым она возводилась, была образом Божественной благодати, сходящей на него. В плане этот первый на Руси шатровый каменный храм представляет собой равноконечный крест с короткими ветвями. Как уже отмечалось выше, характерные для православной церкви полукруглые апсиды здесь отсутствуют: восточная стена церкви абсолютно плоская. И широкая галерея, целиком опоясывающая храм, большая редкость, ибо для русской православной архитектуры нехарактерно помещать любые сооружения восточнее алтаря. Галерея эта (гульбище) позволяло совершать крестный ход, не спускаясь на землю.

Белокаменный трон с сенью (Этимасия)

        По центру восточной части галереи расположен белокаменный трон. По мнению соавтора монографии «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история», д.и.н. Л.  А. Беляева, резное оформление трона (высокая спинка с каннелюрами, полуциркульная конха, боковые филёнки с растительным орнаментом, ножки в виде лап животных) имеют ренессансное происхождение и типологически близки тронам Богородицы на полотнах итальянских мастеров XV-XVI веков. Существует предположение, что это уникальная трёхмерная икона «Престол уготованный»(Этимасия) — символ второго пришествия Христа и Страшного суда. Присутствие этого трона превращает шатёр храма в огромный киворий, осеняющий трон как святыню, и переносит иконный, образный характер на всю архитектурную композицию.

        Если посмотреть на церковь сверху, видно, что галереи и крыльца несимметричны, а столбы и арки подклета выполнены без геометрической точности. Эта асимметрия простёртых на земле форм обусловлена целью создать переход и связь от свободных и плавных линий холма, где стоит церковь, к строгой геометрии кристаллического объёма храма, но в целом план вписан в квадрат.

        Маленький по площади интерьер храма не был предназначен для большого количества людей, ведь это была домовая церковь. Во время богослужений там находился царь и семьёй и несколькими сановниками.

Угловые окна. Один внутренний проём снаружи выходит на 2 фасада.

Храм освещается необычно: нижнюю часть храма освещают проёмы, прорезанные в угловых выступах четверика, а четыре окна основного яруса расположены в фасадах ветвей креста. В восьмерике окна размещены крестообразно в противоположных гранях шатра. На фасад и внутри восьмерика выходят маленькие щелевидные окна лестницы, которая идёт внутри стены, огибая восьмерик с юго-запада и поднимаясь выше, ступени доходят до верха первого яруса восьмерика. Оттуда можно подниматься на наклонные стены шатра для выполнения работ на его внешних стенах. В шатре окна расположены по сторонам света. Таким образом размещенные окна дают много света и делают шатер легким, наполненным воздухом.

Фасадное окно

Освещение шатра

        Как дворцовый храм, церковь Вознесения не имела прихода и возле неё не сложилось кладбища. Вознесенская церковь была не только летней церковью царей, но и имела важное оборонное значение — была важным наблюдательным пунктом. Она располагалась на южных подступах к Москве, мимо иногда следовали по направлении к столице татарские отряды. Их было хорошо видно с шатра, и можно было подать сигнал с помощью факелов или зажжённой бересты на другие наблюдательные посты — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого.

Вид на иконостас от входа

        При строительстве церкви пол был устлан треугольными керамическими плитками коричневого и черного цвета, уложенными конвертом. По сохранившимся свидетельствам современников, сначала храм изнутри был расписан. Но неблагоприятные климатические условия, отягощённые высокой влажностью, не способствовали их хорошей сохранности: через некоторое время краски облетели, и восстанавливать их не стали.

Иконостас

Что касается первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых — как вселенских, так и «московских». По причине высокой влажности иконостасы тоже часто менялись, на данный момент их известно семь. Из первоначального иконостаса известны три иконы, которые были в 1532 году при освящении внесены в церковь. Они изображены на миниатюре из Лицевого свода XVI в. В ходе реставрации 2007 г. был воссоздан по аналогу подлинных царских врат 1570-80-х гг. древний тябловый иконостас.

        В день отречения императора Николая II (2 марта 1917) в подклете церкви, где хранились старые иконные доски, была по откровению обретена чудотворная Державная икона Божией Матери. Недавно было отпраздновало столетие обретения иконы.

        В настоящее время церковь Вознесения находится в совместном пользовании Музея-Заповедника “Коломенское” и Московской Патриархии (с 1994 года храм Вознесения — Патриаршее подворье). Первое освящение храма после создания Подворья состоялось 9 июня 1994 г. Затем, после реставрации 2007 года, храм был вновь освящен 16 июня 2013 г. Богослужения совершаются по воскресным дням, престольным и некоторым другим праздникам в период от Св. Пасхи до Покрова Пресвятой Богородицы.

Екатерина Ерзовская
под редакцией свящ. Евгения Зыкова

* с одной из версий этих событий можно познакомиться в статье http://dyakovo.moseparh.ru/stati/prepodobnaya-sofiya-suzdalskaya/

** обслуживание интересов власти. См., например, его жизнеописание в Википедии

*** Петро́к – уменьшительное от Пётр

Источники:

Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/155166.html

https://um.mos.ru/contests/dogm/works/41592/

Портал Православие.RU. https://pravoslavie.ru/523.html

http://www.e-vestnik.ru/reports/voznesenie_v_kolomenskom_10712

http://www.rusarch.ru/gavrilov_s2.htm

https://posmotrim.by/article/istoriya-cerkvi-vozneseniya-kolomenskoe.html

Журнал «Православные Храмы. Путешествия по святым местам» Вып.16, 2012

Л. А. Беляев «Церковь Вознесения в Коломенском — шедевр мировой архитектуры» М.; МГОМЗ, 2019

Фото автора и взятые из открытых источников

Просмотрено 2425 раз

Церковь Вознесения Господня в Коломенском: история, современность

 /   /   /   /  Церковь Вознесения в Коломенском

Подлинной и самой драгоценной жемчужиной архитектурного ансамбля столичного музея-заповедника «Коломенское» является Церковь Вознесения Господня. Уже пять веков она представляет собой неповторимый образец русского зодчества. Это первый храм на Руси, созданный в форме шатра и построенный из камня. Стиль, которому он дал начало, просуществовал лишь век — до 50-х годов 17-го века (до раскола русской церкви). Вклад храма Вознесения в развитие архитектуры европейское сообщество оценило по достоинству — в 1994 году он стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Знаменитого француза — дирижёра, композитора и писателя Гектора Берлиоза очаровали и восхитили красота и величие храма, который он увидел, когда давал концерты в России. Берлиоз назвал его «гармонией красоты законченных форм», а затем признался, что этот архитектурный шедевр его ошеломил.

Церковь Вознесения в Коломенском возведена из кирпича с различными элементами декора из белого камня и представляет собой храм-башню. Снаружи высокая, устремлённая в небо, внутри она кажется необычайно просторной, несмотря на небольшое по площади помещение. Убранство храма подчинено единой художественной идее, он имеет прекрасную акустику и наполнен льющимся из многочисленных окон, распложенных определённым способом, светом. Солнечные лучи преломляются так искусно, что храм практически купается в свете, который меняется от яркого и сильного до мягкого и затенённого.

Декорирован храм богато, но без архитектурных излишеств. И пилястры, и кокошники, и тяги превращают его в настоящее произведение искусства, воплощённое в камне. Изначально в храме Вознесения Господня находился тябловый (тяблом называли деревянный брус алтаря, используемый для установки икон) иконостас. Во время царствования императора Николая I его разобрали и заменили другим — из Вознесенского монастыря, что в Кремле, позже его восстановили, пусть и не в том виде, в котором он существовал первоначально.

Церковь занимает маленькую площадь, всего чуть больше 100 м2. Внутри она белая. Во время реставрации специалисты установили, что этот цвет был основным с момента её постройки. Пол покрывали двухцветные плитки треугольной формы из керамики, два века назад их заменили каменные плиты. За свою почти пятисотлетнюю историю церковь многократно ремонтировалась и реставрировалась, но при этом её облик не претерпел существенных изменений.

Историческая справка

Храм был сооружён в первой трети XVI в. по указу великого князя владимирского и московского Василия III, который посвятил это культовое здание своему сыну и будущему царю Ивану IV. Упоминания об окончании строительных работ датированы в летописях 1532 годом. 3 сентября того же года Церковь Вознесения освятили.

До нынешнего момента неизвестно имя того великого зодчего, кто построил этот уникальный храм. Церковь возведена по образцу русских шатровых деревянных храмов, что должно бы указывать, что строитель — из русских мастеров. За эту версию говорят и особенности её конструкции, которые имелись в рабочем арсенале зодчих из Псковских земель, а некоторые декоративные элементы переносят нас в царство московских мастеров XIV-XV вв. С другой стороны, существует большая вероятность — на это указывают элементы устройства и декора сооружения, которые никогда до этого не встречались в зодчестве на Руси, что храм Вознесения в Коломенском построили итальянцы, к примеру, это мог быть Петрок Малый (он прибыл в Москву в те же годы).

Помимо своей прямой функции церковь Вознесения являлась ещё и сторожевым оплотом. С её шатра было прекрасно видно другое обзорное место — храм в селе Остров, который находился ниже по течению Москвы-реки на расстоянии примерно в 14 км. Такие наблюдательные пункты были расположены до самой границы на юге. Когда часовые замечали неприятеля, то при помощи зажжённых костров они сообщали об этом другим постам. Такая система оповещения была очень действенна.

С Церковью Вознесения Господня в селе Коломенское связано немало удивительного. Так в день отречения от престола последнего российского императора (2 марта 1917 г.), в храме случилось чудесное обретение святого образа Богоматери «Державная». Вот как это было.

Крестьянке Евдокии Адриановой один за другим приснились сразу два вещих сна. В первом случае женщина увидела себя на возвышенности, а затем услышала, как голос ей сказал, что в Коломенском находится икона, которую надо найти и «сделать её красную», то есть очистить. А через несколько дней в другом сновидении перед её очами запечатлелась церковь белого цвета. Когда же Евдокия вошла туда, то узрела там сидящую на троне строгую Божью Матерь. В итоге, крестьянка отправилась в Коломенское, где и увидела тот самый белый храм, что ей приснился. В подклете она вместе с батюшкой нашла больших размеров, чёрную от грязи и пыли икону. Когда её привели в порядок, то стало видно, что это святой образ Божьей Матери «Державная» (по одной из гипотез, икона раньше находилась на попечении монахинь Вознесенского женского монастыря в Кремле; перед войной с Наполеоном её спрятали в Коломенском, там она и ждала своего часа вплоть до дня смены государственного строя).

И ещё немного из истории храма Вознесения в Коломенском. В XX в. он вместе с остальными архитектурными памятниками Коломенского стал частью музея-заповедника, который был основан в 1928 году. Совсем недавно (по историческим меркам) — в 2007 году — завершилась его длительная реставрация. Церковь без лесов снова стала хорошо видна отовсюду. К слову, до сооружения колокольни Ивана Великого при царствовании Бориса Годунова, именно этот шатровый храм-башня считался самым приметным строением тогдашней Москвы (высота церкви составляет около 62 метров).

Церковь Вознесения на карте Коломенского

Церковь Вознесения Господня — Парки москвы

   Подобно сторожевой башне, высоко возвышается над Москвой-рекой белокаменный столп церкви Вознесения Господня, сооруженный в подмосковной царской усадьбе в Коломенском.

Этот храм является одним из шедевров мирового зодчества – в 1994 году он пополнил список объектов ЮНЕСКО.

   В первой половине XVI века, когда строилось церковное здание, оно было очень необычным, резко отличаясь от прежних каменных храмовых построек русско-византийского или византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). С созданием этой церкви зародился новый стиль церковной архитектуры – шатровый. Большое значение в истории России сыграло и событие, в честь которого был воздвигнут этот храм.

   По самой популярной версии, храм был построен по случаю рождения будущего царя Ивана Грозного, который был для княжеской семьи долгожданным наследником. Другая же версия свидетельствует о том, что храм не был обетным (единственным), который поставили по данному ранее обещанию за исполнение долгожданной просьбы (рождения долгожданного наследника), а моленным (входящим в число множества других, возведенных по одной причине) – по случаю только испрашиваемого чадородия. Время известной поездки Василия III и Елены Глинской по монастырям для моления о чадородии пришлось на осень 1528 – зиму 1529 года. Поездке сопутствовали большие моленные вклады в каждый из монастырей, на которые сразу же, с весны 1529 года началось строительство множества монастырских храмов. Есть большая вероятность того, что закладка стен моленной Вознесенской церкви послужила торжественным зачином этой крупномасштабной политико-религиозной программы.

   На выбор места для закладки церкви оказало влияние наличие родника, который бьет из основания берега, расположенного под церковью, как продолжение продольной оси храма. Это не может быть случайным совпадением, так как ключи в те времена приравнивались к «чуду». По старинной легенде, Георгий Победоносец на коне гнался за змием по дну оврага. От ударов копыт в земле стали открываться родники с чистейшей водой, способной исцелять почечные, глазные болезни, а особенно женское бесплодие. С тех пор женщины стали съезжаться в Коломенское, чтобы вознести молитвы о даровании потомства.

   Есть и еще одна версия – по ней церковь построил Василий III как благодарность Господу за победу, которую он одержал в 1528 году над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

   Построена церковь из кирпича, но имеет архитектурные детали, которые выполнены из белого камня. Она разительно отличается от каменных православных церквей более ранней постройки – имеет вид центрического храма-башни, представляя собой равноконечный крест. Со всех сторон храма расположилась двухъярусная галерея-гульбище, на которую ведут три высоких лестницы. В высоту церковь достигает 62-х метров, являясь одной из наиболее высоких древнерусских построек.

   Из-за большой толщины стен, которые занимают 2/3 площади застройки, внутреннее помещение храма небольшое – чуть более 100 км?. Каменный шатер завершен замкнутым сводом. Простоту отделки интерьера подчеркивает отсутствие росписей, при этом, благодаря большой высоте и обилию света, создается впечатление воздушности и необычайно легкости внутренней площадки храма.

   В настоящее время здесь находится музей, где рассказывается об истории создания храма. Среди его экспонатов – предметы археологии, которые были найдены во время раскопок в Коломенском, белокаменные детали, сохранившиеся с XVI века, фотокопия иконы «Державной». Здесь также представлена фотовыставка, рассказывающая о реставрации церкви.

(Все архитектурные объекты парка Коломенское)

 

Подобно сторожевой башне, высоко возвышается над Москвой-рекой белокаменный столп церкви Вознесения Господня, сооруженный в подмосковной царской усадьбе в Коломенском. Этот храм является одним из шедевров мирового зодчества – в 1994 году он пополнил список объектов ЮНЕСКО.

В первой половине XVI века, когда строилось церковное здание, оно было очень необычным, резко отличаясь от прежних каменных храмовых построек русско-византийского или византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). С созданием этой церкви зародился новый стиль церковной архитектуры – шатровый. Большое значение в истории России сыграло и событие, в честь которого был воздвигнут этот  храм.

По самой популярной версии, храм был построен по случаю рождения будущего царя Ивана Грозного, который был для княжеской семьи долгожданным наследником. Другая же версия свидетельствует о том, что храм не был обетным (единственным), который поставили по данному ранее обещанию за исполнение долгожданной просьбы (рождения долгожданного наследника), а моленным (входящим в число множества других, возведенных по одной причине) – по случаю только испрашиваемого чадородия. Время известной поездки Василия III и Елены Глинской по монастырям для моления о чадородии пришлось на осень 1528 – зиму 1529 года. Поездке сопутствовали большие моленные вклады в каждый из монастырей, на которые сразу же, с весны 1529 года началось строительство множества монастырских храмов. Есть большая вероятность того, что закладка стен моленной Вознесенской церкви послужила торжественным зачином этой крупномасштабной политико-религиозной программы.

На выбор места для закладки церкви оказало влияние наличие родника, который бьет из основания берега, расположенного под церковью, как продолжение продольной оси храма. Это не может быть случайным совпадением, так как ключи в те времена приравнивались к «чуду». По старинной легенде, Георгий Победоносец на коне гнался за змием по дну оврага. От ударов копыт в земле стали открываться родники с чистейшей водой, способной исцелять почечные, глазные болезни, а особенно женское бесплодие. С тех пор женщины стали съезжаться в Коломенское, чтобы вознести молитвы о даровании потомства.

Есть и еще одна версия – по ней церковь построил Василий III как благодарность Господу за победу, которую он одержал в 1528 году над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Построена церковь из кирпича, но имеет архитектурные детали, которые выполнены из белого камня. Она разительно отличается от каменных православных церквей более ранней постройки – имеет вид центрического храма-башни, представляя собой равноконечный крест. Со всех сторон храма расположилась двухъярусная галерея-гульбище, на которую ведут три высоких лестницы. В высоту церковь достигает 62-х метров, являясь одной из наиболее высоких древнерусских построек.

Из-за большой толщины стен, которые занимают 2/3 площади застройки, внутреннее помещение храма небольшое – чуть более 100 км?. Каменный шатер завершен замкнутым сводом. Простоту отделки интерьера подчеркивает отсутствие росписей, при этом, благодаря большой высоте и обилию света, создается впечатление воздушности и необычайно легкости внутренней площадки храма.

В настоящее время здесь находится музей, где рассказывается об истории создания храма. Среди его экспонатов – предметы археологии, которые были найдены во время раскопок в Коломенском, белокаменные детали, сохранившиеся с XVI века, фотокопия иконы «Державной». Здесь также представлена фотовыставка, рассказывающая о реставрации церкви. Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Церковь Вознесения Господня (Коломенское)

Церковь Вознесения Господня в Коломенском – первый на Руси каменный шатровый храм, возведённый в подмосковном Коломенском в 30-х годах XVI века. Шедевр мировой архитектуры, в 1994 году включённый ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия. В настоящее время является действующей православной церковью Даниловского благочиния Московской епархии и памятником архитектуры федерального значения. 

Из истории строительства

Бывшее подмосковное село Коломенское, в настоящее время являющееся музеем-заповедником, богато многими архитектурными памятниками, особое место среди которых занимает Вознесенская церковь – первое и главное строение бывшего Государева двора.

Первое письменное упоминание о храме содержится в Лицевом летописном своде, в котором церковь упомянута как освящённая в 1532 году в честь Вознесения Господня. Если верить устной легенде, то храм был заложен в 1528 году московским князем Василием III для молитв о чадородии. Стоит упомянуть, что у женатого вторым браком на Елене Глинской князя к концу 1520-х годов наследников не было – первая его жена (Соломония Сабурова) была бездетной, из-за чего после двадцати лет супружества была сослана в монастырь. Поэтому на появление наследников во втором браке князь Василий III очень надеялся, для чего они вместе с княгиней часто посещали монастыри и молились о даровании им сына.

В XVI столетии существовала практика возведения так называемых моленных церквей, строившихся с одной целью – вымолить у Бога рождение детей. Видимо, с этой целью по указу князя в Коломенском в 1528 году и было начато строительство храма. Неизвестно, что именно повлияло на осуществление мечты князя и его супруги, но факт остаётся фактом – в августе 1530 года в теремном дворце Коломенского у великокняжеской четы родился долгожданный первенец, крещённый Иоанном (в будущем – царь Иоанн IV Грозный). И первой церемонией государственного уровня, при которой присутствовал двухлетний княжич, было освящение в 1532 году Вознесенской церкви в Коломенском. Князь Василий III после освящения московским митрополитом Даниилом храма пожаловал в его ризницу драгоценные церковные сосуды, иконы в дорогих окладах и устроил трёхдневный пир, о котором сохранились упоминания в летописях.

Долгое время оставался открытым вопрос об архитекторе, чей каменный шедевр и сегодня поражает взгляд совершенством пропорций, оригинальностью воплощения, обилием декоративных деталей, характерных для архитектуры Возрождения. Историки, сопоставив информацию об известных событиях тех лет, пришли к выводу, что Вознесенский храм строил итальянский мастер Петрок Малой (Пьетро Аннибале), прибывший в Москву в 1528 году вместе с другими архитекторами в составе делегации из Рима. 

Вознесенский храм Петрока Малого стал невиданным до тех пор строением. Возведённый на высоком правом берегу Москва-реки, рядом с чудодейственным водным ключом, на высоком массивном подклете трёхметровой толщины, 62-метровый храм для своего времени оказался самым высоким архитектурным сооружением на просторах тогдашнего Московского княжества. А его кирпичное конусообразное (шатровое) навершие, богато декорированное белокаменными тягами в виде бриллиантовых рустов и увенчанное восьмигранным барабаном с маленьким куполом с крестом, на целое столетие (до запрета строительства шатровых церквей патриархом Никоном) определило направление русского церковного зодчества. 

Место для возведения храма было выбрано на склоне речной террасы, хорошо просматривавшемся как со стороны реки, так и с противоположного берега. Подготовительные работы включили в себя устройство котлована, который укрепили сваями и уложили в него мощный фундамент из скреплённых специальным раствором блоков известняка. Уже на подготовленный фундамент поставили массивный четверик, завершив его тройными кокошниками и высоким восьмериком, декорировали стены четверика глухими треугольными арками, а фасады восьмерика – пилястрами и пристенными пилонами. Со всех сторон храм опоясала открытая двухъярусная галерея с тремя внешними крыльцами-всходами, причём столбы второго яруса галереи были украшены белокаменными резными капителями. Эта галерея наряду с шатровым навершием храма стала новшеством в церковном зодчестве тогдашнего Московского княжества. 

Естественное освещение храма достигнуто за счёт необычно расположенных окон. В четверике они находятся не традиционно на фасадах, а в угловых выступах, в восьмерике  в противоположных гранях шатра крестообразно, а грани без окон оформлены нишами. В шатровом навершии окна расположены по сторонам света. 

Центр восточного фасада галереи архитектор акцентировал каменным троном, оформленным высокой спинкой с каннелюрой, полуциркульным, заполненным дубовыми ветвями перекрытием (конхой), боковыми филёнками с растительным орнаментом. Об этом троне сохранилось множество преданий. Так, считается, что с этого возвышения князь Василий III после богослужений раздавал милостыню, но многие историки склоняются к версии о том, что это сооружение является некой трёхмерной иконой «Престол уготованный» и символизирует Второе пришествие Христа и Страшный суд. 

Ещё одна версия приписывает появление трона рождению у князя наследника. Уже во время строительства храма выяснилось, что княгиня ждёт ребёнка, поэтому в августе 1530 года, когда княжич Иоанн уже родился, у восточного фасада для него обустроили «царское место», установив его на овальное белокаменное основание. 

Внутреннее пространство церкви, несмотря на её внушительный внешний объём, было рассчитано только на нахождение в ней княжеской семьи. Являясь домовым храмом церковь достаточно мала (внутренние размеры – 8,5х8,5 метров), хотя её высота достигает 42 метров. Западная стена храма, по древней традиции, была оформлена хорами, на которых во времена Василия III находились «государевы певчие дьяки». Сведений об интерьере Вознесенского храма того периода не сохранилось, видимо, все бумаги и чертежи со временем были утеряны как и сведения о княжеском тереме тех лет. Но его наличие не подлежит сомнению, ведь именно с теремом соединялись крытыми переходами домовые храмы.

Известно, что первоначально пол в храме был выстлан треугольными керамическими плитками серого и белого цветов в форме конвертов, которые при проводимых в 1570-е годы ремонтных работах были частично утрачены, а частично переложены тыльной стороной вверх. Возможно, тогда же в иконостасе храма появились новые Царские врата, сохранившиеся до наших дней. 

Дальнейшая судьба храма

В XVII столетии в Вознесенской церкви был проведен ремонт, в результате которого мастера поновили иконы в иконостасе и фрески на восточном фасаде храма. Фресковая живопись на фасадах храма сохранялась до 1884 года, когда стены оббили цинковыми листами и нанесли на них масляную живопись. 

Следующий ремонт храма состоялся, видимо, в 1766–1767 годах, когда по указу императрицы Екатерины II князем П. В. Макуловым был разобран и выстроен наново деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Вознесенский храм в то время лишился резных белокаменных капителей с колонн второго яруса галерей, а вместо них появились парапеты с ширинками. Тогда же рисунок пола храма и папертей переделали под «ёлочку». 

Благоустройство Вознесенской церкви продолжилось в XIX столетии. Так, в 1836 году «царское место» оградили кованой решёткой, над ним поместили бочкообразную сень с гипсовым изображением орла, гипсовыми деталями украсили и парапет. Руководивший в 1866–1867 годах ремонтом Вознесенской церкви архитектор Николай Александрович Шохин видоизменил южную грань восьмерика, сделав в ней дверь, разобрал каменный шатёр, заменив его более плоской, прикреплённой к железному каркасу металлической конструкцией и установил новый иконостас с иконами, перевезённый из одной из церквей московского Вознесенского женского монастыря (первый тябловый иконостас располагался между южным и северным порталом, а иконостас Н. А. Шохина занял пространство между пилястрами).

Изначально покрытые тёсом крыши папертей в 1873 году следующий архитектор Фёдор Никитич Кольбе заменил брусом и досками из разобранного в 1872 году дворца Александра I. Им же на папертях были настелены новые полы и переделаны крыши. 

Следующий комплекс ремонтно-реставрационных работ проводился в Вознесенском храме уже в начале XX столетия. В 1914–1916 годах новым большемерным кирпичом был облицован шатёр и проведены исследовательские работы – обмер и фотографирование храма, археологическая разведка прилегающей к нему территории. 

Вознесенский храм в советское время и в наши дни

Во время бурных революционных событий 1917 года в Коломенском произошло судьбоносное для всех прихожан событие – в подклете Вознесенской церкви чудесным образом была обретена икона Божьей Матери «Державная», предположительно, находившаяся в иконостасе, принесённом из Вознесенской женской обители в середине XIX столетия. После обретения икону отреставрировали и долгие десятилетия она хранилась в запасниках Государственного исторического музея. В 1990 году образ Пресвятой Богородицы был торжественно установлен в церкви Казанской иконы Божьей Матери, входящей в комплекс строений Коломенского. 

В 1923 году, когда загородная царская усадьба Коломенское была перепрофилирована в музей, в Вознесенской церкви богослужения прекратились. 

1994 год стал судьбоносным для Вознесенской церкви – она получила статус Патриаршего подворья и была внесена ЮНЕСКО в перечень памятников истории и архитектуры мирового значения. Наново храм был освящён в декабре 2000 года и с тех пор в летнее время в нём совершаются богослужения.

В 2007 году после капитальной реставрации для посетителей был открыт подклетный ярус, в котором в настоящее время действует стационарная выставка «Тайны Вознесенского храма». В первом зале представлены уникальные древние экспонаты – белокаменные детали церкви, датируемые XVI веком (обнаружены во время одного из археологических исследований церкви в 1980-х годах), а на фото– и медийной выставке второго зала рассказывается о судьбе и реставрациях церкви в период с конца XIX до начала XXI столетия. 

Церковь Вознесения в Коломенском | Москва

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм в бывшем подмосковном селе Коломенском, которое являлось резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы.

Согласно легенде, эту церковь велел построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь.

В XVI веке на Руси появилась традиция сооружать храмы в честь какого-то события. Такие храмы назывались мемориальными. 

Церковь строилась в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале. На Руси его называли Пётр Фрязин или Петрок Малой.

Место выбрали на крутом берегу Москвы-реки, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным.

Церковь Вознесения стала необычной для своего времени. Считается, что это первая шатровая церковь на Руси.

На четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром с золотым крестом. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры. 
Своим обликом храм говорит о библейском событии вознесения Иисуса Христа к Богу-отцу.

Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола. Наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектурой.
В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни. Её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вставки над оконными проёмами. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Петрок Малый применил такой микс, так как уловил в древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повёрнутый спиной к алтарю.

Внутреннее пространство не большое, чуть более 100 квадратных метров, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. 

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера сведений нет. По упоминаниям разных лет можно представить, что были образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Господа Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте появилась масляная живопись. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.

Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой». Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.

Церковь ремонтировали и частично перестраивали несколько раз в 1570-м, в 1766—1767 годах, в 1836 году, в 1866—1867 годах, в 1873 году, в 1914—1916 годах. Поэтому современный вид храма не полностью соответствует первоначальному облику.

В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства. Для этого засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Под церковью Вознесения в 1981 и 1987 годах произошли крупные оползни. 

Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока, их решили просто залицевать кирпичом. Нынешнее состояние церкви вызывает опасения из-за ее расположения на берегу, склонном к оползням.

В 2002—2005 годы, во время восстановительных работ, были полностью уничтожены деревянные конструкции перекрытий над галереями.

После завершения реставрации в подклете храма действует постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». Именно в этом подклете церкви Вознесения, пытались искать загадочно исчезнувшую библиотеку Ивана Грозного. Также В 1917 в подвале храма Вознесения Господня чудесным образом была обнаружена древняя чудотворная икона Богоматери «Державная», которая сегодня хранится в церкви иконы Казанской Божьей Матери.

Первое освящение храма Вознесения Господня состоялось в Коломенском в 1532 году, повторное — в 2000 году.

Богослужения проводятся не в храме Вознесения Господня в Коломенском, а в приписном храме Георгия Победоносца, построенного рядом в 1840 году, по воскресеньям и некоторым праздникам.

Храм Вознесения Господня в Коломенском в 1994 году был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе комплекса зданий музея-заповедника «Коломенское».

Церковь Вознесения Господня | Путеводители по достопримечательностям

Вознесенская церковь — это церковь XVI века в Коломенском, построенная князем Василием III на юге Москвы.

История Вознесенской церкви

Великий князь Василий III — правитель Москвы с 1505 по 1533 год, часто насмешливо известный как Василий Адекватный — заказал Вознесенскую церковь в честь долгожданного рождения наследника. Русский престол, Иван IV Васильевич.Иван, родившийся 25 августа 1530 года, станет известен как Иван Грозный. Церковь Вознесения была освящена 3 сентября 1532 года и была революционной для своего времени. Коломенское, где оно стоит, было бывшим царским имением.

В отличие от других русских церквей того времени, этот, вероятно, был построен итальянскими архитекторами — мастерами своего дела. Это также первая кирпичная церковь с шатровой крышей, найденная в России: разрыв с традициями, который будет отражен при строительстве собора Василия Блаженного, построенного 25 лет спустя самим Иваном в ознаменование взятия Казани и Астрахани.Белый камень и детали эпохи Возрождения — вот некоторые из его доминирующих характеристик.

На протяжении веков производились перестройки, в частности, реконструкция кирпичной кладки в 19 веке, а также некоторые декоративные и орнаментальные работы. В 1994 году он вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО из-за своего вклада в российскую церковную архитектуру.

Церковь Вознесения сегодня

Расположенная в Коломенском заповеднике, с видом на реку, церковь особенно привлекательна и заслуживает посещения. его значение — он закрыт по понедельникам.Интерьер меньше, чем вы ожидаете снаружи. Коломенское также обеспечивает приятную передышку от суеты центра Москвы, а прогулка по парку днем ​​или днем ​​- прекрасный путь к

. В сторожке с шатровой крышей рядом с церковью есть выставка, посвященная вехам истории Коломенского.

Как добраться до церкви Вознесения

Церковь Вознесения находится в глубине Коломенского музея-заповедника, на берегу Москвы-реки.Ближайшие станции метро — Каширская (юг) или Коломенская (север): обе находятся примерно в 2 км ходьбы по зеленому парку до самой церкви. Карта полезна, так как есть много троп и легко потеряться или отвлечься в изобилии окружающих зданий.

Вознесенская церковь — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Коломенское, конечно, считается важной достопримечательностью Москвы, но Вознесенская церковь, расположенная на берегу Москвы-реки, тоже была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году.

Великий князь Московский Василий III построил его в селе Коломенском в 1528-1532 годах в память о рождении своего сына Ивана, будущего первого русского царя Ивана IV Грозного. Остальные постройки царской летней резиденции, в том числе деревянный дворец царя Алексея Михайловича и церковь Казанской иконы Божией Матери, появились столетием позже.

Вознесенская церковь Коломенского окружена большой двухъярусной галереей

Трон Ивана Грозного находится в центре галереи Вознесенской церкви

Высота Вознесенской церкви 62 метра.Это первая шатровая церковь в России. Стеновые столбы и прочный подклет (нижний этаж) позволили построить храм необычных размеров. Фактически, это церковь-башня, построенная с размахом. Именно за архитектурные особенности церкви был присвоен статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Якобы Вознесенская церковь была спроектирована итальянским архитектором по прозвищу Петр Фрязин, но точных данных, подтверждающих это, нет.

Внутренняя площадь церкви небольшая, всего около 100 квадратных метров, но ее окружает красивая крытая галерея.В галерее уцелел престол Ивана Грозного. Именно с этого места открывается прекрасный вид на излучину Москвы-реки.

Древний храм в древнерусской деревне. Церковь Пресвятой Богородицы Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Image 143403784.

Древний храм в древнерусской деревне. Церковь Пресвятой Богородицы Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 143403784.

Древний храм в старинной русской деревне.Церковь Вознесения в Коломенском и ворота. Масляная краска на холсте. Картина с фото, имитация живописи. Иллюстрация. Картина маслом на старинной старинной архитектуре в селе Коломенское. Картина с имитацией живописи. Старые ворота русского вознесенского храма. Осенняя погода и солнце. Масляная краска на холсте. Картина с фото, имитация живописи. Древние русские деревенские ворота Вознесение. Архитектурное изображение вознесения священного года старой церкви.

M L XL

Таблица размеров

Размер изображения Идеально подходит для
S Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения.
млн ​​ Брошюры и каталоги, журналы и открытки.
л Плакаты и баннеры для дома и улицы.
XL Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны.

Используете это изображение на предмете перепродажи или шаблоне?

Распечатать Электронный Всесторонний

5000 x 3325 пикселей | 42.3 см x 28,1 см | 300 точек на дюйм | JPG

Масштабирование до любого размера • EPS

5000 x 3325 пикселей | 42,3 см x 28,1 см | 300 точек на дюйм | JPG

Скачать

Купить одно изображение

6 кредитов

Самая низкая цена
с планом подписки

  • Попробуйте 1 месяц на 2209 pyб
  • Загрузите 10 фотографий или векторов.
  • Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц

221 ру

за изображение любой размер

Цена денег

Ключевые слова

Похожие изображения

Нужна помощь? Свяжитесь с вашим персональным менеджером по работе с клиентами

@ +7 499 938-68-54

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie

. Принимать

Церковь Вознесения Господня в Коломенском 1532 года постройки # 11993778

Гравюра в раме церкви Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 году, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО Ref 634. Коломенское, Москва, Россия

Мы с гордостью предлагаем этот принт от Getty Images / Moment Open в сотрудничестве с Fine Art Storehouse

.

© Макс_Рязанов

Идентификатор носителя 11993778

16 век , 553153801, непосредственно под , Коломенское , Москва , Православная Церковь , Русская культура , Русская православная

14 дюймов x 12 дюймов (38×32 см) Modern Frame

Наши современные репродукции в рамке профессионально сделаны и готовы повесить на вашу стену

проверить

Гарантия идеального качества пикселей

проверить

Сделано из высококачественных материалов

проверить

Размер продукта 32.5 x 37,6 см (прибл.)

check

Изображение без кадра 16,3 x 24,4 см (прибл.)

check

Профессиональное качество отделки

Рамка под дерево с принтом 10×8 в держателе для карт. Фотобумага архивного качества. Габаритные внешние размеры 14×12 дюймов (363×325 мм). Задняя стенка из ДВП, прикрепленная скобами к вешалке и покрытая прочным стирольным пластиком, обеспечивает практически небьющееся покрытие, напоминающее стекло. Легко чистится влажной тканью. Молдинг шириной 40 мм и толщиной 15 мм.Обратите внимание, что для предотвращения падения бумаги через окошко крепления и предотвращения обрезания оригинального изображения видимый отпечаток может быть немного меньше, чтобы бумага надежно крепилась к оправе без видимой белой окантовки и соответствовала формату. соотношение оригинального произведения искусства.

Это изображение доступно в виде Печать в рамке , Фотографическая печать , Пазл , Печать на холсте , Печать плакатов , Сумка , Фото кружка , Поздравительные открытки , Подушка , Металл Печать , Репродукция картин , Установленное фото , Стеклянная рамка , Акриловый блок , Печать в рамке , Коврик для мыши , Стеклянные коврики , Стеклянная подставка

Водяной знак не появляется на готовой продукции

Категории

> Животные > Млекопитающие > Домашняя кошка > Русский Белый

> Архитектура > Церкви

> Архитектура > Страна > Россия

> Архитектура > Стили > Русская архитектура

> Европа > Россия > Объекты наследия > Церковь Вознесения, Коломенское

> Европа > Россия > Москва

> Религия > Религиозная архитектура > Церкви и соборы

Полный диапазон художественной печати

Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для кадрирования) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других отправлений — на несколько дней позже.

Печать в рамке (57,63–294,62 долларов)
Наши современные репродукции в рамке профессионально сделаны и готовы повесить на вашу стену

Фотопечать (6,39–128,09 долл. США)
Наши фотопринты напечатаны на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для кадрирования.

Пазл (35,86 — 48,67 долларов)
Пазлы — идеальный подарок на любой случай

Печать на холсте (38 долларов.42 — 320,24 долл. США)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию Отпечатки на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство.

Плакат (14,08–76,85 долларов)
Бумага для плакатов архивного качества, идеально подходит для печати больших изображений

Большая сумка (38,37 доллара)
Наши сумки-тоут изготовлены из мягкой прочной ткани и оснащены ремнем для удобной переноски.

Фотокружка (12,80 $)
Наслаждайтесь любимым напитком из подарочной кружки с индивидуальным принтом.На наших кружках напечатано изображение по вашему выбору

Поздравительные открытки (7,65 долл. США)
Поздравительные открытки для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Подушка (32,01 доллара — 57,63 доллара)
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками

Metal Print (75,58–511,12 долл.)
Оживите свои фотографии с помощью металлических отпечатков! Прочный металл и роскошная техника печати придадут интерьеру современный вид.

Репродукция изобразительного искусства (38,42 доллара — 512,39 доллара)
Наши репродукции репродукций произведений искусства соответствуют стандартам самых критичных музейных хранителей. Они имеют мягкую текстурированную естественную поверхность, что делает их еще лучше, чем оригинальные произведения искусства.

Фото ($ 16,64 — $ 166,52)
Фотопринты поставляются в держателе для карт с индивидуальным вырезом, готовом к обрамлению

Glass Frame (29,45 — 88,39 долларов) Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры также можно использовать отдельно с помощью встроенной подставки.

Acrylic Blox (38,42–64,04 доллара)
Обтекаемый современный односторонний привлекательный настольный принт

Принт с рамкой (57,63–320,24 доллара)
Наш оригинальный ассортимент британских принтов в рамке со скошенным краем

Коврик для мыши (17,92 доллара США)
Фотопечать архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Работает со всеми компьютерными мышками.

Стеклянные коврики (64,04 $)
Набор из 4 стеклянных ковриков.Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также доступны подходящие подстаканники

Glass Coaster (10,24 доллара)
Индивидуальная стеклянная подставка под столешницу. Элегантное полированное безопасное закаленное стекло и подходящие термостойкие коврики также доступны

Церковь Вознесения Господня в Коломенском # 13414207 Фото в рамке

.

Гравюра в раме церкви Вознесения Господня в Коломенском

Мы рады предложить вам этот гравюра от Getty Images в сотрудничестве с Fine Art Storehouse

.

© Сергей Кучеров

Идентификатор носителя 13414207

538833176, Колокольня Башня , Фон Голубого Неба, Коломенское , Москва, Россия , Путешествие , Белые облака, белый камень

14 дюймов x 12 дюймов (38×32 см) Modern Frame

Наши современные репродукции в рамке профессионально сделаны и готовы повесить на вашу стену

проверить

Гарантия идеального качества пикселей

проверить

Сделано из высококачественных материалов

проверить

Размер продукта 37.6 x 32,5 см (прибл.)

check

Изображение без кадра 24,4 x 16,3 см (оценка)

check

Профессиональное качество отделки

Рамка под дерево с принтом 10×8 в держателе для карт. Фотобумага архивного качества. Габаритные внешние размеры 14×12 дюймов (363×325 мм). Задняя стенка из ДВП, прикрепленная скобами к вешалке и покрытая прочным стирольным пластиком, обеспечивает практически небьющееся покрытие, напоминающее стекло. Легко чистится влажной тканью. Молдинг шириной 40 мм и толщиной 15 мм.Обратите внимание, что для предотвращения падения бумаги через окошко крепления и предотвращения обрезания оригинального изображения видимый отпечаток может быть немного меньше, чтобы бумага надежно крепилась к оправе без видимой белой окантовки и соответствовала формату. соотношение оригинального произведения искусства.

Это изображение доступно в виде Печать в рамке , Фотографическая печать , Пазл , Печать на холсте , Печать плакатов , Сумка , Фото кружка , Поздравительные открытки , Подушка , Металл Печать , Репродукция картин , Установленное фото , Стеклянная рамка , Акриловый блок , Печать в рамке , Коврик для мыши , Стеклянные коврики , Стеклянная подставка

Водяной знак не появляется на готовой продукции

Категории

> Архитектура > Церкви

> Архитектура > Страна > Россия

> Архитектура > Башни > Церкви

> Европа > Россия > Объекты наследия > Церковь Вознесения, Коломенское

> Европа > Россия > Москва

> Хранилище изобразительного искусства > Фотографии из путешествий > Всемирное наследие ЮНЕСКО

Полный диапазон художественной печати

Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для кадрирования) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других отправлений — на несколько дней позже.

Принт в рамке (44,99–229,99 фунтов стерлингов)
Наши современные репродукции в рамке профессионально сделаны и готовы повесить на вашу стену

Фотопечать (4,99–99,99 фунтов стерлингов)
Наши фотопринты напечатаны на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для кадрирования.

Пазл (27,99 фунтов стерлингов — 37,99 фунтов стерлингов)
Пазлы — идеальный подарок на любой случай

Печать на холсте (29 фунтов стерлингов.99–249,99 фунтов стерлингов)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию Отпечатки на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство.

Печать плакатов (10,99–59,99 фунтов стерлингов)
Бумага для плакатов архивного качества, идеально подходит для печати больших изображений

Большая сумка (£ 29,95)
Наши сумки-тоут изготовлены из мягкой прочной ткани и оснащены ремнем для удобной переноски.

Фотокружка (9,99 фунтов стерлингов)
Наслаждайтесь любимым напитком из подарочной кружки с индивидуальным принтом.На наших кружках напечатано изображение по вашему выбору

Поздравительные открытки (£ 5,97)
Поздравительные открытки для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Подушка (24,99 фунтов стерлингов — 44,99 фунтов стерлингов)
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками

Metal Print (59–399 фунтов стерлингов)
Оживите свои фотографии с помощью металлических отпечатков! Прочный металл и роскошная техника печати придадут интерьеру современный вид.

Fine Art Print (29,99–399,99 фунтов стерлингов)
Наши репродукции репродукций произведений искусства соответствуют стандартам самых критичных музейных хранителей. Они имеют мягкую текстурированную естественную поверхность, что делает их еще лучше, чем оригинальные произведения искусства.

Фото (12,99–129,99 фунтов стерлингов)
Фотопринты поставляются в держателе для карт с индивидуальным вырезом, готовом к обрамлению

Стеклянная рамка (£ 22,99 — £ 69,00) Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры также можно использовать отдельно с помощью встроенной подставки.

Acrylic Blox (29,99–49,99 фунтов стерлингов)
Обтекаемый современный односторонний привлекательный настольный принт

Принт в рамке (44,99–249,99 фунтов стерлингов)
Наш оригинальный ассортимент британских принтов в рамке со скошенным краем

Коврик для мыши (13,99 фунтов стерлингов)
Фотопечать архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Работает со всеми компьютерными мышками.

Стеклянные коврики (£ 49,99)
Набор из 4 стеклянных ковриков.Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также доступны подходящие подстаканники

Glass Coaster (7,99 фунтов стерлингов)
Индивидуальная стеклянная подставка под столешницу. Элегантное полированное безопасное закаленное стекло и подходящие термостойкие коврики также доступны

церковь Вознесения Господня Архив

Одна из главных достопримечательностей парка «Коломенское» на юге Москвы заключается в том, что, хотя в нем больше ухоженных участков, здесь довольно много дикой природы, по которой можно побродить.

Мы приехали сюда в конце мая прошлого года, как раз тогда, когда зелень наконец оправилась от зимы и еще до того, как вся она сморщится жарким летним солнцем, и вы можете провести много счастливых часов, прогуливаясь по залитым солнцем полянам по редко посещаемым тропинкам, если вы выберете ваша погода подходящая.

К тому же, некоторые ее части выходят на Москву-реку, так что вы можете сидеть, есть бутерброды и охотиться на муравьев с довольно хорошим видом.

Холмистость, которую вы можете обнаружить, также является плюсом.Если бы мама не носила неправильную обувь, мы могли бы совершить действительно отличное карабканье вверх и вниз по каким-то невероятно крутым тропинкам. Она отказалась попробовать это без действительно цепких кроссовок и кого-то еще, кто помог бы поймать нас, когда мы взяли верх над склоном.

Похоже, там даже есть разрыв во времени и пространстве, внизу, в Голосовском ущелье, что может объяснить, почему они так старались сделать его так трудно добраться. Легенда гласит, что люди заходят в овраг, а потом не выходит из годами.Coooooooool. И один из способов выжить в ближайшем будущем с относительно неповрежденным здравомыслием.

В обоих концах парка есть более организованные развлечения. Если вы подойдете к концу станции метро «Коломенское», то вскоре увидите особенно уникальный образец церковной архитектуры, даже более почитаемый, чем такие места, как собор Василия Блаженного на Красной площади.

Церковь Вознесения, также известная как Белая Колонна, возможно потому, что она построена таким образом, что не нуждается в каких-либо опорных столбах для увеличения своей высоты, была построена в 1532 году и знаменует рождение Ивана Грозного.Да, я знаю, что здесь нет луковичных куполов или яркой внешней росписи. Православное христианство делает историю церковного убранства в обратном направлении от протестантских взглядов, и это предположительно основано на более традиционных деревянных конструкциях, а также имеет итальянское влияние.

На самом деле, по территории разбросана масса других старинных построек, ведь парк Коломенское уже много лет является прибежищем ветхих, в основном деревянных, построек со всей России.

Это также бывшее королевское поместье, поэтому некоторые каменные ворота и тому подобное сохранились с тех времен.

Но есть также остатки традиционной русской деревни, которая существовала на самом деле до недавнего времени, в 80-е годы, якобы населенной потомками крестьян, прикрепленных к царским имениям. Живое пчеловодство все еще происходит там!

Наиболее впечатляющим является воссоздание великолепного королевского дворца, построенного Алексеем Михайловичем, отцом Петра Великого, который представляет собой вершину того, что можно было сделать с деревянным архитектурным дизайном в 17, -х, -х годах.Вы можете зайти внутрь и осмотреть и полностью обработанные интерьеры, что мама определенно намеревается сделать когда-нибудь в недалеком будущем. Прямо рядом со станцией метро на другом конце парка от большой Белой Вознесенской церкви, Каширской. Удобный!

А в парке «Коломенское» часто проходят одни из самых интересных мероприятий на свежем воздухе в Москве. Мама присматривается к фестивалю исторической реконструкции «Время и эпохи», который запланирован на июнь.По общему признанию, в этом году они расширяются по всей столице, но их самое крупное мероприятие по-прежнему будет проходить в этом парке.

Но когда мы были в этом особом случае, то в основном мы бродили по обширно засаженным королевским садам…

… и посмотрите на людей, фотографирующих цветение яблони.

Может быть, происходит какое-то событие. Но поскольку в то время мама не могла найти никакой информации об этом, она предпочитает теорию, согласно которой все, у кого есть фотоаппарат, просто выглядывали из окна, видели великолепное солнце, вспомнили, что в последнее время не было ветра, и решила сделать большинство из этого.

Несколько человек купили реквизит и костюмы. Там были качели, за которыми свисала свисающая с деревьев белая марля, люди!

Мы довольствовались своей красотой, поскольку мама была вдохновлена ​​и с энтузиазмом восприняла то, что мы позируем с мечтательными выражениями лиц, нюхая одуванчики. Часы веселья.

Парк Со Коломенское — идеальное место для дня на природе в Москве. В хорошую погоду можно устроить пикник и отправиться в путь. И не забудь свой фотоаппарат.

Хотите знать, чем еще заняться в Москве? Прочтите подробное руководство мамы здесь.

Дополнительная информация

Сайт парка (на английском языке).

Веб-сайт «Время и эпохи» (на английском языке).

Еще о Голосовском ущелье.

Это то, что «Автостопом по Галактике» говорится о тайне экспедиции Франклина к Северо-Западному проходу.

Адрес: проспект Андропова, 39, Москва

Как добраться: Зеленая ветка метро имеет две остановки, которые можно использовать в любой конец парка Коломенское, Коломонское и Каширскую.

Аудиогид КОЛОМЕНСКОЕ — Презентация

Коломенское — одно из красивейших мест Москвы. Я бы порекомендовал вам провести здесь день, чтобы в полной мере открыть для себя эту прекрасную зеленую зону, ее богатое культурное и художественное наследие с уникальными по красоте религиозными зданиями.

Основанная в 1237 году, деревня прославилась в 1532 году, когда церковь Вознесения , по проекту итальянского архитектора Пьетро Аннибале была построена в честь дня рождения Ивана IV, будущего царя России, который впоследствии стал известен как Иван Грозный.

Красивая церковь Вознесения — главная достопримечательность парка, которая стала поистине исключительной благодаря сочетанию различных архитектурных стилей, включая явные отсылки к итальянским влияниям. Новаторская архитектура здания отличается от византийских традиций того времени. Первый этаж имеет форму креста, который затем становится восьмиугольной башней, а затем увенчивается пирамидой, достигающей 28 метров в высоту.

Этот храм является важной вехой в русской архитектуре благодаря таким деталям, как узкие колонны по бокам, окна в форме стрел, три ряда резаных арок и лестницы.

Рядом вы найдете Церковь Святого Георгия с отдельной колокольней, но, продолжая гулять по парку, вы увидите множество других памятников в этой зеленой зоне. Церковь Иоанна Крестителя шестнадцатого века , на холме Дьяково , имеет пять шатровых конструкций и была построена около 1547 года, предположительно архитектором Постником Яковлевым , который, возможно, также спроектировал собор Св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *