Разное

Храм василия блаженного где расположен: История Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Справка

История Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Справка

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как «болшая церковь средняя Покров того году не совершена».

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение. Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь «Святой Живоначальной Троицы»  в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября – в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г.

Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

 

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка «на Рву», встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной,  вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию — 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Яркий и нарядный, Покровский (1555-1561) или Собор Василия Блаженного (он же «Покрова на рву»), является символом столицы и страны в целом, а также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Находится он на Красной площади города Москвы.

Название собора менялось с течение времен, именовался он и «Троицким», и «Иерусалимским», «Собором Покрова Пресвятой богородицы», но широкую известность получил как Храм Василия Блаженного.

Появилось культовое здание во времена правления Ивана Грозного, приказавшего отстроить сие церковное великолепие в память о победе над Казанским ханством и присоединении взятой территории к Русскому государству. Дальнейшая судьба нынешнего филиала Государственного исторического музея сопряжена была с неоднократными пожарами, ввиду московской «деревянности»; а также последующими реставрациями, реконструкциями и преобразованиями. Веянья различных эпох накладывали свои отпечатки на внешнее и внутренне убранства храма, который уже с 1918 года объявлен культурным памятником национального и мирового назначения, в связи с чем находится под эгидой государства. С этого же время церковь и начала функционировать еще и в качестве музея.


65-метровый собор, являющий собой композицию из нескольких церквей, венчают 11 куполов. Приделы Василия Блаженного и Рождества Пресвятой Богородицы были присоединены к собору позднее. Они дополнили Покров Божией Матери, вокруг которого сгруппированы храмы, престолы которых освещены согласно праздникам, проходившим в дни решающих боев с Казанским Ханством.

Первый ярус храма представляет собой подклет, заменяющий подвальные помещения, здесь же расположена Церковь св. Василия Блаженного (1588 год), прмо над захоронением святого. Стены расписаны маслом, пол устлан чугунными плитами Каслинского литья. Церковь закрывалась в 1929 году и была восстановлена лишь в конце 20 века. Нижний ярус также занимают колокольня и музейный магазин.

На втором ярусе находятся ризница, северное Крыльцо, а также южное. В центре – Церковь Покрова Богоматери (1561 год), до конца 16 века она являлась самым высоким московским строением (около 48 метров ). Ее обрамляют церкви Входа Господня в Иерусалим, Варлаама Хутынского, Николы Великорецкого, Александра Свирского, Святой Троицы, Трех Патриархов, Киприана и Иустины, Григория Армянского.

Архитектурная композиция дополнена выложенными из белого камня крылечками. Все церкви объединены двумя галереями: внешней и внутренней, которые в 17 веке были расписаны растительным орнаментом, символизирующим виноградные лозы Райского сада.

Внутри находятся шедевры иконописи и монументальной живописи: фрески, росписи, масляные рисунки, древние иконостасы.

Посетить собор можно в составе организованной экскурсионной группы и самостоятельно.

По материалам: saintbasil.ru 

269 просмотров за февраль, 351 за январь, 10769 всего

Храм Василия Блаженного на Красной площади

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) — яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади.

Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

 

Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.

 

Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого,  Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

 

 

Архитектура


Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду. Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной — придел в честь Василия Блаженного. Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.

 

Высота собора составляет 65 метров.

 

В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один — над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) — над колокольней. Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим. По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 — 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.

 

Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

 

 

История Покровского собора


Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного — в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца. Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.

 

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

 

История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей. Существует версия, что легендарные Барма и Постник — один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения. Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.

 

Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.

 

Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.

 

По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.

 

В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.

 

В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

 

После распада Советского Союза — с 1991 года — здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

 

 

Мифы и легенды


Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

 

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.

 

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

 

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

 

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

 

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

 

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.

 


 

В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

 

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

 

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Фотографии собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного: режим работы и цена билета в 2021 году, официальный сайт

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади — главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея. С 1990 года он  входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

 

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь  этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

 

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552–1554 годах в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555–1561 годах зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме — 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже — во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.
  • Южная церковь — во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь — во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь — во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная — во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда — символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

 

Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16–19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16–19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16–19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.

Покровский собор, Москва – Афиша-Выставки

В соборе тихо, а за стенами одна эпоха сменяется другой…

Побывать в Москве и не побывать на Красной площади? А многие ли из вас были внутри собора Василия Блаженного (официальное название Покровский собор). А ведь он такой разный, внутри и снаружи. Когда смотришь на него с Красной площади/ видишь расписную музыкальную шкатулку с 7 башенками пастельных тонов, в котором каждая главка церкви украшена по-своему. Пасхальная шкатулка, Детская игрушка, а что же внутри? А внутри 7 церквей, каждая имеет своё название и Историю, а стены хранят память почти 5вековой истории собора. Кто были люди, его построившие? На какие деньги он был возведён? О чем думали цари, молясь перед его иконами? Какие желания здесь загадывали, какие из них сбылись и какие нет? Как современные туристы отличаются от древних, которые тоже по приезду в Москву наверняка первым делом стремились сюда? В наше время храм каждую неделю принимает по 16,000 человек, и это при том, что цена на билет для иностранцев вдвое выше, чем для россиян. Храм Василия Блаженного молчит, но то тут то там на стенах архитекторы-реставраторы заботливо оставили для нас «шурфы», фрагменты настенной живописи 16,17 века, проступающей сквозь слои более поздних веков. Новый век— новая мода. Вот роспись «под кирпич», вот нежные райские цветочки, а сверху их покрыли совсем другим слоем— яркие цветы-гиганты, совсем по-другому выглядели райские кущи в воображении архитекторов 18 века, вот появились изображения святых, а вот 21 век, который ищет баланс- роспись какого века сохранить и воссоздать, более раннюю, но простую, либо более позднюю, но вместе с тем, более затейливую, 16 или 18 век? Очень рекомендую идти в храм с экскурсией, я была там сто раз, но Татьяна Сарачева открыла мне глаза, оказалось, что самое интересное находится прямо под носом, но чтобы это понять, нужно обладать большими знаниями о соборе и любить его по-настоящему.
Шпаргалка по внутренним росписям Покровского собора (в миру Храма Василия Блаженного на Коасной площади):
16 век- рисунок «под кирпич», на красном фоне светлыми линиями нарисованы границы между несуществующими кирпичиками
17 век- на стенах поверх «кирпичей»распускаются нежные бутоны райских цветочков. Стены процарапываются побеги и чахлые стволы ветвистых цветочков, а сверху покрываются разноцветными красками растительного происхождения.
18 век— что за тоненькие стебелечки? Нет стебелькам. Красиво- это когда богато и широко- стебельки побелены, на них разрастаются цветы-гиганты. Разве тоненьким стебелькам место в райских садах? Нет! Там место большой красоте! К тому же, появляются первые изображения святых.
Продолжение следует
19 век- внутри собора все так же темно, тихо и пустынно, а за его стенами кипят революции, в том числе культурная. Модерн врывается в собор, перечёркнуты райские кущи отживших веков, по стенам «ползут» модерновые зеленые «водоросли»
20 и 21 век- ищем баланс, что сохранить, что восстановить? 16 или 18 век? Или сделаем так, на одной стене церкви век 16, на другой 17, на третьей 18, а с четвёртой стороны иконостас! Все счастливы и довольны! Но это в одном отдельно взятом месте. В других частях собора решения были приняты по-иному. Хотите узнать, как именно? Пора идти в сам собор и разбираться самим))

Мои знакомые делятся на две категории, одни любят Москву, другие Спб. Моё сердце навсегда принадлежит Москве, а как у Вас?

Храм Василия Блаженного (Покровский собор) — отзыв о Собо́р Васи́лия Блаже́нного, Москва, Россия

Собор Василия Блаженного не только главный храм Красной площади, но и символ всей России. Он построен в 1555-1561 годах по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, поэтому «официальное» название храма — храм Покрова Божией Матери.

Собор представляет собой симметричный ансамбль из восьми церквей, окружающих центральную церковь, увенчанную шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное значимое событие казанских походов Ивана Грозного. Центральная — посвящена празднику Покрова Божией Матери, давшему название всему храму. Церкви увенчаны нарядными куполами-луковками. Всего в соборе девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков. Стены собора украшены фресками. Также там можно полюбоваться портретной и пейзажной живописью, церковной утварью. Среди особо ценных экспонатов — потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

С собором связано множество легенд. Первоначально на этом месте стоял белокаменный храм, где был похоронен почитаемый в Москве юродивый Василий Блаженный. Якобы он сам собирал деньги на будущий собор, приносил их на Красную площадь и бросал через правое плечо. Эти монеты так и лежали на земле неприкосновенными, пока юродивый перед смертью не отдал их Ивану Грозному на строительство собора.

Зодчими, построившими собор, летопись указывает неких Барму и Постника Яковлева. Однако есть теория, что на самом деле существовал один мастер — Иван Яковлевич Барма, прозванный Постником за приверженность строгому посту. Известна легенда, будто увидев чудный храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не повторили больше нигде свой шедевр. Но это, скорее, миф, так как и в дальнейшем имя Постника встречается в летописях в связи с созданием других замечательных архитектурных памятников.

Храм Василия Блаженного в Москве

Необычный храм повелел построить царь Иван IV, чтобы прославить победу своих войск в борьбе против Казанского ханства. Место для церкви было выбрано в самом центре города. Существует несколько гипотез о том, кто руководил строительными работами и создавал план храм Василия Блаженного.

История строительства

В записях 17 в. упоминаются известный мастер каменных дел Иван Барма и псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно популярной легенде, после завершения строительства они были лишены зрения по приказу государя. Таким варварским способом, царь якобы закреплял авторское право на неповторимый облик здания.

Другая версия утверждает, что над храмом трудился неизвестный итальянский архитектор, сумевший воплотить в постройке черты византийского и западноевропейского стилей.

В 17 в. достраивается придел в честь Василия Нагого, над папертью возводиться церковь девы Феодосии, сооружаются навесы над лестницами, галерея защищается сверху кровлей, появляется 2-х этажная колокольня.

В 18 в. после сноса деревянных церквушек на Красной площади, престолы из них перемещают в пределы собора и меняют названия некоторых.

  • Церкви, соборы и храмы Москвы – 23 главные святыни
  • Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади

Значение собора в СССР

После революции 1917 года религиозная деятельность в храме была запрещена. Здание превращено в музей. В нем последовательно осуществлялись реставрационные работы.

В 30 гг. к стенам собора перенесен монумент Минину и Пожарскому. По одному из планов благоустройства города предполагалось снести церковь, чтобы расширить территорию Красной Площади. Однако храм удалось отстоять.

В середине 20 в. на стене была обнаружена надпись, указывающая точную дату окончания стройки– 12 июля 1561 года.

Собор в 1991-2014 гг.

Храм давно считается своеобразной «визитной карточкой» России, одним из символов православной веры. В начале 90 -х гг. он был возвращен Русской Православной Церкви. В часовне Василия Блаженного стали проводиться регулярные богослужения.

В качестве выдающегося памятника древнерусского зодчества сооружение вошло в перечень объектов Всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО.

Реставрационные работы, проводимые в помещениях комплекса, позволили воссоздать и обновить живописные фрески на стенах и фасаде.

Покровский собор номинировался от России в конкурсе «Семь чудес света». Он неоднократно становился победителем международных и национальных первенств:

  • «Чудо России» (2008)
  • «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2011)
  • «Лучшие из лучших в туризме» (2014)
  • 20 самых красивых мест Москвы

Храм – символ дерзаний Ивана Грозного

Царь Иван IV вошел в историю России, как владыка положивший начало расширению государства. Он организовал и осуществил целый ряд военных операций, которые укрепили границы Московского княжества и превратили его в единую целостную державу. Расширение территорий происходило за счет присоединения поволжских ханств. Венцом политической интервенции стал захват Казани, в течение многих десятилетий противостоящей Москве.

Это знаменательное событие произошло на следующий день после отмечания Покрова Пресвятой Богородицы , 2 октября 1552 года.

Возведение собора должно было с одной стороны увековечить память о победе, а с другой стороны символизировать объединение территорий под эгидой Руси.

Таким образом, воплощалась в жизнь идея Ивана Третьего о том, что Московскому государству суждено перенять эстафету от Византии и стать Третьим Римом.

Происхождение названия

Собор был возведен в честь торжества Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день вспоминают событие, произошедшее при осаде Константинополя. Божья Матерь услышала молитвы горожан и прикрыла город своим покрывалом, тем самым защитив от врагов.

Поскольку место для церкви располагалось у Алевизова рва, окружавшего Кремль, то полное название собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

После сооружения придела Василия Блаженного, его наименование перешло на весь комплекс.

Архитектурная композиция

Планировка здания характеризуется 3 особенностями:

  • отсутствие единого фасада
  • конфигурация 8-угольной звезды
  • замена подвала на подклеть

Для строительства храма был создан насыпной холм на месте рва. Этим объясняется невозможность. Уникальность сооружения в том, что весь храмовый комплекс воздвигнут на единой основе. По замыслу строителей, приделы были объединены между собой общей галереей.

Часовни посвящены праздникам и памяти святых, чьи дни совпали с датами победных сражений Казанского похода:

  • Пресвятая Троица
  • Вход Господа в Иерусалим
  • Николай Чудотворец
  • Григорий Армянский
  • мученики Киприан и Устиния (позже мученики Адриан и Наталия)
  • Александр Свирский
  • Чудотворец Варлаам Хутынский
  • Святители Павел, Иоанн и Александр (позже ИоаннМилостивый)

В качестве строительного материала использовался кирпич. Нижняя часть была выполнена из белого камня. Для укрепления здания, кладка дополнительно фиксировалась с помощью скреп из металла.

У комплекса небольшие размеры:

  • высота главного столпа – 46 м;
  • общая площадь 60 кв.м.

Интерьеры

Собор отличается декоративностью внешнего вида, полихромностью орнаментов и росписей, умелым сочетанием различных архитектурных элементов.

Комплекс стоит на едином подклете, заменяющим фундамент. Своды внутри зданий поддерживаются столбами. Для вентиляции используются узкие прорезные отверстия в стенах – продухи. Естественное освещение проникает внутрь через световой барабан под куполом церкви.

Убранство часовен отличается сочетанием цвета и манерою росписи. Фрески наносились масляными красками. В храме собрана огромнейшая коллекция (св.400) икон (16-19 вв.). Большая часть из них создана новгородскими и московскими живописцами.

Часовня св. Василия Блаженного

Василий Нагой или Блаженный прославился при жизни своими благочестивыми поступками. Его предсказания часто сбывались, поэтому к словам юродивого прислушивался даже царь. После смерти старца, Иван Грозный приказал похоронить тело на кладбище у Кремлевских стен, во рву.

Позже рядом с ним был возведен Покровский Собор. Царь Федор Иоаннович повелел воздвигнуть над могилой святого человека придел. Он получил имя Василия Блаженного. Мощи юродивого были помещены в раку и перенесены в собор.

Часовня имеет форму куба, который венчает небольшая маковка. Внутренний интерьер украшен масляной росписью. Она сохранилась с начала прошлого века (1905 г):

  • Спас Вседержатель – в центре, под куполом
  • Праотцы – вокруг светового барабана
  • Деисус и евангелисты – на сводах
  • Житие Василия Блаженного – на стенах с севера и юга
  • Покров Пресвятой Богородицы – на стене в западной части

Стены придела условно разделены на верхнюю и нижнюю части:

  • на верху – святые покровители царской династии
  • внизу – орнамент в древнеславянском стиле

Пол здания покрыт плитами, отлитыми из чугуна в Касли.

В часовне установлен иконостас необычной формы. Сжатый объем помещения не позволял разместить иконы вдоль одной стены. Потому, по замыслу архитектора А.Павлинова, часть образов была перенесена на боковые стены. Такой тип иконостаса получил наименование « с заворотами». Основная часть икон была написана художниками, возглавляемыми О.Чириковым, в конце 19 в.

Южную стену украшает огромная икона Богоматерь Владимирская, выполненная на металлической основе. На ней изображена Божья Матерь в окружении московских святых.

Могила Василия Нагого отмечена аркой. Его рака с мощами пропала в начале 17 в. Сохранился лишь покров. Он был вышит мастерицами из окружения Ирины Годуновой.

С 1929 по 1991 год придел был закрыт. Богослужения в нем возобновились в 1997 году.

Сколько куполов

Поскольку собор представляет собой храмовый комплекс, то в нем насчитывается 10 куполов. Каждый купол венчает соответствующие престолы, расположенные по разные стороны от центральной Покровской церкви. Десятая маковка возвышается над колокольней.

Главы всех церквей имеют форму луковиц. Они отличаются разнообразием рисунков и окраски. У храма Покрова шатрообразное навершие с маленькой главкой.

Интересно, что общее количество куполов сократилось в 2,5 раза, по сравнению с изначальным. В первое время собор украшало 25 глав. Центральный обозначал Господа, а его окружение – 24 старцев, восседающих по сторонам престола.

Музей

После прекращения богослужений, по решению советского правительства, здание храма с начала 20-х гг. стало использоваться как историко-архитектурный музей. В нем открывается экспозиция, формируются фонды, начинают проводиться исследовательские работы.

С 1928 г. музей становится подразделением Государственного исторического музея. Его выставочная деятельность имела антирелигиозную направленность. Параллельно с работой экспозиционной части в здании проводятся крупномасштабные реставрационные мероприятия.

Музей прекращал работу в период 1941-1947 гг. В разные годы в помещении были представлены тематические собрания, посвященные строительству и архитектуре 16 века, библиографии 16-20 века, завоевательным походам Ивана Грозного.

Покровский храм является одним из главных туристических объектов столицы. С 1991 г. наряду с музейной, в нем возобновляется религиозная деятельность.

Основные коллекции:

  • оружия 15-16 вв.
  • колоколов 16-20 вв.

В 2014 г. вниманию посетителей была представлена постоянно действующая экспозиция «Сокровища Покровского собора». В нижней части здания экскурсанты знакомятся с историей храма. В верхней части публика осматривает старинные интерьеры с элементами живописных и скульптурных работ мастеров древнерусского искусства.

Время работы

График работы меняется в течение года и зависит от сезона. А также погодных условий. При понижение температуры менее -15С° храмовый комплекс остается закрытым.

График1.06-24.0825. 08-3.091.05-31.05 и 4.09-7.118.11-30.04
Рабочее время10-19 ч.10-16 ч.11-18 ч.11-17 ч.
Выходнойсредасреданетнет

Санитарный день проводится ежемесячно в первую среду.

Как добраться

Собор возвышается в непосредственной близости от стен Кремля и набережной Москвы-реки. Его официальный адрес: Красная площадь, 2.

Доехать к храму можно наземным и подземным транспортом.

На метро:

  • до ст. «Китай-город» (пешком по ул. Варварка до Большого Москворецкого моста)
  • до ст. «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции» (с Манежной площади пешком по ул. Ильинка до Красной площади)

На автобусе:

  • №25 до ост. «Красная площадь»
  • № Н1 и Н2 (ночные), 12ц и 144ц до ост. «Театральная площадь»
  • № 158, Н4 и Н5 (ночные) до ост. «Славянская площадь»

На троллейбусах №16, 45, 63 (круглосуточный) до ост. «Славянская площадь».

Храм Василия Блаженного на карте

Василия Блаженного — Русоведение

Собор Василия Блаженного

Луковичные купола и шпили Храма Василия Блаженного возвышаются над Красной площадью Москвы и захватывают наше коллективное воображение о России в совершенно неопределенной манере, возможно, «красочной игрушкой, покоящейся на ладони этого мощеного поля» или величественной иконой величие и мощь. Собор Василия Блаженного, более известный как собор Покрова на рву, несомненно, представляет собой чудо и, как таковой, предлагает широкий спектр символических интерпретаций, уходящих корнями в столь же неоднозначные фольклорные сказки.Собор узнаваем по «девяти разноцветным луковичным куполам» разного размера и на расстоянии друг от друга, а также по «позолоченному чесночному куполу, венчающему высокий центральный шпиль». Несмотря на неравномерное расположение куполов по горизонтали, собор фактически идеально симметричен сверху. Собор также представляет собой девять отдельных часовен, разных стилей и названий, в одной из которых находится могила святого Василия (Василия) Блаженного, «юродивого» или юродивого во Христе, от которого происходит популярное название постройки.В соответствии со строго иерархическим характером того времени, когда он был построен, внутренние помещения Собора небольшие и могут вместить только самых элитных людей. Неясно, откуда взялось вдохновение для странных луковичных куполов, поскольку собор предшествовал аналогичным куполам империи Великих Моголов. Собор Василия Блаженного был построен по приказу царя Ивана IV (Ивана Грозного) в ознаменование взятия татарской крепости Казани в 1552 году. Барма и Постник Яковлевы, возможно, были архитекторами собора, но реальность их личности оспаривается ученые — это мог быть один архитектор или другой человек, чье имя представляет собой комбинацию этих двух.Легенда гласит, что архитекторы были ослеплены Иваном Грозным после того, как построили собор, так что они не могли воспроизвести такое красивое сооружение.

Культурная ассоциация и значение собора Василия Блаженного в русской культуре — это общая концепция силы, солидарности и преемственности, но к кому именно применимы эти концепции или кого они включают, — вопросы, на которые нет прямых ответов или несложных интерпретаций. История Казанской битвы, события, которое якобы положило начало строительству Собора, затушевывается его фольклорным качеством, в котором Иван Грозный, солдаты и даже татары драматизированы и преувеличены.По словам Андрея Юрганова, «захват Казани стал символом растущей мощи Москвы, победы над« неверными »и подтверждения праведности Ивана IV». Как указывает «Покровительство» в первоначальном названии Собора, Иван хотел бы получить от высших властей подтверждение законности своего правления, присвоив концепцию «божественного права» монархии на защиту и защиту своего положения. Собор появился как публичное объявление об этих символических намерениях и должен был вселить в россиян национальную гордость как символ победы и силы. Однако, как отмечает Юрганов, в народе собор в большей степени ассоциируется с поминовением «юродивого» святого Василия, чем с эпической, сказочной битвой под Казанью. Святой Василий был известен многими святыми предсказаниями и поступками, но был особенно уважаемым критиком жестоких действий Ивана IV. Возможно, тогда русские сочтут более уместным почитать собор как мавзолей популярного святого критика, чем как памятник победы жестокого монарха. Интересно, что спустя сотни лет после постройки собор был спасен от разрушения самопожертвованием Константина Барановского, архитектора, которому было приказано подготовить собор к сносу и который, по некоторым преданиям, защищал строение от Сталина. «забаррикадировавшись в церкви из пулемета.Сталин пытался очистить Советский Союз от остатков империализма. Опять же, героизация Барановского указывает на то, что собор не связан с властью и преемственностью правительства или политической системы, но с решимостью русского народа найти солидарность в культурных представлениях, которые переживают такие непостоянные, иногда репрессивные институты.

Независимо от популярного толкования, стремление монументализировать символические достижения государственных структур не исчезло, когда Россия стала светским Советским Союзом.Когда божественная власть не могла быть призвана для обожествления достижений и личности правителя, такое обожествление искали благодаря величию и авторитету современности, технологических и архитектурных достижений. Дворец Советов должен был стать таким памятником в традициях таких построек, как собор Василия Блаженного, символом достижений и власти. В марте 1934 года журнал Time объявил это сооружение «последним и величайшим памятником России», который будет «самым большим и высоким зданием в мире».«Дворец заменил памятники старины, построенный на месте, которое когда-то занимал другой монументальный собор — Храм Христа Спасителя, который был взорван, чтобы освободить место для нового строения. Как объясняет Уильям МакДонау, «собор — это отражение наших стремлений и намерений». Соборы и соборные сооружения выполняют эту двойную роль, особенно как проявление человеческого желания поклоняться и потребности или цели в присвоении власти, подобной Богу. Действительно, будь то собор или памятник юродивому и царю или коммунистической администрации, он предназначен для публичного поклонения лицам, событиям и достижениям, которые он символизирует.

Портрет Ивана Грозного перед собором Василия Блаженного указывает на изображения, которые он задумал для постройки, с самим собой в качестве основного объекта обожествления. Портрет Царь Иоанн Васильевич Грозный работы Александра Васильевича Висковатова был создан в 1800-х годах, спустя много времени после того, как царь Иван IV фактически правил, но знаменует повышенный статус его памятника и последующую личную монументализацию, возложенную на него.Он изображен в своем коронационном облачении, великолепие и величие монархии, как большой, доминирующий патриарх, занимающий весь передний план портрета. Позади него, залитая небесными лучами, находится Москва с высокими луковичными куполообразными шпилями храма Василия Блаженного, место его коронации и постоянный памятник его заслугам и праведности.

— Кэролайн Макбрайд, ноябрь 2009 г.

Источники

Форд, Питер. «Св. Собор Василия Блаженного.” Christian Science Monitor 91.169 (1999): 12.

Макдонаф, Уильям. «Эссе: столетняя проповедь: дизайн, экология, этика и создание вещей». Perspecta 29 (1998): 78-85.

Юрганов Андрей. «Св. Бэзил — легендарная вещь ». Русская жизнь 44,6 (2001): 34.

«Искусство: Советский дворец». Время 19 марта 1934 г .: n. стр. Интернет. 6 ноября 2009 г. .

«Царь Иоанн Васильевич Грозный.» Цифровая галерея NYPL . Интернет. 6 ноября 2009 г. .

Макдонаф, Уильям. «Эссе: столетняя проповедь: дизайн, экология, этика и создание вещей». Perspecta 29 (1998): 78-85.

Собор Василия Блаженного на Красной площади Москвы

Хотя собор Василия Блаженного — непременная достопримечательность Москвы, интересно знать, что в определенные моменты истории это сооружение планировалось разрушить. Узнайте больше об этой важной достопримечательности, которая сейчас является государственным историческим музеем, и о том, как вы можете посетить.

Собор Василия Блаженного и Кремль

Храм Василия Блаженного, также известный как Покровский собор, расположен на Красной площади, рядом с Московским Кремлем. В отличие от некоторых людей думают, что собор Василия Блаженного — это не Кремль, и он не находится в стенах Кремля.

Собор Василия Блаженного стал представлять Россию с точки зрения Запада.Это самая узнаваемая достопримечательность Москвы и, может быть, даже России, и одно из ее архитектурных сокровищ.

Один собор, много имен

Собор Василия Блаженного был назван в честь местного святого — «Василия Юродивого» или, как его называют некоторые, «Василия Блаженного». Имя Василий — это англоязычное русское имя Василий. Собор также известен как собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву, но наиболее популярно и фамильярно его называют «Собором Василия Блаженного».

Наследие Ивана Грозного

Церковь была построена в 1555–1561 годах по приказу первого царя всея Руси Ивана Грозного в честь завоевания Казанского ханства.Это было самое высокое здание города до постройки колокольни Ивана Великого в 1600 году.

Популярная легенда гласит, что после завершения строительства собора Иван Грозный приказал архитектору Василия Блаженного выколоть глаза, чтобы архитектор не смог построить такое же красивое сооружение где-либо еще.

Спасено от разрушения

Это почти чудо, что храм Василия Блаженного сохранился до наших дней. Другая легенда рассказывает о Наполеоне, понимающем, что он не может сосчитать св.Собор Василия Блаженного среди его военных трофеев, хотел его разрушить. Запалы, зажженные его людьми, якобы перегорели из-за внезапного ливня. Кроме того, Сталин решил не сносить собор, хотя он открыл бы Красную площадь для более удобной демонстрации политической власти.

Сотни лет унесли свой урон Храму Василия Блаженного, но реставрация все же состоялась. Внутренние украшения были заменены там, где они были повреждены возрастом и запущенностью, а красочный внешний вид собора также поддерживается регулярными свежими слоями краски.

В 1990 году храм Василия Блаженного был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе со всем Кремлем.

Посещение собора

Находясь на Красной площади, вы можете увидеть собор снаружи с его красивыми красочными куполами. В саду перед церковью вы увидите бронзовую статую в честь Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, которые организовали гражданскую армию, сражавшуюся против польских захватчиков в «время беспорядков» между 1598 и 1613 годами.

Если собор открыт (иногда его закрывают на ремонт или уборку), можно войти. Внутри часовен, удивительно маленьких, богато декорирован, а из окон открывается неповторимый вид на собор и Красную площадь. На каменных полах видны следы 500-летнего износа, предпринятые религиозными приверженцами. Связанные между собой часовни с их дверями, укромными уголками, произведениями искусства и нишами делают интерьер храма Василия Блаженного чем-то из фантастических.

Часы работы Собора Василия Блаженного меняются, это можно уточнить на этом сайте. Купить билеты можно в соборе или онлайн. Стоимость 700 рублей для граждан других стран и 500 рублей для граждан России. Детям до 16 лет вход бесплатный.

Спасибо, что сообщили нам!

Собор Василия Блаженного: загадочное происхождение разноцветного собора в Москве

Написано Жаки Палумбо, CNN

После завершения строительства Собора Василия Блаженного в середине XVI века, легенда об эклектичном православном храме, расположенном в самом центре Москвы, начала распространяться .

Это был архитектурный подвиг — самое высокое сооружение в городе, благодаря новым знаниям итальянцев о кирпичной кладке, и это была демонстрация мощи России в конце столетней войны. По слухам, Великий князь Московский, известный по прозвищу Иван Грозный, ослепил своих архитекторов, чтобы они больше никогда не смогли спроектировать столь величественное здание.

Тем не менее, происхождение этого сооружения по большей части покрыто тайной.

Спустя почти пять веков личность архитекторов не может быть подтверждена, хотя обычно считается, что за дизайн следует приписать два архитектора по имени Барма и Постник Яковлевы.Некоторые историки говорят, что эти два имени на самом деле относятся к одному человеку и что «Барма» на самом деле было прозвищем Постника Яковлева.

Храм Василия Блаженного находится на Красной площади в Москве, недалеко от укрепленного Кремлевского комплекса. Предоставлено: Валентин Соболев / Александр Чумичев / ТАСС / Getty Images

«Удивительно, что некоторые из самых основных фактов не поддаются проверке», — сказал Уильям Брамфилд, историк русской архитектуры и автор недавней книги «Путешествие через Российская Империя »по видеоконференцсвязи.

Документации мало, поэтому историкам вроде Брамфилда приходится искать зацепки.

«С этой проблемой мы сталкиваемся много раз в истории русской архитектуры, даже в 18 веке. Было много пожаров, нашествий, катаклизмов. Москва сгорела в 1812 году во время наполеоновского нашествия. Документов часто просто нет, «объяснил Брамфилд.

Сегодня храм Василия Блаженного, официально известный как Покровский собор, представляет собой ряд красных кирпичных часовен, окружающих самую большую центральную форму.Каждая часовня увенчана ярко окрашенным куполом синего, зеленого, красного и желтого цветов. Собор известен во всем мире своим сказочным видом, ежегодно привлекает около 400 000 посетителей и стал важным культурным символом.

Гравюра с изображением Василия Блаженного около 1700 года. Собор был почти взорван Наполеоном Бонапартом в 1812 году и был почти разрушен Иосифом Сталиным в 1935 году. Кредит: Hulton Archive / Getty Images

Шедевр, расположенный на Красной площади города, претерпевал значительные изменения, расширения и реставрации на протяжении веков и даже изменил цвет.Первоначально называвшееся Троицким собором, здание сгорело в 1583 году и было восстановлено в течение следующего десятилетия. Историки точно не знают, как собор выглядел до пожара, но, судя по письменным описаниям того времени и гравюрам 17 века, они знают, что знаменитые луковые купола — расклешенные купола, ставшие символом русской православной архитектуры — были добавлен после.

Собор Василия Блаженного также стал свидетелем множества конфликтов и политических изменений: он пережил еще один разрушительный пожар в 1737 году; он был чуть не взорван французским военным генералом Наполеоном Бонапартом в 1812 году и столкнулся с угрозой сноса во время правления коммунистического лидера Иосифа Сталина.

Демонстрация силы

Что известно об этом строении, так это то, что в 1555 году Иван IV приказал построить храм как демонстрацию военной мощи в честь победы России над Казанским ханством в вековой истории Руссо. -Казанские войны.

«(Собор) имел очень четкое политическое значение, — сказал Брамфилд. «Это показало силу Ивана Грозного как великого князя — позже он будет известен как первый царь».

«Россия действительно была terra incognita», — сказал русский историк архитектуры Уильям Брамфилд.«Об этом было известно так мало, и многие из историй, вышедших из (России) в течение 16 века, были вымышленными. Они были написаны иностранными наемниками, состоявшими на службе у Ивана (IV)». Предоставлено: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Святой Василий не получил своего прозвища до времен правления сына Ивана Федора, который построил часовню, посвященную святому Василию — или Василию — Блаженному, юродивому. который был известен Ивану и, как говорили, обладал силой пророчества, в том числе предсказывал большой пожар, бушевавший в Москве в 1547 году, и собственное возможное правление Федора.Часовня святого Василия Блаженного — последняя из возведенных — была построена в его память и находится на вершине склепа, в котором хранятся его останки. Она стала самой популярной часовней, куда приходили помолиться посетители, ищущие исцеления.

Архитекторы церкви, безусловно, использовали архитектурное мастерство итальянцев, которые были известны своей прочной кирпичной кладкой и высокими высотами, что подтверждается такими зданиями, как знаменитый купол из красного кирпича Флорентийского собора. Между 1475 и 1510 годами итальянские архитекторы перестроили Кремль, а также две важные церкви, привнеся в Россию свои новые новаторские техники эпохи Возрождения. В их знания входила технология изготовления крутых шатровых крыш, которые есть в центральной часовне Святого Василия.

Архитекторы храма Василия Блаженного расположили группу часовен в основном симметрично, в каждой из которых находится алтарь, посвященный святому, связанному с властью Ивана.

«Они (русские архитекторы) взяли итальянские технологии и научились строить эти высокие вертикальные сооружения и придавать … политическое (и) династическое значение» соборам, — сказал Брамфилд.

Разноцветные купола

Хотя луковичный купол стал характерным для русской архитектуры, по словам Брумфельда, никто точно не знает, как они попали в Царство. Возможно, храм Василия Блаженного первым в регионе принял их.

«В какой-то момент идея просто прокатилась по России», — сказал он. «Священники по всей России заменяли купола луковичными». Они оставались популярными на протяжении веков, начиная с двойных деревянных церквей 18 века на острове Кижи; в 19 ​​век Св. Достопримечательность Петербурга — храм Спаса-на-Крови; к современной Преображенской церкви, построенной в 2008 году в Звездном городке.

Теории, согласно Брамфилду, предполагают, что архитекторы Василия Блаженного присвоили стили куполов Османской империи, символизирующие победу над Казанским царством, которое было татаро-тюркским государством. Или они могли сослаться на купол Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Церковь Преображения Господня в Кижах, Россия, представляет собой деревянный собор, увенчанный множеством луковичных куполов.Предоставлено: Shutterstock

«Русские в этот период начали рассматривать свою местность как новую священную землю», — пояснил Брамфилд. В то время Иерусалим находился под властью османов, как и бывшая римская столица Константинополь (ныне Стамбул), и ни одна из них не признавала папскую власть. Они считали, что это оставило дверь открытой для нового города, чтобы стать священной столицей.

Цвета тоже не имеют решающей предыстории. Они добавлялись со временем, с конца 17 века до середины 19 века, поскольку новые тенденции благоприятствовали ярким цветам.

«Русские любят красочные украшения», — сказал Брамфилд, добавив, что цветовая гамма также придает яркость на фоне пасмурного неба, которого много в долгие темные зимы в стране. Собор Василия Блаженного — не единственный собор, окрашенный в яркие цвета. Они разбросаны по всей стране, в том числе в праздничной Строгановской церкви с золотыми акцентами в Нижнем Новгороде и в ярко-красной церкви Казанской иконы Божией Матери с синим верхом в Иркутске.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске, Россия, ярко-красная, как храм Василия Блаженного, и выделяется ярко-синими куполами.Предоставлено: Shutterstock

Цвет Святого Василия изменился, как и все остальное, с добавлением новой колокольни к его экстерьеру, цветочным орнаментом и фигуративными фресками к его интерьеру.

«Это похоже на живой организм. Он вырос; он изменился; он был изменен», — сказал Брамфилд. «Но ядро ​​всегда было отличительным. Оно оставалось там как символ Московии и стойкости России».

На самом деле, возможно, именно благодаря его преобразующей природе он выжил.«Тот факт, что он был таким самобытным, означал, что каждое столетие считает его своим. Его по-настоящему любят. В России нет другого здания, которое привлекало бы такую ​​преданность и любовь, как собор Василия Блаженного».

Стоит ли заглядывать внутрь Собора Василия Блаженного? (Москва, Россия)

Последнее обновление 11 ноября 2020 г., автор: haveclotheswilltravel

Несомненно, внешний вид Храма Василия Блаженного — одна из самых впечатляющих вещей, которые я когда-либо видел в своей жизни. А как насчет интерьера? Соответствует ли он невероятному экстерьеру? И стоит ли входная плата? Поделюсь своими мыслями и фотографиями в этом посте! Но сначала, вот краткая предыстория этого собора…

Краткая справка по St.Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного — одно из самых знаковых мест во всей России. Это причудливое сооружение выглядит так, как будто оно появилось прямо из сказки или Диснея. На самом деле собор Василия Блаженного был построен между 1550 и 1560 годами.

Он был заказан Иваном Грозным в ознаменование завоевания им татарского города Казани 1 октября 1552 года, в день праздника Покрова. Так что формально его собственное название — «Церковь Покрова».”

Это было одно из первых, что я сделал по приезду в Москву. Мы направились прямо к собору, ведь я всегда мечтал увидеть его лично.

Практически первое, что мы сделали по приезду в Москву!

Где находится собор Василия Блаженного?

Добраться до Храма Василия Блаженного очень просто, он расположен в непосредственной близости от Московского Кремля на Красной площади. Посещение храма Василия Блаженного снаружи не будет стоить вам никаких денег, и есть даже лужайки, чтобы посидеть и полюбоваться собором между ним и Кремлем.

Вид на собор с лужайки между ним и Кремлем.

Вход в собор Василия Блаженного

Стоимость
Вход в Храм Василия Блаженного обойдется в 1000 рублей на человека для иностранных посетителей (500 рублей для российских посетителей). Думаю, эта цена совсем недавно повысилась (все, что я видел в сети, говорило, что это 500 рублей на человека — независимо от того, откуда вы). Итак, он вырос в цене вдвое. На момент моего визита (июль 2018 г.) это было примерно 15 долларов США на человека.

Фото

Я полагаю, что раньше за фотографирование внутри собора взималась плата, но теперь это не так. Вы можете снимать фотографии и видео изнутри собора без дополнительных затрат. (Просто убедитесь, что ваша вспышка выключена.)

Могила Василия Блаженного

Итак… стоит ли заходить внутрь?

На мой взгляд, внутренняя часть не соответствовала внешнему виду собора. Конечно, это будет довольно сложно сделать, учитывая, как красиво снаружи!

Внутри есть несколько тесных комнат и узких крутых лестниц. В церкви есть различные артефакты, история ее строительства и красивые цветочные мотивы, а также христианские фрески повсюду. Что касается соборов, то интерьер не очень впечатлял. Однако это было интересно само по себе.

Нам также удалось послушать выступление мужского камерного хора в соборе… что действительно добавило атмосферы! (И они были очень хороши.)

Вывески в соборе были написаны на русском и английском языках, также была возможность совершить аудиотур.Возможно, аудиотур или экскурсия в целом добавили бы большей ценности внутреннему пространству собора? (Было много экскурсий по собору.) Мы просто бродили самостоятельно, читая мемориальные доски.

Итог

Мы с мужем думали, что войти в собор — это круто. Это был не самый впечатляющий интерьер собора, который мы когда-либо видели, и он не соответствует внешнему виду этого собора. Тем не менее, это опыт, который мы были счастливы получить.Я признаю, однако, что я думал, что цена входа внутрь была довольно высокой! Я думаю, нам было бы лучше купить городской пропуск на то, что мы потратили на посещение собора . .

Выход из Храма Василия Блаженного

Вы заходили в собор Василия Блаженного? Или бы вы, если бы была возможность? Я хотел бы услышать ваши мысли в комментариях!

Страхование путешествий

Независимо от того, куда приведет вас приключение, неплохо иметь туристическую страховку.Никогда не знаешь, что может случиться! Независимо от того, заболели ли вы перед поездкой и не можете поехать, или вы заболели или получили травму во время своего приключения, страхование путешествий является обязательным. Некоторые компании-эмитенты кредитных карт предоставляют эту услугу (уточните у себя), или вы можете получить расценки от таких компаний, как RoamRight.

Требования для получения визы

Чтобы узнать, требуется ли в вашей стране виза для въезда в Россию, нажмите здесь.

Если понравилось — приколите!

Я ценю каждую акцию.Спасибо!

Связанные

5 интересных фактов о прекрасном соборе Василия Блаженного

Фото: Stock Photos from Pavel L Photo and Video / Shutterstock

С его ярко-красными стенами и фантастическими куполами в форме луковиц неудивительно, что Собор Василия Блаженного считается одним из самых уникальных шедевров русской архитектуры. Здание, построенное между 1555 и 1561 годами в ознаменование военного завоевания, ежегодно привлекает тысячи посетителей на знаменитой Красной площади в Москве.

Собор всемирно известен своим сказочным обликом, но что вы знаете о его истории? Читайте дальше, чтобы узнать о соборе ive интересных фактов от царя, который придал ему первоначальный цвет.

Заказчик Иван Грозный.

Статуя Ивана Грозного в Орле, Россия (Фото: Stock Photos from yingko / Shutterstock)

Иван Васильевич (1530–1584), г. Первый царь России , приказал построить собор в 1555 г. после захвата Россией независимого Казанского ханства.Репутация Ивана как жестокого и сурового лидера привела к его более популярному прозвищу Иван Грозный . Фактически, в некоторых рассказах о строительстве собора говорится, что Иван ослепил неназванного архитектора (или архитекторов), чтобы никогда не было другого подобного здания.

Здание состоит из 10 церквей.

Фронтальный вид фасада собора и план этажа сверху (Фото: Алексей Коузаев через Wikimedia Commons [CC BY-SA 2.0])

Планировка собора основана на одной массивной центральной церкви, называемой Покровской. Четыре большие церкви расположены вокруг центрального ядра, как точки компаса , и четыре меньших церкви расположены по диагонали. Несмотря на систематическое группирование этих часовен, собор в целом имеет асимметричный вид на и меняет внешний вид в зависимости от точки обзора.

Десятая церковь была добавлена ​​в 1588 году в честь ее тезки, святого Василия, также известного как Василий, юродивого для Христа.

Внешний вид изначально был выкрашен в белый цвет.

Фото: Stock Photos from bellena / Shutterstock

Хотя сегодня собор Василия Блаженного известен своей яркой палитрой, красочный внешний вид был добавлен только через 200 лет после завершения строительства. На самом деле, считается, что собор был первоначально выкрашен в белый цвет с золотыми куполами.

Только в 17 веке и русские архитектурные стили стали включать более причудливые цветовые решения.Святой Василий, в частности, получил вдохновение для своего украшения из отрывка из Книги Откровения , в котором описывается Небесный Город.

Собор Василия Блаженного — не официальное название.

Фото: стоковые фотографии из pingvin121674 / Shutterstock

Официальное название Собора Василия Блаженного — Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву . Это происходит от победы царя Ивана Грозного над татарскими крепостями, которая произошла в праздник Покрова.Его еще называют Покровский собор и Троицкий собор.

Собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото: Stock Photos from nutsukanya / Shutterstock

Как и другие культурные достопримечательности, Храм Василия Блаженного пережил несколько разных эпох мировой истории. В 1928 году здание было конфисковано Советским Союзом и превращено в светский музей. Спустя много десятилетий, в 1990 году, собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО рядом с Кремлем и Красной площадью.

С тех пор здание вернулось к своему первоначальному назначению и начало функционировать как церковь. С 1997 года он служит православным собором с еженедельными службами.

Статьи по теме:

Как флорентийский собор строился веками и стал любимой достопримечательностью

Нотр-Дам в искусстве: как средневековый собор очаровывал художников на протяжении веков

Собор Святой Софии: исследуйте богатую историю архитектурной жемчужины Стамбула

Ослепительные архитектурные портреты запечатлевают замысловатые интерьеры исторических иранских мечетей

Санкт-ПетербургСобор Василия Блаженного на Красной площади, Москва

Это легендарное сооружение, хоть и известно всем как Собор Василия Блаженного, официально называется «Собором Покрова Пресвятой Богородицы у рва». Популярная альтернатива относится к Василию Блаженному, московскому «юродивому», который был похоронен на этом месте (в Троицком соборе, который когда-то здесь стоял) за несколько лет до возведения нынешнего здания.

Собор был заказан Иваном Грозным в ознаменование взятия Казани в 1552 году монгольскими войсками.Он был построен в 1560 году. Это почти вся подлинная история, известная об этой знаменитой достопримечательности. Однако существует множество легенд. О строителях Барме и Постнике Яковлевых ничего не известно, кроме их имен и сомнительной легенды о том, что Иван их ослепил, чтобы они не смогли создать ничего для сравнения. Историки единодушно утверждают, что это не что иное, как городской фольклор.

Специалисты по архитектуре до сих пор не могут прийти к единому мнению о главной идее, лежащей в основе конструкции.Либо создатели отдали дань уважения церквям Иерусалима, либо, построив восемь церквей вокруг центральной девятой, они представляли средневековый символ восьмиконечной звезды. Первоначальная концепция Покровского собора была скрыта от нас за слоями стилистических дополнений и новых церквей, добавленных к основному зданию. Фактически, когда строили, собор был полностью белым, чтобы соответствовать белокаменному Кремлю, а луковичные купола были золотыми, а не разноцветными и узорчатыми, как сегодня.

В 17 гг. Была пристроена шатровая колокольня, галерея и лестницы были покрыты сводчатым перекрытием, а шлемовидные купола заменены на украшенные. В 1860 году во время перестройки Собор был окрашен в более сложный и целостный дизайн и с тех пор остается неизменным.

Какое-то время в Советском Союзе ходили разговоры о сносе храма Василия Блаженного — главным образом потому, что это препятствовало планам Сталина провести массовые парады на Красной площади.Его удалось спасти только благодаря мужеству архитектора Петра Барановского. Когда ему приказали подготовить здание к сносу, он категорически отказался и отправил в Кремль крайне грубую телеграмму. Собор остался стоять, и за усилия Барановского по сохранению он получил пять лет тюрьмы.

В соборе сейчас музей. Во время реставрационных работ в семидесятых годах в одной из стен была обнаружена деревянная винтовая лестница. Теперь посетители идут по этому маршруту в центральную церковь с ее необыкновенно высокими шатрами и прекрасным иконостасом 16 века.Вы также можете прогуляться по узкой извилистой галерее, покрытой красивой узорчатой ​​краской.

Одна служба в год проводится в Соборе, в День Покрова в октябре.

Время работы: Ежедневно с 11.00 до 17.00, вторник — выходной.

10 лучших туров и билетов в Храм Василия Блаженного (Покровский собор) 2021 — Москва

Завершено в 1561 году по заказу Ивана Грозного, г.Собор Василия Блаженного — одна из самых узнаваемых и знаковых достопримечательностей Москвы и, возможно, всей России. Официально названная Покровская церковь, Василия Блаженного с девятью красочными луковичными куполами находится на южной оконечности Красной площади, являющейся геометрическим центром Москвы.

Основы

Посетите девять главных часовен, посвященных важному духовному событию в России, каждая под ярким куполом, а также отдельную десятую часовню, добавленную в 1588 году над могилой св.Бэзил. Вы можете прогуляться между соединенными между собой галереями, чтобы увидеть более 400 иконографических картин, датируемых 14-19 веками. Собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с Московским Кремлем и Красной площадью в 1990 году.

Что нужно знать перед тем, как отправиться

  • Последний вход в собор за 45 минут до закрытия.
  • Есть два разных билета, чтобы осмотреть собор Василия Блаженного внутри и снаружи.
  • Обратите внимание на временные выставки в галереях.

Как добраться

Собор Василия Блаженного расположен рядом с Кремлем, на южной окраине Красной площади. От ближайшей станции метро «Площадь Революции» до собора 5 минут ходьбы (около 0,4 мили или 0,6 км).

Когда добираться

Собор открыт с мая по октябрь с середины утра до вечера, с несколько сокращенными часами с ноября по апрель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *