Разное

Мощи сретенский монастырь: Святыни обители

Святыни обители

Реквизиты доп счета: Московский Патриархат Сретенский ставропигиальный мужской монастырь 107031, Москва, ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 1 Для переписки: 107031, Москва, а/я 87Тел. (495) 623-3444

Полное наименование: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ИНН 7702141968 КПП 770201001 ОКПО 17668920 Юридический адрес: Москва, Большая Лубянка, 19 стр.1 Почтовый адрес: 107031 Москва, а/я № 87 Телефон: 623-34-44, 621-41-47 факс: 621-45-29, 621-41-47 E-mail: [email protected]

Для перечислений

: Плательщик /получатель: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» Расчетный счет: 40703810226800000034 в ФИЛИАЛ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» БАНКА ВТБ (ПАО) БИК 044525411, к/с 30101810145250000411

Оформление договоров: Наместник монастыря: Митрополит Тихон (Шевкунов Г. А.) на основании Устава. И.О.Наместника монастыря: Иеромонах Иоанн (Лудищев Д.В.) на основании Доверенности № 77/865-н/77-2018-7-320 от 28.05.2018г.

Главный бухгалтер: Иеромонах Ириней (Пиковский И. В.)

Скачать PDF

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

История

Основан в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 г. и освящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи. Хорошо сохранились фрески — последний шедевр древнерусского искусства в Москве (1707 г.). В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы.

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась именно в Сретенском монастыре.

После октябрьского переворота 1917 г. Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был сподвижник Святейшего Патриарха Тихона сщмч. архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами», но усилиями священномученика Илариона в 1923 г. монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор — переосвящен великим чином.

4 декабря 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись  рассстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием II.

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы.

В 1991 г. сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм. В 1993 г. открыто подворье Псково-Печерского монастыря, в 1995 г. преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 г. в монастыре состоялось прославление сщмч. Илариона, епископа Верейского (†1929 г. ).

Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал Православие.ru. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 г.  кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».

Храмы

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи (1677 г.). Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской (2017 г.).

Храм прп. Марии Египетской (1385 г., возобновлен в 1784 г., ныне не существует). Храм свт. Николая (ныне не существует).

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Наместники

МОСКОВСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо

Общий вид Московского Сретенского монастыря по Большой Лубянке. В центре кадра надвратная колокольня, правее — Никольская церковь. Слева от ворот виден вход во Владимирскую часовню. На заднем плане — главы Сретенского собора. 1881 год
Московский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан в конце XIV века [1] на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.

По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли Владимирскую икону Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот.

У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась «Встретенской»).

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители.

В 1677 году главный храм монастыря был построен заново и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи.

В XVIII веке в обители производили значительный ремонт и перестройки. Хорошо сохранились фрески 1707 года — последний шедевр древнерусского искусства в Москве.

В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась в Сретенском монастыре. Вплоть до революции на территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. К 1917 году в монастыре было 3 храма с 6 престолами.

После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и «по-старому», обновленческий епископ Антонин (Грановский). Но уже в 1923 году усилиями священномученика Илариона Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор патриарха Всероссийского святителя Тихона, а ее собор был переосвящен великим чином.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Эта земля была буквально пропитана кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный патриархом Алексием II.

В советское время на месте кладбищенского погоста было построено здание средней школы. К 1990 году из былых храмов обители сохранился один закрытый храм с 2 престолами.

Вид с юго-востока на Владимирский собор Сретенского монастыря и часть новой стены с воротами. 30 июля 2001 года. Фото Комлева А. Р. c сайта temples.ru
В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством.

В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 году преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 года в монастыре состоялось прославление епископа Верейского Илариона в лике священномучеников.

Была возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям.

При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал «Православие.Ru». Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».

Храмы монастыря

Сретенский собор

Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.

В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

Церковь преподобной Марии Египетской

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас — времени Александра I.

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

Храм святитель Николая Чудотворца

Храм находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Б. Лубянка — с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV — XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова». В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.

Закрыт в 1924 г.; разрушен в 1928 г.

В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».

Сейчас на ее месте пустырь.

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Настоятели, наместники

Использованные материалы

  • Статья о монастыре на официальном сайте Московского Патриархата:
  • Паламарчук Петр, «Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь»:
  • Страница Народного каталога православной архитектуры:
  • Страница на сайте Русское Православие:
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 212 — 213.


[1]  Исследователи называют разные года основания: 1379, 1395, 1397.

[2]  У Строева — его фамилия Иванов, но правильная — Уваров, См. Мартынов А.А. Московские колокола // Русский архив. 1896, №2, с. 555-556, http://www.pravoslavie.ru/31362.html

[3]  Иоанн (Лудищев), иером., «Сретенский монастырь в 1759–1771 годы», портал Православие.Ru, 22 января 2010, http://www.pravoslavie.ru/33669.html

[4]  Алла И. Осипова, «Архимандрит Виктор (Саврасов) – строитель и настоятель Московского Сретенского монастыря (1853–1859, 1872–1880)», портал Православие.Ru, 30 января 2014, http://www.pravoslavie.ru/67954.html

[5]  Иоанн (Лудищев), иером.,»Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)». Часть 1, портал Православие.Ru, 2 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31770.html

[6]  Иоанн (Лудищев), иером.,»Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)». Часть 2, портал Православие.Ru, 3 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31793.html

[7]  Осипова А. И., «Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904», портал Православие.Ru, 25 октября 2011, http://www.pravoslavie.ru/49450.html#_ftn8

[8]  Иоанн (Лудищев), иером., «Архимандрит Сергий (Плаксин) — последний Наместник Сретенского монастыря в годы революционной смуты», портал Православие.Ru, 11 ноября 2014, http://www.pravoslavie.ru/sm/75028.htm

[9]  «Назначен и.о. наместника Сретенского ставропигиального монастыря», официальный сайт Русской Православной Церкви, 19 мая 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5206672.html

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник

В самом центре Москвы в древнем монастыре XIV века располагается Сретенская духовная семинария – высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. С 1999 года в семинарии воспитываются и обучаются молодые люди, готовящиеся к несению пастырского служения.  

Особенностью семинарии является непосредственное участие всех воспитанников в жизни Сретенской обители. Для будущего пастыря важно постигать богатство и глубину подлинной церковной жизни, а также получать знания, опыт научной работы и практической деятельности. Именно поэтому уклад семинарской жизни построен так, чтобы у воспитанников была возможность и учиться, и участвовать в монастырских богослужениях: петь на клиросе, исполнять послушания чтецов или пономарей. Также студенты посещают братские полунощницы, принимают участие в чтении Неусыпаемой Псалтири. Всё это призвано научить их тому, что станет основой их будущего пастырского служения: молитвенному предстоянию перед Господом за свою паству.

Молитвенное служение неотделимо от других церковных послушаний: духовного просвещения и милосердного попечения о нуждающихся. Для того чтобы воспитанники семинарии смогли почувствовать, как велика ответственность пастыря и как значимо и важно для людей его служение, они имеют возможность участвовать в интереснейших просветительских и культурных проектах, которые осуществляются трудами насельников Сретенского монастыря, в значимых общецерковных событиях. Встречи с интересными духовными и светскими людьми, которые проводятся в семинарии, также способствуют всесторонней подготовке будущего священника. 

 Жизнь семинарии

Современное высшее духовное образование имеет два уровня подготовки: бакалавриат и магистратуру. Не является исключением и Сретенская семинария. На сегодняшний день в духовной школе обучается около 200 воспитанников. Большинство из них – студенты бакалаврита, которые за 4 года призваны освоить учебную программу, состоящую из множества самых разных дисциплин богословской, церковно-исторической, общегуманитарной направленности, столь необходимых пастырю в его служении. Те учащиеся семинарии, которые почувствовали в себе способности и стремление к научной деятельности, переходят на следующую ступень духовного образования, – в магистратуру. Подготовка по магистерским программам проходит в семинарии с 2012 года, основными ее направлениями в свое время стали исследования по пастырскому богословию и церковной истории. В 2015 году учебные планы магистратуры были значительно изменены,  а подготовка магистров стала осуществляться по трем профилям: «Пастырское богословие», «Христианское учение о государстве и обществе» и «Церковнославянский язык: история и современность». Срок обучения по магистерской программе – 2 года.

За годы существования Сретенской духовной школы в ее стенах сформировался семинарский хор, который поет на богослужениях в обители, а также участвует в международных концертах и фестивалях. Руководит хором А.В. Амерханов, выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова.

Преподаватели

В Сретенской семинарии преподается более 40 дисциплин, среди которых Священное Писание Нового и Ветхого Завета, богословие (догматическое, сравнительное, основное, нравственное и пастырское), литургика, патрология, аскетика, история России, история Русской Церкви, общецерковная история и история Поместных Православных Церквей. Также в рамках учебного процесса преподаются гуманитарные науки: древнерусская, русская и зарубежная литературы, история философии, риторика, психология, стилистика русского языка.

Особое внимание уделяется изучению языков. Обязательными являются церковнославянский, латинский, древнегреческий, а также один из современных языков по выбору студентов: английский, немецкий, греческий, арабский, китайский и другие.

Ректор СДС – епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря.

 Преподавательская корпорация Сретенской семинарии состоит из ученых различных профилей. Лекционные курсы ведут преподаватели Московской духовной академии (профессор протоиерей Владислав Цыпин, профессор А.К. Светозарский, профессор А.И. Сидоров), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Н.Н. Трухина, П.В. Кузенков), Литературного института им. А.М. Горького (профессор А.Н. Ужанков), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (профессор Л.И. Маршева). Преподавателями семинарии являются ученые и специалисты других московских вузов (кандидат богословия священник Михаил Желтов, доктор исторических наук, профессор О. Ю. Васильева), а также представители столичного духовенства и насельники Московского Сретенского монастыря.

Миссионерская деятельность

Семинаристы принимают участие в разнообразных просветительских и миссионерских проектах Московского Сретенского монастыря. Ежегодно на протяжении последних лет студенты семинарии участвуют в качестве организаторов и экскурсоводов Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь». Эта выставка – одно из самых массовых и ожидаемых культурных событий России.

Основной темой выставки последних лет стала русская история. Первой  выставкой, посвященной исторической тематике, стала экспозиция «Моя история. Романовы» (2013). Попытка постичь закономерности исторического процесса, обратиться от настоящего через прошлое к давно минувшему была предпринята на выставке, посвященной началу и формированию русской государственности – «Моя история. Рюриковичи» (2014). Осмыслению недавнего исторического прошлого, новое внимательное и вдумчивое прочтение написанных в ушедшем веке станиц истории посвящена выставка «Моя история. 1914-1945 гг. От великих потрясений к Великой Победе». Участие в выставках дает студентам семинарии уникальный опыт живого общения, а также ведения дискуссии при столь частом столкновении различных позиций и мнений, обусловленных разным восприятием исторического процесса.

Особое внимание уделяется в семинарии подготовке студентов к просветительскому служению. Так, семинаристы регулярно посещают находящуюся под патронатом Сретенского монастыря школу-интернат в городе Михайлове Рязанской области, директором и духовником которой является выпускник Сретенской семинарии священник Владимир Щетинин; проводят миссионерские занятия в «Первом Московском Образовательном Комплексе» г. Москвы.

Многие семинаристы трудятся в качестве вожатых в Сретенском детском православном лагере «Княжеская Русь».

Вот уже много лет студенты Сретенской семинарии во время каникул выезжают в Архангельскую и Вологодскую епархии для реставрации храмов Русского Севера, что дает им возможность непосредственно познакомиться и полюбить жизнь российской провинции.

В процессе обучения студенты приобретают навыки работы в крупнейшем в нашей стране православном издательстве Сретенского монастыря, на сайте «Православие.Ru», имеют возможность участвовать в работе Патриаршего совета по культуре.

За время обучения в семинарии все студенты хотя бы раз бывают в паломничестве на Святой Земле, а многие участники студенческого хора – и в Бари у мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

 Особые даты и праздники

Особый праздник для обители и семинарии – день памяти священномученика Илариона (Троицкого) – небесного покровителя Сретенского монастыря, который отмечается 28 декабря н. ст. Этот день является окончанием первого семестра. За всенощным бдением накануне праздника студенты 1-го курса получают благословение на ношение подрясников.

Престольный праздник обители – Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября н. ст.).

Торжественно отмечается воспитанниками духовной школы  и другой день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 3 июня н. ст. – для выпускников семинарии это не просто окончание учебного года, а день торжественного вручения дипломов. 

Зачем и почему построен новый собор в Сретенском монастыре — Российская газета

Освящение нового храма — Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской — в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.

Как в раннехристианские времена — «на крови», на месте казней за веру — появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению — через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-«высказывание» огромного количества людей — около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.

Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.

Но ведь рядом же почти нет жилых домов.

Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице — в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком ( хотя и самом населенном — 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь — Большая Лубянка — это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан — иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

Как родился образ этого храма?

Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов — их было около 50 — выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: «Молчи, а то в карцере сгною. ..»

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели — к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект — доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.

У стен монастыря стоит поклонный крест в честь покровительницы Москвы преподобной Евфросинии. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Сколько времени шла стройка?

Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта — около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.

Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?

Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской «Кавида» Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства — русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то «переводить», если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений… Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.

Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?

Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря — на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках «Россия. Моя история», дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур…

Вас критикуют за ваши художественные решения?

Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.

В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации…

Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий — представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.

Новый собор в Сретенском монастыре построен за скромную по современным строительным размахам цену. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема — Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом… Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий — место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.

Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема — Бог и человек. Экскурсоводы расскажут о том, что Бог ждет от человека

Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?

Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.

В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер…

Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией — компании «Мостотрест», множеству других фирм — от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух — четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.

Прямая речь

Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ:

Для меня этот храм является знаковым не только в историческом, не только в духовном, но и в архитектурном отношении. Именно этот храм обладает тем образом, который возвращает силуэт этой части города. Потому что панорама, возникающая с Цветного, Рождественского, Петровского, Сретенского бульваров, с Трубной площади — прекрасна. Я каждый день езжу мимо и каждый день потрясаюсь, потому что неожиданно время повернулось вспять и возникла та Москва, которая была такой фантастически красивой в глазах этих знаменитых путешественников. В отношении градостроительном это большая удача.

Мне кажется, что храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской открывает новую страницу истории искусства православного зодчества в России и в мире. Сейчас уже и другие православные страны обращаются к нашим мастерам: в Сербии, в Черногории. Я как член Совета по культуре при Святейшем Патриархе должен сказать: мы уже видим, что церковное зодчество у нас не возрождается, а уже возродилось. И пример удивительного создания подлинной художественной и духовной среды в Москве, которое демонстрирует новый храм, — это огромное событие.

Цена

На какие деньги построен храм?

Вопрос «на чьи деньги построено?» звучит сегодня сколь безапелляционно, столь и необходимо. Автору статьи удалось узнать, что основной и самый большой взнос на строительство храма внесла братия и наместник Сретенского монастыря. Основным вкладом в строительство храма стал весь гонорар от продажи книги «Несвятые святые», вышедшей тиражом два с половиной миллиона экземпляров. Конечно же, добавилась и помощь благотворителей. Строительству храма помогли ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования частных лиц. Эксперты говорят, что строительство храма обошлось дешевле, чем возведение намного меньшего православного храма в Париже, меньше, чем реконструкция Морского собора в Кронштадте.

Новый собор в Сретенском монастыре построен отнюдь не за «заоблачную», а скорее «скромную» по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке «прорабами» и внимательно контролировали все средства.

☦Сретенский монастырь: история, фото, легенды.

Сретенский монастырь заложил в 1397 году сын Дмитрия Донского Василий в честь победы над татарами под Коломной. Обитель встала на месте встречи иконы Владимирской Богоматери.

Что есть что в церкви

Отправляясь на войну с Тамерланом, князь Василий I приказал принести в Москву Владимирскую икону. Москвичи встретили ее и торжественно пронесли по нынешней улице Большая Лубянка в Успенский собор. А в это время Тамерлан повернул назад. Свершилось чудо, которого так ждали.

В память об этом в дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершали крестные ходы.

Сретенская обитель сыграла важную роль в избрании на царство Михаила Федоровича, поэтому царская семья очень любила это место. А в 1677 году Федор Алексеевич приказал построить на месте древнего деревянного храма каменный собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

О важной роли монастыря говорит тот факт, что практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители. А в XIX веке в Сретенском монастыре даже временно находилась первосвятительская кафедра.

В 1922 году Сретенскую обитель захватили «обновленцы». В 1923 его вернули Православной Церкви и переосвятили.

Путеводитель по архитектурным стилям

Но в конце 1925 года Сретенский монастырь закрыли. В 1928-1930 большую часть его храмов и сооружений разрушили, а на территории устроили общежитие офицеров НКВД. В стенах бывшей обители проводили расстрелы. В память о жертвах того времени в 1995 году при входе в Сретенский монастырь установили поклонный крест.

На смену НКВД пришли реставрационные мастерские Грабаря. Но это не спасло Сретенский монастырь от дальнейших разрушений. Например, на месте монастырского кладбища, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года, построили здание средней школы.

В 1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери вернули Церкви. Он стал приходским храмом.

В церкви чудом сохранились фрески начала XVIII века, выполненные мастерами костромской школы, и часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенных из Константинополя в 1706 году.

В 1993 открыли подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, а в 1995 на его основе образовался Сретенский мужской монастырь. Заново построили колокольню, восстановили старинные монастырские помещения, возвели два новых пятиэтажных корпуса и перестроили один четырехэтажный для размещения монашеских келий и Сретенской духовной семинарии.

Сейчас в монастыре живут более сорока насельников. При обители также действуют катехизические курсы. А Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в России — выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу. Среди святынь Сретенского монастыря — точная копия Туринской плащанины, частицы мощей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Серафима Саровского и других святых.

Особую известность Сретенскому монастырю принес хор. Он исполняет не только духовные, но и светские произведения. Хор много гастролирует и даже выступал на открытии Олимпиады 2014 года в Сочи.

При монастыре также действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, интернет-журнал «Православие.Ru». Под патронажем Сретенской обители восстанавливают колхоз «Воскресение».

Но в новейшей истории Сретенского монастыря было несколько скандалов. В 2011 году на его территории обнаружили гостиницы, где постояльцам оказывали секс-услуги. А в декабре 2013 на территории Сретенского монастыря незаконно снесли здания XIX века для предполагаемого строительства храма в честь новомучеников и исповедников Российских. Но на самом деле проект новой церкви не требовал разрушать исторические постройки.

Говорят, что… …место сретения и сам монастырь сначала размещались в конце Никольской улицы, но в XVI веке Сретенскую обитель перенесли на современное место. Там москвичи также встречали иконы Богоматери и Спаса Вседержителя из Владимира, но уже в 1518 году.
…монахи Сретенского монастыря в 1723 году обнаружили, что приходская церковь Марии Египетской убыточна. Не спасают ни продажа свечек, ни требы. Недолго думая, убыточный приход упразднили.
…колокольню Сретенского монастыря начали разбирать под предлогом того, что она мешает проезду. Настоятель обители даже поверил этому и написал правительству письмо с просьбой вернуть колокола, лестницы, стропила, кирпич и все остальное, что осталось от колокольни. Над ним лишь посмеялись.
Сретенский монастырь на фотографиях разных лет:
А вы бы хотели дополнить рассказ о Сретенском монастыре?

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь: история, адрес, метро, как добраться

В центре Москвы есть очень древняя православная обитель, которая расположена в самом центре столице на Большой лубянке – Сретенский монастырь.

История появления этого древнего монастыря начинается в далеком 1395 году. Слово «сретение» в современном языке чаще употребляется в виде синонима «встреча». А дело было так. Хан Тимур Тамерлан, знаменитый завоеватель, со своей ордой напал на Русь, захватив Рязань и Елец, и двинулся на Москву. Митрополит Киприян повелел икону-заступницу земли Русской перенести из Владимира в более безопасное место, в Кремль. Во время переноса иконы Божией Матери на всем пути ее следования православные стояли по обочинам дороги и со слезами молились о божественной защите от безжалостного врага. Навстречу иконе из Москвы вышел крестный ход во главе с митрополитом Московским. Неподалеку от стен Кремля митрополит Киприян встретил чудодейственную икону. Позже на этом месте встречи построили Сретенский монастырь.

Предание гласит, что Тамерлану в эту ночь приснился необычайный и очень явственный сон, который его сильно взволновал. Ему снилась величественная женщина в ослепительном сиянии, и она велела хану возвращаться домой. Посоветовавшись со своими мудрецами, Тамерлан повернул на юг, и беззащитно стоящая перед ним Москва была спасена. В действительности неизвестно, есть ли правда в этой легенде, но имеется подтвержденный историками факт – великий хан, и правда, дошел почти до русского стольного града, а потом, по необъяснимым причинам, повернул назад, хотя в Москве его ждала огромная добыча, охраняемая небольшим русским войском. Если у историков и нет ответа на причины такого странного поведения храброго Тимура, то православные уверены – помогли Божественные силы, услышавшие страстные молитвы русских людей.

Новая жизнь святыни

В 1925 году Сретенский монастырь был закрыт. Монашеская жизнь здесь была возрождена только в 1991 году, когда Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен в лоно церкви. Сейчас здесь находится мужской монастырь, где проживают сорок монахов. Ежедневно в полшестого утра здесь творится ранняя литургия, а позже – поздняя литургия, вечернее богослужение и полунощница. На праздничные службы в Сретенский монастырь стекаются в большом количестве прихожане. При монастыре для недавно приобщившихся к православной вере людей работают курсы катехизиса.

Восстановление монастыря идет постоянно, продолжается оно и теперь. Но, невзирая на ремонтные работы, Сретенский монастырь и сейчас – оазис одухотворенной красоты и тишины. Его главная святыня – хранимые здесь мощи мученика Иллариона Троицкого, частицы мощей Марии Египетской, Николая Чудотворца и других великих Божиих угодников.

С 1999 году начались лекции и семинары в Сретенском высшем православном училище. Во время учебы студенты живут в монастыре, выполняют послушания. Здесь же расположен Российский центр, главная цель которого – изучение Туринской Плащаницы. Единственная в Москве копия святыни хранится в этом монастыре.

Для православного человека здесь, без сомнения, благодатное место. С точки зрения туриста, все тут дышит русской историей, внутри великолепные фрески, большие металлические светильники, отбрасывающие мерцающие отблески на лики святых. Те, кто хочет познакомиться с историей, обрести душевный покой и напитаться духовной силой, будут довольны посещением Сретенского монастыря.

Видео:

Возрождение монастыря | Хор Сретенского монастыря

В 1991 г. собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, хранившийся на территории Сретенского монастыря, был возвращен Русской Православной Церкви и передан общине «Сретение» г. священник Георгий Кочетков.

Восстановлена ​​монашеская жизнь и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Сретенском монастыре в 1994 году был заложен городской дом Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.В 1995 году городской дом монастыря был преобразован в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Иеромонах Тихон (Шевкунов) был назначен настоятелем монастыря.

Епископ Тихон (Георгий Шевкунов) родился 2 июля 1958 года в Москве в семье врачей. В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературное творчество». После окончания школы он стал послушником Псково-Печерского монастыря.

С августа 1986 года работал фрилансером (в статусе послушника Псково-Печерского монастыря) в Издательском отделе Московского Патриархата, которым руководил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

Рукоположен в иеродиакона в июле 1991 г., в августе 1991 г. — в иеромонаха; он служил в Донском монастыре в Москве.

В 1993 году назначен настоятелем Московского городского храма Псково-Печерского монастыря, в который был преобразован приход Владмирского храма бывшего Сретенского монастыря.

С 1995 г. — игумен. С июля 1996 г. — настоятель Сретенского монастыря. С 1997 г. — архимандрит. С 2015 года — епископ.

Ректор Сретенской духовной семинарии (бывшее, с 1999 г. — Сретенское высшее православное училище).

С марта 2001 г. — председатель сельскохозяйственного кооператива «Воскресение» Михайловского района Рязанской области.

Автор фильма «Псковско-Печерский многоквартирный дом», получившего Гран-при XII Международного фестиваля православных фильмов и телешоу «Радонеж» (Ярославль) в ноябре 2007 года.

Автор фильма «Гибель Империи.Византийский урок », показанный телеканалом« Россия »30 января 2008 года.

Церковных наград: 2008 г. — орден преподобного Сергия Радонежского II степени «за усердное служение и в связи с 50-летием со дня рождения»; в 2008 году — Орден Великого Князя Св. Владимира Равноаписанного III степени «за его труды по восстановлению единства с Русской Зарубежной Православной Церковью». Светские награды: в 2003 г. — национальная премия имени П.А. Столыпинская премия «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли» и специальный знак «За духовное возрождение села»; в 2006 г. — Премия «Лучшие книги и издательства года» (2006 г.) «За издание религиозной литературы»; в 2007 г. — Орден Дружбы «За заслуги в сохранении духовных и культурных традиций, большой вклад в развитие сельского хозяйства»; 2008 г. — Премия газеты «Известия», «Слава.”

Сегодня в Сретенском монастыре живут и действуют более сорока жителей. Сотни прихожан, нашедших помощь в духовной жизни в лице священников монастыря, приезжают в монастырь на богослужения. В монастыре организованы катехизические курсы, которые посещают в основном люди, недавно вошедшие в церковную жизнь. Сейчас на курс обучается около четырехсот человек.

Главная святыня монастыря — мощи священномученика Илариона (Троицкого), покровителя монастыря. В соборе хранятся мощи святой Марии Египетской, святителя Николая Чудотворца, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобного Серафима Саровского, великомученика и целителя Панталеона и других великих святых.

Сретенский издательский дом — одно из крупнейших в России. Издательство издает литургические, богословские, исторические, художественные книги по всем основным направлениям религиозной жизни.

Сретенский монастырь неоднократно организовывал сбор средств на благотворительную помощь жителям Чечни с 1997 года, и духовенство монастыря сопровождало эти гуманитарные грузы в город Грозный и районы, пострадавшие от войны.

Осенью 1999 года начались занятия в Высшей Сретенской православной школе, преобразованной Священным Синодом в высшее учебное заведение — Сретенскую духовную семинарию в 2000 году.

Российский центр изучения Туринской плащаницы был создан при монастыре в 1997 году.

В Сретенском монастыре также есть два скита: Серафимов скит и Ильинский скит. Первый (мужской), носящий имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте отреставрированной скитом Красной усадьбы.Недалеко от монастыря в селе Слободка находится сельскохозяйственный кооператив «Сретение», возрожденный из разорения и запустения братством Сретенского монастыря. Монастырь возглавил детский дом в той же Рязанской области, в городе Михайлове, его директором стал священник, выпускник Сретенской духовной семинарии.

Второй скит находится в деревне Верзилов Ступинского района Московской области. Это небольшой женский монастырь, основанный в конце 1990-х — начале 2000-х годов, количество монахинь небольшое.

В Сретенском монастыре в Москве начались ежедневные крестные ходы и молебны за избавление от коронавируса

2. апреля 2020 года — 14:50

Крестный ход со святыми мощами и иконами будет проходить каждый день на этой неделе в Сретенском монастыре в Москве для избавления от нынешней пандемии коронавируса.

В связи с растущей угрозой распространения вируса Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил монастыри на проведение ежедневных крестных ходов и молебнов в полдень или после вечерней службы, сообщает сайт Сретенского монастыря.

Сретенский будет следовать этому обычаю каждый день на этой неделе в полдень, крестным ходом в стенах монастыря с участием всего братства. Почитаемые иконы в монастыре и мощах будут нести крестным ходом, и весь монастырь будет каждый день окропляться святой водой. Шествие также будет сопровождаться звоном церковных колоколов.

Также в ночь с 3 на 4 апреля, в праздник Приветствия Пресвятой Богородице, будет совершена Божественная литургия для братии.

«Пречистая Богородица никогда не оставляла без утешения обращающихся к ней, и в эту ночь участники службы будут особенно молиться ей за ее заступничество», — сообщает обитель.

Монастырь также просит своих прихожан и семинаристов, находящихся в изоляции, молиться вместе с братией об избавлении от эпидемии путем чтения акафиста Божией Матери, Канона священномученика Харалампа и молитвы во время бедствия. чума.

Монастырь также поощряет семьи проводить крестный ход в своих домах или квартирах с иконами и свечами и кроплением святой водой.

«Домашнее шествие, несомненно, принесет радость и воодушевление детям, которым будет трудно выдержать многодневную изоляцию», — говорится в отчете.

Источник: Orthochristian.com

Третий Рим Святого Николая

Святой Николай — покоритель народов

Трудно найти в христианском мире другого святого, столь же почитаемого, как Николай Чудотворец.И не только в христианском мире. Изображения святителя Николая встречаются в шатрах и ярангах северных языческих народов (коренные сибиряки называли святого «старцем добрым» и утверждали, что он им помогает).

Ряд буддийских народов по-своему поклоняются святому: калмыки называют его Микола-Бурханом, считают его покровителем Каспийского моря и помощником рыбаков; для бурят — Белый старейшина — дух достатка и долголетия; Монголо-буряты называют его «Саган-Убукгун» (по-русски — отец Михола).Турки-мусульмане глубоко уважают Святого Николая и с тревогой охраняют темницу, в которой он когда-то находился. Есть даже свидетельства того, что турки держали иконы Николая Чудотворца на своих галерах, так как он неоднократно спасал их от опасностей морских путешествий.

Соглашение между Папой и Патриархом

Точная дата вознесения святителя Николая Чудотворца неизвестна (источники указывают 345-351 год). Его нетленные мощи сначала покоились в соборной церкви города Миры Ликийской, где он служил архиепископом.Они мироточили, и мир исцелял верующих от различных недугов.

В 1087 году часть мощей святого была перенесена в город Бари в Италии, в церковь Святого Стефана. Спустя несколько лет остальные реликвии попали в Венецию. Вопрос о подлинности мощей святого Николая, волновавший умы скептиков почти девять веков, решил профессор анатомии Университета Бари Луиджи Мартино. Он исследовал мощи Бари в 1953 году и святыню Венеции в 1992 году.Заключение профессора и созданная им комиссия подтвердили, что кости в Венеции дополняли останки, покоящиеся в Бари. Мироточивое омовение мощей также получило научное подтверждение.

В настоящее время предположительно 65% мощей находится в Бари, около 20% — в Венеции; остальные мощи разбросаны по всему миру.

Русские люди начали читать Николая Чудотворца вскоре после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. К середине XI века появляются первые иконы святителя, например, его изображение встречается на фресках св. .София в Киеве. Во многих городах России главные соборы носили имя Ликийского архиепископа.

21 мая 2017 года мощи святителя Николая были привезены в Россию из итальянского города Бари. Это стало возможным благодаря договоренности, достигнутой во время исторической встречи Папы Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Кубе 12 февраля 2016 года. Святыня находилась в Москве и Санкт-Петербурге 52 дня; за это время ей удалось поклониться 1,3 миллиона человек из разных регионов России и других стран.

Однако мало кто знает, что хранится не только большое количество икон святителя Николая, но и частицы его мощей более чем в 20 церквях и монастырях Москвы и Подмосковья. Предлагаемый вашему вниманию духовно-культурный туристический маршрут «Третий Рим Святого Николая» включает в себя некоторые из этих многочисленных святынь.

Реликвия правой ноги Святой Марии Египетской в ​​Москве

В 17 веке единственная церковь, посвященная св.Мария Египетская в Москве находилась в Сретенском монастыре. В 1706 году к церкви Святой Марии Египетской была пристроена часовня в честь праздника Сретения Господня. В 1707 году известный русский дипломат Емельян Игнатьевич Украинцев подарил Сретенскому монастырю святые мощи Марии Египетской в ​​серебряной мощи, которую ему подарил патриарх Иерусалимский Досифей за помощь в переговорах с турецким султаном Мустафой.

На внутренней крышке мощевика сделана следующая надпись: «Летом 7205, 1707 года от Рождества Христова, в феврале 18-го дня, была принесена эта нога нашей Преподобной Матери Марии Египетской. в Свято-Великий Стретенский монастырь Пресвятой Богородицы Владимирской из дома Думского писаря Емельяна Игнатьевича Украинцева при игумене Моисее Иневском, и положили в эту мощевую раку для спасения всего православного народа.”

В 1925 году Сретенский монастырь, история которого насчитывает пять с половиной веков, прекратил свое существование. Большинство построек монастыря было разрушено «для расширения движения транспорта». В 1930 году был снесен один из старейших в Москве храм Девы Марии Египетской. Серебряный ковчег, подаренный монастырю в 1707 году, сохранился до наших дней; сейчас находится в собрании Государственного Исторического музея. После закрытия монастыря сама мощь святого была утеряна.

В 2000 году, при реставрации Сретенского монастыря, в Введенском соборе в память о разрушенной церкви Святой Марии Египетской была построена северная часовня в честь этого великого святого.

25 марта 2004 года настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский, принес в обитель мощевик с частью мощи кости правой ноги Пресвятой Богородицы. Египта. Его подарил греческий монастырь Святого Николая на острове Андрос.В проповеди в тот день настоятель сказал, что мощи Святой Марии Египетской, которые до революции находились в главной святыне монастыря, вернулись на свое место.

15 апреля 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил часовню Святой Марии Египетской. Каждую неделю здесь проводится служба с акафистом Святой перед ее мощами.

Также в Москве, в церкви Святого Димитрия Салоникского в Благуши, есть часть правой ноги Святой Марии Египетской (последнее фото ниже).









ХОР БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ-СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКВА DVD ВГ

DVD БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ — ХОР СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, МОСКВА НА DVD

DVD 2-Я РУКА — ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ СОСТОЯНИЕ, ГАРАНТИРОВАННО НЕСКОЛЬКО ОЧЕНЬ ЛЕГКИХ МАРКИРОВ НА ПОВЕРХНОСТИ.

Классическая / духовная хоровая музыка в традициях Русской Православной Церкви. Хор Московского Сретенского монастыря был создан в судьбоносный момент российской истории, когда после десятилетий гонений вновь стала возможна полноценная духовная жизнь.Тогда россияне осознали, что величественные соборы и монастыри, чудом выдержавшие смуты, должны снова ожить под звуки церковных песнопений — уникального звучного пения, которым всегда славилась Россия. В те времена при Сретенском монастыре создавался большой мужской хор, в основном для сопровождения богослужений. Музыканты хора — единомышленники, талантливые молодые певцы, которые стремятся к духовному росту и твердо верят в культивирование живых традиций русской музыки.Опыт пения в церкви наполнил звучание хора необыкновенным духом, который присутствует во всем его репертуаре, от священных гимнов до народных песен и экспериментальной современной музыки. Некоторые из хористов — композиторы, которые пишут оригинальные хоровые произведения и аранжируют как духовную, так и светскую музыку. 1 Великая ектения 2 Антифон — Благослови Господа, душа Моя 3 Единородный Сын 4 В Царстве Твоем Вспомни Нас, Господи 5 Приди, позволь нам поклониться 6 Тропарий 7 Трисвящение 8 Чтение посланий: Евреям 10: 32 — 38 9 Чтение с Священное Евангелие: Марка 2: 14-17 10 Расширенная ектения 11 Литания по усопшим 12 Херувимский гимн 13 Строгая мольба 14 Символ веры 15 Милосердие мира 16 Исполнилось воистину 17 С первого взгляда помни, Господи 18 Сильная молитвенная литания 19 Отче наш (Отче наш) 20 Причастие Стих 21 Благословен Грядущий во Имя Господа 22 Сохрани, Господи

Отец Николай Никишин на христианских реликвиях во Франции

Сегодняшняя Франция является образцом светского государства, но все еще хранит множество древних христианских реликвий, в том числе тех времен, когда православная и католическая церкви еще не разделились.Корреспондент газеты «Культура» Юрий Коваленко взял интервью у директора Паломнического центра Корсунской епархии Московского Патриархата, архипресвитера двух православных миссий — Святой Елены в Париже и Святого Николая в Сен-Николя-де-Пор — отца Николая Никишина. положение Православия во Франции.

— Отец Николай, когда началось современное русское паломничество во Францию?

— Все началось в 1997 году с исторической молитвы перед мощами Святой Елены Константинопольской, хранящейся в парижской церкви Église Saint Leu-Saint Gilles.Затем пришло осознание того, что Париж был не только культурным центром, но и центром святых мест.

— Главное открытие для православных — это, конечно, Терновый венец Христа, не так ли?

— Терновый венец хранится в Нотр-Дам-де-Пари, где он выносится на поклонение в первую пятницу каждого месяца. Я сам провел первое молебно перед Короной в 2004 году. А после того, как Патриарх Алексий II приехал в Париж в 2007 году с хором Сретенского монастыря и поклонился этой святыне, началось массовое паломничество к Терновому венцу и другим святыням, хранящимся в нем. Франция началась из разных уголков России и постсоветского пространства.

— Паломничество не ограничивается пределами Парижа, не так ли?

— Существует определенный маршрут, включающий, помимо поклонения Терновому венцу, также паломничество к Покрову Пресвятой Богородицы в Шартрском соборе, Одеянию Господа в пригороде Аржантёя, главе Иоанна Крестителя в Амьен и мощи Марии Магдалины в церкви Мадлен в Париже.

— Как вы пришли к изучению православных реликвий?

— Я закончил механико-математический факультет МГУ, по призванию — ученый.Прибыв в Париж, я окончила Православный Свято-Сергиевский богословский институт и принялась за изучение святынь и реликвий. Моим первым открытием стали мощи Святой Елены. Их подлинность явилась даром, продемонстрировавшим, что здесь, во Франции и на Западе, вообще говоря, спрятано настоящее сокровище, более ценное, чем новейшие технологии и другие достижения нашей цивилизации. Я разработал собственную методологию исследования священных вещей, которая помогла мне прийти к убеждению, что ветвь Собора Парижской Богоматери — это не выдумка или махинация, а настоящий Терновый венец, который носит Спаситель.

— Как он попал в Париж?

— Здесь все просто. Мы привыкли воспринимать крестоносцев как жестоких грабителей. Но именно крестоносцы в 1239 году принесли Терновый венец из Константинополя в Париж. Что, если бы эти крестоносцы служили орудием Божьего промысла? Ведь многие другие священные предметы, которые они не вывезли из Турции, в настоящее время недоступны для поклонения! И Терновый венец стал источником благодати для всей Франции и других народов.

— Впервые в жизни я услышал от русских паломников, что Господское одеяние сейчас хранится в парижском пригороде Аржантёй.

— Правда, это был подарок императора Карла Великого своей дочери — игуменнице монастыря Аржантей — в VIII веке. Известно, что персидский шах подарил частицу этой святыни Михаилу Романову, а точнее его отцу, Патриарху Филарету. Это было воспринято как особое благословение династии Романовых после долгих лет Смутного времени.И вот в тяжелые для России дни нам снова открывается этот священный объект.

— Покров Пресвятой Богородицы в Шартрском соборе является объектом особого почитания православных христиан.

— Это символ заступничества Пресвятой Богородицы. Покров Покрова был привезен из Константинополя, как и Терновый венец, но гораздо раньше — в конце IX века — и сыграл освободительную роль в истории Шартра. В 911 году нашей эры город пережил разрушительное вторжение викингов.Епископ взобрался на городскую стену с этим покрывалом, и внезапно викинги были ослеплены Богом и отступили. Уже в следующем году их вождь Ролло крестился и превратился из злодея в первого принца Нормандии.

— А как голова Иоанна Крестителя попала в город Амьен на севере Франции?

— Привезен крестоносцами из Константинополя. Обычный священнослужитель нашел Голову Предтечи в руинах Императорского дворца; в конце концов он добрался до Амьена, где на зеленом поле возвышался величественный готический собор.

— Сегодня почти никто из французов не знает, что мощи Святой Марии Магдалины хранятся в церкви Мадлен в Париже.

— Вы правы. В позапрошлом веке, после завершения строительства церкви Мадлен в Париже, туда были перевезены мощи святой Марии Магдалины. До этого они хранились в Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, где, по традиции, Мария Магдалина провела последние 30 лет своей жизни.

— Как католики относятся к нашим паломникам?

— Очень положительно: Орден Рыцарей Гроба Господня организует поклонение Терновому венцу и продает изображения открыток.Благодаря православным христианам товарооборот за последние годы вырос в четыре-пять раз. И хотя католики могут предоставить в этот день только одного певца, я приезжаю из России целый хор. Для них это как подарок — они нас благодарят и радуются. И теперь именно благодаря рвению русских паломников возрождается почитание Тернового Венца.

— Кто составляет основу православного собрания во Франции?

— Три четверти наших прихожан приехали сюда после перестройки для решения в основном своих материальных проблем.Они приходят в нашу церковь, что остается чуть ли не единственным объединяющим фактором. Вопрос их религиозного «воспитания» стоит достаточно остро, ведь церковь не следует воспринимать только как место встречи.

— В ближайшее время должно начаться строительство Русского православного духовно-культурного центра с пятиглавой церковью возле Эйфелевой башни. Однако совсем недавно мэр Парижа Бертран Деланоэ выступил против его возведения.

— Некоторые французы воспринимают Православие, прежде всего, как символ всей России.Не имея права отказать Москве в силу конституционных свобод, они боятся «последствий». Обращение в православие нескольких выдающихся католических богословов уже вызвало водоворот, и теперь некоторые французы опасаются появления православной красоты в самом сердце Парижа. Но они ничего не могут с этим поделать: соглашение уже подписано на высшем уровне.

Источник: газета Культура

Русская Православная Церковь Заграницей



Делегация Русской Православной Церкви Заграницей прибывает в Москва


Официальный визит делегации русских православных. Заграничная Церковь в России началась 18 ноября.В Делегация во главе с архиепископом Берлинским, Германия и Марком Великобритания, в том числе архиепископ Сиднейский Иларион, Австралия. и Новой Зеландии, епископ Сан-Францисский и Западный Кирилл Америка, а также протоиереи Николай Артемов и Петр Холодный.

Рано утром члены делегации посетили Сретенский монастырь в Москве, где молились в мощи святого мученика Илариона и остались для божественной литургии.

В полдень делегация прибыла в Донской монастырь, где приложились к мощам Святителя Патриарха Тихона и посетили его камеру, в которой он находился под домашним арестом. Делегация осмотрели небольшой собор Донского монастыря и помолились у могилы мученика Якова Полозова и протопресвитера Александра Киселев (фото внизу: кладбище Донского монастыря).


В 13.00 состоялась первая встреча Святейшего Патриарха. Алексий с архиепископами Марком и Иларионом и епископом Кириллом был проведен в его резиденции.В начале встречи зарубежные епископы преподнесли Патриарху икону великого подвижника ХХ века, Святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец. На иконе находится часть мощей святого Иоанна. В течение трехчасовая беседа, пути русских православных Церковь в ХХ веке — столь трагическом для России — и возможности духовного единства русских православных Обсуждалась церковь.


Затем члены делегации направились в г. Троицкая-ул. Сергиева Лавра, где их встретили Настоятель, епископ Феогност. Иерархи и священники Русская Православная Церковь Заграницей помолилась у мощей Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Филарета Московского и многих другие реликвии (см. фото выше).Затем делегация встретилась с Архимандрит Матфей (Мормил) на Свято-Троицком св. Сергий Лавра.

Официальное коммюнике будет выпущено на встрече между Патриарх Алексий и делегация русских православных Заграничная церковь в ближайшие дни. Желающие посмотреть фотографии визита делегации посмотреть их на Сретенском Монастырь.

Следует отметить, что было опубликовано много предметы, комментарии и мнения, в том числе явные предположения, о визите делегации Русской Православной Церкви За пределы России в Россию. Для надежных и официальных Информацию о мероприятии можно найти на сайте Российского Православная Церковь Заграницей.

Фото: Православие.ру

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *