Советы тренера

Церковь у пруда останкинского – Церковь Живоначальной Троицы в Останкине — туристические места москвы

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине — туристические места москвы


Владение, первоначально носившее название «Осташково», известно с середины XVI века. После 1585 года здесь появилась первая деревянная Троицкая церковь, разрушенная в Смутное время. В 1625–27 годах князья Черкасские построили новую деревянную церковь. В 1692 году князь М.Я. Черкасский возвел каменную церковь во имя Троицы Живоначальной которая с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней.


По одной из версий, зодчим церкви был крепостной П. Потехин. Троицкий храм является выдающимся памятником русской архитектуры второй половины XVII века и примером наибольшего использования узорочья и изразцов в убранстве фасадов. Структура церкви оригинальна: у нее нет трапезной, к четверику примыкает лишь коридор, на который ведет три крыльца. Приделы не только внешне выглядят как самостоятельные церкви, пристроенные к основному храму, но и внутри отделены от него стенами. В ширинки на фасадах крылец вставлены белокаменные резные детали и разноцветные глазурованные изразцы. Наличники окон богато декорированы резными деталями. Особой гордостью церкви был пышный иконостас в стилистике нарышкинского барокко.


Главный престол был освящен в честь Троицы, южный придел – во имя святого Александра Свирского, северный – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Последний служил домовой церковью князей Черкасских, соединяясь переходом с их домом. В 1918 году в подклете церкви был освящен нижний храм во имя святого Николая Чудотворца, а в 1920 при нем появился придел Серафима Саровского.


Традиционная шатровая колокольня не раз перестраивалась. Нынешний облик она приобрела в 1877 году, когда храм обновлялся по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова. Над южным крыльцом церкви тогда появился небольшой декоративный шатрик с двумя рядами кокошников.


Богослужения в Троицкой церкви продолжались до 1933 года, после чего ее передали музею-усадьбе «Останкино». Это спасло здание от уничтожения и искажения. В 1980-х годах здесь проходили концерты духовной музыки. Уникальное убранство храма пострадало: от иконостаса сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.


С 1991 года были возобновлены богослужения. Несколько лет при церкви находилось подворье Оптиной пустыни. Сегодня это приходской храм.

um.mos.ru

МОСКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ОСТАНКИНЕ

Московский Троицкий храм в Останкине, январь 2012. Фото с сайта sobory.ru

Московский храм в честь Живоначальной Троицы в Останкине, патриаршее подворье в черте Московской епархии

В 1617 году в Останкине была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка [1]. Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница.

В 1625-1627 годах была построена новая деревянная церковь.

В 1678 году владелец села князь Михаил Яковлевич Черкасский подал челобитную о строительстве нового каменного храма. Патриарх Московский и всея России Иоаким (Савелов) благословил строительство.

Новый храм был построен в непосредственной близости от усадьбы и имел три престола.

3 февраля 1683 года был освящен северный придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

1 августа 1691 года был освящен южный придел во имя св. Александра Свирского.

3 июня 1692 года был освящен центральный алтарь во имя Живоначальной Троицы, этим же годом датируется иконостас.

Колокольня Останкинской церкви изначально была шатровой, а в годы между 1739 и 1754 гг. перестраивалась в стиль барокко.

В 1767 году изменяется внешний облик церкви, обновляется иконостас, а также появляются новые святыни и иконы.

В 1851 году проводятся реставрационные и другие ремонтные работы, была расписана паперть, на следующий год — главный алтарь.

Московский Троицкий храм в Останкине, март 2011. Фото с сайта sobory.ru

Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра II «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас в храме был возобновлен, иконы в нем поправлены.

Высота иконостаса в храме составляет 13.5 м, он состоит из девяти ярусов, рамки на иконах оформлены сквозной высокой золоченой резьбой; колонки, перехваченные на треть от основания барочным кольцом, витые или обвитые резными виноградными лозами. Иконные проемы разновелики по высоте и длине, имеют разную конфигурацию, и ни один из ярусов не повторяет другого. Внешне иконостас в целом походит на орган — невиданный в православных храмах новый инструмент.

В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества.

В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая.

В 1920-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра.

Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель.

С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, лучшие памятники храма были расхищены. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем.

В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов.

В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля.

С марта 1991 по декабрь 1999 года в храме находилось подворье Оптиной пустыни, затем храм стал подворьем патриарха.

Московский Троицкий храм в Останкине, август 2011. Фото Анатолия Гордиенко с сайта sobory.ru

23 марта 1991 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил престол во имя Живоначальной Троицы.

31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский Евлогий (Смирнов) освятил южный придел во имя преподобного Александра Свирского.

14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) освятил северный придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В апреле 2012 года завершилась реставрация иконостаса.

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и является памятником архитектуры XVII века федерального значения.

Архитектура

План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви.

Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы.

Декоративное убранство храма отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика.

Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны.

Настоятели

Использованные материалы

  • История храма на официальном сайте:
  • Страница сайта Народный каталог православной архитектуры:
  • Страница сайта Храмы России:


[1]  после 1920 г. речка была заключена в трубу, и теперь над ней завод «Калибр» и Звездный бульвар

drevo-info.ru

Храм Троицы Живоначальной в Останкине. Москва. Россия.

Храм в московском Останкине я пытался снять несколько раз, но все время что-то мешало. То строительные работы возле храма, то не везло с погодой. Хотелось снять с отражением в пруду, на фоне закатного неба, но летом-осенью выбраться так и не удалось.

Зимой я не хотел снимать этот храм, полагая, что его интереснее снимать с отражением в пруду, а зимой пруд замерзает. К тому же зимой солнце садится гораздо левее и закатного неба не будет. Но погоды днём не было (сплошная облачность), поэтому я никуда не поехал на съёмку. Но вдруг небо начало растягивать, появились интересные облака и, понимая, что никуда, кроме Останкино я уже не успеваю, я поехал туда.

На самом деле на точку я опоздал, солнце уже почти село и мне достались лишь подсвеченные купола храма. Увы, но свет уже не попадал ни на стены храма, ни на снег на пруду. Зато были шикарные розово-оранжевые облака!

1.

Свет пропал буквально через 5 минут после моего приезда. Я побродил по берегу пруда, снимая храм с розовыми облаками, но без света он смотрелся скучно и не интересно.

Стал ждать вечерней подсветки и надеялся, что облака останутся…

Когда стемнело и включили подсветку, небо было без единого облачка. Облом…
Сделал несколько кадров и поехал домой, решив сюда вернуться ещё пару раз.

2.

В Википедии о храме сказано следующее:

Храм Троицы Живоначальной в Останкине — памятник старорусского культового зодчества, одна из кульминационных точек в развитии московского узорочья. Примечателен как одна из тех построек конца XVII века, фасады которых сплошь закрыты декором. Ныне православный храм Троицкого благочиния Московской городской епархии Русский Православной церкви. Храм входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и расположен по адресу 1-я Останкинская улица, дом 7 стр.2.
Первая деревянная церковь в селе Осташково (позднее Останкино) была построена в 1584 году при дьяке Щелкалове и была разрушена в Смутное время. Новая деревянная церковь строится с 1625 года по 1627 год князем Иваном Борисовичем Черкасским, которому поместье было пожаловано в 1617 году царем Михаилом Федоровичем.

Прошение о постройке каменного вотчинного храма при господских хоромах подано в 1677 году князем Михаилом Яковлевичем Черкасским, на что он получил благословение в том же году от Патриарха Иоакима. Храм строился с 1677 по 1692 год: Тихвинский придел освящён в 1683 году, придел Александра Свирского в 1691 году, придел Святой Троицы в 1692 году.
Шатровая колокольня храма в 1739 году была разобрана и к 1754 году вместо неё была построена колокольня в стиле барокко. В 1877 году по указанию графа А. Д. Шереметева она также была разобрана и к 1878 году на её месте вновь построена шатровая, более подходящая по стилю к храму, по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова.

Силуэт храма тогда был обогащён и иными прибавлениями в неорусском стиле: над крытым просто на два ската крыльцом было возведён богатый шатёр, напоминающий притворы ярославских храмов.
Храм оставался действующим до 1933 года и в 1934 году стал частью музея-усадьбы «Останкино», который был создан ещё в 1918. Храм отреставрировали и в нём разместили служебные помещения музея. С 1980 года в храме проводились концерты духовной музыки. От первоначального резного иконостаса в стилистике нарышкинского барокко сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.

Вопрос о возобновлении служения в храме был поднят в 1990 году, который был решен положительно, главный придел храма освятил 23 марта 1991 года патриарх Алексий, южный придел освятил 31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, а северный 14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений. В храме разместили подворье Оптиной пустыни, службы в нём проводятся по монастырскому чину.

А храм этот я уже снимал раньше, ещё летом 2009 года, на Canon EOS 400D. Ниже пара старых снимков.

3.

Вот, что заметил — раньше купола у храма были зелёные. А сейчас они темно-коричневые. Перекрасили зачем-то…
Интересно, что означает цвет куполов храма?

4.

alex-des.livejournal.com

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине. — Блог Валерия Авдерина

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине – одна из самых красивых в Москве. И вообще, это одна из любимых моих построек 17 века. Насколько я знаю, документов на этот счёт не сохранилось, но на основании сопоставления различных данных и стилистических особенностей искусствоведы достаточно единогласно считают её автором крепостного зодчего князей Одоевских Павла Потехина.

Храм строили с 1677 по 1692 годы. Церковь вышла необыкновенно нарядная и живописная. Все стены её как бы украшены замысловатым орнаментом из тёсанного камня и фигурного кирпича. Могу предположить, что в работах участвовали ярославские мастера, в совершенстве владевшие секретами подобного узорочья.

В то время усадьба принадлежала князьям Черкасским, состоявших с Одоевскими в близком родстве. В 1743 году Петр Шереметев женился на Варваре Черкасской — в приданное вошло и село Останкино с храмом. А через полсотни лет их сын Николай обустроил на берегу Останкинского пруда роскошную летнюю усадьбу с собственным театром и регулярным парком.

Выстроенные в совершенно разных стилях классические дворцовые постройки и старорусская церковь срослись в один удивительно гармоничный ансамбль. Видимо, несмотря на совершенно разную стилистику, этому способствует одинаковый лиричный настрой всех строений. В них нет надутости и пафосности, зато есть какой-то добрый наив и человеческая теплота.

Надо отдать должное, сами хозяева усадьбы чувствовали эту гармонию и относились к старому строению очень бережно. В середине 18 века обветшавшую колокольню пришлось разобрать и заменить новой, по тогдашней моде, барочной. Почему ныне мы видим типичную шатровую колокольню 17 века? Потому что в 1877 году тогдашний владелец усадьбы исключительно из эстетических соображений велел разобрать стилистически чуждую храму пристройку и заказал архитекторам Серебрякову и Султанову новую — в стиле 17 века.

Тогда же над крыльцом был возведён шатёр, похожий на притворы ярославских храмов.

Дворец ныне стоит в лесах — на реставрации.

Основу декоративного убранства составляют: тёсанный белый камень, фигурный кирпич и характерные для второй половины 17 века муравлёные (зелёные) изразцы.

Вид алтарной стороны.

Для церковных нужд используются воссозданные в наше время строения старого хозяйственного двора.

Один из приделов.

Вплоть до 1990-х храм входил в состав музея-усадьбы Останкино — это спасло его от разгрома.

Старые, набранные из кованных пластин ворота.

Декоративное навершие шатра (как и он сам) сделаны во второй половине 19 века.

Во дворе, рядом с колодцем, установлена икона Серафима Саровского.

avderin.livejournal.com

Церковь Троицы Живоначальной в усадьбе Останкино: история, архитектура, аналоги

    Предлагаю вниманию любителей русской архитектуры интереснейшую статью об одной из красивейших церквей северо-восточной части Москвы — храма Троицы Живоначальной в Останкино. Статья, как и положено научной публикации, снабжена ссылками на библиографию, а подготовленный на ее основе пост — хорошо иллюстрирован фотографиями разных лет (разумеется, с указанием авторов фотографий или источников, откуда они взяты).

1.

  Возведение храма шло поэтапно [1].
    В 1677 году князь Михаил Яковлевич Черкасский, бывший в то время владельцем усадьбы Останкино, женился на дочери богатого боярина Якова Николаевича Одоевского [2]. В честь этого события было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянной Троицкой церкви, существовавшей здесь с середины XVI века. Челобитная князя о постройке церкви датируется 15 сентября 1677 года.
    На первом этапе были возведены основные объемы: самого храма и двух боковых приделов, заложены галерея и три крыльца. 8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни [3].

  Колокольня Троицкого храма первоначально была увенчана шатром. Между 1739 и 1754 годом [1], изящный шатер был заменен на иное – двухъярусное завершение. Своим внешним видом оно напоминало надвратное сооружение храмового комплекса в Толчковской слободе Ярославля. Возможно, новые владельцы усадьбы (в 1743 году она перешла во владение графа Бориса Петровича Шереметьева в качестве приданого его супруги – княжны Варвары Алексеевны Черкасской), решили обновить завершение колокольни, когда шатер обветшал.

  С течением времени новое завершение колокольни, крыльца и галереи храма постепенно приходили в негодность, и их разбирали. Довольно долго останкинская церковь стояла в несколько «разоренном» виде. До 1878 года колокольня, южное крыльцо и паперть не имели никаких завершений [5].

    В 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма. Работами руководил известный архитектор и реставратор – Николай Васильевич Султанов – знаток русского искусства и архитектуры. Помогал ему архитектор Н.В. Серебряков. Николай Султанов констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере [11]. Он предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразечного убранства [3,11]. В ходе работы над проектом архитектор тщательно изучил все известные аналоги московской и ярославской архитектуры и выполнил все необходимые чертежи. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.

2.

  Новый этап его истории начался после революции.
    В 1935 году церковь закрыли, и в ее помещениях расположился выставочный зал музея.

3.

    Богослужения в храме возобновились только в 1991 году. Торжественный чин великого освящения 23 марта 1991 года совершил Святейший Патриарх Алексий II. Перед торжественным Патриаршим освящением церковь вновь отреставрировали по инициативе ее настоятеля — игумена Феофилакта (ныне наместник Ново-Иерусалимского монастыря). Реставрация проводилась под руководством архитектора Черникова Евгения Александровича. В настоящее время Троицкий храм является подворьем Введенской Оптиной пустыни.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

  Нельзя обойти вниманием судьбу колокольного подбора Троицкого храма. В начале ХХ столетия он насчитывал 10-12 колоколов XVIII – XIX веков. Самый тяжелый из них — благовестник весом 71 пуд 15 фунтов (1163 кг) — отлил замечательный мастер XVIII века – Константин Михайлович Слизов в июле 1755 года [8]. Этот колокол оставался на колокольне весь «музейный» период истории храма.

  Остальные колокола подбора (кроме одного, судьба которого неизвестна) бережно сохранялись сотрудниками музея на хорах храма, и в настоящее время возращены на колокольню. В ходе оборудования яруса звона большой колокол временно сняли и, после, завершения работ, вновь подняли на колокольню, уже на новую систему мягкой подвески; был сооружен металлический сварной звонарский помост и другие приспособления для звона. Работы по обустройству звона церкви осуществлялись под руководством старшего звонаря храма Христа Спасителя и  звонниц Московского Кремля (а то время  —  старшего звонаря Московского Данилова монастыря) — И.В. Коновалова. Первым штатным звонарём храма стал Дмитрий Валерьевич Кузьмичёв — его ученик.

10.

11.

  Живописный и нарядный облик храма, необычный даже для московского «узорочья» второй половины XVII века, представляет собой интересный и органичный синтез особенностей разных архитектурных школ.
    В настоящее время не существует единого мнения об имени мастера, возводившего церковь Живоначальной Троицы в Останкино. В начале ХХ столетия считалось, что образцом для нее послужила деревянная церковь с «прирубами» – ее предшественница [6]. Однако, следует отметить, что сходная композиция приделов у основного объема храма появилась в каменном зодчестве Москвы уже с середины XVI века. Скорее всего, аналоги следует искать именно там. Долгое время весьма популярной была версия об авторстве крепостного архитектора Одоевских – Павла Сидоровича Потехина [2]. Сейчас она не является бесспорной, т.к. не имеет никаких документальных подтверждений. Тем не менее, ряд особенностей декора и композиции храма, как мы увидим ниже, сближает его с другими творения талантливого зодчего, и, может быть, не стоит окончательно отказываться от этой гипотезы. Тем более, что некоторые исследователи, к сожалению, без ссылки на источник, называют и имена помощников Павла Потехина. Это были тоже крепостные мастера — Федор Перфильев, Семен Усков, Яков Мутовин и Кузьма Взварыкин.

12.

13.

  План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви. В московской архитектуре этого времени существует пример столь сложной композиции – это церковь Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Оба храма имеют план, вытянутый по оси восток-запад, боковые приделы, почти одинаково украшенные крыльца. Оба они перекрыты сомкнутым сводом, украшенным распространенной в московском зодчестве этого времени «горкой» кокошников, и некоторое сходство в декоре колоколен. Однако храм в Никитниках не имеет галереи, колокольня его примыкает к трапезной, но не по оси восток-запад, а с северо-западного угла, как это было принято в ярославской архитектуре (кстати, ее и возводили по заказу ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова). Более близкий аналог композиции – храм иконы Знамения Божией Матери в селе Марково (Бронницкий уезд под Москвой) 1690 года, возведенный Павлом Потехиным.

  Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Например, ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы) и Воскресения в Кадашах (1690-е годы). Как и у колокольни в Поярково, нижний ярус – открытое аркадами с трех сторон крыльцо – представляет собой западный вход в храм. Над его перекрытием возведен небольшой четверик, на котором покоится восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона.

  Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкино отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год): декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» от сводов. Кстати, придел, как и останкинский храм, перекрыт сомкнутым сводом с «горкой» кокошников. Такой же прием использован и в архитектуре храма свт. Николая в Пыжах (1686, колокольня — около 1695 года) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

  Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Этот элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века. Мы видим его в декоре ярославских храмов Иоанна Златоуста в Коровниках (детали декора – 1690-е годы), Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671-1687 годы), Богоявления (1684-1693 годы). В московском зодчестве декоративные колонки украшают нижний ярус-четверик колоколен храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы), свт. Николая Явленного на Арбате (1689 год), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

  Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны. Точно такие же (или сходные) по рисунку наличники украшают окна храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1884 годы), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и иконы Знамения Божией Матери в селе Марково 1690 года.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

  Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы. Очень схожий декоративный мотив в столь же разнообразных формах украшает уже названные ярославские храмы, а также храм во имя Воскресения Господня на Дебре в Костроме (1652 год).

  На ярусе звона особенно богато рельефными кирпичными деталями украшены арки-проемы для колоколов. Практически идентичное решение имеют «кокошники» сложного профиля над арками у колоколен останкинского храма и ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни Покровского собора на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма свт. Николая в Хамовниках (1694 год).

  Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты несколький архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния.

20.

Библиография:

[1] Церковь Живоначальной Троицы в Останкино // Сорок сороков. М., 2003. Т.3. С. 157

[2] Соловьев К.А. Останкино. М., 1944. С.: 4,5

[3] Церковь Живоначальной Троицы в Останкино / Под ред. Г.В. Вдовина. М., 1993

[4] Путеводитель по Москве, изданный Московским археологическим обществом для участников V съезда зодчих в Москве / Под ред. И.П. Машкова. С.: CXI-CXLII

[5] Красовский М.В. Очерки по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 347, 353.

[6] Подмосковные музеи / Под ред. И.В. Лазаревского и В. Згура. М., 1925. Вып. 1. С.: 43-46

[7] Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998. Ч.2. С.: 237

[8] Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 454. Оп. 3. Д. 78. Метрика Троицкой церкви с. Останкина Московского уезда. Л. 184–189.

[9] Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. С.: 134-135

[10] Ильин М. Москва. М., 1963. С.: 316-318

[11] Султанов Н.В. Реставрация церкви в селе Останкине // Зодчий. 1877. №7. С.:65-66

  При подготовке поста были использованы следующие источники:
    Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru/_i/logo.png (фотографии храма разных лет были взяты именно с этого сайта).
    Использованы фото следующих авторов:

1. Андрей Агафонов     Снято: 4 октября 2013
2. Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html
3. Андрей Агафонов     Снято: 1 июля 1987
4. etienne     Снято: 18 мая 2008
5. Анастасия     Снято: 22 июля 2009
6. Радист     Снято: 15 марта 2011
7. Иванов Дмитрий     Снято: 23 мая 2009
8. etienne     Снято: 18 мая 2008
9. Андрей Агафонов     Снято: 1 ноября 1995
10. etienne     Снято: 18 мая 2008
11. etienne     Снято: 18 мая 2008
12.
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
13. Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
14. Hramsohran     Снято: 21 сентября 2015
15. Hramsohran     Снято: 18 марта 2015
16. Андрей Петрович, Анастасия Андреевна, Елизавета Андреевна Сычевы     Снято: 22 февраля 2013
17. etienne     Снято: 18 мая 2008
18. Игорь Демин     Снято: 8 февраля 2003
19. Игорь Демин     Снято: 8 февраля 2003
20. Мунарев Сергей     Снято: 20 мая 2012

  Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Достопримечательности и святыни Храма Живоначальной Троицы в Останкино

Наверное, каждый, кто гулял в районе Останкинской телебашни, замечал в некотором отдалении изящные купола храма, увенчанного пятью луковичными главами. Пришло время познакомиться: перед вами храм Живоначальной Троицы в Останкино во всей его красе!

Где находится храм?

  • Адрес храма Живоначальной Троицы: г. Москва, улица 1-я Останкинская, дом 7, строение 2.
  • Справки можно получить по телефону: (495) 686-32-23.

Как добраться до храма?

  • Ближайшее к храму станция Московского метрополитена – «ВДНХ», но оттуда пешком не менее получаса пути. Если пешие прогулки вас не пугают, двигайтесь по улице Академика Королева в сторону Останкинской телебашни, сверните направо на Новомосковскую улицу, которая пересекает Первую Останкинскую улицу. Чтобы оказаться у храма, сверните налево и пройдите еще 400 метров – и вот вы у цели!
  • Путь от метро можно сократить, воспользовавшись наземным транспортом. От остановки «М. ВДНХ» ходят автобусы №76 и №803 (выходить на остановке «Центр Реабилитации»), которые довезут вас прямо к храму.
  • Если вы любите московские трамвайчики, то можете прокатиться от ВДНХ до конечной остановки «Останкино» на трамваях №11 и №17.
  • Если автобусов все не видать, смело садитесь в их рогатого собрата. На троллейбусах №№ 9, 13, 36, 37, 69, 73 можно доехать от ВДНХ к остановке «Улица Академика Королева», откуда до храма рукой подать.
  • Есть еще один путь от ВДНХ к храму – монорельсовая дорога. От «Выставочного центра» до остановки «Телецентр» скоростной поезд домчит вас всего за 7 минут (но учтите, что интервал между поездами – около 20 минут).
  • Кроме того, от станции «Москва-Октябрьское» до платформы «Останкино» можно добраться на пригородной электричке (время в пути – 10 минут).

Расписание богослужений в храме Живоначальной Троицы в Останкино

Расписание служб в храме Живоначальной Троицы в Останкине подчинено заранее установленному церковному графику.

Ежедневно 08:00

08:30

16:45

Молебен;

Божественная Литургия;

Вечерня, Утреня и Всенощное Бдение

Воскресные дни 06:30

09:40

17:00

Ранняя Литургия, водосвятный молебен;

Поздняя Литургия, Панихида;

Акафист Живоначальной Троице

История, достопримечательности и святыни храма Живоначальной Троицы в Останкино

  • Храм Животворящей Троицы – исконно русский, аутентичный, дошедший до нас практически без изменений с тех самых дней более чем трехсотлетней давности, когда князь Михаил Черкасский, владелец тогдашнего Останкина, приказал заложить первый камень новой церкви, призванной встать на замену своей деревянной предшественницы. В XIX веке Останкино принадлежало графской семье Шереметевых, внесшей немалую лепту в развитие храма.
  • Архитектурный стиль храма искусствоведы определяют, как московское узорочье. И действительно, внешнее убранство церкви изобилует декоративными элементами, отличается сложностью и затейливостью общей композиции. Храмовый фасад почти сплошь покрыт узорчатыми изразцами.
  • Интересен своей нетрадиционностью план храма. Здесь полностью отсутствует трапезная, церковные приделы выглядят, как отдельные храмы, и внутри отделены от основного храма простенками. При всем этом общая композиция церкви строго симметрична. Над церковным крыльцом возвышается богато украшенный шатер, приводящий на ум ассоциацию с ярославским зодчеством.
  • Настоящей изюминкой внутреннего убранства храма является его иконостас: девятиярусный, с золоченым резным декором в виде извивающихся виноградных лоз, он по своей форме напоминает орган – музыкальный инструмент, без которого не обходится ни одна католическая служба и который просто немыслим в православной церкви. Неожиданная аллюзия, не так ли?
  • Среди святынь храма – икона Ветхозаветной Троицы, датируемая серединой XVII века, Черниговская, Грузинская и Федоровская иконы Божией Матери, а также мощи святых угодников.

Фото храма Живоначальной Троицы в Останкино

Храм Живоначальной Троицы в Останкино. Кажется, будто попал в сказку.

Храм во всей его красе.

И еще немного сказки…

Видео храма Живоначальной Троицы

Запечатлеть храм Живоначальной Троицы в Останкино на фото не пытается только ленивый: уж больно красивый вид получается в сочетании с живописным Останкинским прудом. Приятного просмотра!

Не обошли вниманием это место и профессиональные фотографы и художники: ежегодно изображение храма появляется в различных альбомах и на календарях. Но разве какой-то пейзаж сравнится с ощущением присутствия в нереально красивом месте? Бросайте все дела и скорее спешите в Останкино полюбоваться сказочным храмом Живоначальной Троицы!


www.lifejourney.club

Духовенство



Родился 19 июня 1974 г. в пос. Комсомольский Чамзинского района Мордовской АССР в семье служащих.




Отец — Чашин Николай Петрович, 1950 г.р. Мать — Волгина Ирина Сергеевна, 1948 г.р. (в 1993 г. пострижена в монашество с именем Варвара, с 1995 г. по настоящее время настоятельница (игумения) Рождество-Богородицкого Южно-Уссурийского женского монастыря Владивостокской епархии).




Брат — епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай. Сестра — монахиня Олимпиада (в миру Чашина Елена Николаевна) ,1981 г.р., насельница Покровского Хотькова монастыря.




В 1991 г. окончил среднюю школу пос. Наровчат Пензенской обл.




16 марта 1993 г. епископом Владивостокским и Приморским Вениамином пострижен в монашество с именем Сергий в честь прп. Сергия Радонежского.




Тем же епископом рукоположен 7 апреля 1993 г. во диакона, а 17 февраля 1996 г. во пресвитера.




С 9 августа 1993 г. — секретарь Владивостокского епархиального управления. С 1 сентября 1995 г. — проректор духовного училища Владивостокской епархии. В 2000 г. возведен в сан игумена.




С 2 апреля 1997 г. — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы г. Владивостока.




В 2005 г. возведен в сан архимандрита.




Решением Священного Синода от 26 декабря 2006 г. (журнал № 147) избран епископом Уссурийским, викарием Владивостокской епархии.



Наречен во епископа 14 февраля 2007 г. в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 15 февраля за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.




Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 23) назначен епископом Солнечногорским, викарием Патриарха Московского и всея Руси.




Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 1 апреля 2009 г. назначен руководителем Административного секретариата, ответственного за решение в рамках Патриархии административных, хозяйственных, кадровых, юридических, протокольных и информационных вопросов. Также указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем московского храма Живоначальной Троицы в Останкино.




Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. (журнал № 43) назначен членом Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.



С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.




Решением Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 99) и от 26 декабря 2012 г. (журнал № 137) поручено архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в Сингапуре и Малайзии.




Решением Священного Синода от 21 октября 2016 г. (журнал № 99) назначен управляющим приходами Московского Патриархата во Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах, КНДР, Республике Корея, с оставлением в должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.




20 ноября 2016 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.




Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 106) назначен главой Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии с титулом «Сингапурский и Юго-восточно-азиатский» и временным оставлением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.




7 января 2019 г. за вечерним богослужением в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

trinitychurch.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о