Разное

Купол церкви покрова на нерли: Покрова на Нерли, Вознесения в Коломенском, Спаса Преображения, Димитрия на Крови.

Покрова на Нерли, Вознесения в Коломенском, Спаса Преображения, Димитрия на Крови.

Эти храмы построены в разных уголках России, в разные времена и разными зодчими. Их архитектура уникальна, а история каждого здания богата удивительными фактами. Сюда приезжают люди вне зависимости от религиозных убеждений. Давайте посетим эти шедевры архитектуры вместе.

Недалеко от курортной Ялты, в Никитском ботаническом саду, расположилась удивительная по красоте церковь Спаса Преображения. Фасад базилики декорирован элементами византийского стиля, крестами, небольшими фресками. Церковь проектировалась так, чтобы она смогла вмещать до 200 человек. В этом же здании находилась больница на шесть коек и квартира священника с тремя комнатами. Возведение сооружения началось сразу после закладки фундамента в 1884 году.


Один из самых знаменитых храмов Подмосковья, визитная карточка усадьбы Дубровицы — церковь Знамения Пресвятой Богородицы, которая была построена на рубеже XVII–XVIII веков князем Борисом Алексеевичем Голицыным. Внутреннее убранство храма также богато декорировано и изобилует скульптурными композициями и лепными рельефами на библейские и евангельские темы. Стиль, в котором выполнена церковь, получил название «голицынское барокко».


Церковь Белая Троица — старейший из действующих храмов в Твери. Она была построена в 1564 году на средства московского купца Гаврилы Андреевича Тушинского. Между главами и сводами храма был помещен тайник, попасть в который можно было только через отверстие в крыше. Тайник предназначался для сохранения церковных ценностей в случае нападения неприятеля. Сегодня в церкви Белая Троица хранится одна из святынь Тверской земли — рака с мощами преподобного Макария Калязинского.


Свято-Екатерининский кафедральный собор является одним из самых крупных храмов России. История собора начинается 17 октября 1889 года, когда царский поезд потерпел крушение вблизи станции Борки, в районе Харькова. Император Александр III вместе со своей семьей возвращался в Петербург из поездки на юг России. Железнодорожная катастрофа была страшной, однако никто из царской семьи серьезно не пострадал. То, что императору удалось выжить, было воспринято народом как чудо. Незадолго до происшествия, в эту же поездку, Александр III посетил Екатеринодар (современный Краснодар). В честь избавления от гибели императора местной Городской думой было решено возвести храм с семью престолами.


Церковь Сурб-Хач (Святого Креста), построенная в 1792 году, — одно из самых красивых и древних строений Ростова-на-Дону. История церкви тесно связана с появлением на Дону в 1780-х годах большой армянской диаспоры. Сурб-Хач строился в стиле классицизма с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и Таврического дворца. Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу реки Темерник 13 хачкаров (дословно «крест-камень»), датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Говорят, что в монастыре также находился хачкар VI века, по преданию вывезенный из древней столицы Армении — города Ани.


Новочеркасский Свято-Вознесенский кафедральный собор — главный храм Донского казачьего войска. Открыт и освящен в 1905 году. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя с алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона».


Церковь Покрова на Нерли, что под Владимиром, — один из самых известных памятников древнерусского зодчества. «Лебедь-храм» — так называют это чудо, сохранившееся с ХII века. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Церковь Покрова на Нерли — шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе белокаменных памятников Владимира и Суздаля храм вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


История Храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе начинается с четырехугольной деревянной постройки, возведенной в 1814–1815 годах. Сегодня Осетинская церковь — единственная сохранившаяся постройка из тех, что располагались на территории Владикавказской крепости, — памятник культуры федерального значения. В храме хранится Моздокская икона Божией Матери — почитаемая православная святыня.


Церковь Вознесения в Коломенском считается уникальным памятником архитектуры — первым каменным шатровым храмом на Руси, и включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей. Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусским князем.


Впервые храм на месте гибели царевича Димитрия возник в XVI веке. В 1692 году построили церковь, сохранившуюся до нашего времени. Тогда же вместо обветшавшего деревянного храма вырос каменный, в праздничном и ярком «московском» стиле. Церковь Димитрия на Крови является частью архитектурного ансамбля Угличского кремля. Храм Царевича Димитрия с самого своего основания был бесприходным и имел статус памятника. Тип храма относится к так называемому «кораблю». Знаменитый храм упоминается во всех путеводителях по Волге и Золотому кольцу.


Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — это выдающийся памятник русской архитектуры, расположенный вблизи поселка Боголюбово во Владимирской области. Храм Покрова на Нерли является ярчайшим образцом зодчества, который воплотил  в себе ярчайшие отличительные черты стилистики архитектуры владимиро — суздальской школы.

Эта небольшая по размеру церковь построена в 1165 году по заказу князя Андрея Боголюбского. Во времена правления князя был построен Успенский собор, Золотые ворота, ансамбль Боголюбского замка и самое совершенное из всех сооружений — церковь Покрова на Нерли.

 

 

История постройки.

Церковь была построена в память о погибшем княжеском сыне Изяславе. Однако исследования наших дней доказывают, что возведение церкви было осуществлено в 1158 году — то есть храм был построен на целых 7 лет ранее даты, принятой считать традиционной.

Освящение храма было произведено в честь праздника Покрова Богородицы, и церковь была посвящена именно пресвятой Богородицы.

 

 

В образе этой постройки зодчие воплотили идею красоты и совершенства родной земли, гордости за свою родину. Чем ближе подходишь к ней, тем более четко и явственно видны ее спокойные, уравновешенные формы.

Для постройки сооружения использовался белый камень, привезенный из Поволжья, где на тот момент существовало Булгарское царство. Но современные научные изыскания показывают, что эта легенда не имеет под собой исторически подтвержденных фактов.

 

 

Особенности архитектуры.

Выбранное для постройки будущей церкви Покрова было расположено в низине, на просторном заливном лугу. Поэтому был насыпан холм высотой 3 метра, который занимал площадь размером 23 сотки. На этом рукотворном холме, кроме самого храма располагались и все остальные постройки.

Сначала возвели искусственную возвышенность, которую облицевали белым камнем. Фундамент был построен в характерной для древнерусских храмов манере. Он был ленточным, сделанным из необработанного природного камня — дикаря, соединенного между собой известковым раствором.

 

 

Глубина фундамента составляет около полутора метров, и его продолжает основание стен высотой 3 метра 70 см. Стены были укреплены вязким грунтом рукотворного холма и таким образом фундамент уходил в глубину более чем на 5 метров.

От первоначальной постройки церкви сохранились только его основные размеры. Экстерьер храма крестово — купольного типа, и отличается простотой форм, сдержанностью и изысканностью четких линий. У Покровской церкви всего одна глава, а весь периметр постройки украшен аркатурно — колончатыми поясами и порталами.

 

 

Стены постройки возведены строго вертикально, но архитекторами были найдены оптимальные пропорциональные соотношения, благодаря которым они имеют вид наклоненных внутрь. Этот фактор создает визуальное ощущение значительной высоты постройки.

Церковь с трех сторон имеет входы, которые украшены роскошными резными порталами. Фасады украшены скульптурами — нежными девичьими головками, которые символизируют весну и пробуждение природы. Церковь Покрова окружает невысокая галерея.

В оформлении интерьера столбы сделаны немного сужающимися в верхней части, что тоже помогает визуально увеличить высоту потолков в помещении церкви. В декоре стен Покровской церкви щедро используются резные рельефные изображения.

 

 

Центр композиции занимает фигура царя Давида, который восседает на троне. Среди других рельефных фигур можно заметить львов, птиц и женских лиц. Однако первоначальные внутренние росписи были уничтожены во время реставрационных работ в конце XIX века ( 1877 год).

Церковь Покрова на Нерли по праву считают одним из самых совершенных образцов древнерусской архитектуры. На сегодняшний день Покровская церковь находится под охраной государства и располагается на территории природного заповедника.

 

 

Храм Покрова на Нерли: чем примечательна жемчужина Золотого Кольца? Часть 2. | Культура

В плане (виде сверху) такой храм (как и следует из названия) имеет форму креста. В центре — установленный на четырех столпах барабан с куполом. Хотя о русской храмовой архитектуре стоит почитать отдельно!

Храм Покрова, хоть и дошел до нас без перестроек и почти в первоначальном виде, раньше выглядел иначе.

Нынешний купол установлен в 19 в. Первоначально храм венчал не луковичный, а более архаичный шлемовидный купол. В остальном церковь, кажется, не перестраивалась. А выглядит иначе потому, что многое со временем убавлялось.

Первоначально церковь была больше. То, что мы видим сейчас — ее центральная часть, раньше с четырех сторон окруженная галереями. Судя по реконструкциям, по высоте они доходили до середины центрального здания. И мне всякий раз кажется, что с утратой галерей храм выиграл. Это личное восприятие, не больше. Есть изображения, реконструкции первоначального облика храма. Его нынешний вид мне кажется более гармоничным.

Холм вокруг церкви был полностью облицован плитами из белого камня. Наверняка зрелище открывалось фантастическое! Особенно с идущих во Владимир кораблей.

В некоторых источниках я встречал восторги в отношении русских мастеров-зодчих. Увы, русские здесь были скорее исполнителями: каменщиками и прочими строителями. Строили храм Покрова западные мастера. По летописи, «бригаду»-артель прислал германский император Фридрих Барбаросса, с которым князь Андрей был в приятельских отношениях. По мнению ученых, романские элементы в архитектуре также указывают на строителей с романского запада. Очень возможно, итальянцев.

В любом случае, строили западноевропейцы. Заодно с Успенским собором и Боголюбовской резиденцией. Может быть, и Золотые ворота. Все это строилось в одно время. Вероятно, и чуть более поздний Дмитровский собор построен той же… или подобной артелью.

Храм Покрова отличается от более привычных нам русских церквей отсутствием иконостаса. Вместо него — алтарная преграда. При этом иностранные зодчие построили очень русские храмы. В общем-то, положив начало владимирскому, а позже московскому, стилю.

Посещая храм, обратите внимание на украшающую его каменную резьбу. Очень похожая — на других владимирских храмах того периода. Это так называемые зооантропоморфные изображения: люди, животные, грифоны, растительный орнамент и пр. Это не «просто орнамент», здесь все не то что осмысленно, а несет глубокий символический и сакральный смысл.

Во-первых, библейские и житийные сюжеты. Во-вторых, отсылки к известным и популярным сюжетам «околобиблейско-апокрифическим», типа вознесения Александра Македонского. В-третьих, мощное влияние языческих сюжетов. Например, в растительном орнаменте. В украшающей храм каменной резьбе многое переплетается и сочетается. Вникать во все это не получится… да и знаний не хватит. Тема сложнейшая. Кому интересно — рекомендую обратиться к работе «Язычество Древней Руси» Б. Рыбакова. Там есть прекрасный анализ орнаментов владимирских храмов.

В любом случае, в убранстве храма видна широчайшая эрудиция строителей, в т. ч. знание европейской религиозной литературы далеко за пределами Священного Писания. Хотя это как раз нормально — строили храм иностранные мастера. С другой стороны, не могли не участвовать и здешние священники, в то время еще прямо связанные с Византией.

Во владимирских храмах, в том числе в каменной резьбе, все настолько переплетено, что их просто нельзя рассматривать, не вникая в историю и психологию их создателей. Можно, конечно, просто посмотреть и даже восхититься мастерством строителей. И, наверное, все. Ну фигуры людей с книжками/свитками в руках, животные, стебли с листьями. Можно даже льва опознать. Но при чем он здесь? Почему именно лев? Для красоты? А другие фигуры? При этом здесь нет ничего случайного, изображенного «просто так». Это здание сакральное. Как икона, где все символично и ничего лишнего.

Да само то, что князь Андрей посвящал храмы Богородице — не случайно. Наверняка многим известно предание о явлении Андрею Богородицы, о принесении им на Север иконы, сейчас известной как Богоматерь Владимирская. О видении Покрова, оберегающего Русь. Можно верить в это или нет, но вдохновленный Андрей положил начало Северо-Восточной Руси и в итоге — России.

И владимирские Храмы Богородицы — знак и начало этого.

Как выстроенная на излучине речных путей церковь Покрова — символ границы, начала Северо-Восточной Руси. Тот же Успенский собор стал прототипом Успенского Собора Московского Кремля (снова спроектированного итальянцами, но уже при другом великом правителе, Иване III!), главного собора Московской Руси.

И именно церковь Покрова — самый первый из Богородичных храмов нового государства. Можно сказать, памятник начала нашей истории.

Церковь Покрова на Нерли — это… Что такое Церковь Покрова на Нерли?

Координаты: 56°11′46.57″ с. ш. 40°33′41.12″ в. д. / 56.196269° с. ш. 40.561422° в. д. (G) (O)  Картах»>(Я)56.196269, 40.561422

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

История

В литературе принята датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче[1].

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви[2].

В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Архитектура

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

Покрова на Нерли

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И. Э. Грабарь

  • Покрова на Нерли

  • Покрова на Нерли
    (юго-западная сторона)

  • Покрова на Нерли
    (северо-западная сторона)

  • Покрова на Нерли
    (западный фасад)

Современное положение

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.

Примечания

Литература

 

Покрова на Нерли церковь — это… Что такое Покрова на Нерли церковь?

Церковь Покрова́ на Не́рли (Покров на Нерли) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

История

До недавнего времени в литературе была принята датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче). Однако Изяслав погиб осенью 1165 года, и в течение зимы храм никак не мог быть построен. С. В. Заграевский, проведя анализ летописных источников, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом (см. литературу по храму).

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.

По легенде, содержащейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и тем, что камень церкви Покрова отличается исключительной белизной (это наиболее высококачественный камень из всех белокаменных владимиро-суздальских храмов), а камень в Волжской Булгарии обладает серо-коричневым оттенком.

Церковь Покрова на Нерли

В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Архитектура

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 3 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объем — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И. Э. Грабарь

Современное положение

Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.

Литература, ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Храм Покрова на Нерли. Суздаль. История. Легенды. Предания

Храм Покрова на Нерли

На юго-восток от Боголюбова, посреди обширного луга, была устроена в Суздальской земле церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь веков назад с Боголюбовского холма она была видна как на ладони, сейчас же ее довольно плотно обступают пышные вязы. При безоблачном небе в ясные летние дни среди зелени заливного луга стройная белизна храма, отраженная гладью небольшого озерца, дышит поэзией и сказкой. А в суровые зимы, когда все вокруг бело, церковь словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего его пейзажа, что кажется, будто он и родился вместе с ним, а не создан руками человека.

Что подсказало князю Андрею Боголюбскому строить храм на заливном лугу, ведь никогда до этого, ни после не сооружали на Руси церкви в столь непригодном, казалось бы, месте? Однако храм тут с большим смыслом был поставлен: речка Нерль в те времена была чистая да быстрая, путь по ней в Клязьму — это были ворота земли Владимиро-Суздальской, а над воротами и подобает быть церкви. Не зря для нее князь Андрей Боголюбский и посвящение выбрал — Покрову, ведь Покров — это защита и покровительство, надежда и милость русским людям, от врагов укрытие и оберег. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский; инициативу создания его приписывают самому князю Андрею и владимиро-суздальскому духовенству, которые обошлись в этом деле без санкции киевского митрополита. Появление нового Богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя. В «Слове на Покров» есть моление о том, чтобы Пресвятая Богородица защитила божественным покровом Своим людей «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», — моление о необходимости единения русских земель.

Вот и встал храм Покрова в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Шли сюда с Волги, по Оке и Клязьме, и заморские купцы, которых у самого порога могущественного княжества встречал богатый и прекрасный храм, за которым виднелась княжеская резиденция в Боголюбове, а дальше дорога шла в столичный город Владимир. Так что место для возведения церкви зодчий выбрал не случайно, а согласно княжеской воле.

Задача, стоявшая перед мастером, была очень сложной, так как намеченное для возведения храма место лежало в заливаемой пойме. Чтобы оградить возводившуюся церковь от весенних разливов, древний «архитектор, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти пять метров и засыпал его землей. Получился искусственный холм, на котором, как на пьедестале, и было воздвигнуто белокаменное чудо — одноглавый четырехстолпный храм[39].

Рождалась эта церковь в беспокойное, но и светлое для Владимиро-Суздальской земли время, когда в глазах современников державу князя Андрея как будто действительно осенял небесный покров Пресвятой Богородицы. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть князя над корыстным боярством и высока была его рука на недругов. Вздыбленных барсов на щитах княжеских ратников видели под своими стенами Киев и Новгород, текло по копьям суздальских дружин и золотое солнце южных степей.

Легенда повествует, что храм Покрова на Нерли был посвящен победоносному походу владимиро-суздальских полков в Волжскую Булгарию в 1164 году, который закончился для русских ратников победой. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными походами дружин князя Андрея Боголюбского могут служить зарисованные в XIX веке фрагменты фресок на барабане храма, ныне уже утраченные. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики похода «за веру христианскую». Павшие русские воины (среди них княжич Изяслав — сын Андрея Боголюбского) и должны были быть сопричислены к лику мучеников.

Старинное предание повествует, что строили храм из камней, которые болгары в качестве своего рода контрибуции доставляли по Волге для возведения Успенского храма во Владимире. Река Клязьма, выше впадения в нее Нерли, менее глубока, и потому в этом месте камни перегружали на другие суда. И повелел князь Андрей десятую часть этих камней откладывать на берегу — для сооружения храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Получилась церковь Покрова на Нерли так легка и светла, словно сложена она не из тяжелых каменных квадров. Строили ее иностранные мастера (по словам летописей, «из немецъ»), украсившие храм прекрасными рельефами, тоже высеченными из камня. Но рельефы эти — не самостоятельная, не отдельная иллюстрация; они словно вырастают из самого храма, составляя с ним единое целое. В причудливом хороводе, опоясывая церковное здание, перемешались, переплелись образы, в строгом порядке застывшие на плоскости стен: то спокойные девичьи лица, то характерные физиономии львов, то фигурки грифонов или птиц, то тупоносые морды драконов — скорее смешных, чем страшных. Вытянутые в единую цепочку, они символизируют единство мира в его многообразии — мира сказочного, полного чудес и красот. Такое мироощущение было лаконично сформулировано еще в поэтических вопросах и толкованиях «Беседы трех святителей»: «Что есть дивнее всего человеку?» — «Небо и земля дивны и все дело Вышнего».

После смерти князя Андрея Боголюбского заброшенный храм остался стоять на отшибе, подвергаясь всевозможным разграблениям. Устроилась было вокруг него небольшая иноческая обитель, но в 1764 году ее упразднили, а здания передали Боголюбовскому монастырю. Земли обители отдали во владение крестьянам располагавшегося неподалеку села Новое, а через двадцать лет «рачительный» игумен Боголюбова монастыря просил у духовного начальства разрешения на разборку старинной церкви, чтобы начать возведение монастырской колокольни и новых келий для братии. Разрешение епархиального начальства было получено, и уже найден был человек, который сколотил по окрестным деревням артель, и вскоре застучали ломы по древним камням храма. Однако хрупкая на вид церковь не поддавалась, так как крепчайший раствор намертво связал каменные блоки в стенах метровой толщины. Работники запросили двойную цену, игумен отказался, и церковь, бывшая на краю гибели, промыслом Божиим уцелела. Правда, в другой версии рассказывается о том, что как только крестьяне начали разбирать церковь, и когда один из них залез наверх и стал снимать крест, как тут же ослеп. Его с трудом сняли, и после этого уже никто не решился на подобное святотатство.

Около северо-восточного угла храма Покрова довольно долгое время лежал на земле снятый со своего кирпичного фундамента древний четырехконечный крест, высеченный из белого камня. По рассказам, этот старинный крест был сооружен в одно время с церковью, в записях же сказано, что принесен он был сюда с берегов реки Нерль в начале XIX века, а сначала он находился более чем в ста метрах от церкви. Длина креста равняется примерно двум метрам, но когда-то он был длиннее и шире. Крестьяне соседних деревень считали камень его целебным, способным утолять зубную боль, и потихоньку стали отбивать у креста края. И со временем до того исказили его форму и высеченные на одной стороне его письмена, что довольно скоро с трудом можно было разобрать всего две-три буквы[40].

Весной при разливе Клязьмы и Нерли храм со всех сторон окружен водой, которая иногда поднимается выше цоколя стен. При такой погоде и ясном небе (особенно в лунные ночи) церковь, живописно белеющая среди разлившейся воды, кажется всеми покинутой и оттого особенно хрупкой. И тогда оживают легенды, переходящие из поколения в поколение, будто часто виден в ней огонь, зажигаемый неведомой рукой. А однажды на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда закончилось всенощное богослужение, видны были в лучезарном сиянии воины в белых одеждах и на белых конях, скакавшие по берегу к городу Владимиру.

В другой раз крестьяне-рыбаки на день пророка Илии, проходя мимо церкви, увидели пожилого человека с бледным лицом и в белой одежде. Поравнявшись с рыбаками, он спросил: «Это ли церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы?», — и когда получил утвердительный ответ; то крестьяне, к ужасу своему, увидели, что он скрылся в храме, хотя церковь была заперта.

За минувшие столетия храм Покрова на Нерли утерял многие свои важнейшие части, и сохранилось только его ядро. Резное убранство церкви немногосложно — на трех фасадах ее повторяется одна и та же рельефная композиция. В центральных закомарах изображен сидящий на троне библейский царь Давид, играющий на гуслях и пророчествующий о Божией Матери. По сторонам симметрично расположены два голубя, а под ними — фигуры львов, связанные с образами псалмов Давида. Ниже — три женские маски с заплетенными в косы волосами. Такие же маски проходят и через боковые части фасада, образуя своего рода фриз. Все это — символы Пресвятой Богородицы, которые неизменно присутствуют в посвященных Ей храмах. Ниже (по сторонам центральных окон) расположены симметричные фигуры лежащих львов — «неусыпных стражей» храма. В боковых закомарах к центру обращены грифоны (символы злых сил), терзающие ягненка.

Ритм архитектурных линий храма Покрова можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений в честь Пресвятой Богородицы. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь, и недаром древние воспринимали художественный облик этой церкви как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых.

В 1962–1963 годы, когда реставрировали палаты князя Андрея Боголюбского, близ церкви Покрова укрепили берега речки Нерль. В то время еще сохранялся нижний ярус колокольни, в котором сначала размещались реставраторы, потом ее отдали музею, а под конец в ней устроили комнату для отдыха туристов. В середине 1970-х годов остатки колокольни были снесены…

Несмотря на все потери, церковь Покрова на Нерли представляет собой тот тип небольшого четырсхстолпного одноглавого храма, какие строились еще при князе Юрии Долгоруком. Но как отличается она от них неповторимым обликом своих пропорций, художественных форм и деталей! Облик храма постоянно изменчив: иногда его легкое движение ввысь как бы преодолевает тяжесть камня, создавая впечатление невесомости. А порой каменная плоть собора, прорезая темное небо своим ослепительно белым силуэтом, ощущается весомой и материальной.

Замечательный писатель С. Голицын (автор книг «За березовыми книгами») называл церковь Покрова на Нерли «златокудрой царевной»; для Н.Н. Воронина она была «песней»; называли ее также «милой крестьянской девушкой в подвенечном наряде», «белой лебедью» и т. д. И действительно в ней присутствует все: нежность и красота, гармония и грусть, благодатное обаяние и полная отрешенность от земных тягот и забот. Церковь Покрова на Нерли по праву считается шедевром древнерусского искусства, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле она могла возникнуть, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в Русской земле. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа, принявшего христианские истины смыслом своего существования и своей национальной идеи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

«Поэзия в камне». История Покровской церкви на Нерли

Фото Эмиля Матвеева

Церковь Покрова на реке Нерли — самая первая из известных миру Покровских церквей. Он оставался таким в течение 200 лет после своего основания, что до сих пор привлекает многих исследователей и паломников. Подобно белому парусу, этот храм безмятежно плывет по бесконечным волнам веков. В то же время его история до сих пор вызывает множество вопросов и противоречивых предположений.

Известно, что церковь была возведена во время правления великого князя Андрея Боголюбского, вероятно, европейскими архитекторами. Как и все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси, Покровский * на Нерли был построен в романском стиле, господствовавшем в то время в Европе. Пропорции храма составляют «золотое сечение».

Согласно летописи, храм был возведен всего за год — удивительно короткий срок для того времени.Однако точная дата его строительства не установлена. Исследователи придерживаются версии, согласно которой основание датируется 1158 годом. В летописи говорится, что в 1157 году князь Андрей прибыл на Владимирские земли и заказал две церкви в честь Пресвятой Богородицы: церковь Рождества Пресвятой Богородицы на реке Клязьме. и Покровская церковь на Нерли. В житии князя Андрея говорится, что в 1155 году он был благословлен видением Пресвятой Богородицы.Богоматерь велела князю построить храм и святую обитель. Город, выросший вокруг Рождественского монастыря, получил название Боголюбов. Второй храм — Покровская церковь на Нерли. Его расположение всего в версте ** от Боголюбова.

Андрей Боголюбский ревностно поклонялся Пресвятой Богородице и воздвиг в Ее честь почти все храмы. Согласно историческим данным, храмов, посвященных празднику Покрова, до основания церкви на Нерли просто не существовало.Лишь с 14 века их стали массово возводить по всей России.

Примечательно, что эта белокаменная церковь построена на искусственно созданном холме. Этот холм препятствует попаданию воды к входу в храм весной, когда реки Клязьма и Нерль разливаются по всему лугу вокруг.

У исследователей есть разные версии причин и цели возведения на этом месте Покровской церкви. Тем не менее, со временем храм стал частью монастыря.Монастырь известен с 16 века. В описаниях позднего периода жизни святителя Андрея упоминается, что он основал монастырь при Покровской церкви.

Во время правления императрицы Екатерины II монастырь был упразднен вместе со многими другими. При этом храм должен был быть разобран «по причине ветхости», но заказчик не смог согласовать цену с подрядчиком, и он чудом уцелел до наших дней, практически сохранив свой первоначальный вид. При этом белокаменные открытые галереи, предположительно некогда окружавшие церковь с трех сторон, и большая лестница, ведущая к реке, не сохранились.Мы можем представить себе храм во времена его великолепия только путем его научной реконструкции.

Церковь Покрова на Нерли. Современный вид Церковь Покрова на Нерли. Научная реконструкция

Хорошо сохранился внешний вид стен Покровской церкви в виде красивой белокаменной резьбы. Это редкость среди таких древних памятников.

Белая каменная резьба на фасаде церкви

На трех фасадах вверху размещены изображения царя Давида — символа мудрого правителя.Молодой царь изображен сидящим на троне, держащим Псалтириона в левой руке и правой рукой, поднятой в благословляющем жесте. Король окружен львами и голубями. Голуби олицетворяют Святой Дух, а львы, являясь привычным украшением романской архитектуры, во Владимиро-Суздальских землях стали ассоциироваться с местными князьями. Лев до сих пор присутствует на гербе Владимира.

Барельеф царя Давида в окружении голубей и львов

Ряд женских лицевых изображений (элемент, не менее популярный в романской архитектуре) также окружает три стены храма.Утонченно смотрятся универсальные образы округлой формы. Самый вдохновляющий из них расположен в центре западной стены. Его часто сравнивают с иконическими образами Богородицы.

Барельефы женских лиц

Барельеф грифона с оленем здесь трактуется как образ Христа Спасителя, несущего праведную христианскую душу.

Барельефы грифона с оленем и женскими лицами

Другие изображения на церковных стенах трудно оправдать.Некоторые из них полностью испортились или их стало трудно различить.

Внутреннее убранство Покровской церкви, должно быть, когда-то поражало своим великолепием. Изображение Христа, изображенное на куполе, окружали архангелы и серафимы. Стены были украшены множеством ярких фресок, а пол украшен цветной майоликой. Однако сегодня мы этого не увидим. Вход в хоровую галерею также не сохранился.В «царских» церквях его обычно занимали правители с членами их семей, если они присутствовали во время богослужений. Там же они и причащались.

Покровская церковь внутри в настоящее время Покровская церковь внутри в настоящее время. Вид из галереи

И все же, по милости Божией, храм на Нерли продолжает стоять. Возможно, Господь хранит эту церковь именно для нас, по словам русского художника И. Грабаря, «чтобы обрести вечность перед ее вечной красотой».


* Покров (русский) или Покрова (украинский) , имя Покрова Пресвятой Богородицы, одного из русских и украинских православных праздников

** A верста (рус. Верста, верста) — устаревшая русская единица длины, определяемая как 500 сажен. Это равняется 1,0668 километру (0,6629 мили; 3500 футов).

Церковь Покрова на Нерли 360 Панорама

Церковь Покрова на Нерли 360 Панорама | 360Города
ОШИБКА:

Javascript не активирован

Щелкните и перетащите, чтобы переместить панораму.
Нажмите Shift + колесо мыши для увеличения

{{thumb_title}}

Церковь Покрова на Нерли

Авторские права: Василий Осипов
Тип: Сферический
Разрешение: 12000×6000
Снято: 05.09.2015
Загружено: 07.07.2015
Просмотров:


Теги: церковь; Россия; Восход; солнце; туман

Подробнее о России

На случай, если вы по ошибке услышали, что в России весь снег и лед, загляните на выставку Big Bikini. Это прямо на берегу Москвы-реки в Москве! Москва была столицей России практически на протяжении всей ее истории. Исключение составляет период Российской империи, который длился с 1721 года до русской революции 1917 года. На протяжении этих двух столетий столицей был Санкт-Петербург. Российская империя была второй по величине сопредельной империей в мировой памяти; только Монгольская империя была величественнее. Узнайте, что происходит в наши дни к северу от Монголии, в Чите. Хотя вы, возможно, не слышали о Сочи, на Черном море, они быстро растут и надеются принять Олимпийские игры 2014 года. Русская история включает в себя Российское царство от Ивана IV до Петра Великого и Великое княжество (14-16 вв.).В ранний период истории России правили Новгородская республика и Киевская Русь, первое российское государство, построенное в 800 г. н.э. в Киеве. Современная Россия остается одной из мировых сверхдержав. Они запустили второй спутник Земли, названный Спутник-1, и были первой страной, которая вывела человека на орбиту вокруг Земли. (Первый называется Луной.) После распада Советского Союза в 1991 году Россия стала федеративной республикой из 83 штатов. Текст Стива Смита.


✖ Похоже, вы создаете заказ.
Если у вас есть какие-либо вопросы перед оформлением заказа, просто сообщите нам об этом по адресу [email protected], и мы ответим вам. Файлы cookie помогают нам предоставлять вам отличные услуги. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. ОКВыйти с этого сайта

Церковь Покрова на Нерли. Стр. 1


Шестьдесят девять миллионов двести четыре тысячи девятьсот шесть

Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества Андрея Боголюбского.Этот удивительный человек задумал создать новую столицу России, такую ​​как Киев, и не только Киев, но и Константинополь и Иерусалим. Всего за 7 лет было построено множество красивых церквей во Владимире, Боголюбово был построен, как венец всего, церковь Покрова на Нерли. Он построен на расстоянии полутора километров от Боголюбовского замка, на слиянии двух рек — Нерли и Клязьмы. Устье реки Нерли — своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерли, Клязьма, река Ока, Волга. Покровская церковь стоит на берегу стариц Клязьминского озера на округлом травянистом и деревьях холме. Если она вырастает из этого холма, и нельзя не восхищаться, насколько удачно выбрано место для храма. Но это только на первый взгляд кажется таким простым. На самом деле храм хранит множество тайн, и строительных, и исторических.

Считается, что освящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано с другим праздником, установленным после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода против волжских болгар с изображений Спасителя, Пресвятая Дева Владимирская и крест, бывшая в Русском войске, засияла огненными лучами.С этим победоносным походом, успех которого обеспечила Владимирская икона Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство Покровской церкви. Впоследствии храм, возможно, первоначально был посвящен Спасителю и Пресвятой Богородице, вероятно, храм Василия Блаженного без переименования.

Пять миллионов двести восемьдесят тысяч двести шестьдесят пять

Много тайн хранит и дизайн храма. Его современный вид настолько красив и выполнен в гармонии с окружающим ландшафтом, что кажется, и изначально задуман.Однако благодаря археологическим исследованиям мы знаем, что во времена своей «юности» храм выглядел иначе. А великий холм-пьедестал — дело рук человеческих. Изначально храм окружали открытые галереи с плитами, на которых устроены «амбулаторные». Высота галереи 5,5 м. в юго-западном углу аркада превратилась в толстую стену с внутренней лестницей, где находился вход в хор.

При археологических раскопках открылась и удивительная тайна холма.На низменном пологом берегу поймы вода поднялась паводком более чем на три метра. Из-за постройки существовали совершенно особенные пути. Сначала был заложен фундамент из щебня на известковом растворе на глубину 1,60 м, чтобы насыпать материковую глину. На фундаменте в две ступеньки возведен фундамент стен из тщательно отесанного, плотно подогнанного камня, высотой 3,70 м. Внутри и снаружи эти стены перченые глинисто-супесчаной почвой и плотно утрамбованы. Подземная часть храма, таким образом, насчитывает 5 человек.30 мес. Здесь в устье реки Нерли вырос искусственный холм, который стал пьедесталом для Покровской церкви и защитил ее от коварных родниковых вод. Холм был покрыт оболочкой из белокаменных плит с желобами и лестницами, ведущими к пристани.

Шестьдесят миллионов семьсот тридцать одна тысяча сто девяносто два

Восемьдесят четыре миллиона двести тридцать восемь тысяч восемьсот восемьдесят пять

Получается, современный вид храма, целиком и полностью, только основное ядро.Совсем иначе он выглядел, над водой возвышались ярусы из белого камня — широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрический башенный барабан с куполом и крестом. Кстати, изначально купол тоже был другим — не луковичным, шлемовидным, покрытым деревянными «чешуями».

Храм чрезвычайно элегантен и красив. Часто этот храм сравнивают с изображением рыжей девушки (в отличие от св.Дмитриевский собор во Владимире — воин-герой). И хотя стиль храма вполне нормален для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четыре колонны, апсиды, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от многих других церквей. Здесь все направлено на достижение максимального эффекта стройности и роста. Многие детали, тонкие, очень нежные, подчеркивают вертикальную ось конструкции. Например, средняя апсида немного приподнята над бортом, несколько приподнята и среднее окно.Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. А внутреннее убранство Покровской церкви воспринимается как столб воздуха от убегающих вверх вертикальных балок.

Храм украшен красивой белокаменной резьбой, характерной для владимиро-суздальской архитектуры. Здесь и любимый образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительное количество рельефов женских лиц, которые окружают все три фасада храма.Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном убранстве церкви. В настоящее время таких рельефов девятнадцать, что составляет целую галерею скульптурных портретов. Выполнение этой красивой белокаменной резьбы потребовало значительного времени и большого технического мастерства. Даже на простую обработку каменного блока приходилось больше тысячи ударов мастера. А на фигурные каменные и резьбовые рельефы церкви Покрова на Нерли в Теско по подсчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

Восемьдесят шесть миллионов пятьсот сорок три тысячи триста двадцать четыре

После смерти князя, во время княжеских междоусобных войн, а затем в годы татарского разорения храм получил первое разрушение. И только во второй половине XVII века был проведен капитальный ремонт. На этот раз здание получило деревянную шатровую крышу; старая галерея была сломана. Храм временами затоплял во время наводнений, вода поднималась до самого основания, лед бился о землю камнями.В 1784 году церковь практически исчезла навсегда — настоятель Боголюбовского монастыря запросил разрешения на демонтаж Покровской церкви на скале для строительства новых Святых ворот в монастырь. К счастью, разрушения храма не произошло, и по вполне прозаической причине — не согласовали цену с подрядчиком. Храм страдал от невежества. В 1877 году монастырские власти добровольно, без ведома архитектора, предприняли реконструкцию: без надобности привязали к храму железными стяжками, выбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили утерянные белокаменные гипсовые рельефы.Боголюбов монастырь вместе с Покровом был закрыт в 1923 году и даже раньше, в 1919 году, древние белокаменные памятники, в том числе Покровская церковь, взяты под охрану Владимирской губернии Коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию церкви был передан вновь открытому Боголюбовскому монастырю, а затем и местному приходу Иоакима и Анны с подчинением епископу. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Тридцать шесть миллионов пятьсот сорок две тысячи пятьсот восемьдесят девять

Пятнадцать миллионов двести семьдесят одна тысяча семьсот восемьдесят два

Источник: / users / 104

Описание картин С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. Баулина «Храм…»

Церковь Покрова на Нерли — удивительное сооружение, дошедшее до нас из глубин веков, величайший памятник мировой архитектуры.Многие художники изображали этот храм на своих полотнах. Покровская церковь расположена на берегу реки Нерли, недалеко от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны — величественная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышенности, кажется, будто золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм по праву можно назвать жемчужиной мировой архитектуры. История этой церкви очень интересна, она насчитывает много веков.Он был построен в 1165 году в честь окончания похода Андрея Боголюбского в

Болгария, а также в память о его умершем сыне, юном Изяславе. Рядом с церковью в те далекие времена была пристань, на которой швартовались корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своеобразной визитной карточкой Владимира — Суздальской Руси. Посетители впервые увидели удивительно красивый храм, проникнутый величием государства Российского.

Для православных Покровская церковь — настоящая святыня.Можно себе представить, с каким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, вызывающий в душе самые легкие чувства и хорошее настроение.

Сергей Васильевич Герасимов, самый талантливый русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Картина С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. Созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях.Композиция картины Герасимова такова, что церковь изображена не сама по себе, а как центр небольшой вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы лишь подчеркивает изящество и изысканность храма, созданного руками человека.

Сергей Алексеевич Баулин — известный русский художник,

по праву считается мастером архитектурного пейзажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *