Советы тренера

Что безопаснее параплан или параплан – ?

Дельтапланеризм » Архив » Что безопаснее: параплан или дельтаплан?

Безопасность летательного аппарата зависит больше не от его типа, а от самого пилота, управляющего им. Большое значение имеет то, насколько он может трезво оценивать свои возможности и возможности собственного аппарата. Иной вопрос – какой тип летательной аппарата дает больше шансов для этого. Итак, попробуем разобраться, что безопаснее: дельтаплан или параплан.

Безопасность полетов

Поскольку у дельтаплана жесткое крыло, не складывающееся в условиях турбулентности, в отличие от параплана, этот летательный аппарат в воздухе ведет себя более стабильно и менее подвержен влиянию внешней среды, в частности в условиях турбулентности, которые всегда присутствуют в парящем полете. Помимо этого дельтаплан способен летать быстрее, поэтому увеличиваются границы на скорость ветра.

У парапланов есть один большой минус с точки зрения вопроса безопасности – данные аппараты обладают гибким крылом, лишенным жесткого элемента. Это может привести к тому, что при попадании в турбулентность крыло параплана сложится и дальше не сможет лететь, а будет падать. Однако, чтобы оправдать современные аппараты этой категории, нужно сказать, что они могут не только складывать крыло в воздухе, но и расправлять его. То есть, если пилот не начнет паниковать и будет действовать умело, он разложит крыло параплана снова и его полет продолжится. Но при этом у летчика должен быть определенный запас высоты. Если у него не хватит времени и высоты, то столкновение с поверхностью земли может наступить раньше, чем пилот успеет разложить параплан. К тому же не во всех случаях парапланы можно полностью раскладывать.

Нельзя сказать, что дельтаплан намного безопаснее параплана, ведь с этим аппаратом в воздухе можно делать далеко не все что угодно. Дельтаплан во время полета можно просто сломать. Но для этого нужна очень сильная турбулентность и самые суровые условия. В такую погоду парапланы и вовсе летать не смогут.

Параплан – это не парашют

Многие люди полагают, что параплан – это раскрытый парашют, который может обеспечить им должную безопасность. Однако это далеко не так. И такое заблуждение может оказаться весьма опасным. Производители парапланов работают над тем, чтобы максимально сократить риск сложения в воздухе крыла и одновременно увеличить скорость раскрытия его в том случае, когда данное сложение уже случилось. Однако главная проблема в том, что улучшение летных показателей парапланов обязательно приведет к снижению их безопасности их применения. На этом тонком пределе и балансируют отважные спортсмены парапланеристы.

Приземление

И на параплане, и на дельтаплане летчик приземляется на свои ноги. При этом, подлетая к поверхности земли, пилот сбавляет скорость и срывает крыло. Он падает с небольшой скоростью и становится на ноги. Именно приближение к твердой почве является самым критическим моментом для всех видов летательных аппаратов. Неправильные посадки на дельтапланах возможны только из-за ошибок пилотирования, также как и преждевременное падение с параплана.

www.deltaplanerism.ru

Параплан или дельтаплан — что выбрать? — О дельтапланеризме — Каталог статей

 За последние 10 лет популярность парапланов значительно возросла, а былая известность дельтапланов потускнела на их фоне. Есть ли этому объективные причины или это просто веяние моды и лучшая рекламная политика коммерческих парапланерных школ? В этой статье мы попытаемся выявить объективные преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов.

 Так чем параплан лучше дельтаплана?

 Что лучше летает?

 Ответ на этот вопрос однозначен – дельтаплан. И чтобы не думали и не говорили на этот счет адепты парапланеризма, есть объективные доказательства. Аэродинамическое качество современных дельтапланов – 17-18, параплан – 8-9. И если вам скажут, что парапланы имеют качество 12 – не верьте, ибо это бред с целью повысить продажи определенного производителя парапланов.

 Аэродинамическое качество – это, говоря простым языком, способность пролететь N километров (к примеру, 17) с высоты 1000 м. То есть коэффициент, отражающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. Дельтаплан летит дальше. К тому же они летают значительно быстрее – максимальная скорость современного дельтаплана – 130 км/ч, параплан едва дотягивает до 70 км/ч и при этом становится весьма опасным —  у него все время пытается подвернуться передняя кромка (т.е. он пытается сложиться).

 Возможно, вы предположите, что парапланы лучше набирают высоту, потому что они легче? Нет, это не так. Способность набирать высоту зависит только от одного – от минимального снижения летательного аппарата. В этом отношении параплан и дельтаплан равны (у современных дельтапланов минимальная скорость снижения  = 0,7 м/с, у хороших парапланов примерно столько же).

 Бытует мнение, что у параплана меньше радиус спирали вследствие меньших полетных скоростей, и они способны обрабатывать более узкие потоки. Это неверно. К сожалению, многие парапланеристы очень плохо знают аэродинамику. И забывают, что радиус спирали зависит не только от скорости, но и от угла крена. Дельтаплану нужен больший крен, чтобы «вписаться» в радиус спирали параплана, но если на дельтаплане при таком угле крена скорость снижения такая же, как у параплана при меньшем крене, то скажите – в чем он будет проигрывать? Доказательством этого служат бесчисленные примеры, когда дельтаплан и параплан набирают в одном потоке «в противофазе» (друг напротив друга в спирали).

 Так в чем преимущество параплана перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам – ни в чем. Параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. А планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих.

 Что безопаснее?

 Прежде всего, надо понимать, что безопасность зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, от того, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Другой вопрос, какой вид ЛА предоставляет больше возможностей и у какого больший диапазон допустимых метеоусловий. Тут явно лидирует дельтаплан.

 В виду того, что у дельтаплана (который по своей конструкции больше похож на планер), в отличие от параплана (который конструктивно больше похож на парашют), жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены «внешним воздействиям среды». Кроме того, дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.

 Парапланы имеют одни существенный недостаток  — у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях сильной турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Вот только на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан.

 Нельзя сказать, что с дельтапланами можно делать в воздухе все что угодно. В конце концов, имея должное упорство, дельтаплан можно просто сломать в воздухе. Но для этого требуются настолько «суровые» условия и термоядерная турбулентность, что парапланы не летают в такую погоду в принципе.

 Субъективно, многие люди больше предрасположены к параплану, который напоминает раскрывшийся парашют и создает иллюзию безопасности. Но параплан — не парашют, и это очень опасная иллюзия. Парапланерные производители работают над тем, чтобы уменьшить риск сложений крыла в воздухе и одновременно над увеличением скорости его «раскрытия» в случае, если это сложение произошло. Но основная проблема в том, что улучшение летных характеристик парапланов неизбежно приводит к уменьшению их безопасности.

 Как на дельтаплане, так и на параплане пилот приземляется на ноги. То есть, подлетая к земле, пилот гасит скорость и «срывает» крыло. При этом скорость падает до 0 км/ч и пилот становится на ноги. Очень похоже на то, как вороны садятся на ветки деревьев.

 Естественно, приближение земли наиболее критический момент на всех видах летательных аппаратов. Периодические грубые посадки на дельтаплане — это следствие ошибок в пилотировании, также как и преждевременный срыв параплана, который может привести к фатальному сложению на малой высоте и падению на спину. Единственное отличие здесь — это тот факт, что жесткая конструкция дельтаплана при грубых посадках берет удар на себя, и разрушаясь, смягчает (амортизирует) падение. Поэтому иногда можно слышать внушительные «бахи» на посадке, но видеть совершенно здорового и невредимого пилота, выходящего из под дельтаплана.

 Дельтаплан пугает многих жесткостью конструкции и скоростью. Но жесткость эта помогает ему быть стабильным в воздухе, а скорость дает дополнительный запас маневра в экстренных случаях. Улучшение летных характеристик в данном случае только положительно сказывается на безопасности, еще более увеличивая диапазон возможностей и стабильность крыла. В этих различных тенденциях в совершенствовании парапланов и дельтапланов кроется основное отличие по параметрам безопасности.

 Но все же хочу повторить, что ни параплан, ни дельтаплан, не опасны сами по себе. Опасность только в переоценке своих возможностей, а это следствие неправильного обучения.

 На чем проще и быстрее научиться?

 Вопрос спорный. Первоначальный этап проще и быстрее на параплане, потому что он легче и его проще носить в горку при учебных полетах. Дальнейшее обучение проще и быстрее на дельтаплане, потому что дельтаплан, обладая большей стабильностью и предсказуемостью в воздухе, требует менее отточенного владения техникой пилотирования при полетах в более сложных условиях.

 

 Субъективно, обучение на параплане кажется быстрее, потому что ученика практически сразу запускают с большой высоты, в то время как на дельтаплане высота наращивается постепенно, по мере закрепления моторных навыков и по мере привыкания к ней. Ничего хорошо в подобном «экспресс-обучении» в парапланеризме нет. Даже если человек фактически может приземлиться живым, когда его в первый же день выпускают с самого верха горы, все равно за столь короткий общий срок обучения человек не может в полной мере осознать поведение крыла и окружающего воздуха и быть готовым к правильным действиям в нештатной ситуации. На наш взгляд, это очень рискованно.

 И что еще хуже – сам новоиспеченный пилот не отдает себе отчет в том, насколько он мало знает и умеет, что очень быстро приводит его к физическим или моральным травмам, если рядом нет более опытных товарищей. Причина же столь малых сроков обучения банальна – деньги. Во многих парапланерных школах обучение поставлено «на поток» и каждый лишний день для школы только дополнительные расходы за ту же цену.

 В дельтапланерном спорте обучение более «монументально». Сразу «выпихивать» ученика с самого верха никто не будет. Все происходит поэтапно по мере закрепления навыков. Как правило, обучение проходит в дельтапланерном клубе или школе и когда человек проходит первоначальный курс, он вступает в клуб и фактически продолжает свое совершенствование под присмотром инструкторов и более опытных товарищей.

 Почему-то многие считают, что учиться летать на дельтаплане это суперсложно и длится это годами. Это неправда. Сроки первоначального обучения вполне сопоставимы со сроками в парапланерных школах – 10-15 летных дней, в то время как на параплане – 5-7 дней. А лишняя неделя в этом случае скорее полезна, чем вредна. Куда торопиться? Лучше поучиться немного дольше, но летать потом увереннее.

 Обучение на дельтаплане физически сложнее, потому что дельтаплан весит больше (35 кг. дельтаплан, и 10 кг. параплан). Но, во-первых, этот период длится не так долго, чтобы брать в расчет в «глобальном» жизненном плане при выборе вида летательного аппарата, во-вторых, для физически слабых людей (к примеру, для очень слабых девушек) можно просто найти себе помощника для переноски дельтаплана на эти 10-15 дней.

 Особенности обращения с парапланами и дельтапланами на земле.

 С точки зрения удобства транспортировки и хранения параплан значительно выигрывает у дельтаплана. Он более компактен и легок. Вес спортивного параплана со всей необходимой экипировкой обычно не превышает 30 кг., в то время как аналогичная комплектация спортивного дельтаплана доходит до 50 кг. Соответственно, габариты ПП — 1,5 х 1,5 м., а минимальные габариты ДП 2,5 х 0,5 м. в «коротком», транспортировочном пакете, и 0,3 х 6 м. в длинном пакете.

 При использовании общественного городского транспорта парапланы более мобильны. При наличии у пилота или у его друзей автомашины мобильность дельтаплана и параплана равны, потому что и то, и другое можно положить на верхний багажник машины и отвезти к месту полетов.

 Принимая во внимание, что полеты не происходят в городской черте и добраться до места полетов на общественном транспорте проблематично как для дельтапланеристов,так и для парапланеристов, компактность парапланов зачастую является довольно иллюзорным преимуществом.

 Обычно на старт можно заехать на машине. В некоторых случаях, туда можно добраться только на машине, потому что подниматься пешком на высоту, к примеру, 1500 м. с парапланом или дельтапланом очень проблематично.

 Мобильность слишком условное и относительное понятие, чтобы сказать определенно, но все же в комплексе параплан более мобилен за счет своей относительной компактности.

 Еще одним немаловажным фактором является стоимость крыльев и накладные расходы на эксплуатацию. Стоимость дельтапланов варьируется от 400 до 4000 евро в зависимости от типа и производителя крыла. Парапланы чуть дешевле — от 300 до 3000 евро.

 Плюсом параплана в данном случае является относительно меньшая стоимость крыльев спортивного уровня, но в тоже время, минусом является значительно меньший их ресурс. Если парус дельтаплана при бережном уходе может прослужить до 10 лет, то парапланы при аналогичной интенсивности эксплуатации служат всего 3 года. Это связано с тем, что для обеспечения легкости парапланов там применяются более легкие и соответственно менее долговечные ткани, которые под действием ультрафиолетового излучения солнца со временем теряют необходимую прочность.

 На дельтапланах применяются более тяжелые и плотные ткани, ресурс которых многократно превосходит парапланерные ткани. Кроме того, парус дельтаплана это только треть его стоимости, а каркас и деталировка не устаревают, их можно только сломать. Поэтому при износе обшивки дельтаплана ее можно просто заменить на новую и продолжить летать на данном ДП. В то время как параплан необходимо менять полностью — он весь тряпичный.

 Еще одним эксплуатационным минусом параплана является тот факт, что крыло постоянно касается земли и за счет этого изнашивается и пачкается. На дельтаплане нет такой проблемы. Но, естественно, при бережном обращении с парапланом этого эффекта можно в некоторой мере избежать.

 Субъективные ощущения.

 Приведем достаточно типичные впечатления дельтапланериста о парапланеристах. В роли «типичного» дельтапланериста выступает Владимир Леуськов:

 «Мой восторг и восхищение мастерством парапланеристов не знает предела. Мой ум отказывается верить в возможность того, что они делают. С этой невесомой тряпочкой на ниточках они творят чудеса при перемещении по воздуху на огромные расстояния.

 Меня поражает степень мастерства владения куполом, поскольку парапланеристы абсолютно беззащитны перед воздушной стихией природы. И еще более я восторгаюсь их мастерством, когда осознаю мужество парапланеристов и бесконечное трудолюбие при овладении методами выживания. Потому что все-таки они сумели выжить, раз стали мастерами такого уровня. А выживать им приходится очень часто по причине нестабильности купола. На моих глазах с парапланеристами постоянно происходят катаклизмы в различных метеоусловиях, и многие из них остаются целыми и невредимыми. Их мгновенная отточенная реакция приведения в действие запасного парашюта поражает воображение. Кружась с ними в одном потоке, я даже не успеваю понять, что произошло, а они уже спускаются на запаске. Это тем более впечатляет, поскольку мне страшна даже сама мысль о том, что когда-нибудь и мне придется спасаться таким образом.

 Я восхищаюсь их мастерством предвидеть опасные для себя воздушные условия при осознании своей уязвимости тогда, когда мне эта их уязвимость не доступна для понимания. Мастерский уровень парапланериста ни в какое сравнение не идет с любым уровнем подготовки дельтапланериста – он на порядок выше».

 Вот еще субъективные впечатления о преимуществах параплана одного из инструкторов:

 «Не смотря на постоянную критику параплана как летательного аппарата с низкими возможностями, и низким уровнем безопасности мы все-таки рекомендуем параплан для людей, которые по своим возможностям, почему-либо не могут летать на дельтаплане. При правильном и грамотном подходе параплан позволяет с достаточным уровнем безопасности отрываться от земли и совершать маршрутные полёты на небольшие расстояния.

 Параплан лучше подходит людям с ослабленным зрением, так как имеет значительно меньшие скорости полёта, и пилот может иметь больше времени на реакцию, увидев препятствие на близком расстоянии. Правда, при этом стоит заметить, что при меньшем, чем у дельтаплана запасе манёвренности и аэродинамического качества уйти от препятствия может оказаться сложнее.

 Для тех, кто хочет иметь хоть какую-то возможность преодолеть земное тяготение, параплан представляет шанс. Он даёт возможность достаточно долго повисеть между небом и землёй в слабоветренную погоду, выполняя неспешные перемещения в динамике. При этом остаётся возможность набора высоты в термическом потоке и улёта по ветру.

Если недостаток времени не даёт вам возможности выделить 15-20 минут на сборку и разборку дельтаплана, лёгкая и компактная конструкция параплана без жёстких элементов каркаса приводит к возможности быстрого и компактного складывания параплана, как на земле, так и в воздухе.

После описания всех преимуществ параплана справедливости ради необходимо отметить, что полёты на параплане требуют большей грамотности и осмотрительности и более тщательной предполётной подготовки. Особенно это относится к анализу погодных условий и возможностей развития погоды в течение лётного дня. Так же требуется более тщательная, чем для дельтаплана, оценка микрометеорологии местности в районе старта и посадки. Это делает необходимым проведение более углублённого теоретического курса и усиленной тренажной подготовки, которая обеспечивается только в серьёзных парапланерных клубах и школах.

Приобретение первого параплана, из числа бывших в употреблении, может оказаться более лёгкой задачей, а главное существенно дешевле, так как опытные парапланеристы стремятся через год-два эксплуатации перепродать свой купол. Это обусловлено тем, что изготовленный из лёгких и тонких тканей параплан за первый год эксплуатации существенно теряет пропитку, а следовательно, и несущие способности и уже не удовлетворяет спортсмена, но сохраняет возможность быть использованным в качестве учебного ещё пару лет. После чего его, увы, можно только выкинуть»

 10 утерянных иллюзий парапланериста

 Ниже приводятся ответы на наиболее частые вопросы парапланеристов о дельтапланах. Пусть товарищей парапланеристов не смущает некоторая доля стёба и иронии в ответах. В конце концов, мы все летаем в одном небе и друзья по крылу не зависимо от степени жесткости оного. Поэтому можем позволить себе немножко поиздеваться друг над другом. 

 1. Парапланы лучше летают, потому что легче!
 Учите аэродинамику. Вес крыла не влияет на летные характеристики. В таком случае планера вообще летать не могут, ибо весят в 20-30 раз больше дельтаплана.

 2. Парапланы легче и мобильнее!
 Положите параплан и дельтаплан на крышу автомобиля и почувствуйте разницу в весе и мобильности. Не чувствуете? Это потому что ее нет. Да, дельтаплан в автобус или маршрутку запихнуть проблематично (хотя возможно), но спрашивается, – зачем его туда пихать?

 3. Парапланы безопаснее, потому что летают медленнее!
 Скорость не враг, а друг. Она дает дополнительную динамику и дополнительные возможности в экстремальных ситуациях. К тому же лично нам не приятно висеть на одном месте сидя на «табуретке» и называть это полетом. И подобный «дефицит» маневренности намного опасней.

 4. Дельтапланы сложнее на старте, надо долго бежать!
 Хотелось бы это услышать от парапланериста, когда он будет снимать свой купол с кустов после попытки стартовать в сильный ветер. В штиль на дельтаплане нужно пробежаться, но лучше пробежаться в штиль, чем играть в «унесенные ветром» даже при несильном ветре.

 5. Параплан может сесть на любую ограниченную площадку!
У дельтапланеристов есть такая штука – называется тормозной парашют. При ее использовании глиссада самого «навороченного» дельтаплана практически равна глиссаде параплана, и можно сесть даже на очень ограниченную площадку.

 6. Дельтаплан может сломаться в воздухе!
 Может. Но это очень редкие случаи и при этом дельтаплан ничем не отличается от порванного в воздухе параплана – оба падают вниз и нужно кидать «запаски». Только вот парапланы еще умеют складываться и падать целыми.

 7. Дельтапланеристы долго собирают свои аппараты. Я вон пришел на старт и полетел.
 Мы собираем свои аппараты за 15 минут. А если кто-то и собирает их долго, то только потому, что в данный момент никуда не торопится.

 8. Да на вас смотреть страшно, страшные конструкции и «ободранные» пилоты.
 То, что обычно видят (хотят видеть) – это не более чем учебные аппараты на этапе первоначального обучения. Почему-то никто не хочет замечать современные высокотехнологичные летающие машины. Но это не удивительно, потому как современные дельтапланы с современными пилотами заметить сложно – они уходят из зоны видимости под облака настолько стремительно, что висящий на одном месте в динамике парапланерист их не замечает, но замечает учебные аппараты на склоне внизу под собой.

 9. Дельтапланерный спорт дороже парапланерного!
 Это наверно шутка такая. Во всяком случае, если посмотреть на разодетых в модные красивенькие комбезы парапланеристов, с модными приборами, на дорогущих куполах и в дорогущих аэродинамикоподобных подвесках, создается ощущение, что они очень богатые люди, раз платят деньги за часто бессмысленные для них вещи . Ну а если серьезно, то дельтапланерный спорт не дороже парапланерного. Стоимость дельтаплана действительно немного больше стоимости параплана, но это разница с лихвой компенсируется сроком службы крыла. Накладные расходы на полеты совершенно одинаковы и зависят, прежде всего, от того, где и как летать.

 10. Дельтапланеризм вымирает!

 Ерунда. Большинство дельтапланеристов не старше 30. Замучаетесь ждать, когда же мы, наконец, вымрем . А пока что наше число медленно, но неуклонно растет. В спорт приходят молодые ребята, которые достаточно умны, чтобы понять, что дельтапланерный спорт, как и планерный, никогда не вымрет. Просто он был и остается элитарным видом спорта, а причина его сравнительной малочисленности – отсутствие информации о нем в массах (а иногда просто дезинформация от элементарной неграмотности, люди даже не знают, как правильно пишется слово «дельтаплан»). Философское послесловие

 Конечно, вы можете сказать, что мы дельтапланеристы, поэтому «хвалим свое болото». Но не стоит забывать, что мы также летаем и на парапланах. И задайтесь вопросом – почему мы предпочитаем летать на дельтаплане, умея и то, и другое. Еще спросите, как много парапланеристов умеют летать на дельтаплане – я думаю единицы, а вот 50% дельтапланеристов умеют летать также и на параплане, но делают это очень неохотно. Для того чтобы рассуждать об обоих видах летательных аппаратов, нужно иметь представление и о том, и о другом. Спросите у своего инструктора-парапланериста, умеет ли он летать на дельтаплане, прежде чем выслушать все что он будет говорить про то, чего не знает, только ради того, чтобы удержать вас от полетов на дельтаплане. Хотя умный инструктор этого делать не будет.

 Мы не хотим в чем-то ущемить параплан, наоборот, часто восхищаемся мужеству и мастерству этих людей, которые чтобы достичь того, что так просто дается нам, вынуждены проходить суровую школу выживания.

 Ну и еще немножко эмоций. Что бы и как бы не говорили адепты парапланеризма, каких бы немыслимых усовершенствований парапланов они бы не обещали, ну не хотим мы летать сидя или вперед ногами. Это не естественно. Птицы летают вперед головой, широко расставив крылья. Параплан не похож на птицу, он скорее похож на новомодный парашют.

 Бессмысленно спорить что лучше. Потому что это разные вещи. Когда мы хотим летать «всерьез», далеко и быстро, мы летаем на дельтаплане. Когда хотим просто повисеть и освежиться в вечернем бризе у склона в спокойную мягкую погоду – летаем на параплане. Мы не призываем делать выбор. Наоборот, призываем расширить свои горизонты и уметь летать и на параплане, и на дельтаплане, и даже на планере.

Артур Дзамихов

 Об авторах от автора

 Я уже не имею морального права называть эту статью своей. В ее создании приняло участие много людей, как дельтапланеристов, так и парапланеристов. Многие из них очень квалифицированные профессиональные пилоты и инструктора (как ПП, так и ДП). Я не могу приводить их список здесь и выражать благодарности поименно, так как список будет слишком длинный. Я хочу поблагодарить их всех, особенно парапланеристов, которые нашли в себе мужество сказать правду.

delta-nsk.ucoz.ru

Полет на параплане: это опасно?

Сегодня полет на параплане в СПб – вещь доступная. Некоторые особенно увлеченные люди посвящают этому целые выходные. Тот, кто просто стремится попробовать в жизни все, также считает своим долгом добавить экстремальный полет в копилку достижений.

Полет на параплане… не более опасен, чем другие виды спорта?

И да, и нет.

Организаторы полетов на параплане уверены: они не более опасны, чем горные лыжи или поездка на спортивном авто на большой скорости. Почему?

  • Обучение полетам с парапланом.

Если вы решили совершить полет на параплане без инструктора, придется пройти курс обучения управления «транспортным средством». В небе действует то же правило, что и на дороге: сразу научись элементарным навыкам, а потом начинай практику. Как показывает статистика, небо не любит дилетантов.

  • Полет на параплане в тандеме.

Нет времени на обучение? Вам предложат полетать в тандеме с инструктором. Это и увлекательно, и безопасно. Все необходимые действия в этом случае координирует ответственный за полет опытный профессионал.

Кстати, об опыте. Так как законодательство не предусматривает необходимости получения прав на управление парапланом и других документов, которыми можно подтвердить профессионализм тренера, предварительно убедитесь, что человек, которому вы доверяете жизнь и здоровье, достаточно опытен и не имеет на совести неудачных полетов в тандеме.

Почему именно в тандеме? Рисковать своей жизнью каждый имеет право, как захочет. А вот рисковать чужой будет только… ну, вы поняли) Именно поэтому хороший инструктор ни за какие коврижки не полетит с неопытным пассажиром в опасное место или при сомнительной погоде.

  • Современное оборудование.

Современные технологии позволяют изготавливать суперпрочные материалы, из которых, собственно, и пошит параплан. Поэтому те, кто боится, что параплан в полете внезапно порвется, могут с тем же успехом волноваться, что на трассе от машины отвалится колесо (к слову, с автомобилями это происходит чаще). Однако в полете он может «сложиться», слишком быстро снижаться и так далее. Отсюда – необходимость предпринять меры безопасности (об этом поговорим отдельно).

Статистика по полетам на параплане: в мире и Санкт-Петербурге

Чтобы быть полностью объективными, мы отыскали статистику на просторах интернета. Самая «парапланная» страна – Франция. Французская статистика выглядит следующим образом:

  • С 2007 года в этой стране происходит в среднем 400 несчастных случаев в год.
  • Максимальное количество смертей – 13, минимальное – 6 в год.
  • Большинство несчастных случаев – полет на сайте (летное место в Альпах) (46%).
  • Большинство травм – при посадке (ноги, позвоночник, тазобедренная область), ребра.
  • Категория самых травмированных спортсменов – начинающие (вспоминаем о важности обучения, соблюдения правил ТБ и тщательности выбора инструктора).

В Санкт-Петербурге статистика не ведется. Ее просто нет. Задавшись целью, мы изучили «раскрученные» сайты парапланеристов, вывели определенные закономерности (у кого есть информация – помогайте в комментариях):

  • Санкт-петербуржцы тоже попадают в «ДТП» на парапланах, однако происходит это, в основном, за границей: в Индии, Колумбии и т.д. Более опытные экстремалы отправляются за впечатлениями в горы.
  • Большинство полетов на парапланах в СПб происходит в тандеме и в хороших погодных условиях в рамках клубов и секций. Поэтому травмоопасность минимальна.
  • Отсутствие фиксации несчастных случаев в СПб не означает их отсутствие. Как свидетельствует практика, часто травмы получают при попадании в провода, на старте, задевая при посадке деревья и другие наземные конструкции.

Позволим себе сформулировать вывод: чтобы не рисковать, необходимо помнить, что самоуверенность в небе может стоить жизни. Даже опытные профессионалы расплачиваются за легкомыслие, поэтому соблюдение ТБ и предельная внимательность при полете необходимы всегда.

Далеко в прошлом времена Икара, когда, стремясь покорить воздушные выси, люди гибли, оставаясь в памяти потомков героями мифов и легенд. Полет на параплане в СПб так же доступен, как такси.

Определиться, стоит ли «пуститься во все тяжкие» поможет полет на параплане в тандеме с инструктором. В СПб правила безопасности в клубах и секциях достаточно строги, а инструктора – опытны, поэтому возможность несчастных случаев сводится к нулю.

Summary

Article Name

Полет на параплане: это опасно?

Description

Насколько опасен полет на параплане? Стоят ли полученные от полета ощущения риска? Какому пилоту можно доверять?

Author

Георгий Розов

Publisher Name

dvapilota.com

Publisher Logo

www.dvapilota.com

ЧаВо

ЧаВо Частые вопросы

Какие есть ограничения по здоровью к занятию парапланеризмом?

Параплан — на сколько это сложно и опасно?

Сколько стоит параплан?

Сколько весит параплан?

Как много времени занимает подготовка к полету и укладка параплана после полета?

Чем отличается параплан от парашюта?

Можно ли летать вдвоем?

Сколько можно оставаться в воздухе?

Как высоко можно подняться на параплане?

Как далеко можно улететь на параплане?

Зачем нужен запасной парашют?

Что самое опасное в парапланеризме?


Главная . . . . Cнаряжение . . . . Обучение . . . . ФотоГалерея . . . . Связь с нами . . . . Разное . . . . Cсылки


Какие есть ограничения по здоровью к занятию парапланеризмом?
Практически никаких. Минимальный необходимый вес — порядка 45 кг. Есть модели рассчитанные и на меньшие веса. Максимального веса как такового не существует. По физической подготовке — если вы можете пробежать 15 метров с нагрузкой в 10 кг, то по физическим параметрам вы подходите. Единственным противопоказанием по психике является — панический страх высоты. Хотя умеренная боязнь присутствовать должна — она удержит вас от неоправданного риска и переоценки собственных возможностей.

ВверХ


Параплан — на сколько это сложно и опасно?
Научиться летать на параплане неправдоподобно легко — чуть сложнее чем ездить на велосипеде и немного легче чем ездить на машине. Из всех существующих летательных аппаратов — параплан самый простой обучении и управлении. Благодаря этому же он и является весьма опасным. Из за легкости на первых этапах обучения у многих начинающих пилотов происходит сильно завышенная оценка своего уровня что приводит к недооценке летных условий, попаданию в сложные летные ситуации к которым они не готовы и не знают как действовать. Более 95% всех летных происшествий происходит исключительно по собственной ошибке пилота . Около 4% из за ошибок других пилотов и ответственных за полеты лиц. Т.е. основным источником опасности является сам пилот.

Запомните — лучше быть старым пилотом чем смелым!

ВверХ


Сколько стоит параплан?
На западе цены на новые крылья находятся в пределе от 2,000$ до 5,000$ и выше. Российские модели стоят от 1,000$ до 1,800$ в зависимости от модели, площади, материала и фирмы. Самый дорогой — не обязательно самый лучший. Кроме того, спортивные модели всегда дороже учебных, рассчитанных на начинающих пилотов и тех кто летает просто в свое удовольствие. Подержанные купола стоят гораздо дешевле, но покупать их можно только вместе с тем кто хорошо в этом разбирается.

ВверХ


Сколько весит параплан?
В собранном виде крыло и подвесная система умещаются в рюкзак, который весит порядка 15 кг.

ВверХ


Как много времени занимает подготовка к полету и укладка параплана после полета?
Подготовка к полету занимает порядка 5 минут. Полная укладка снаряжения в рюкзак после полета — около 10 минут. Сборка и разборка купола производится в одиночку.

ВверХ


Чем отличается параплан от парашюта?
Это два разных типа аппаратов — парашют предназначен исключительно для полета вниз, а параплан является именно летательным аппаратом, способным оставаться в воздухе неограниченно долго и набирать высоту. Кроме того, параплан категорически не подходит для прыжков с самолета.

ВверХ


Можно ли летать вдвоем?
Можно, для этого существуют специальные парапланы (тандэмы) большой площади. В нашем клубе такой параплан есть.

ВверХ


Сколько можно оставаться в воздухе?
Теоретически бесконечно долго, пока не надоест. В наших условиях мы находились в воздухе более 3.5 часов без перерыва. Можно было и дольше, но уже просто устали.

ВверХ


Как высоко можно подняться на параплане?
Мировой рекорд высоты на параплане значительно превышает 5 км. Над Южно-Сахалинском мы фиксировали высоту более 1700 метров.

ВверХ


Как далеко можно улететь на параплане?
Официальный Мировой рекорд полета на дальность превышает 370 км. Наши достижения пока гораздо скромнее — около 30 км. Так что есть куда расти!!!

ВверХ


Зачем нужен запасной парашют?
Иногда складываются ситуации (зачастую по вине самих пилотов) приводящие к схлопыванию основного купола или его срыву. Обычно крыло выходит после этого в нормальный режим за 2- 7 секунд. Но иногда этих секунд нет. Случаи эти крайне редки, но если такое случилось, то запаска это ваш второй шанс. Парапланерная запаска срабатывает гораздо быстрее чем парашютная и имеет гораздо меньшую минимальную высоту выброса — порядка 70 метров. Хотя зафиксированы случаи успешного применения и на высоте в 30 метров.

ВверХ


Что самое опасное в парапланеризме?
Самое опасное в парапланеризме — переоценка собственных возможностей, незнание поведения в сложных ситуациях, а так же самоуверенные и неопытные пилоты которые лучше всех все знает. Обучиться основам парапланеризма можно очень быстро, но для того чтобы стать настоящим пилотом потребуется не один год. По самому полету — наибольшее число травм случается при взлете и являются следствием ошибок и невнимательности пилотов. Самые опасные высоты для полетов от 10 до 30 метров над рельефом. Чем выше вы находитесь, тем безопаснее.

ВверХ


parasakh.narod.ru

Параплан или дельтаплан – что выбрать?

Параплан по большинству важнейших летных качеств сильно проигрывает дельтаплану. Ниже приведена довольно провокационная и в чем-то спорная статья двух молодых людей, которая доказывает это.

Сравнение характеристик и субъективных ощущений.

За последние 10 лет популярность парапланов значительно возросла, а былая известность дельтапланов потускнела на их фоне. Есть ли этому объективные причины или это просто веяние моды и лучшая рекламная политика коммерческих парапланерных школ? В этой статье мы попытаемся выявить объективные преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов. Замечу, что мы летаем как на дельтаплане, так и на параплане и, несмотря на то, что на дельтаплане летаем заметно лучше, отнюдь не призываем летать именно на чем-то одном. Но нам кажется, что дельтапланы необоснованно «ущемлены в правах» и очень часто общеизвестная информация о них необъективна, а представление «в целом» осталось на уровне 80-х годов, хотя дельтапланы шагнули в своем развитии не меньше, чем парапланы, если не больше.

Так чем параплан лучше дельтаплана?
Что лучше летает?

Ответ на этот вопрос однозначен – дельтаплан. И чтобы не думали и не говорили на этот счет адепты парапланеризма, есть объективные доказательства. Аэродинамическое качество современных дельтапланов – 17-18, параплан – 8-9. И если вам скажут, что парапланы имеют качество 12 – не верьте, ибо это бред с целью повысить продажи определенного производителя парапланов.

Аэродинамическое качество – это, говоря простым языком, способность пролететь N километров (к примеру, 17) с высоты 1000 м. То есть коэффициент, отражающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. Дельтаплан летит дальше. К тому же они летают значительно быстрее – максимальная скорость современного дельтаплана – 130 км/ч, параплан едва дотягивает до 70 км/ч и при этом становится весьма опасным — у него все время пытается подвернуться передняя кромка (т.е. он пытается сложиться).

Возможно, вы предположите, что парапланы лучше набирают высоту, потому что они легче? Нет, это не так. Способность набирать высоту зависит только от одного – от минимального снижения летательного аппарата. В этом отношении параплан и дельтаплан равны (у современных дельтапланов минимальная скорость снижения = 0,7 м/с, у хороших парапланов примерно столько же).

Бытует мнение, что у параплана меньше радиус спирали вследствие меньших полетных скоростей, и они способны обрабатывать более узкие потоки. Это неверно. К сожалению, многие парапланеристы очень плохо знают аэродинамику. И забывают, что радиус спирали зависит не только от скорости, но и от угла крена. Дельтаплану нужен больший крен, чтобы «вписаться» в радиус спирали параплана, но если на дельтаплане при таком угле крена скорость снижения такая же, как у параплана при меньшем крене, то скажите – в чем он будет проигрывать? Доказательством этого служат бесчисленные примеры, когда дельтаплан и параплан набирают в одном потоке «в противофазе» (друг напротив друга в спирали).

Так в чем преимущество параплана перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам – ни в чем. Параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. А планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих.

Что безопаснее?

Прежде всего, надо понимать, что безопасность зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, от того, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Другой вопрос, какой вид ЛА предоставляет больше возможностей и у какого больший диапазон допустимых метеоусловий. Тут явно лидирует дельтаплан.

В виду того, что у дельтаплана (который по своей конструкции больше похож на планер), в отличие от параплана (который конструктивно больше похож на парашют), жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены «внешним воздействиям среды». Кроме того, дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.

Парапланы имеют одни существенный недостаток — у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях сильной турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Вот только на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан.

Нельзя сказать, что с дельтапланами можно делать в воздухе все что угодно. В конце концов, имея должное упорство, дельтаплан можно просто сломать в воздухе. Но для этого требуются настолько «суровые» условия и термоядерная турбулентность, что парапланы не летают в такую погоду в принципе.

На чем проще и быстрее научиться?

Вопрос спорный. Первоначальный этап проще и быстрее на параплане, потому что он легче и его проще носить в горку при учебных полетах. Дальнейшее обучение проще и быстрее на дельтаплане, потому что дельтаплан, обладая большей стабильностью и предсказуемостью в воздухе, требует менее отточенного владения техникой пилотирования при полетах в более сложных условиях.

Субъективно, обучение на параплане кажется быстрее, потому что ученика практически сразу запускают с большой высоты, в то время как на дельтаплане высота наращивается постепенно, по мере закрепления моторных навыков и по мере привыкания к ней.

Ничего хорошо в подобном «экспресс-обучении» в парапланеризме нет. Даже если человек фактически может приземлиться живым, когда его в первый же день выпускают с самого верха горы, все равно за столь короткий общий срок обучения человек не может в полной мере осознать поведение крыла и окружающего воздуха и быть готовым к правильным действиям в нештатной ситуации. На наш взгляд, это очень рискованно.

И что еще хуже – сам новоиспеченный пилот не отдает себе отчет в том, насколько он мало знает и умеет, что очень быстро приводит его к физическим или моральным травмам, если рядом нет более опытных товарищей. Причина же столь малых сроков обучения банальна – деньги. Во многих парапланерных школах обучение поставлено «на поток» и каждый лишний день для школы только дополнительные расходы за ту же цену.

В дельтапланерном спорте обучение более «монументально». Сразу «выпихивать» ученика с самого верха никто не будет. Все происходит поэтапно по мере закрепления навыков. Как правило, обучение проходит в дельтапланерном клубе или школе и когда человек проходит первоначальный курс, он вступает в клуб и фактически продолжает свое совершенствование под присмотром инструкторов и более опытных товарищей.

Почему-то многие считают, что учиться летать на дельтаплане это суперсложно и длится это годами. Это неправда. Сроки первоначального обучения вполне сопоставимы со сроками в парапланерных школах – 10-15 летных дней, в то время как на параплане – 5-7 дней. А лишняя неделя в этом случае скорее полезна, чем вредна. Куда торопиться? Лучше поучиться немного дольше, но летать потом увереннее.

Обучение на дельтаплане физически сложнее, потому что дельтаплан весит больше (35 кг. дельтаплан, и 10 кг. параплан). Но, во-первых, этот период длится не так долго, чтобы брать в расчет в «глобальном» жизненном плане при выборе вида летательного аппарата, во-вторых, для физически слабых людей (к примеру, для очень слабых девушек) можно просто найти себе помощника для переноски дельтаплана на эти 10-15 дней.

Субъективные ощущения.

Мы можем только высказать наше мнение на этот счет, свои ощущения от полетов на дельтаплане и на параплане. Что нравится и не нравится в том и в другом. В любом случае – это субъективные ощущения.

Что нам действительно нравится в парапланеризме – это подход к популяризации параплана. К сожалению, дельтапланерные школы не обладают такими финансами и возможностями, чтобы так агрессивно рекламироваться. По большей части дельтапланерные клубы носят некоммерческий характер, и денег на «продвижение» этого спорта в массы у них просто нет.

Еще одним плюсом параплана, является, пожалуй, возможность выполнять более разнообразный и зрелищный пилотаж.

Параплан также легче и мобильнее. Его можно взвалить на плечи и поехать летать относительно «налегке». Дельтапланы тяжелее. Но, с другой стороны, нет никакой необходимости таскать дельтаплан на себе (только на этапе самого первоначального обучения, когда использование машины не имеет смысла), его можно положить сверху на крышу машины и завести на гору. Довольно забавно бывает наблюдать запыхавшихся парапланеристов, тянущих свои рюкзаки на гору, проезжая мимо на машине с дельтапланом на крыше. Невольно возникает недоумение – так что же в итоге легче – дельтаплан на крыше или параплан за спиной? Сейчас нам собратья парапланеристы начнут возражать, что и параплан можно запихать в машину, что они частенько и делают – согласны, что и требовалось доказать – разницы нет, возить на машине 10 кг. или 35 кг.

10 утерянных иллюзий парапланериста

Ниже приводятся ответы на наиболее частые вопросы парапланеристов о дельтапланах. Пусть товарищей парапланеристов не смущает некоторая доля стёба и иронии в ответах. В конце концов, мы все летаем в одном небе и друзья по крылу не зависимо от степени жесткости оного. Поэтому можем позволить себе немножко поиздеваться друг над другом 🙂

1. Парапланы лучше летают, потому что легче!
Учите аэродинамику. Вес крыла не влияет на летные характеристики. В таком случае планера вообще летать не могут, ибо весят в 20-30 раз больше дельтаплана.

2. Парапланы легче и мобильнее!
Положите параплан и дельтаплан на крышу автомобиля и почувствуйте разницу в весе и мобильности. Не чувствуете? Это потому что ее нет. Да, дельтаплан в автобус или маршрутку запихнуть проблематично (хотя возможно), но спрашивается, – зачем его туда пихать?

3. Парапланы безопаснее, потому что летают медленнее!
Скорость не враг, а друг. Она дает дополнительную динамику и дополнительные возможности в экстремальных ситуациях. К тому же лично нам не приятно висеть на одном месте сидя на «табуретке» и называть это полетом. И подобный «дефицит» маневренности намного опасней.

4. Дельтапланы сложнее на старте, надо долго бежать!
Хотелось бы это услышать от парапланериста, когда он будет снимать свой купол с кустов после попытки стартовать в сильный ветер. В штиль на дельтаплане нужно пробежаться, но лучше пробежаться в штиль, чем играть в «унесенные ветром» даже при несильном ветре.

5. Параплан может сесть на любую ограниченную площадку!
У дельтапланеристов есть такая штука – называется тормозной парашют. При ее использовании глиссада самого «навороченного» дельтаплана практически равна глиссаде параплана, и можно сесть даже на очень ограниченную площадку.

6. Дельтаплан может сломаться в воздухе!
Может. Но это очень редкие случаи и при этом дельтаплан ничем не отличается от порванного в воздухе параплана – оба падают вниз и нужно кидать «запаски». Только вот парапланы еще умеют складываться и падать целыми.

7. Дельтапланеристы долго собирают свои аппараты. Я вон пришел на старт и полетел.
Мы собираем свои аппараты за 15 минут. А если кто-то и собирает их долго, то только потому, что в данный момент никуда не торопится.

8. Да на вас смотреть страшно, страшные конструкции и «ободранные» пилоты.
То, что обычно видят (хотят видеть) – это не более чем учебные аппараты на этапе первоначального обучения. Почему-то никто не хочет замечать современные высокотехнологичные летающие машины. Но это не удивительно, потому как современные дельтапланы с современными пилотами заметить сложно – они уходят из зоны видимости под облака настолько стремительно, что висящий на одном месте в динамике парапланерист их не замечает, но замечает учебные аппараты на склоне внизу под собой.

9. Дельтапланерный спорт дороже парапланерного!
Это наверно шутка такая. Во всяком случае, если посмотреть на разодетых в модные красивенькие комбезы парапланеристов, с модными приборами, на дорогущих куполах и в дорогущих аэродинамикоподобных подвесках, создается ощущение, что они очень богатые люди, раз платят деньги за часто бессмысленные для них вещи ;-). Ну а если серьезно, то дельтапланерный спорт не дороже парапланерного. Стоимость дельтапланов варьируется от 400 до 4000 евро. С парапланами то же самое. Накладные расходы на полеты совершенно одинаковы и зависят, прежде всего, от того, где, как и на чем летать. А когда парапланеристы ездят просто полетать на выходные куда-нибудь в Индию, то возникает ощущение, что пилотам Российской сборной, которые с трудом и боем пробивают себе зарубежные соревнования, еще расти и расти в плане благосостояния до «простых» отечественных парапланеристов.

10. Дельтапланеризм вымирает!
Ерунда. Нам, аффторам сего трактата, 26 и 23 года. Большинство наших друзей-дельтапланеристов не старше 30. Замучаетесь ждать, когда же мы, наконец, вымрем :-). А пока что наше число медленно, но неуклонно растет. В спорт приходят молодые ребята, которые достаточно умны, чтобы понять, что дельтапланерный спорт, как и планерный, никогда не вымрет. Просто он был и остается элитарным видом спорта, а причина его сравнительной малочисленности – отсутствие информации о нем в массах (а иногда просто дезинформация от элементарной неграмотности, люди даже не знают, как правильно пишется слово «дельтаплан».

Философское послесловие

Конечно, вы можете сказать, что мы дельтапланеристы, поэтому «хвалим свое болото». Но не стоит забывать, что мы также летаем и на парапланах. И задайтесь вопросом – почему мы предпочитаем летать на дельтаплане, умея и то, и другое. Еще спросите, как много парапланеристов умеют летать на дельтаплане – я думаю единицы, а вот 50% дельтапланеристов умеют летать также и на параплане, но делают это очень неохотно. Для того чтобы рассуждать об обоих видах летательных аппаратов, нужно иметь представление и о том, и о другом. Спросите у своего инструктора-парапланериста, умеет ли он летать на дельтаплане, прежде чем выслушать все что он будет говорить про то, чего не знает, только ради того, чтобы удержать вас от полетов на дельтаплане. Хотя умный инструктор этого делать не будет.

Мы не хотим в чем-то ущемить параплан, наоборот, часто восхищаемся мужеству и мастерству этих людей, которые чтобы достичь того, что так просто дается нам, вынуждены проходить суровую школу выживания.

Ну и еще немножко эмоций. Что бы и как бы не говорили адепты парапланеризма, каких бы немыслимых усовершенствований парапланов они бы не обещали, ну не хотим мы летать сидя или вперед ногами. Это не естественно. Птицы летают вперед головой, широко расставив крылья. Параплан не похож на птицу, он скорее похож на новомодный парашют.

Бессмысленно спорить что лучше. Потому что это разные вещи. Когда мы хотим летать «всерьез», далеко и быстро, мы летаем на дельтаплане. Когда хотим просто повисеть и освежиться в вечернем бризе у склона в спокойную мягкую погоду – летаем на параплане. Мы не призываем делать выбор. Наоборот, призываем расширить свои горизонты и уметь летать и на параплане, и на дельтаплане, и даже на планере.

Источник: deltaplanerizm.ru

Параплан, обучение, дельтаплан, безопасность, аэродинамика

www.southparkour.ru

Что такое параплан и с чем его едят (и чем запивают) |

Параплан – это такой наркотик. Кто-то пробует один раз и говорит: «не, меня не прет». А кто-то решает попробовать второй и третий… и, незаметно, втягивается в это дело. Чтобы в один прекрасный день осознать свою парапланозависимость. Начинаются ломки в нелетную погоду, навязчивое желание встать пораньше утром (даже если ты сова) и поехать на гору/поле за новой дозой, разговоры – все только о нем, о новом наркотике, да и друзья твои, через некоторое время становятся наркоманами… Что же это за наркотик?

Ингредиенты у него необычные:

1. разноцветная, приличного размера, тряпочка

Тряпочка шьется из специальной ткани (гельвенор, скайтекс). У параплана есть верхняя обшивка и нижняя. Между ними – нервюры, они придают крылу некоторый профиль.

2. много-много длинных веревок

Веревочки тоже специальные. Это парапланерные стропы. Именно с их помощью крыло соединяется с пилотом.

3. кресло с карабинами

Это подвесная система, в которой пилоту удобно сидеть в долгом полете. Подвеска снабжена протектором, который, при неудачной посадке примет большую часть энергии удара на себя.

Меня часто просят рассказать, что такое параплан. И, как бы подробно не была раскрыта эта тема, дурацкие вопросы были, есть и будут. В связи с этим – небольшой ФАК.

1. Параплан, это как парашют, да?

Нет, параплан предназначен для того, чтобы летать, а парашют – для того, чтобы не очень быстро падать. Параплан – это управляемый летательный аппарат, на нем можно летать далеко, долго и высоко. Парашют же предназначен просто для безопасного спуска сверху вниз, в то время как на параплане можно набирать высоту.

2. На какой высоте летают на параплане?

На такой, на которую хватит умения забраться. Но выше 4000-5000м абсолютной высоты необходимо иметь кислородное оборудование.

3. Как долго можно летать на параплане?

Если хватает умения находить восходящие потоки и парить в них, то пока не надоест. Вполне возможно 4-5 часов и более. Если умения не хватает, или если в силу погодных условий, потоков нет, то поменьше, конечно.

4. Какие ограничения для тех, кто хочет летать?

Обязательно должны быть: две руки, две ноги и мозги в голове. Возрастной ценз – от 16 и старше. Летают даже пенсионеры.

5. Где можно спрыгнуть с парапланом?

С парапланом не прыгают (парапланеризм – не баскетбол, а параплан – не мячик). На параплане летают. Летать можно с горы или с лебедки (буксировочный комплекс, позволяющий стартовать с плоского рельефа). Попробовать полет в Красноярске можно в парапланерной школе Вектор. Там Вам предложат полет в тандеме (двухместный параплан) с инструктором. Если захочется летать самостоятельно, курс обучения можно пройти здесь же.

6. Насколько опасно летать на параплане?

Параплан считается экстремальным видом спорта. Отсюда – соответствующие риски. Если подходить к полетам с головой, и пройти обучение у грамотных инструкторов, то риск какого-либо происшествия не выше чем у автомобилиста на дороге. Даже, в некотором случае ниже (в небе места больше, чем на дорогах J)

7. Если есть еще вопросы – спрашивайте [email protected]

vector.paraplanoff.net

На чём летать безопаснее — на дельтаплане или на параплане?


Стремление сравнивать параплан и дельтаплан совршенно естественно именно потому, что они слишком разные, но обладают похожими возможностями.

Научить физически подготовленного новичка разгонять дельтаплан на старте ничуть не сложнее, чем научить его грамотно поднимать купол параплана. При начальном обучении спрогнозировать, в какой момент новичёк сломает руку, ничего не стоит, а равно как и принять исключающие это меры. Ведь мало кому в голову приходит проводить обучение на параплане в роторе или в жёсткую термичку. Почему-же тогда не предположить, что и не все дельтапланерные инструктора игнорируют элементы пассивной безопасности при обучении?

Например большие колёса на трапеции и мягкие стойки. И элементы активной безопасности в виде заранее выработанных у новичков элементов самостраховки. Значит, если соблюдать элементарные правила, и на этом этапе можно поставить знак равенства.

Да, земля твёрдая и неизбежная встреча с ней всегда несёт потенциальную опасность. А если кто-то считает, что параплан здесь безопаснее по причине малой скорсти, пусть вспомнит, какая скорость самого парапланериста при ошибке у земли. И то, что дельтаплан тоже может гасить посадочную скорость до нуля. И опять знак равенства.

А вот где нельзя поставить знак равенства, так это в полёте. Если конечно исходить из принципа, что опасно всё то, что непредсказуемо. Непредсказуемо поведение купола параплана в очень возможных турбулентных условиях. Точнее то, как долго придётся падать пилоту, перед тем как он сумеет скомпенсировать сложение или ввести в действие «запаску».

Во Франции есть замечательное по своей термичности место, которое дельтапланеристы признают своей «Меккой». Так вот именно там парапланеристы предпочитают не летать, так как часто дуют слишком сильные для параплана ветра, сопровождаемые сильной турбулентностью и потоками, при полном сложении в которых параплан всё равно будет подниматься. Называется оно Laragne.

В итоге — выходит, что парапланерный спорт потенциально опаснее дельтапланерного, поскольку таит в себе элемент непредсказуемости. Дельтаплан стабилен, предсказуем, и, следовательно, более безопасен. Даже чем езда на велосипеде, так как велосипедист в большинстве случаев не в состоянии предотвратить непреднамеренный наезд автомобиля. Которые, если верить статистике, встречаются несколько чаще, чем «непреднамеренно» пролетающие мимо дельтаплана «Боинги».

Дельтапланерист — человек разумный и, в подавляющем большинстве случаев, в состоянии предсказать нежелательное развитие событий и вовремя принять исключающие их меры.
Но, в то же время, дельтапланеризм, как и парапланеризм, открывает потрясающие возможности для людей со стремлением к реализации паталогического влечения к суициду.

Для уменьшения вероятности работы инструкторов с такими личностями существует как минимум два барьера, при преодолении которого можно приступать к теоретическим занятиям. Это психологический тест через интернет и тест на адекватность при совместном полёте с инструктором на тандемном аппарате. Это не дает полной гарантии безопасности при обучении, но является необходимой её составляющей. Не дает гарантии так же пристальное наблюдение за новичком на полётах с целью выявления вышеуказанных наклонностей, но дает право инструктору насторожиться при неадекватной реакции на любую банальность.

 

Владимр Леуськов

sportguide.kiev.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *