Разное

Придворная церковь в петергофе: Собор Петра и Павла в Петергофе

краткое описание и экскурсии – biglifetour.com

 

В 2011 году, спустя многие десятилетия забвения, после долгих реставрационных работ, в восточном крыле Большого Петергофского дворца вновь была освящена и открыта придворная церковь. Она посвящена святым апостолам Петру и Павлу, и в праздничные дни в церкви проходят богослужения. Музей «Церковный корпус» рассказывает об истории церкви и ее значении в жизни династии Романовых. Построил придворную церковь гений русского барокко — мастер Франческо Бартоломео Растрелли, по приказу Елизаветы Петровны в середине восемнадцатого века. Архитектура и отделка Церковного корпуса являет собой исторический пример синтеза русских православных традиций и элементов западной светской культуры. Знаменитый мастер Растрелли умел соединять в своем творчестве эти совершенно разные принципы как никто другой.  

Особенности и описание музея

В годы правления Елизаветы Петровны было принято решение реконструировать и расширить Большой дворец Петергофа. Перестройку начали именно с закладки храма, на этой службе в 1747 году присутствовала сама императрица. В 1751 году Церковь Св. апостолов Петра и Павла была  завершена и освящена. До середины девятнадцатого столетия это был не строго придворный храм: сюда на службу могли прийти и жители города Петергофа, даже если в храме были высочайшие особы. Николай Первый сделал церковь недоступной для посторонних лиц, так как император пожелал, чтобы храм этот стал домовым для Романовых. Каждое лето императорская семья проводила в Петергофе, и наиболее важные семейные события знаменовались службами в дворцовой церкви. В основном это были таинства венчания, крещения и причастия. Ни разу в петергофском храме не проводили отпевания.

Атмосфера храма удивительно светла и легка. Сияние сусального золота в оформлении алтаря , зала, и даже обычно скромной трапезной церкви символизирует Божественный свет. Роскошная золоченая резьба,  украшающая иконостас, стены и своды церкви, и также обилие трехмерной скульптуры напоминает о парадных интерьерах Большого дворца.

Это логично, так как все Высочайшие выходы императорской семьи со свитой в придворную церковь начинались в парадных залах дворца. Живопись иконостаса выполнена в ключе, более светском, нежели церковном: изображения эмоциональны, ярки и полны движения, что не характерно для русской  иконописи. Отсутствует каноническая сцена Страшного суда, лики святых излучают добро и милосердие. Зал храма имеет восьмиугольную форму, что символизирует путеводную звезду в житейском море, и купольные своды насчитывают восемь граней. Еще одной особенностью храма является то, что здесь нет ни солеи перед иконостасом, ни амвона – возвышения перед Царскими вратами; все полы, отделанные паркетом, идут на одном уровне.

Небольшое музейное пространство в церкви посвящено семейным торжествам Дома Романовых и важнейшим государственным праздникам, отмечавшимся здесь. Представлены мерные иконы, облачение дьякона, исторические документы. Первое крещение произошло в церкви в правление Елизаветы Петровны. Здесь венчались дочь Николая Первого Ольга и дочь Александра Третьего Ксения. В правление Николая Второго в Петергофе были крещены три дочери императорской четы и наследник престола Алексей. Крещение состоялось летом 1904 года. Последняя служба при Романовых прошла в Церковном корпусе Петергофа перед Первой мировой войной, летом 1914 года.

Соборы и храмы в Петергофе. Собор Петра и Павла.

Собор Петра и Павла

Музей «Церковный корпус»

Неоготическая капелла в Александрии

Другие соборы и храмы

Все соборы и храмы Петергофа

На сегодняшний день в Петергофе расположено 9 храмов, включая те, которые имеют статус музеев и находятся на территории музейно-исторического комплекса. Прежде всего, туристов интересуют именно эти храмы, являющиеся неотъемлемой частью Петергофа, как императорской резиденции прошлых веков.

Собор Петра и Павла

Самым ярким произведением архитектурного искусства русского церковного зодчества называют красивейший Собор Петра и Павла, который был построен благодаря прошению заведующего придворным духовенством Иоанна Янышева. Он попросил императора Александра III о строительстве нового храма в Петергофе, так как там не хватало церковных учреждений. Император лично определил место строительства на берегу Царицынского пруда и распорядился выделить необходимые средства для постройки храма. Архитектурную составляющую выразил в своём проекте Николай Султанов, так как именно этот вариант мог обеспечить духовными надобностями 800 прихожан. Понравился императору и будущий облик храма, где всё было гармонично устроено.

Строительство началось в 1894 году с закладки первого камня Иоанном Янышевым. Через четыре года храм был построен, но без отделки и внутреннего убранства. Роспись стен и потолков, строительство церковно-приходской школы, электростанции, котельной, а также разбивка сада вокруг, заняли 2 года. Процессом строительства руководил архитектор Василий Косяков.

Освящение собора состоялось 12.06.1905 г. под руководством Иоанна Янышева. На праздничном мероприятии присутствовали все члены императорской фамилии.

Если рассматривать внешний облик собора, то сразу бросается в глаза его пирамидальность. Венчают строение пять глав и шатровые башни, она из которых возвышается на 70-метров. Архитектор так продумал внутреннее убранство, что всё здесь построено очень функционально: гардеробные, продуктовые комнаты, отдельные лестницы на хоры, помещения для крещения и отпевания. Арочный центральный вход с 2 крыльцами, часовня и звонница в виде шатра завершают гармоничный образ собора. Внутри храм был украшен художниками В. И. Колупаевым и Н. М. Сафоновым, которые занимались росписью сводов и стен, а мастера из Палеха писали иконы.

Несмотря на революционные события и оккупацию периода Великой Отечественной войны, когда храм сильно пострадал, сегодня он выглядит, как и вначале ХХ века. Второе освящение состоялось в конце девяностых годов с участием патриарха Алексия II. Храм является примером архитектуры в «неорусском» стиле и является украшением Петергофа и его прекрасного дворцово-паркового ансамбля.

Советую в обязательном порядке посетить смотровую площадку на верху собора — от туда открывается потрясающий вид.

Музей «Церковный корпус»

Здание Церковного корпуса с пятью золотыми куполами построено в 1747-1751 гг. по проекту архитектора Б. Растрелли, выполнявшего распоряжение императрицы Елизаветы Петровны, храм действовал в качестве придворной церкви десятки лет. Впервые церковь была освящена в 1751 году. После длительной реставрации храм вновь был освещён в 2011 году во имя апостолов Петра и Павла. Интерьеры церкви изначально были пышными, красочными и дорогими, с элементами барокко, что не совсем соответствовало привычной отделке православных храмов. Алтарь, зал в виде восьмиугольника и трапезная насыщены золотом, как символом Божественной славы, а иконы выглядят мягко и доброжелательно. В это храме нет амвона – возвышения перед алтарём, что не соответствует классическим канонам, как и многое другое. Церковный корпус вобрал в себя множество различных стилей и художественных образов, но основа его – православный пятиглавый храм, остаётся узнаваемым.

Здесь совершались все христианские таинства и эти стены были свидетелями торжественных минут, в которых участвовали представители правящей династии. Например, именно здесь крестили всех детей Николая II.

Неоготическая капелла в Александрии

Интересным объектом, непохожим на другие церковные здания в Петергофе, стала готическая капелла, спроектированная архитекторами К. Ф. Шинкелем, А. Меналасом, И. И. Шарлеманем. Расположена капелла в парке «Александрия» и была построена, как домовая церковь Николая I. В 1834 году прошло освящение церкви во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Капелла стала неким мини-собором в нео-готическом стиле, а также отличной декорацией Александровского парка.

Интересным архитектурным решением на восточной стороне здания стала апсида – выступ с тремя гранями, над которым установлены звонницы. Восемь шпилей капеллы венчают восьмиконечные кресты. Декорациями капеллы стали сорок три медные скульптуры ангелов, апостолов, Богородицы, которые смоделировал скульптор В. И. Демут-Малиновский, а также кружевное чугунное литьё. Внутреннее убранство состоит из витражных окон и иконостаса, созданного придворным художником Тимофеем Неффом

На протяжении правления четырёх императоров в летнее время Романовы ходили в этот храм на богослужения, называя это действие «Малым выходом». В годы оккупации здание капеллы почти не пострадало, в отличие многих других строений Петергофа. Может быть, сказался его внешний облик, который соответствовал представлениям немцев о церковной архитектуре. Второе освящение капеллы прошло в 2006 году, одновременно с перезахоронением императрицы Александры Фёдоровны, супруги Александра III, чей прах тогда прибыл из Дании.

Другие соборы и храмы Петергофа

В г. Петергоф ещё есть храмы, которые имеют свою историю. Это Храм Игнатия Бренчанинова, Храм Петра и Февронии, Храм Преподобного Серафима Саровского, Храм Святой Троицы на Собственной Его императорского Величества даче, Храм Живоначальной троицы. Приезжайте в Петергоф и Вы получите не только эстетическое удовольствие, но духовную пищу!

Церковный корпус, храм Александра Невского, собор Апостолов Петра и Павла

На территории городского округа Петергоф расположено несколько храмов, некоторые из которых – старинные, а другие – так называемый «новодел». Посетителей Петергофа, прежде всего, интересуют храмы и соборы, представляющие культурно-историческую ценность и входящие в состав музейно-паркового ансамбля бывшей резиденции российских императоров.

Церковный корпус

Это пятиглавый храм входит в комплекс Большого Петергофского дворца и находится в его западной части, на границе Верхнего и Нижнего парков. Храм был построен по проекту великого итальянского архитектора Бартоломео Растрелли в 1747-1751 гг. Архитектор выполнял распоряжение императрицы Елизаветы, захотевшей иметь в своей резиденции церковь рядом с Большим дворцом. В 1751 году храм был освящён и начал выполнять свою роль придворной церкви. Сегодня внутреннее убранство храма, в общем, соответствует тому, как он выглядел во времена Елизаветы Петровны, хотя его второе открытие и освящение прошло совсем недавно – в 2011 году. Церковь получила название во имя апостолов Петра и Павла. Когда-то пышные интерьеры в стиле елизаветинского барокко украшали Церковный корпус и его восьмиугольный зал и трапезную. Здесь всё насыщено золотом – символом Божественной славы, а лики святых на иконах смотрят мягче, чем в других храмах. Ещё одной особенностью церковного корпуса является отсутствие амвона (возвышение, подиум) перед алтарём. Внешне церковь соответствует канонам православия, хотя внутри художественные стили смешаны и разнообразны. Эти стены хранят тайны царской семьи, ведь именно здесь совершались многочисленные таинства – от крещения до исповеди многих членов императорской фамилии.

Храм Александра Невского

В 30-е годы XIX века был построен очень интересный храм, украсивший Колонистский парк – церковь Святого князя Александра Невского, воплощённая, как неоготическая капелла архитекторами А. Меналасом, И. И. Шармлеманем, К. Ф. Шинкелем. Местом, определённым императором Николаем I для постройки храма, стал парк «Александрия», подаренный императрице Александре Фёдоровне в качестве загородной дачи – резиденции. Капелла после освящения в 1834 году стала домовой церковью семьи императора и одновременно прекрасной декорацией парка.

Архитектурный облик капеллы представляет собой здание с апсидой с восточной стороны, на которой установили звонницы. Над храмом возвышаются восемь шпилей, увенчанных православными крестами. Со всех сторон здание украшают сорок три скульптуры, среди которых изображения Божьей матери, апостолов, ангелов и архангелов. Эту работу выполнил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Капелла также украшена чугунным литьём в виде кружев. Придворный художник Тимофей Нефф создал неповторимое внутреннее убранство церкви, состоящее из иконостаса и витражных окон. Романовы любили ходить в храм всей семьёй, называя это «малым выходом».

Второе освящение капеллы произошло после реставрации в 2006 году, когда был перезахоронен прах жены Александра III, прибывший из Дании.

Собор Святых апостолов Петра и Павла

Позже других храмов в дореволюционной истории Петергофа был построен Петропавловский Собор, ставший ярчайшим произведением архитектуры в неорусском стиле. С просьбой о строительстве новой церкви в Петергофе первым обратился к министру двора заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Когда просьба дошла до императора Александра III, тот повелел определить место для храма на берегу Царицынского (Ольгина) пруда с выделением средств из казны на строительство. В конкурсе архитекторов победил Николай Султанов, проект которого сразу понравился императору, как гармоничный и функциональный. Храм должен был вмещать в себя не менее 800 прихожан и быть не просто местом отправления религиозных обрядов, но и являть собой произведение искусства, как снаружи, так и внутри. Всё это получилось именно так.

В 1894 году Иоанном Янышевым был заложен первый камень в основание храма, а по истечении четырёх лет храм без отделки был готов. Далее начали работать художники, расписавшие собор – в. И. Колупаев, Н. М. Сафронов. Для создания иконостаса были приглашены лучшие мастера Палеха. Одновременно шло строительство электростанции и котельной, а также корпуса церковно-приходской школы. Работами руководил архитектор Василий Косяков. В июне 1905 года состоялось освящение собора с участием всех членов императорской семьи.

Говоря об архитектуре собора, можно заметить его пирамидальное строение с шатровыми башнями и пятью куполами. Самая высокая башня – 70 м. Собор был построен из различных видов кирпича, поэтому он выглядит празднично. Центральный вход включает два крыльца и арку, а часовня и звонница гармонически дополняют образ храма. Внутри собора продумано всё до мелочей: отдельные помещения для отпевания и крещения, гардеробные, отдельные удобные лестницы на хоры, комнаты для хранения продуктов и многое другое. Обязательно посетите этот собор, если Вы приехали на открытие фонтанов в Петергофе. Из колокольни открывается прекрасный вид на парк и финский залив.

Второй раз собор был освящён в 90-е годы ХХ века патриархом Алексием II.

Другие храмы Петергофа можно осмотреть, прогулявшись по городу и его окрестностям. Это Храм Петра и Февронии, Церковь Святой Троицы на Собственной Его императорского Величества даче, Храм Игнатия Бренчанинова, Храм Преподобного Серафима Саровского, Церковь Живоначальной троицы.

Путешествие по храмам Петергофа даст вам душевный покой, умиротворённость и позволит задуматься о вечных истинах в их исторической ретроспективе.

Петергофский собор святых апостолов Петра и Павла

В рамках проекта, получившего президентский грант, была оформлена фотовыставка для школьников младших и средних классов о наследнике престола последнего Российского Императора Николая II, Цесаревиче Алексии Романове, посвященная, прежде всего, традициям образования и воспитания детей – членов царской фамилии. 28 марта 2021 года благочинный Петродворцового округа протоиерей Михаил Терюшов открыл фотовыставку «Петергоф …

Читать подробнее

06.04.2021Новости, Фото

Весна уже вступила в свои права, совсем скоро праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Есть благочестивая традиция выпускать птиц в этот день, но ученики воскресной школы имени святого цесаревича Алексия при Петропавловском соборе Петергофа (Санкт-Петербургский пр., д. 46Б) решили сделать для птиц другое доброе дело. В воскресенье, 04 апреля 2021 года, после трапезы …

Читать подробнее

04.04.2021Новости, Фото

Год 2021-й – богат на различные юбилеи – и трагические, как 140 лет со дня гибели Императора-Освободителя Александра II (14 марта н. ст.), и радостные, как 800-лет со дня рождения св. блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя трех Российских императоров, носивших это имя, одного из самых любимых русских святых. …

Читать подробнее

25.03.2021Новости

В среду 2-й седмицы Великого поста, 24 марта 2021 года, в соборе святых апостолов Петра и Павла в Петергофе Божественную литургию возглавил благочинный и настоятель протоиерей Михаил Терюшов в сослужении духовенства округа. К сожалению, духовник Петродворцового благочиния протоиерей Валериан Камитов недавно перенес сложную операцию и находится дома на восстановительном лечении, и …

Читать подробнее

24.03.2021Новости

БЫЛИ ОТСЛУЖЕНЫ ЛИТИЯ И МОЛЕБЕН В АЛЛЕЕ МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ В ПЕТЕРГОФЕ По приглашению председателя общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Петродворцового района генерал-лейтенанта Владимира Александровича Селиванова 19 марта 2021 года священник Петропавловского собора Петергофа, протоиерей Владимир Чорнобай в сослужении клирика собора совершил литию по погибшим морякам-подводникам, …

Читать подробнее

23.03.2021Новости, Фото

В воскресенье, 14 марта 2021 года (по новому стилю) исполнилось 140 лет со дня гибели императора Александра II. 2021 год – год сразу трех юбилейных дат, связанных с именем Императора Александра II: 160 лет отмены крепостного права (03 марта 1861 г.), 140 лет трагической гибели Императора Александра II (14 марта …

Читать подробнее

16.03.2021Новости

Собор Святых апостолов Петра и Павла (Петергоф)

Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на большое количество церквей, в том числе и Крестовоздвиженской церкви, в городе отсутствовал храм, способный вместить большое количество прихожан — рядовых жителей.

Александр III одобрил идею строительства и лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда, а также назвал зодчих, которым были заказаны проекты — Н.И. де Рошфеор, А.И. Семенов, Л.Н. Бенуа и Н.В. Султанов.

К собору была приписана, находившаяся на Торговой площади каменная часовня преп. Иосифа Песнописца, построенная в 1868 году (арх. Н. Л. Бенуа), разрушенная в 1957 году.

В течение многих лет собор был главным храмом Петергофа.

Как и многие другие памятники Петергофа здание сильно пострадало во время войны. Во время оккупации фашистами Нового Петергофа на колокольнице засели немецкие корректировщики. Отсюда хорошо просматривались Кронштадт, Ораниенбаумский плацдарм, Финский залив, Васильевский остров. Отсюда враг корректировал артиллерийский огонь. Ответным огнём была разрушена колокольница. После войны здание храма использовался под склад тары.

9 июля 1994 года храм был полностью освящён Патриархом Алексием II.

Архитектура, план церкви

Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII вв. Рассчитан на 800 человек.                       
Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров.

Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами.

На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии.

Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня.

Для того, чтобы освещать внутренние помещения в шатрах, были сделаны окна. Они используются в настоящее время в туристических целях, так как из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие. Между шатрами расположена галерея.

Главный придел был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Римляныни; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской.

Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев.

Петергоф. Собор Святых Петра и Павла

В одном из живописных мест восточной части Петергофа, на берегу Ольгина пруда, расположился Петропавловский собор. Он является одной из главных достопримечательностей города и поражает своей красотой и размахом. До появления собора в Петергофе уже имелось 13 церквей, но ни одна из них не может сравниться с этим величественным творением.

Чтобы в этом убедиться, необходимо увидеть храм своими глазами. Окруженный зелеными деревьями, он возвышается над кронами и уходит куполами прямо в небо. Его высота достигает 70 метров. Одновременно собор может принимать около 800 человек. Храм относится к Петербургской епархии Русской православной церкви, а также служит центральной составляющей Петергофского благочинического округа.

История создания храма

Россия XIX века была глубоко верующей страной, поэтому в каждом городе строилось по несколько церквей и храмов. Не исключением стал и Петергоф. Город, где находился Большой дворец, нуждался в не уступающем ему по красоте и величию храме.

Церкви, которые уже стояли на территории Петергофа, были малы по размерам и не могли вместить всех верующих. Некоторые из них служили исключительно для военных или членов императорской семьи и их приближенных. Простым смертным в такие церкви вход был запрещён. Поэтому Петергоф остро нуждался в просторном и открытом для всех верующих храме.

Когда в 1892 году Александр III узнал о ходатайстве заведующего придворным духовенством Иоанна Янышева о возведении нового храма, он не раздумывая выделил под него самое живописное место на берегу Ольгина пруда. Целый год несколько знаменитых архитекторов участвовали в конкурсе на лучший план строительства. Победителем соревнования в итоге стал талантливый архитектор и реставратор Николай Владимирович Султанов.

В 1894 году началось возведение собора. Главным строителем был выбран Василий Антонович Косяков. За его плечами уже было несколько соборов в Санкт-Петербурге и пригородах. Закладка храма самим Иоанном Янышевым произошла 25 июля 1895 года. Он был полностью построен и отделан за 9 лет.

Освящение собора было назначено на 12 июня 1905 года, которое по традиции проводил протопресвитер Иоанн. На этом событии присутствовали члены императорской семьи. А 28 августа того же года были освящены приделы святого Александра Невского и преподобной Ксении. Для проведения обрядов были приглашены протоиереи Николай Кедринский и Петр Благовещенский.

Во владения храма были отданы часовня, воздвигнутая в честь преподобного Иосифа Песнописца, и обустроенный вокруг здания зелёный сквер. После революции Петропавловский храм был переведен в статус собора. Он осуществлял свою деятельность вплоть до 1938 года, пока не был подписан приказ о его сносе.

Но планам правительства не дано было осуществиться. В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая разрушила множество бесценных памятников архитектуры. Не стал исключением и собор Святых Петра и Павла. Он потерял северную стену во время осады немецкого корректировщика. После окончания войны помещение собора использовалось под склад.

Только в 1972 году историческая значимость храма была восстановлена. Он был взят под опеку государственных органов и был причислен к категории памятников истории и культуры. Согласно плану реставрации собор должен был стать музеем или концертным залом. Но в 1989 году было решено оставить зданию религиозный статус и сохранить его ценность для потомков.

Современная жизнь собора

После реставрации первоначальный внешний вид и особенности архитектуры были полностью восстановлены. Храм отстаивали по всем канонам русского зодчества, которые соблюдали архитекторы XVI и XVII веков. По задумке Султанова строение должно было напоминать пирамиду и иметь 5 шатровых глав с куполами.

Для внешней отделки был использован красный и жёлтый кирпич. Стены были украшены колонками из песчаника, глиняными изразцами и фресками. Фасады здания украшены иконами с изображениями святых, которые покровительствовали императорской семье.

Вокруг храма расположилась застекленная галерея для проведения крестного хода. Сам собор имеет 4 входа, в каждом из которых расположены сени для верхней одежды. Главный вход имеет 2 крыльца, шатровую звонницу и часовню.

В помещении собора установлены кабинка исповедальни и часовня для отпевания, первая к востоку, а вторая к западу от северной стены. Особого внимания заслуживают иконостасы храма святых Петра и Павла. Главный из них выполнен из майолики по подобию иконостаса церкви святого Георгия в Венеции. 

Интересные факты

Собор назван в честь покровителей Петергофа — первоверховных апостолов Петра и Павла. Они были самыми преданными учениками Иисуса Христа, за что поплатились своими жизнями. Каждый год 12 июля церковь отмечает день их памяти.

Согласно планам сталинского правительства здание храма решено было снести. Но так как он являлся одним из значимых ориентиров на судоходных картах, встал вопрос о его реставрации. Благодаря этому факту сегодня каждый житель и гость Петергофа имеет возможность посещать Петропавловский собор.

Верх храма был оформлен шатровым покрытием для придания формы пирамиды. Помещение в шатрах освещалось через прорезанные окна. Именно они сегодня используются как смотровые площадки, открывающие удивительные виды на просторы Санкт-Петербурга.

Вся утварь Петропавловского собора была выполнена мастерами на заказ. Особым требованием было соблюдение строгой стилистики в которой был выполнен весь храм.

Архитектура здания, хоть и была выполнена в старорусском стиле, но имела множество нововведений. Ни один храм не мог похвастаться крытой галереей или сенями для одежды. Если бы не масштабная борьба государства с религией, сегодня мы могли наблюдать более современный облик церковных строений.

Чудом сохранившийся храм на берегу Ольгина озера открывает свои двери всем желающим и предлагает прикоснуться к истории и культуре XIX века.

Собор Святых Петра и Павла в Петергофе

Собор Святых Петра и Павла

Дворцы, парки и фонтаны Петергофа знают все. А вот про собор Святых Петра и Павла слышали немногие. Хотя непременно видели его, когда приезжали в бывшую царскую резиденцию. Не заметить его невозможно. Внешне красавец-собор напоминает храмы Василия Блаженного в Москве и Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Внутри он не менее наряден, чем снаружи. Уже шесть лет его настоятелем является отец Павел. Он знает про собор почти все.

Собор Святых Петра и Павла в Петергофе

Многое в Петропавловском соборе можно охарактеризовать фразой «только здесь». Например, только в этом храме имеется крытая смотровая галерея, с которой дворцы и парки Петродворца, а также Финский залив предстают как на ладони. Только здесь для прихожан был устроен гардероб. Только здесь вокруг храма была сделана закрытая галерея для крестных ходов в ненастную погоду. А от уникального иконостаса, выполненного в майолике, глаз оторвать невозможно!

Храм построен в древнерусском стиле

«Собор был построен в 1905 году по проекту выдающегося русского архитектора Николая Владимировича Султанова, — рассказывает отец Павел. – Автор утверждал, что храм является энциклопедией древнерусских архитектурных форм. Петербург того времени тяготел к западным традициям, и такое решение было необычным. А еще Султанов назвал его своей лебединой песней в архитектуре. Собор стал последним его прижизненным творением. Нет сомнений, что он вложил в него всю свою душу».

Настоятель отец Павел

Необходимость в новом храме возникла в конце XIX века. К этому времени население Петергофа увеличилось настолько, что имеющиеся церкви уже не могли вместить всех прихожан. Ходатайство о строительстве новой придворной церкви на 800 человек подал протопресвитер Иоанн Янышев. Император Александр III дал согласие и даже указал место: «В той части парка, которая лежит между Царицыным прудом и Петербургской улицей». Вскоре началось строительство, но завершилось оно уже при Николае II.

Интерьеры собора красочны и необычны

Интерьеры собора настолько красочны и необычны, что не терпится зайти внутрь. Эскизы росписи были выполнены самим Султановым. Для их воплощения в жизнь пригласили известных московских мастеров Сафонова и Колупаева, а также мастеров первой иконописной артели из Палеха. Можете представить себе палехскую шкатулку? Вот такую же красоту мастера создали и в храме. Правда, нынешние росписи это новодел. Фрагменты исторической живописи сохранились лишь в пределах Ксении Римской и Александра Невского на втором этаже. Почему же оригинальная роспись была утрачена?

Майоликовый иконостас

«В 1938 году собор был закрыт и разграблен, — поясняет отец Павел. — Выражаясь церковным языком, в то время здесь царили мерзость и запустение. В 1941 году с куполов содрали медные листы и позолоту. Храм было решено взорвать, но помешала война. Тем не менее, разрушений избежать не удалось».

Стены богато украшены орнаментом

Немцы использовали смотровую площадку собора для отслеживания перемещения советских кораблей по Финскому заливу. Из Кронштадта огнем артиллерии пытались сбить наблюдателей. В результате северная часть здания была разрушена. И сейчас возле церковной лавки можно увидеть один из снарядов весом в 300 кг, которыми велась стрельба.

Фрагмент иконостаса

После войны здание использовали под склад стеклотары. И только в 1974 году государство взяло его под охрану как памятник истории и культуры. Только тогда началось его восстановление. В 80-е годы установили купола, а спустя семь лет завершились работы по реставрации фасада. В 1989 году храм передали епархии. С этого момента начались богослужения и восстановление интерьеров.

Сочные краски излучают свет

Лучше всего удалось воссоздать уникальный майоликовый пятиярусный иконостас. За основу был взят древнерусский иконостас Успенского собора Московского Кремля. Его облицевали голубовато-дымчатыми полихромными изразцами. От этого он буквально засиял. Необычна большая арка в иконостасе, выполненная по образцу церкви Георгия Победоносца в Венеции. А орнамент Царских врат выполнен в традиции финифти. Все это придает храму праздничный вид.

Венецианская арка

Сохранились воспоминания Николая Владимировича Султанова о процессе создания иконостаса. «Когда нужно было представлять Государю иконостасы Петергофской церкви, — писал архитектор, — я сам сделал рисунки самым тщательным образом, акварелью, со всеми иконами, отдал их в паспарту. Заказал в Москве, в Синодальной типографии, славянский фронтиспис красками и золотом с заставкой. Переплел все в муар и плюш и заказал по своему рисунку Хлебникову великолепные эмалевые наугольники. И среднее клеймо с древним орлом. Словом, сделал великолепный увраж, который мне самому обошелся очень дорого».

Вид на иконостас из предела Св.Александра Невского

Верхний ярус иконостаса

При реализации данного проекта Султанов выступал не только как архитектор, но и как инженер, художник и дизайнер. Храм имел статус придворного ведомства. Поэтому даже церковная утварь и мебель была сделана по его эскизам. К сожалению, из оригиналов до наших дней сохранилась только подставка под святую Плащаницу, сделанная по проекту Султанова. Она стоит возле иконостаса с правой стороны. Подставка используется всего два раза в год во время соответствующих церковных праздников.

Подставка под святую Плащаницу

Храм выглядит праздничным

Майолика придает изображению блеск и контрастность

Чтобы показать оригинальные исторические росписи, отец Павел ведет по лестнице на второй этаж, где находится предел Александра Невского. Здесь еще стоят леса. В полумраке едва видны контуры рисунков. Отец Павел наводит на них луч фонаря, и тут предельно ясно проявляется разница между исторической росписью и современной. Лица святых в старинном исполнении прописаны до деталей и выглядят очень живыми. Увы, работа по восстановлению оригиналов еще далека до завершения. Для этого церкви требуется финансовая помощь.

Фрагмент исторической живописи в пределе Ксении Римлянки

Для восстановления росписи храму требуется помощь

На втором этаже отец Павел показывает несколько технических секретов, которые использовал Султанов при строительстве. В стенах видны большие отверстия. Это воздуховоды. Они использовались для отопления помещения. Во дворе находилась котельная, где в печах нагревали воздух, который по подземным галереям попадал в подвал. Там он поднимался по трубам в стенах и выходил в храм через воздуховоды. Теплые потоки вытесняли холодный воздух вниз. Через решетки в полу он попадал в подвал, нагревался там и снова устремлялся вверх, к воздуховодам. Происходила естественная циркуляция. Здесь понимаешь, как просто все гениальное!

Воздуховод для отопления

Колокольня

Теперь остается подняться на смотровую галерею. Из церковной лавки лестница ведет мимо хода на колокольню, которая расположена значительно ниже смотровой площадки. Наверху галерея по периметру опоясывает всю верхнюю часть храма. Отсюда открывается великолепная панорама на все четыре стороны. Хорошо видны дворцы и парки. Отлично просматривается Финский залив. Уже только ради этого вида стоит преодолеть расстояние до Петергофа, а потом еще 143 ступени винтовой лестницы!

Распорядок работы смотровой галереи

Крытая смотровая галерея

Вид на Петергоф и Финский залив

Музей Царской церкви / Государственный музей-заповедник Петергоф

1747-1751, архитектор Ф. Б. Растрелли

12 июля 2011 года во имя святых апостолов Петра и Павла была освящена придворная церковь, открывшаяся в Петергофском музее-заповеднике после реставрационных работ. Созданный по воле императрицы Елизаветы и по проекту Растрелли, создателя стиля елизаветинского барокко, он является выдающимся образцом религиозных построек этого архитектора. Первоначально освященный 10 сентября 1751 года, он занимал восточный блок Большого дворца, увенчанный по просьбе Елизаветы Петровны пятью позолоченными куполами «по нашей вере». Необычайно пышное и красочное внутреннее убранство, удивительное для традиционной русской церковной архитектуры. Он демонстрирует смешение ортодоксальных традиций с идеями западной культуры и стиля барокко. Потоки света, льющиеся из больших окон, яркие картины, позолоченная резьба, отсутствие сцены Страшного суда, мягкие и добрые образы святых, воплощающие идею заступничества за людей, создают особенно праздничную и блаженную атмосферу. .Обилие золота в убранстве алтаря, зала и трапезной наполняет их сакральным смыслом, поскольку золото является главным символом религиозного искусства, означающим сияние божественной славы.

Планировка церковного зала необычна — в виде восьмиугольника, словно путеводная звезда, сияющая в этом мире. Свод купола также имеет восемь сторон. Как и положено в Православной Церкви, на нем изображены самые ранние и почитаемые творцы: евангелисты, апостолы и святые.Среди особенностей церковного зала придворного петергофского храма — отсутствие солиума и кафедры — возвышений перед иконостасом и алтарем. Размещение сорока икон на шестиярусном иконостасе является традиционным. Многие святые изображены на иконах в состоянии эмоционального напряжения, выражающегося в характерных для барочной живописи позы, жесты и повороты тела. Позолоченная резьба вокруг них, состоящая из херувимов, рокайлей, причудливых ростков овощей и гирлянд, хотя и символизирует дом божественности, ничем не отличается от чеканки в залах Императорского дворца. Кроме того, в него вошла монограмма императрицы Елизаветы Петровны.

Особенно впечатляет центральная часть иконостаса, устремленная вверх, украшенная спиральными позолоченными колоннами и завершенная резной позолоченной Голгофой с выступающими фигурами. Из всех семи таинств здесь часто совершались таинства Евхаристии, венчания и крещения. Придворная церковь была свидетелем семейных торжеств Дома Романовых. Здесь проходили не только свадьбы и крещения новорожденных, но и отмечались важнейшие даты государственных и религиозных праздников.Крещения четверых из пяти детей последнего российского императора Николая II стали последними страницами истории церкви. Крещение долгожданного наследника цесаревича Алексея, родившегося в Петергофе, состоялось 11 августа 1904 года.

Небольшая выставка в Трапезной посвящена истории повседневной жизни Дворцовой церкви.

Ораниенбаумская придворная церковь / Государственный музей-заповедник Петергоф

1719-1727, архитектор И.Ф. Браунштейн, А. Ринальди

Частная часовня (придворная церковь) Ораниенбаума расположена в западном павильоне Большого Меншиковского дворца и построена по приказу первого владельца Ораниенбаума Великого князя Александра Меньшикова и освящена от имени Святого Пантелеймона 3 сентября 1727 года.

В прихожан церкви Св. Пантелеймона входили не только арендаторы дворца и дачники Ораниенбаума, но и дворцовый персонал, горожане и сельчане. По этой причине еще с 1730-х годов просторный трехоконный зал, примыкавший к церковному павильону с юга, использовался как трапезная, которую зимой можно было отапливать для удобства прихожан. В 1838 году великая княгиня Елена Павловна и настоятель Дворцовой церкви Андрей Благовещенский перестроили трапезную в придел, или Зимнюю церковь.В том же году 16 декабря -го г. он был освящен во имя свв. Константин и Елена равноапостольные, покровители великой княгини. В 1848 и 1914 годах Зимняя церковь реставрировалась и расширялась.

В 1858 году изношенный иконостас в северо-западной части придела был заменен новым резным и золоченым, выполненным художником Титовым и плотником Андреевым. На его боковых дверях святые покровители свв. Были расписаны Константин и Елена и Святой Михаил Архистратег.В 1920-е годы после закрытия церкви Св. Пантелеймона внутреннее убранство ее придела было полностью утрачено, и его изображения не сохранились.

В настоящее время экспонируется единственный сохранившийся предмет из Зимней церкви: традиционно написанная икона 19 века «Воскресение с избранными святыми, святым Георгием и драконом». В Зимней церкви выставлены также две оригинальные иконы конца 18 гг. Из церкви Св. Пантелеймона и ее алтаря: «Св.Адриан и Наталия »и« Успение Пресвятой Богородицы Киево-Печерской Лавры ». Эти маленькие иконы были специально приспособлены для использования в качестве мощевиков святых мощей святых. Необычна техника« Свв. Икона Адриана и Натальи »написана на стекле.

26 июля 2020 г. — Петергоф, Россия: придворная церковь Великого Великого княжества. Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Image 154600198.

26 июля 2020 г. — Петергоф, Россия : Придворная церковь Великого собора. Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти.Изображение 154600198.

26 июля 2020 — Петергоф, Россия: придворная церковь Императорского дворца Большого Петергофа

Только для редакционного использования: это изображение можно использовать только в редакционных целях.Использование этого изображения в рекламных, коммерческих или рекламных целях запрещено, если лицензиат не получил дополнительных разрешений. 123RF.com не предоставляет никаких услуг по оформлению документов.

M L XL

Таблица размеров

Размер изображения Идеально подходит для
S Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения.
млн ​​ Брошюры и каталоги, журналы и открытки.
л Внутренние и наружные плакаты и печатные баннеры.
XL Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны.

Используете ли этот товар в публикации, тираж которой превышает 500 000
экземпляров?

Распечатать Электронный Всесторонний

3294 x 4392 пикселей | 27.9 см x 37,2 см | 300 точек на дюйм | JPG

Масштабирование до любого размера • EPS

3294 x 4392 пикселей | 27,9 см x 37,2 см | 300 точек на дюйм | JPG

Скачать

Купить одно изображение

6 кредитов

Самая низкая цена
с планом подписки

  • Попробовать 1 месяц на 2209 pyб
  • Загрузите 10 фотографий или векторов.
  • Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц

221 ру

за изображение любой размер

Цена денег

Ключевые слова

Похожие изображения

Нужна помощь? Свяжитесь со своим персональным менеджером по работе с клиентами

@ +7 499 938-68-54

Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie

. Принимать

Петропавловский собор (Петергоф)

Первым, кто подал заявку на строительство нового храма в Петергофе в 1892 году, был глава придворного духовенства протоиерей Иоанн Янышев. Ходатайство было связано с тем, что, несмотря на большое количество храмов, в том числе и Храм Воздвижения Креста Господня, в городе не было храма для размещения большого количества прихожан — простых жителей.

Александр III одобрил идею строительства и лично выбрал место у Царицынского (Ольгинского) пруда, а также поручил составить эскиз архитекторам — Н. И. де Рошфору, А. И. Семенову, Л. Н. Бенуа и Н.В. Султанов.

Каменная часовня преподобного Иосифа Гимнографа, построенная в 1868 г. (архитектор Н. Л. Бенуа) и разрушенная в 1957 г., была отнесена к собору на Рыночной площади.

Долгие годы он был главным собором Петергофа.

Собор, как и многие другие памятники Петергофа, сильно пострадал во время войны. Во время немецкой оккупации Нового Петергофа немецкие корректировщики захватили колокольню. С него были хорошо видны Кронштадт, Ораниенбаумский плацдарм, Финский залив и Васильевский остров. Отсюда противник корректировал артиллерийский огонь. Ответным огнем была разрушена колокольня. В послевоенное время собор использовался под магазин посылок.

9 июля 1994 г. собор освятил Патриарх Алексий I.

Архитектура и план собора

Собор построен в художественных формах русского зодчества XVI – XVII веков. Собор вмещает 800 человек.

Внешне он имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровидными головами. Его высота около 70 метров.

Фасады облицованы темно-красным и светло-желтым кирпичом и глазурованной плиткой, украшены колоннами и плиткой из песчаника. Апсиды украшены глухой колонной аркады.

На фасадах размещены иконы святых покровителей членов Императорской семьи.

Собор окружен портиком, в котором есть специальные помещения для освящения яиц, куличей и творожных пудингов. В каждом из четырех входов подъезды были предназначены для верхней одежды. По боковым фасадам ведут лестницы на хоровой балкон. К главному входу примыкают шатровая колокольня, часовня и два притвора. Вход в часовню украшает арочный портал из каменной кладки.

Сделаны окна для внутреннего освещения палаток. Сейчас они используются в туристических целях, так как из окон открывается прекрасный вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигонскую горку, Кронштадт и другие. Между палатками есть галерея.

Главный неф освящен во имя Святых Первоапостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Римской; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского.В 1990 году была построена часовня блаженной Ксении Петербургской.

Интерьер расписан палехскими иконописцами и московскими мастерами Н. М. Сафоновым и В. И. Колупаевым.

Санкт-Петербург, 1900, фото 34 Императорская капелла в Петергофском дворце, Петербургский путеводитель Боба Атчисона

К дальнему концу фасада пристроена часовня Петергофского дворца. Это была традиционная крестильная церковь царских детей, и сюда по очереди приводили каждого из детей Николая и Александры.Баронесса Софи Буксхеведен описывает службу крещения маленького цесаревича Алексея, младшего ребенка царя и царицы. На мальчика давно ждали, и он был последним после четырех девочек:
«Новость быстро распространилась по каждой деревне в России, и прошли большие демонстрации. Крещение ребенка было похоже на театрализованное представление. Наследника короны не было в России, как наследник, с семнадцатого века, и церемония была окружена великолепием, соответствующим важности события.Он проходил в часовне большого Петергофского дворца 24 августа 1904 года. Крестными отцами младенца были король Англии Георг V (тогда еще принц Уэльский) и немецкий император. Императрица Мария Федоровна была его крестной матерью. Младенца-царевича назначили полковником многих полков и осыпали орденами. Императорская щедрость в любой форме, амнистии, перевод приговоров, денежные подарки были одними из признаков радости Императора по случаю рождения наследника. Ребенок прошел через все это.На церемонии его крещения старая княгиня Голицына еще раз несла императорского младенца на руках в церковь, и на этот раз ее задача была еще труднее, потому что промах был бы еще страшнее. На самом деле, она всегда так боялась падать в таких случаях, что ей приходилось надевать резиновые подошвы на ее туфли, а полы суда, как говорят, были скользкими. Младенец лежал на подушке из золотой ткани и был привязан к плечам принцессы широкой золотой лентой. Он был покрыт тяжелой золотой мантией, подбитой горностаем, которую носил наследник короны.Мантия поддерживалась с одной стороны главнокомандующим двора князем Александром Сергеевичем Долгоруким, а с другой — графом П. Бенкендорфом, как того требовал обычай и благоразумие. Младенец громко заплакал, как и любой обыкновенный младенец, когда старый отец Янишев окунул его в купель. Четыре его младшие сестры в коротких придворных платьях с открытыми глазами смотрели на церемонию — девятилетнюю Ольгу Николаевну, занимавшую важное положение одной из крестных. По русскому обычаю, Император и Императрица при крещении не присутствовали, но сразу после обряда Император отправился в храм.И он, и императрица всегда признавались, что очень нервничали в таких случаях из-за опасений, что княгиня может поскользнуться или что отец Янишев, который был очень стар, мог уронить ребенка в купель «.

Часовня была очень красивой внутри и была открыта для посетителей в 1900 году. Дворец и часовня были повреждены во время Второй мировой войны. После реставрации комплекса часовня была преобразована в почтовое отделение с одним куполом, хотя для размещения этого сооружения было много других мест.На картинке ниже изображена восстановленная церковь.

Слева: позолоченный интерьер часовни до Второй мировой войны. Этот вид показывает открытую дверь иконостаса.

Следующая фотография: На Большой Морской

Для просмотра небольшой карты области Санкт-Петербурга щелкните здесь.

Чтобы увидеть большую карту центра Санкт-Петербурга сюда.

Комментарии на сайте следует отправлять Бобу Атчисон.

Коттеджный дворец и Александрийский парк, Петергоф

К востоку от главного парка Петергофа находится ландшафтный парк в английском стиле, названный в честь Александры Федоровны, жены Николая I.Первоначально разделенная между фаворитами Петра Великого, в том числе Александром Меншиковым, который начал строить здесь дворец незадолго до того, как он был опален и сослан, земля использовалась как королевские охотничьи угодья большую часть 18 века, а затем оставлена сойти с ума после переезда двора в Царское Село.

  • Коттеджный дворец в Александрийском парке в Петергофе

  • Фермерский (Фермерский) дворец в Александрийском парке

  • Разрушенный мост в Александрийском парке в Петергофе

  • Готический колодец в Александрийском парке

В 1825 году земля перешла к Николаю I, который поручил Адаму Менелосу, шотландскому архитектору и ландшафтному садовнику, создать имение в английском стиле с «коттеджным» дворцом и домашней фермой.Частично это было уступкой Александре, бывшей Шарлотте Прусской, которая находила пышность и величие придворной жизни угнетающими и навязчивыми. Коттеджный дворец был достроен в 1829 году и стал постоянной летней резиденцией царской семьи.

Необычный дизайн Menelaws позволил создать здание, которое в равной степени представляет собой приморскую виллу, готический замок и английский фермерский дом, но, тем не менее, чрезвычайно элегантно, с рядом очаровательных декоративных деталей. Внутреннее убранство дворца свидетельствует о личных вкусах не только Николая и Александры, но и их детей и внуков.Особенно впечатляют впечатляющие фрески trompe l’oeil вокруг лестницы, изображающие готические арки и своды, и военно-морской кабинет Николая с великолепным видом на Финский залив.

Готическая капелла в Александрийском парке в Петергофе

В очаровательном, беспорядочном парке вокруг Коттеджного дворца есть еще несколько интересных построек, в том числе руины Николаевского дворца-усадьбы, где Александр II любил проводить свободное время, и небольшую неоготическую церковь Александра Невского, которая была позже Частная часовня Романовых.

Александрийский парк:

Открыт: Ежедневно с 9:00 до 22:00.
Вход: с 9 до 17: 150 руб. С 17:00 до 22:00: бесплатно
Фото и видео: Бесплатно

Cottage Palace:

Открыто: С мая по сентябрь: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00. С октября по апрель: четверг, суббота и воскресенье с 10:30 до 17:00.Последний вход в 16.00.
Вход: 400,00 руб.
Фото и видео: не разрешено

Готическая капелла (часовня):

Открыто: С мая по сентябрь: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00. С октября по апрель: Требуется предварительное бронирование.
Вход: 150,00 руб.
Фото и видео: запрещено

БОЛЬШОЙ ПЕТЕРГОФСКИЙ ДВОРЕЦ — Петергоф

T Идея построить загородную резиденцию, которая по роскоши могла бы соперничать со знаменитым французским Версалем, пришла Петру Великому в 1714 году. Сохранившиеся царские чертежи, указы и примечания к некоторым документам позволяют утверждать, что общая концепция планировки ансамбля и даже детальная проработка некоторых элементов архитектурных проектов и фонтанных сооружений принадлежала самому основателю Петергофа. Французский посол Кампредон в своем письме Людовику XV писал, что прогресс в строительстве дворца был «поразительным и поразительным». В августе 1723 года состоялась церемония открытия Петергофа («Петровский двор» по-голландски).К тому времени был заложен Нижний парк, прорыт морской канал, функционировал ряд фонтанов, украшался Верхний особняк, построены дворцы Монплезир и Марли, почти достроен павильон Эрмитаж. Но в целом работы по возведению ансамбля продолжались около двух столетий.

T Фокус ансамбля — Большой дворец, возвышающийся над краем 16-метровой террасы. Элегантное трехэтажное здание с галереями и фланговыми блоками, придворная церковь и гербовый павильон, сияющие своими позолоченными куполами, составляют фасад, протянувшийся вдоль террасы примерно на 300 метров.Большой каскад служит великолепным пьедесталом для дворца. Богатство золота, яркая выразительность архитектуры, мощное движение и рев падающей воды — все это создает атмосферу ликования, величия и жизнеутверждающего праздника.

I t Однако вскоре после основания дворец приобрел свой нынешний вид. Первоначально на его месте располагался довольно скромный Верхний особняк, построенный в 1714-21 годах архитекторами Жаном-Батистом Ле Блондом, Иоганном Браунштейном и Никколо Микетти.Во времена Петра Великого особняк служил официальной королевской резиденцией. Здание неоднократно перестраивалось, но после смерти Петра строительные работы прекратились. Только при его дочери Елизавете Петровне начался настоящий расцвет Петергофа. К тому времени старый Петергофский особняк уже не отвечал вкусам растущего императорского двора, и Елизавета поручила итальянскому архитектору Бартоломео Франческо Растрелли построить на том же месте новое здание — Большой дворец. Кроме того, было решено сохранить историческую центральную часть Верхнего особняка Петра, интегрировав ее в структуру только что построенного дворца. Работы начались в 1747 году и уже в 1756 году здесь проходили пышные гуляния.

T Дворцовые интерьеры, созданные выдающимся талантом архитектора и сотней мастеров, никогда не покидали своих посетителей своей роскошью и огромными размерами. Дизайн государственной резиденции строго подчинялся лежащей в ее основе эмоционально-художественной концепции непрерывно разворачивающегося театрального представления.Планировка залов анфиладой залов как нельзя лучше подходила к той концепции праздничных шествий, которые непременно имели бы место не только во время знаменитых «выходов» монарха, но и во время всевозможных церемоний, ритуалов и процедур и даже во время балов. .

T Великолепно позолоченная парадная лестница вела в не менее величественный Бальный зал, а затем в Вестибюль, также украшенный позолоченной резьбой и росписью потолка. Пройдя через него и повернув направо, гости оказывались на оси главной анфилады залов дворца, которая казалась бесконечной.Более того, это царящее ощущение пространства усиливалось большим окном в его глубине, из которого открывался захватывающий вид на парковую зону — взгляд мог легко проникнуть в него.

R Творения Astrelli возникли в последнее десятилетие перед концом эпохи барокко, и поэтому многие из них были обречены на недолгую жизнь. В 1760-е годы в России произошло быстрое распространение нового стиля — классицизма, который принес с собой новую волну изменений в интерьере Большого дворца.В 1766-1767 годах Жан-Батист Валлен де ла Мот украсил два китайских вестибюля, примыкающих к Петровскому залу в центре дворца. Но самые радикальные изменения произошли с архитектором Юрием Вельтеном в 1770-х годах. По его проектам были внесены существенные изменения в архитектурный декор ряда жилых квартир и парадных залов — Банкетного зала, Большого зала и Вестибюля. Фельтену предстояло решить очень сложную задачу. Эти комнаты и холлы необходимо было отремонтировать в классическом стиле, без принципиального изменения их объема, количества и формы окон.Архитектору отлично удалось преодолеть все трудности, с которыми он столкнулся. В последующие шестьдесят пять лет в залах Петергофского дворца не произошло существенных изменений.

В году в результате двухсотлетней истории императорской резиденции возник дворец, в котором рядом с интерьерами, сохранившими свой облик петровской эпохи, находились роскошные и величественные залы середины восемнадцатого века, тихие и тихие. строгие залы периода классицизма, а также интерьеры середины девятнадцатого века, основанные на возрождении фундаментальных принципов рококо.

D За два столетия здесь накоплено большое количество прекрасных произведений живописи, скульптуры, мебели, художественной бронзы, фарфора и стекла. Известные мастера, работающие в различных областях декоративного искусства, добавили богатства и великолепия Большому дворцу, превратив его в выдающуюся сокровищницу культуры.

I В восемнадцатом и девятнадцатом веках Петергофский дворец был центральным сооружением официальной, «коронованной» резиденции российских императоров.В его залах происходило множество ярких событий, от масштабных фестивалей до грандиозных приемов. В праздничные дни столы накрывали одновременно во многих залах и даже на террасах под галереями дворца. На грандиозные Императорские балы собралось около трех тысяч гостей; и освещенность составила более десяти тысяч свечей. Раньше гулянья длились до утра.

T Ежедневная жизнь Петергофа и Большого дворца коренным образом изменилась в начале 20 века.После падения царского режима были некоторые нерешительные попытки зафиксировать бесчисленные богатства, хранящиеся во дворце. Но вскоре Временное правительство, опасаясь наступающих немецких войск, приказало эвакуировать сокровища в Москву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *