Новгородский софийский собор фото: Недопустимое название
Софийский собор : описание, адрес, время работы
Построенный по образу Софийского собора в Киеве, Новгородский Софийский собор на протяжении почти тысячи лет является символом этого старинного города и оплотом православной веры. Новгородская София – старейший из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. За свою почти тысячелетнюю историю собор ни разу не перестраивался: святыня пережила несколько военных наступлений и пожаров, однако выстояла.
История строительства собора
Собор построен в 1045-1050 гг. по распоряжению Ярослава Мудрого и его сына Владимира. Расположенный в северном крыле Новгородского Кремля, храм являлся религиозной святыней и хранилищем сокровищ городской казны.
С восточной, северной и южной сторон к пятиглавому собору примыкают галереи, в западной части располагается башня с лестницей. Новгородская София – уникальный памятник храмовой архитектуры, построенный в период до окончательного раскола церкви.
Софийский собор. Фото: yandex.ru
Первоначальный облик собора был далек от канонического белокаменного строения с ослепляющими своим сиянием позолоченными куполами. В первые десятилетия с момента возведения внешние и внутренние стены храма были обнажены, в то время как своды и купол с самого начала были украшены фресками в византийской манере. Основные работы по росписи сводов были проделаны в XII столетии.
Новгородский собор строился византийскими и русскими мастерами. Интересно, что в те годы храм был едва ли не единственной каменной постройкой Кремля – оборонительные стены самой крепости, как и большинство строений на ее территории, были сделаны из дуба.
Святыни собора и его легенды
Одно из сокровищ собора – древнейшее из сохранившихся раннехристианских евангелий. Книга была напечатана приблизительно через пять-семь лет после завершения возведения храма специально для совершения богослужений. В настоящее время артефакт содержится в Национальной библиотеке в Северной столице.
В Софийском соборе находится одна из самых почитаемых икон России – икона Богоматери Знамения, с которой у новгородцев связано несколько преданий. Согласно одной из легенд, именно Богоматерь спасла город во время осады войсками суздальского князя А. Боголюбского, наслав на армию противника тьму.
Служба в соборе. Фото: pravoslavie.by
Отдельного внимания удостоены Магдебургские врата, привезенные новгородцами в XII веке из шведских земель в качестве трофея. Искусно изготовленные европейскими мастерами ворота с рельефными изображениями из Евангелия несколько столетий служили главными воротами собора.
Знаменитая городская легенда связана с фигурой голубя на главном кресте храма. Предание гласит, что во время разгрома Великого Новгорода войском Ивана Грозного пролетавший над собором голубь сел на храмовый крест и окаменел от увиденной кровавой картины. Горожане верят, что если однажды каменная птичка оживет и улетит прочь, это будет свидетельствовать о последнем дне города.
Софийский Собор Великого Новгорода — что посмотреть: фрески 11 века, Магдебургские врата, голубь на кресте
Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.
Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.
Храм много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Великий новгород софийский собор фотоГолубь на крыше собора
На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.
Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить. Во время Отечественной войны это поверье сбылось: В купол попал снаряд и голубь упал с креста. Тогда немецкие войска заняли город.
Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.
В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.
В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.
Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно былоГраффити на стенах
На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники. Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава». Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.
Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.
Магдебургские врата
Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.
В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.
Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.
Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.
Фрески, которым 900 лет
Самые старые фрески в Софийском соборе относятся к XI веку, их сохранилось всего 2 фрагмента: Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).
От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме изображения XII, XIII, XIV веков.
Фрески разных эпох на стенах предают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Они освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.
Чудотворные Иконы
В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.
Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.
Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».
икона Софии Премудрости Божией иконы Божией Матери «Тихвинская» икона «Знамение»Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.
Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.
София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.
Мощи святых
По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.
В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.
Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.
Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.
В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.
С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.
Звонница
Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом постеПонятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.
Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.
Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.
Близ звонницы установлены:
- 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
- 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
- Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
- 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
- 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).
С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:
«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».
- В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
- Вход свободный. Вход через северные двери.
- Фотографировать внутри запрещено.
- Запрещено заходить в шортах.
Интересные факты о храме
Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.
Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.
Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.
Когда лучше приходить и когда в храм не попасть
График работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.
Если хотите или не хотите попасть во время богослужений, то вот их расписание: Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы. В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому. В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».
- В Великий пост свет в храме не зажигается.
- Поток посетителей меньше по будням с утра.
- Посещаемость высокая.
- В Софийском соборе нельзя пройти обряд крещения.
- Фотографировать внутри храма запрещено.
история его создания и постройки на официальном сайте «Шарм Тревел»
Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в 1045–1050 годах князем Владимиром Ярославичем.
Пройдите короткий тест и узнайте, какой тур будет для Вас идеальным
(вы можете выбрать 1 или несколько вариантов ответов)
Шаг 1
С кем Вы хотите поехать?
С любимой \ любимым
С друзьями \ коллегами
С детьми \ семьей
С родителями \ родственниками
Выберите тип тура
Активный(интерактивы, активные развлечения)
Экскурсионный(больше информации от гида и объектов)
Романтичный(красивые места для фотографий, время для прогулок вдвоем)
Свободное время(больше свободного времени для самостоятельного изучения объектов)
Что бы вы хотели увидеть?
Природа(водопады, скалы, леса, реки и озера, заливы и пр. )
Животные(хаски, лошади, контактный зоопарк и пр.)
Архитектурные объекты
Религиозные места
Военные объекты(крепости, музеи)
Места силы(капища, сейды)
Желаемое направление?
Карелия(Рускеала, Сортавала, Яккима)
Новгородская обл.(Новгород, Старая Русса, Валдай)
Псковская обл.(Псков, Изборск, Печоры, Пушкинские горы)
Ленинградская обл.(Мандроги, Выборг)
Главное, чтобы было интересно
Когда бы вы хотели поехать отдохнуть?
В ближайшее время
Еще думаю, но скоро поеду
- В ближайшее время наш специалист свяжется с Вами.
- А пока Вы можете почитать интересные статьи об отдыхе на Северо-Западе России.
Софийский собор в Новгороде до сих пор является предметом изучения историков. Нужно ли говорить, что каждый год Великий Новогород посещают сотни тысяч туристов с единственной целью: узнать больше об авторах — архитекторах и истории строительства храма, увидеть знаменитую звонницу, а также – если получится, — попасть на службу.
Великий Новгород, Софийский собор и звонница с высоты птичьего полета
Компания «Шарм Тревел» предлагает любознательным туристам потрясающе интересные поездки, в программу которых включены посещения действующих соборов. Достопримечательности Новгорода, в том числе и Софийский собор, вызывают самый живой интерес у наших клиентов.
Медовые звоны Софии слышны далеко вокруг
Поэтому экскурсионные программы построены так, чтобы дать паломникам максимум знаний об:
- Истории создания храма.
- Особенностях его постройки.
- Важных датах, легендах.
- Сложностях возведения и восстановления из пепла.
- Специфике архитектурного стиля.
- Символике и современной жизни уникального новгородского памятника.
Чтобы популяризировать Софийский Собор, официальный сайт предлагает массу теоретической информации, расписание богослужений и времени работы музеев, фото и видео уникального иконостаса, описание особенностей архитектуры и интерьера.
А наша компания дарит вам возможность увидеть своими глазами одно из самых главных сокровищ города и России в целом – Новгородский Софийский собор
Краткая история Софийского собораВозведение Софийского собора в Новгороде – это глобальный проект князя Ярослава Мудрого, реализованный его сыном Владимиром Ярославичем. Строительство одноименных храмов в то время – в Киеве (Украина), Новгороде (Россия) и Полоцке (Беларусь) было символом возрождения духовной жизни славян. Потому и венчает крест собора белый голубь – знак святого духа.
Собор имеет пять нефов и пять глав (шестая была пристроена значительно позже), примыкающие с трех сторон галереи и купола в форме шлемов русичей
Старейший храм – единственный в своем роде в России, — находится в Великом Новгороде, и был построен в 11 веке монахами из Киево-Печерской лавры по образу и подобию Киевской Софии
Внутри сохранились бесценные иконы и фрески, а также подлинное сокровище — одна из древнейших рукописных книг на Руси — Остромирово Евангелие (1056 г. написания).
С новгородским собором связано множество легенд. Имеет и свой собственный символ Софийский собор: голубь, сидящий на кресте и олицетворяющий духовное возрождение.
История Собора Святой Софии в Великом Новгороде
Софийский собор в Новгороде: адрес, время работы, расстояние от СПбВремя в дороге составляет всего 3 часа, но если вы решите заказать тур в Великий Новгород на «Шарм Тревел», они пролетят, как 10 минут. Ведь во время дороги вы от нашего экскурсовода узнаете массу захватывающей информации об истории знаменитого архитектурного памятника.
Самый быстрый маршрут из СПб до Софийского собора в Новгороде – это по трассе Е105
Адрес Софийского собора — тер. Кремль, 11, Великий Новгород, Новгородская обл., Россия, 173000. Часы работы музея-заповедника указаны на официальном сайте, а принимает он туристов в течение всего года.
Софийский собор: особенности музейного комплексаСамой известной и любимой всеми гостями музейного комплекса является звонница Софийского собора. В праздники ее колокола слышны на всю округу.
На территории Софийского собора находится известный памятник «1000-летие Руси», а в помещении второго этажа звонницы работает выставка «Древние колокола Великого Новгорода»
Софийский собор, архитектура которого характерна для культовых сооружений 10-12 вв., до сих пор является духовным центром Новгорода.
Центральный купол изначально был окрашен, и только в 1408 году покрыт золотыми пластинами
Стены достопримечательности построены из известняка, камня, ракушечника
Доныне сохранились фрагменты росписи 12 века; реставрация конца 19 в. представлена в полном объеме, а настенные рисунки, граффити и надписи изучаются специалистами.
Многочисленные памятки эпиграфики на территории Новгородского Софийского собора
Можно бесконечно долго рассказывать про Софийский собор: фото музея и видео богослужений размещены в сети, отзывы о посещениях выложены на официальном сайте. Но, поверьте, оценить масштаб православной святыни, проникнуться благоговейным трепетом перед ее возрастом, прикоснуться к тысячелетним камням можно, только посетив Софию. Решение лежит на поверхности: экскурсия в Новгород. «Шарм Тревел» ждет вас, не откладывайте в долгий ящик возможность увидеть чудо!
Софийский собор в Новгороде (1045 — 1050) | Архитектура и Проектирование
Великий Новгород, Кремль, Софийский собор, Софийская звонница
Софийский собор в Новгороде был возведен в 1045 — 1050 гг. «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и архиепископа Луки» (НПЛ под 6553/1045 и 6558/1050 гг. ).
Каменное строительство в Новгороде в первой половине XI в. отсутствовало. Для возведения собора строительная артель должна была прийти со стороны, и почти наверняка она пришла из Киева. Об этом нам скажет сама архитектурная композиция собора, но об этом же свидетельствуют и обстоятельства его возведения. Заказчиками нового здания выступили не только епископ и князь Новгорода Владимир, но и отец последнего великий князь киевский Ярослав Мудрый. В какой-то мере повторяется даже логика киевского градостроительства. Ведь Ярославом закладывается в Киеве рядом с городом Владимира новый, больший по размерам, в последнем возводится каменный Софийский собор (до этого деревянный Софийский собор располагался в другом месте и не имел такой значимости). В Новгороде после пожара деревянной Софии новая ставится в расширенном и обновленном князем детинце, она сразу берет на себя роль архитектурной доминанты всего города, сохраняя ее на протяжении всех последующих столетий.
Материалы, примененные при строительстве, и строительная техника принципиально аналогичны киевским. Смешанная кладка из камня и плинфы на цемяночном растворе стала в Новгороде только упрощеннее и грубее: больше применяется булыжный камень, из него почти сплошь выложены стены и столбы. Однако все арки и своды сложены в классическом для Киева и Константинополя технике кладки с утопленным рядом. Как и в последних, широко используются расчерчивание и раскраска лицевых поверхностей стен с целью создания иллюзии регулярной кладки из плинфы или из камня. Среди плинф в нижних частях центральной апсиды встречаются светлоглиняные, привезенные, очевидно, из Киева, ибо такой глины нет в Новгороде.
Главным аргументом в пользу киевского генезиса новгородского собора является сходство общей композиции обоих памятников. Оба храма — пятинефные с галереями и лестничными башнями, с обширными хорами, в углах которых устроены как бы одностолпные палаты, оба имеют многоглавые завершения. При ведущей роли княжеского заказа и участии одних и тех же зодчих в строительстве обоих Софийских соборов (конечно, не все мастера перешли в Новгород, но какая-то их часть — весьма вероятно) можно было бы ожидать копийного повторения киевского образца. Однако этого не произошло. Требования и вкусы новгородцев придали оригинальность их грандиозному каменному храму, причем настолько мощную и отчетливую, что он в последующие столетия часто становился образцом для местных зодчих. Не только церковный, но и художественный авторитет главного храма являлся непререкаемым.
Планы Софийских соборов: 1 — в Киеве, 1037-1040-е годы. 2 — в Новгороде, 1045 — 1050 гг., 3 — в Полоцке, серед. XI в. |
Софийский собор в Новгороде меньше киевского прототипа (сторона центрального подкупольного квадрата 6,10 м против 7,75 м), стены же его несколько толще — 1,23 и против 1,12 м. Столбы с каждой стороны имеют лопатки, из-за чего их форма, как и в Киеве, оказывается крестообразной. Однако, в отличие от киевского памятника, вынос лопаток неодинаков. Его наибольшим размером является толщина центральных подпружных арок (около 60 см), наименьшим — толщина малых арок (около 35 см). Если границы этих колебаний установлены из соображений строительной техники и конструкции, то сами колебания не образуют системы, они случайны. Все же заметно тяготение лопаток, несущих малые арки, к наименьшему размеру — к толщине этих арок.
В Киеве в торцах рукавов креста помещены тройные аркады; если бы в Новгороде сделали им подобные, то пролеты арок равнялись 0,80 м при толщине столбов 1,20 м. Вероятно, подобная затесненность форм при размахе общей композиции не устраивала зодчих, и они вместо тройных аркад сделали двойные с одним центральным столбом (в западном рукаве — круглым, в остальных — восьмигранным, в верхнем ярусе все три столба — четырехгранные). В Киевской Софии малые нефы равны по ширине половине центральных, пролеты арок над ними — около 2,5 м, ширина же арок тройных аркад — 1,20 м, разница между этими арками очевидна. Если бы в Новгороде малые нефы были также сделаны в половину ширины центрального, то соответствующие пролеты оказались бы равными 2,30 и 2,00 м, т. е. арки оказались бы зрительно близкими, находящимися рядом, но чуть разными в пролетах, ритм этих различий выглядел бы несколько странно. Зодчие сблизили их, добившись однородности ритма в композиции, исходный размер дали двойные аркады — так могла быть определена ширина малых нефов. Малые нефы оказались по ширине несколько меньше половины центральных: они определены суммой — пролет арок плюс двойная ширина лопаток, необходимых для опоры этих арок (сложенных в один ряд плинфы и имеющих поэтому толщину около 40 см).
Более широкими являются лишь два продольных нефа перед боковыми апсидами собора. Они равны точно половине центрального. Думается, что такое исключение сделано в связи с принятыми традиционными приемами построения алтаря, где устойчивость архитектурных приемов могла переплетаться с представлениями неизменными, догматическими. Хотя разница в ширине этих и остальных малых нефов всего около 30 см, все же мы имеем доказательства ее осознания и учета зодчими в процессе строительства здания.
Глубокая центральная апсида не имеет никаких заплечиков, отделяющих ее от пространства вимы. Однако свод восточного рукава креста выделен пониженной аркой перед еще более низкой аркой конхи апсиды. Необходимость в подобном ступенчатом переходе вызвана резкой разницей в подъеме конхи и свода, хотя их основания, отмеченные шиферным карнизом, совпадают. Такой же перепад, хотя и одноступенчатый, существует в Киевской Софии, где он является следствием ступенчатого построения основного объема. В Новгороде в этом также проявляются соотношения общей композиции здания, но об этом речь пойдет ниже; сейчас же вернемся к пропорциям плана. Глубина восточного рукава (как она обрисована сводом) точно равна глубине сводов под угловыми восточными ячейками хор. Однако аналогичные пространства перед боковыми апсидами оказываются глубже (по оси восток-запад), их глубина приравнивается их ширине, они делаются квадратными, поскольку перекрываются главами с круглыми барабанами.
Сдвиг к востоку должен был бы немедленно отозваться уступами наружной поверхности восточной стены в ее верхней, проходящей над апсидами части. Однако этого не происходит, ибо зодчие арку перед центральной апсидой (изнутри по глубине точно равную толщине стен и всех остальных арок) несколько продолжают снаружи к востоку, утолщают, выравнивая ее поверхность со стенами над боковыми апсидами. Эта докладка необходима и конструктивно, ибо она заходит на конху и соединяет кладки. Важность полученной таким образом общей поверхности восточной стены храма выявляется тем, что отмериваемый от нее вынос центральной апсиды точно равен выносу галерей собора, то есть основной куб оказывается как бы окруженным одним по ширине поясом, что соответствует общей центрической композиции храма.
В западной части собора, куда продолжаются более широкие нефы, идущие от боковых апсид, разница размеров могла остаться незамеченной, если бы не было глав и с этой стороны. В восточной части можно было увеличить ячейку, приравняв ее глубину ширине. Над хорами такой сдвиг порвал бы линию поперечных нефов и расположение арок. Зодчие поэтому приравняли диаметр цилиндрических барабанов западных глав меньшему размеру, а от северной и южной несущих арок к барабанам подводит наклонная кладка, уничтожающая излишнюю ширину основания. Западные главы оказываются немного (но снаружи — зрительно воспринимаемо) уже восточных.
Рассмотренные плановые соотношения во многом связаны с будущими пространственными и конструктивными особенностями здания, но они еще не определяют высотных пропорций. Специфику последних обусловили особенности заказа, при которых даже подражание киевскому образцу приводило к новому и неожиданному. Эти особенности вызваны устройством галерей, однако так как структура храма и галерей общая (Штендер Г. М. Первичный замысел и последующее изменение галерей и лестничной башни Новгородской Софии.- В кн.: Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977, с. 34 — 37.) , то изменения коснулись всего здания.
Галереи в уровне пола хор скреплены с основным объемом связями, причем для последних гнезда в стенах храма были приготовлены при их кладке, что говорит об изначальности и неразрывности композиционного замысла — собор, окруженный одноярусными галереями (Там же.). Галереи не были просто открытыми аркадами (как в Киеве), а имели специальное расчленение и использование. Думается, что именно поэтому они сделаны равными не малым, а большим нефам собора. В юго-западном углу расположена лестничная башня, в остальных углах — придельные храмы. В восточных приделах мы встречаемся с намеренным увеличением их площади: западные стены смещены по отношению к лопаткам и столбам храма к западу (Комеч А. И. Роль приделов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде.- В кн.: Средневековая Русь. М., 1976, с. 147-151.).
Выбранные из требований заказа плановые размеры галерей поставили зодчих перед трудными задачами. Системы арок и вводов, перекинутые над малыми нефами и галереями, согласно византийской и киевской традиции должны иметь общий уровень как основания (в храме он отмечен плитами), так и завершения (ибо пол хор должен совпадать с полом галерей). Галереи вдвое шире нефов, естественно, что при одинаковой системе перекрытия последние сами по себе должны по высоте оказаться различными также в два раза, что нарушило бы структурные соответствия. Если в киевском храме своды непосредственно лежат на поддерживающих арках, то в Новгороде арки и своды под хорами основного помещения разделены рядами вертикальной кладки, очертания арок, отсчитывая от каменных плит, включают части прямой кладки. Вся система как бы растянута, чтобы заполнить оказавшийся неожиданно большим промежуток. Становится ясным, что арки и своды храма вписаны в зону, определенную каким-то другим размером.
Если обратить внимание на галереи, то в большей их части опорой сводов являются аркбутаны, при этом в узких ячейках над ними свободно размещаются цилиндрические своды, а в широких ячейках по центральным осям всего храма своды с трудом вмещаются в этот пояс, они носят пониженный характер, в них есть как бы вынужденность вписывания.
Сейчас существует лишь одно помещение галерей, где цилиндрический свод правильных очертаний опирается (без какой-либо промежуточной кладки) на строго полуциркульную арку: это — юго-восточный придел. Здесь конструктивно все свободно и ясно, при этом начало и конец системы совпадают с зоной перекрытия по всему храму. Очевидно, аналогичное устройство было в северо-восточном приделе, нечто подобное существовало и в северо-западном приделе, ибо там вместо придававших пространству резкую асимметрию аркбутанов были применены полуциркульные арки. Создается впечатление, что устройство трех приделов и конструкция их перекрытия сыграли решающую роль в общей композиции здания. Из-за них галереи сделали широкими, что повлекло за собой увеличенную высоту арок и сводов, которые — опять-таки над приделами — определили размер зоны перекрытия всего первого яруса. Поскольку работы производились одновременно — вначале возвели первый ярус храма, оставив снаружи проемы для соединения связей галерей и храма, а затем уже заложили и возвели сами галереи,- то мы можем сделать вывод об очень ясном и точном понимании мастерами в начале и в процессе строительства окончательных соотношений форм создававшегося собора.
Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. Использованы фотографии: http://www.temples.ru/ Яшина Марина; Бобров М.С
что нужно знать о самом древнем православном соборе России
Строительство: 1045-1050
Освящение: 1052 год
Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: византийский
Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11
История
Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.
Открытки начала XX века
В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.
Как устроен Собор Святой Софии
Мартирьевская паперть
В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.
Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.
Голосники
В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.
Иконостас
Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.
Купола
Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.
Голубь на кресте
На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.
Фреска
Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
Магдебургские врата
В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.
Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи
Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой
Интересные факты:
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.
FacebookСЫГРАТЬ ЕЩЁ !
Святыни
Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.
Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.
В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.
Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского
Софийская звонница
Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.
В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.
Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.
Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.
Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.
В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.
| Читайте также:
Морской собор: что нужно знать о “русской Софии”
НОВГОРОДСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР — Древо
Новгородский Софийский собор |
Первый деревянный храм
Вслед за принятием Христианства в Новгороде был воздвигнут первый храм во имя Святой Софии, Премудрости Божией. Это произошло в конце X века [1]. Он был выстроен из дуба, «о тринадцати верхах,» над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской улицы), в том месте где в 1167 году былинный гость Сотко Сытинич построил храм Бориса и Глеба. Первая Софийская церковь находилась вне первых каменных стен Новгородского кремля, возведенных в 1044 году. В 1045 году храм сгорел.
Постройка каменной Софии
Закладка каменного Софийского храма обыкновенно датируется 1045 годом [2], сразу же после пожара уничтожившего храм-предшественник [3]. Собор заложил благоверный Новгородский князь Владимир Ярославич во время святителя Луки Жидяты. Есть версия, что собор был призван стать памятником победе князя над Византией в 1044 году [4]. Строительство было завершено в 1050 году, довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. Освящен храм был 14 сентября 1050 или 1052 года [5]. Имеются данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства [6].
Советский период
В годы Советской власти Софийский собор входил в структуру Новгородского госмузея-заповедника.
Новейшее время
В 1991 году по инициативе патриарха Московского и Всея Руси Алексия II храм был возвращен Новгородской епархии. Патриарх не только подписал акт о передаче собора Русской Православной Церкви, но и лично освятил храм 16 августа 1991 года. С конца 2005 года по октябрь 2008 года была проведена общая реставрация собора, вместе с рядом других памятников Новгородского кремля, на средства госудаства (по федеральной программе «Культура России») и Церкви.
Настоятели, ключари
Литература
- Брюсова, В. Г., София новгородская, памятник искусства и истории, М., 2001.
- Янин, В. Л., Очерки комплексного источниковедения, М., 1977, 124.
- Великий Новгород. Софийский собор // Сайт «Русский город»
Использованные материалы
- «Софийский собор,» сайт Русский город, раздел «Великий Новгород»:
- Священнослужители Софийского собора Великого Новгорода, официальный сайт:
[1] Летописи XVI-XVII века указывают 989 год; жизнеописание первого святителя Новгородского Иоакима, http://www. ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7540, указывает 992 год.
[2] По «Сказанию о Святой Софии — 21 мая.
[3] Исключение составляет датировка Янина, который относит событие к 1046 году. См. Янин, В. Л., Очерки комплексного источниковедения, М., 1977, 124.
[4] Версия В. Г. Брюсовой. В летописях известно о поражении русских под Царьградом в 1043 году, и ничего не говориться о походе следующего года. Брюсова предполагает что поход впоследствии был ошибочно приписан Владимиру Мономаху и описывается в «Сказании о князьях Владимирских«. Брюсова отмечает, что в этот поход могли быть вывезены из Византии Корсунские врата и большое количество икон, часть из которых затем были приписаны новгородской школе иконописи. См. Брюсова, В. Г., София новгородская, памятник искусства и истории, М., 2001
[5] Первая датировка по Софийской 1-й летописи, вторая — по Новгородской 3-й летописи.
[6] В Новгородской 3-й летописи.
[7] Духовенство Новгородской губернии на 1864 год. Новгород, генеалогический сайт Бовкало А. А.,: http://www.petergen.com/bovkalo/sp/novgorod1864.html
[8] Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916, http://www.proza.ru/2015/10/03/2043
[9] БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века», http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxIT…b**
[10] БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/koi/newmr/?HYZ…tk*
[11] Духовенство Софийского собора, на официальном сайте кафедрального Софийского собора: http://saintsofianovg.ru/duhovenstvo/
Описание |
|
---|
Собор Святой Софии Премудрости Божией
Где София, там и Новгород.
Так говорят в России уже 1000 лет, с тех пор как собор Святой Софии Пресвятой Премудрости Божией был построен в 11 веке . Заложили собор Ярослав Мудрый и его сын Владимир . Собор задумывался как главный храм города. Даже спустя много веков в соборе Св.Софии, и все желающие могут увидеть старинный православный храм. Собор открыт каждый день с 8.00 до 20.00. Богослужения проходят в с 10 до 18 часов. Одновременно собор является городским некрополем . В южной галерее похоронены самые известные горожане — епископы, князья, посадники.
Подробнее об истории Собора
Собор строился с 1045 по 1050 год, поэтому это самое древнее каменное здание в России .Новгородцы всегда поклонялись храму. Например, они считали, что только благодаря покровительству Святой Софии их город ни разу не был захвачен татарами . Известно, что их войска повернули назад, не дойдя до города. Горожане считали это знаком Бога. В 1391 году город был спасен от страшной чумы. И снова новгородцы связали это с покровительством святой Софии. Стоит отметить, что к моменту завершения строительства храм был единственным каменным сооружением в Великом Новгороде.Собор строили талантливые киевские и византийские мастера, и им удалось отразить общие черты новгородского северного характера: скромность, строгость, грандиозность, мощь.
Легенда гласит, что когда купол был расписан фресками, где должен был быть изображен Христос с протянутой правой рукой, рука Иисуса сжалась в кулак . Фреску несколько раз перерисовывали, пока художнику не приснился сон, в котором Иисус Христос сказал ему, что он намеренно сжал кулак, чтобы удерживать там Новгород.
В соборе 5 куполов. Центральный купол был позолочен в 15 веке , что сделало храм еще более величественным. Вместе с позолотой к кресту прикрепляли свинцового голубя, символизирующего Святого Духа. В Руси того времени было еще одно такое же здание — Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. Новгородский собор отличался от Киевского меньшими размерами и строгостью форм.
Время не пощадило внутреннее убранство собора.Однако кое-что сохранилось. Например, на Мартириевском притворе сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены . Уникальность этой фрески в том, что она выполнена не по мокрой известковой штукатурке, а по сухой. Эта уникальная техника , использованная древним художником, придает этой фреске особый вид « летающий ». Исследователи считают, что эту технику использовали в старинных деревянных церквях России. К сожалению, ни один из них не сохранился.not
Обстановка интерьера Софийского собора была завершена в XII веке. По сохранившимся фрагментам видно, что центральный барабан был украшен фигурками пророков высотой 3 метра. Алтарь был украшен мозаикой и фигурами святых. Там было изображение Деисуса, то есть канонические изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя.
От алтаря 11 века сохранились всего 2 иконы :
- Спаситель на троне
- Апостолы Петр и Павел
Бронзовые Магдебургские ворота Собор украшены Библейские и евангельские сцены (48 сцен). |
Новый иконостас, гораздо более высокий, был установлен в Софийском соборе много позже, в 14-16 веках .
Магдебургские ворота
В настоящее время посетители могут войти в собор через северные ворота. Однако главными считаются западные ворота. Их открывают во время церемониальных служб. Эти ворота необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке.Ворота изготовлены в Германии, в Магдебурге . В 15 веке Ворота реконструировал русский мастер Авраам, изображение которого можно увидеть на Воротах вместе с немецкими мастерами Вейсмутом и Риквином.
Икона Знамения Богоматери
Одна из самых значительных икон, выполненная в 1170 , считается чудотворной. Эта икона до сих пор хранится в Софийском соборе. Речь идет о Знамении Богоматери , которая, по легенде, спасла Новгород от суздальских воинов.Это событие сыграло настолько большую роль в истории города, что даже сейчас отмечается как религиозный праздник. Кроме того, это событие легло в основу другой знаменитой иконы «Битва новгородцев и суздальцев».
Граффити
Археологи, когда-то исследовавшие Помпеи , могли получить много информации из надписей на стенах домов, написанных обычными людьми. То же самое и в Новгороде.На стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити — надпись, сделанная инструментом для письма на бересте « писало ». На бересте писали до 15 века. И до того времени было создано множество надписей. Примечательно, что Владимир Великий ограничивал любые надписи на стенах храмов в X веке. Однако народ не подчинялся приказам князя, поэтому в Новгороде, не пострадавшем от татар, можно прочитать надписи, сделанные простыми людьми на стенах одного из древнейших каменных зданий на Руси.Большое количество надписей говорит о том, что многие новгородцы были грамотными. Надписи в основном обращены к Богу, но есть некоторые из них, в которых есть признаки язычества. По общему признанию, некоторые надписи преследуют чисто общие цели.
Благодаря граффити мы знаем имена некоторых мастеров, участвовавших в строительстве и декорировании этого шедевра русской архитектуры. Это Георгий, Стефан и Сежир.
Помимо Софийского собора, эти надписи можно увидеть на Спасо-Преображенской церкви на Нередицкой горе, церкви Св.Феодор Стратилат на Ручье и другие храмы Новгорода.
Живопись XI века
Известно, что после постройки собор был расписан лишь частично. Основные живописные работы были начаты только в 1108 году. Эти работы частично перекрывали более ранние фрески, но они были обнаружены при реставрации собора в конце 19 века. Именно тогда были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елены. Фигуры стоят по обе стороны от большого креста.
По всей видимости, новгородцы проводили параллели между византийскими и местными правителями . Итак, глядя на Константина и Елену, они могли предположить, что они были их собственным князем Владимиром Великим, христианизировавшим Русь, и святой Ольгой. Или они могли представить, что видели князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, и княжну Анну Киевскую. Эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечаются дни рождения тех людей, которые сыграли значительную роль в истории города.
Чудотворные иконы собора
Сейчас в Софийском соборе два иконостаса: главный Успенский и второй Рождественский . Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону Знаменской Богоматери.
Среди всех икон Рождественского иконостаса есть две иконы, которые считаются чудотворными. Это:
- Тихвинская Богородица
- Спаситель на троне
Тихвинская Богородица — одна из самых почитаемых икон.Это идентичная копия другого значка того же типа. Считается, что эта копия обладает всеми характеристиками оригинала. Считается, что эта икона была написана в конце 15 или начале 16 века.
Икона Спаситель на престоле написана в 16 веке. Он был нанесен поверх старой картины, которая также сохранилась, и ее можно увидеть через специальные окна.
Статья написана по книге «Где св.София есть, есть Новгород », Санкт-Петербург, 1997.
Софийский собор в Великом Новгороде
Софийский собор в Великом Новгороде — Россия Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 25445946.Софийский собор в Великом Новгороде — Россия
S M L XL РедактироватьТаблица размеров
Размер изображения | Идеально подходит для |
S | Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения. |
M | Брошюры и каталоги, журналы и открытки. |
л | Плакаты и баннеры для дома и улицы. |
XL | Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны. |
Используете это изображение на предмете перепродажи или шаблоне?
Распечатать Электронный Всесторонний
4205 x 2866 пикселей | 35.6 см x 24,3 см | 300 точек на дюйм | JPG
Масштабирование до любого размера • EPS
4205 x 2866 пикселей | 35,6 см x 24,3 см | 300 точек на дюйм | JPG
Скачать
Купить одно изображение
6 кредитов
Самая низкая цена
с планом подписки
- Попробовать 1 месяц на 2209 pyб
- Загрузите 10 фотографий или векторов.
- Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц
221 pyб
за изображение любой размер
Цена денег
Ключевые слова
Похожие изображения
Нужна помощь? Свяжитесь с вашим персональным менеджером по работе с клиентами
@ +7 499 938-68-54
Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать. Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie
. ПриниматьСобор Святой Софии в Великом Новгороде (Новгород Великий) … Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 134083635.
Собор Святой Софии в Великом Новгороде (Новгород Великий) … Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 134083635.Собор св.Софии в Великом Новгороде (Великом Новгороде). Россия
S M L XL РедактироватьТаблица размеров
Размер изображения | Идеально подходит для |
S | Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения. |
M | Брошюры и каталоги, журналы и открытки. |
л | Плакаты и баннеры для дома и улицы. |
XL | Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны. |
Используете это изображение на предмете перепродажи или шаблоне?
Распечатать Электронный Всесторонний
3284 x 2500 пикселей | 27.8 см x 21,2 см | 300 точек на дюйм | JPG
Масштабирование до любого размера • EPS
3284 x 2500 пикселей | 27,8 см x 21,2 см | 300 точек на дюйм | JPG
Скачать
Купить одно изображение
6 кредитов
Самая низкая цена
с планом подписки
- Попробовать 1 месяц на 2209 pyб
- Загрузите 10 фотографий или векторов.
- Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц
221 pyб
за изображение любой размер
Цена денег
Ключевые слова
Похожие изображения
Нужна помощь? Свяжитесь с вашим персональным менеджером по работе с клиентами
@ +7 499 938-68-54
Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать. Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie
. ПриниматьСакральных Пространств: Собор Святой Софии
На этой неделе мы продолжаем серию блогов Sacred Spaces посещением Новгорода и Софийского собора. Не забудьте перейти по ссылкам ниже и следить за этой серией блогов!
Божественная мудрость
(Фото https: // www.prlib.ru/node/370257)
Одно из старейших каменных строений на севере России, Софийский собор — жемчужина Новгорода. Он расположен на западном берегу реки Волхов. Собор был построен между 1045 и 1050 годами князем Владимиром, сыном Ярслава Мудрого (который построил в Киеве собственный Софийский собор).
«Новгородский город, официально именуемый Великим Новгородом» (Великий Новгород) с 1999 года, представляет собой великолепное хранилище средневекового русского искусства с более чем 50 церквями и монастырями, простирающимися с 11 -го до 17 -го вв. В 1992 году это богатство исторических памятников, в центре которых находится Новгородский кремль, было внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО ».
Собор был известен не только своими внушительными размерами и структурой, но и использованием каменной кладки — редкого строительного материала в Новгороде того времени. «Собор такого размера и сложности мог быть построен только под наблюдением опытных строителей». Также следует отметить элементы в византийском стиле — Софийский собор был первым славянским храмом, в котором использовался этот стиль.
Внутри собора, «[т] северная и южная галереи содержат часовни на уровне земли, а западная галерея включает круглую лестничную башню, ведущую на верхние уровни галереи, включая хоровую галерею в основном здании».
Вскоре после того, как собор был завершен, интерьер был просто украшен лепниной. Позже были приглашены мастера из Греции, Балкан и Константинополя, чтобы украсить собор прекрасными фресками и иконами. К сожалению, многие из этих оригинальных картин исчезли при ремонте или были повреждены пожарами. Некоторые работы, такие как полноразмерные изображения императора Константина и Елены, были обнаружены, но подавляющее большинство этих образцовых произведений искусства потеряно навсегда.
Также по-своему «потерянный» самый большой из пяти колоколов с каменной колокольни собора (постройки 15 века). Этот колокол стоит на подросе возле башни, его нельзя использовать. «Уши» колокола (оторочки на вершине колокола, на котором он висит) были удалены Иваном III в качестве предупреждения новгородцам во время его завоевания в 1570 году.Звонили в колокол, чтобы предупредить город о его приближении, но теперь он молчит и непригоден для использования после «ампутации» Ивана.
Источники
Главное фото пользователя №101, через Wikimedia Commons
Софийский собор — https://www.spottinghistory.com/view/2123/saint-sophia-cat Cathedral/
Святая Премудрость Святой Софии над Новгородом — https://www. rbth.com/arts/travel/2016 / 01/28 / st-sophias-divine-wisdom-over-novgorod_562815
Собор Святой Софии, Новгород — https: // www.encyclopedia.com/history/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/cat Cathedral-st-sophia-novgorod
Софийский собор (Новгород) — https://orthodoxwiki.org/St._Sophia_Cathael_(Novgorod) Теги: Древняя история, Архитектура, Византийский собор, История, Новгород, Россия, сакральные пространства, Сентябрь 2018, Святая София, Софийский собор
Категория: Без категории
Софийский собор в Новгородском кремле
Собор Святой Премудрости, или просто Собор Св.София, самая древняя каменная церковь на Руси, была заложена в 1045 году Ярославом Мудрым по образцу Софийского собора в Киеве. Церкви северной Руси отличаются от тех, что были построены в южных землях. Северные церкви — низкие здания с толстыми стенами и узкими окнами. Это объясняется суровым северным климатом. Однако, несмотря на это, древние архитекторы спроектировали монументальный храм высотой 38 метров.
Лицевая сторона ул.Софийский собор украшают бронзовые ворота немецких мастеров, которые были установлены здесь в 1187 году. Их называли Магдебургскими воротами. В XII веке интерьер Софийского собора был полностью расписан, но до наших дней сохранилась лишь часть фресок. Пятиъярусный иконостас, включающий более 70 икон, — один из самых древних и красивейших в России.
Фасад Св.Софийский собор в Новгородском кремле
Знаменская Богоматерь справа от святилища Софийского собора
Бронзовые барельефы с библейскими сюжетами на Магдебургских воротах
Оригинальный крест XIX века с голубем купол Софийского собора
Церкви севера приземистые, с толстыми стенами и узкими окнами. Это связано с суровым северным климатом. Однако, несмотря на это, древним архитекторам удалось создать монументальный храм высотой 38 метров. Толщина стен достигает 1,2 метра. Ширина собора с галереями составляет 39 метров.
Главными святынями, хранящимися в Софийском соборе, являются Знамя Богородицы, одна из самых почитаемых икон в России, Остромысловское Евангелие и старейшая из сохранившихся рукописей в России, крест Алексия Первого. 14 век. Также рядом с алтарем можно увидеть оригинальный крест с купола св.Софийский собор вместе с голубем, изображающим Святого Духа.
Описание |
|
---|
Православная Церковь: история, доктрина, искусство и архитектура | |
Часть первая: Новгород | |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Вид на Новгородский кремль со стороны реки Волхов, ул. София слева. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Стена Новгородского Кремля Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Собор Святой Софии в Новгороде.Построен
1045-1062 гг. При князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого. Посвящается
Святая София, или «Святая Премудрость», чтобы вспомнить великие церкви
такое же название в Константинополе и Киеве. Окна меньше и уже
чем София Киевская, которая показывает влияние холода и
влажный местный климат (см. Hamilton 39-43). Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | г. София с юга. Обратите внимание, что центральный золотой купол не соответствует остальным. Самые ранние русские церкви имели купола в виде шлемов, с появлением луковичных куполов в Новгороде (а впоследствии и в остальной России) в середине XII в. век. Центральный купол этого собора датируется XII веком. а боковые купола, замененные позже, типичны для 15-го и 16 века (ср.Гамильтон 42-43). |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Святая София с Запада |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Бронзовые двери Мадебург на западном фасаде Святая София. Двери XII века изображают сцены из Ветхий и Новый Заветы. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Крупный план бронзовых дверей |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Даты колокольни при Софии. с 15 века. Отдельные колокольни — заимствование новгородских город-побратим, Псков, где ранние церкви были слишком малы, чтобы поддерживать колокольни.Музыкальные инструменты запрещены в Русской Православной церкви. службы, а колокола играют очень важную роль в призвании верующих поклоняться перед служением, во время самого богослужения и по его завершении. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Вид на Софиевскую сторону Новгорода, где
Кремль и Собор Св. Софья найдена. Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Вид на Торговый квартал Новгорода.
Река Волхов разделяет две половины древнего города. Торговля
был очень важен для Новгорода, который находился в районе, который был
сельскохозяйственно маргинальный, но хорошо подходит в качестве самой восточной базы
Ганзейский союз.Гамильтон пишет: «Веками Новгород был
активен как торговый центр; ее политические институты и ее социальные
обычаи были основаны на независимом, коммерческом и разумном демократическом
образ жизни »( Искусство и архитектура России 130). Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | По словам Гамильтона, «Внешний вид
была частью новгородской архитектуры: шероховатые поверхности, неровности
линий и частые отклонения от вертикали приводят к тому, что многие мелкие
церквей эффект отлитых как гончарная глина,
«ручной работы» »( Искусство и архитектура России 39) Фото Уильяма П. Тишлер, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Церковь Святого Ивана, в Торговом квартале,
датируется 12 веком. Эта маленькая церковь показывает развитие
от византийской архитектуры к более русскому стилю. Несмотря на то что
шлемовидный купол византийский, церковь имеет многоугольную форму
и наклонная линия крыши. Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Церковь Преображения Господня (1374 г.) также купеческая церковь. Скатная крыша — еще одна новинка северного дизайна, для избавления от льда и снега. Материальное богатство новгородских купцов-меценатов видно в накладном орнаменте религиозных крестов на внешней стороне (ср. Гамильтон 47). |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Апсида, Преображенская церковь |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Деталь купола Преображенской церкви |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Стена Юрьевых (г.Георгия) Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Собор Святого Георгия (1119-1130), с колокольня в фоновом режиме. Построен русским мастером Петром. архитектор. |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Собор Св.Георгия (1119-1130), в Юрьев монастырь. Высота и почти кубический вид этого здания демонстрирует дальнейшее развитие русского церковного зодчества. В то время как Святая София имеет традиционную византийскую широту, движение в России, особенно на Севере, будет к большей высоте. Еще одна тенденция был в сторону большей простоты (см. Гамильтон 43-44). |
Нажмите на изображение для полного просмотра | Интерьер собора Св.Джордж. Уведомление
драматическое освещение, вызванное характерными узкими высокими окнами
северных церквей. |