Советы тренера

Новоспасский монастырь в москве адрес – Новоспасский монастырь в Москве. История, описание, фото, адрес, как проехать

Новоспасский монастырь в Москве — информация для туристов, фото и история

Фото Новоспасского монастыря

Как добраться, расписание богослужений и официальный сайт Новоспасского монастыря

Новоспасский монастырь в Москве расположен в юго-восточной части столицы, за Таганкой, на левом возвышенном берегу Москвы-реки. Обитель служила крепостью и защищала город от набегов врагов из Польши и Литвы, а также татар.

 

Новоспасский монастырь в Москве – из истории

Новоспасский монастырь в Москве, посвященный Спасителю, стал первой иноческой обителью столицы. Он был основан в 13 веке князем Даниилом на небольшом холмe в месте слияния реки Худенец с Москвой-рекой, там где сегодня находится Даниловская обитель. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасскую обитель в Кремль. Во время нашествия татарского хана Тахтомыша она была разграблена и сожжена, а ее настоятель архим. Симеон был убит.  В конце 15 века обитель была переведена на Крутицкий холм, в Васильевский стан на берег Москвы-реки. По своему новому местоположению обитель получила название Спаса на Новом, то есть Новоспасский монастырь. На старом же месте в Кремле оставлен Преображенский храм, известный так же под именем Спаса на Бору. При Иоанне Грозном обитель стала важнейшим оборонительным пунктом, отражающим нападения врагов на город. Во времена царя Михаила Федоровича Романова с 1640 по 1642 годы в обители деревянная ограда была заменена каменной с бойницами. Строятся жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери — родовой святыни бояр Романовых. Сооружается шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович начал строить Преображенский собор и Покровский храм.  В 1647 году сюда был принесен чудесный нерукотворный образ Христа Спасителя, которому стали преклоняться цари. Образ исчез с приходом большевиков. В 17-ом веке здесь были заточены преступники и еретики. К последним был причислен и  преподобный Дионисий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры, которого в обители морили голодом и дымом. С почтением относился к обители Петр Первый. Хотя в то время  шла война со Швецией и лишние колокола были перелиты в пушки, для Спасской обители был вылит большой колокол. Царь Феодор Алексеевич раздавал здесь милостыню. Посещали обитель царевна София и Иоанн Алексеевич. После Петровских времен обитель приходит в упадок. Пострадала она от московских пожаров, а при Екатерине II лишилась своих поместий. Во время войны с Наполеоном была разрушена. Солдаты хотели взорвать ее, но чудом ей удалось уцелеть.

В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества обители и Новоспасский монастырь в Москве стал образцом для других обителей. В начале 20 века это был центр религиозно-нравстенного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости. По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены.

В 1918 году обитель была закрыта. Ее территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть  некрополя. В храмах разместились архив НКВД  Московской области, склады и овощехранилище. В планах было взорвать обитель.  Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов. 4 декабря 1990 года обитель была возвращена Патриархии. Обитель стала восстанавливаться.

 

Храмы Новоспасского монастыря в Москве

Первоначально храм и другие строения были деревянными.
 В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем  был разобран до основания.  В 1645-1647 гг. над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я.К. Черкасского в северо-западной части обители возвели больничную Никольскую церковь. На входе в обитель мы видим монастырскую колокольню, строительство которой началось в 1759 году при императрице Елизавете Петровне. Ее высота всего на три метра меньше колокольни Ивана Великого. Архитектором строительства является Иван Жеребцов. В первом ее ярусе находятся  парадные входные ворота. Во втором ярусе —  храм Преподобного Сергия Радонежского.

Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673-1675 гг. Храм освящали 3 раза. Впервые – по завершению строительства – в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз – в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на месте церкви начала XVII века по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В.И. Баженова. Знаменская церковь стала усыпальницей графов Шереметевых. В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева. В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых – преподобного Романа Сладкопевца.

 

Захоронения Новоспасского монастыря в Москве

Почти со времени своего основания обитель становится местом погребения представителей знатных боярских родов, преимущественно Романовых. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Здесь погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин и его сыновья.  Мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова) также нашла здесь покой. В стенах обители похоронены 4 родных брата Патриарха Филарета. Трое из них, пострадавшие при Годунове, скончались в ссылке и были перезахоронены в обители. Здесь также похоронен их отец Никита Романович Юрьев и дочь Михаила Феодоровича, а также другие представители этого рода. Последним здесь был похоронен великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, сын Императора-освободителя Александра II и дядя императора Николая II. Он погиб в 1905 году от рук террориста Ивана Каляева. Останки князя были торжественно перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 году из Кремля. И здесь установлен ему памятный крест, созданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова.

После Октябрьской революции усыпальница была разорена. Восстановили ее в конце 20 века. Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, совершали «царские выходы» в обитель, чтобы поклониться отеческим гробам.

 

Новоспасский монастырь в Москве – информация для туристов

Сейчас Новоспасский монастырь в Москве – это мужской ставропигиальный монастырь. Является действующим с 1991 года. В последние годы в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы. Благоустраивается территория. Возобновляются богослужения в храмах обители.

 

Богослужения в Новоспасском монастыре в Москве

Сегодня в обители действуют три храма, два из которых – Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца были освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно в них совершается уставное богослужение. Полунощница в 7 час., Литургия в 8 час.; вечерня и утреня в 17 час., по воскресным и праздничным дням — Литургия в 9 час., накануне всенощное бдение. Новоспасский монастырь в Москве в воскресные и праздничные дни собирает многочисленных прихожан и паломников, полюбивших обитель и ее святыни.

www.msk-guide.ru

Святыни монастыря

Подробности
Категория: Святыни монастыря

Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (Пантанасса)

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица (Пантанасса)», находится на Святой Горе Афон в Греции. Она пребывает в Ватопедском монастыре, в соборном храме обители, слева от царских врат. Время ее написания относится к ХVII веку.

Древнее монастырское предание гласит, что однажды к иконе подошел некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам в том, что вел греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния.

Икона Преблагословенной Владычицы, получившая наименование «Всецарица», глубоко почитается на Святой Горе и далеко за ее пределами. Этот образ прославился многочисленными чудесами исцелений от мучительного и смертоносного недуга, получившего необычайное распространение в современном мире, – онкологических заболеваний.

Чтимый список с древней чудотворной иконы, специально изготовленный в Ватопедском монастыре и привезенный в Россию, находится в московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Перед этим образом в обители ежедневно совершаются молебные пения, а в воскресные дни служатся молебны с водоосвящением.

Божия Матерь являет Свою неизреченную милость и подает исцеление всем, кто с верой и любовью обращается к Ней в молитве пред Ее прославленным образом.

Празднование совершается 31 (18 по ст. ст.) августа.

Тропарь, глас 4

Образом радостотворным честныя Всецарицы, / желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице; / избави от обстояний к Тебе прибегающих; / от всякия напасти огради стадо Твое, // к заступлению Твоему взывающее присно.

Молитва первая

О Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси. Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва вторая

О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонскаго в Россию принесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютые скорби превознемогают, тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушных утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о Всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную Нераздельную Троицу, Отца, Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

 

Икона Нерукотворного Образа Спасителя 


 

Чудотворный Нерукотворный образ Спасителя, находившийся в Новоспасском монастыре, составляя главную его святыню, являлся, вместе с тем, всероссийским церковным сокровищем, глубоко почитаемым православным русским народом.

Первое чудо, положившее начало всероссийского прославления святой иконы Спасителя, было явлен от нее 12 июля 1645 года в городе Хлынове (Вятке) в церкви Всемилостивого Спаса. Исторические церковные документы удостоверяют, что житель города Петр Палкин, страдавший в течение трех лет полной слепотой, после молитвы перед иконой Спасителя получил исцеление и прозрел. После этого дивные чудеса от образа стали совершаться один за другим, и слава о чудотворном образе быстро распространилась во всей Русской Земле. Услышав о необыкновенных чудесах от иконы, царствовавший тогда благочестивый государь Алексей Михайлович по совету архимандрита Никона, впоследствии Патриарха, бывшего настоятелем Новоспасского монастыря, решил перенести икону в первопрестольную Москву. Во исполнение царской воли, с благословения Патриарха Иосифа, за святой иконой в город Хлынов было отправлено посольство во главе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Пафнутием.

14 января 1647 года буквально вся Москва вышла навстречу Нерукотворному образу Спасителя. Встреча происходила у Яузских ворот. Как только икона стала видима народу, раздался звон во всех московских церквах, все опустились на колени, начался благодарственный молебен. По окончании молебна чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до того времени Фроловскими, повелено было впредь именовать Спасскими. Кроме того, последовал царский указ о том, чтобы все при проходе и проезде через ворота снимали шапки.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спас-Преображенского собора в Новоспасском монастыре. Как только был назначен день освящения собора, 19 сентября 1647 года, икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом.

В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Бунт был подавлен, и по царскому повелению образ был украшен позлащенной ризой, усыпанной бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом.

13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали вокруг пожарища. На глазах у всех огонь как бы невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону. Вскоре ветер утих и пожар прекратился. С тех пор образ стали выносить для служения молебнов на дому. Во время холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, многие больные получали от иконы чудесную помощь.

В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году. В летнее время образ находился в Спасо-Преображенском соборе, а зимой переносился в Покровский храм; в Никольском и Екатерининском храмах монастыря имелись точные копии с чудотворного образа.

Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение святого образа неизвестно. В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он пребывает в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора – там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» — сказано было на VI Вселенском Соборе.

Празднование совершается 
16/29 августа.

Тропарь, глас 2 

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир. 

Молитва 

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. 
Аминь.

 

 

 

Пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского 

История эта началась в Болгарии. До крушения советской системы оставалось девять неполных лет. В 1981 году священник Димитр Нончев Амбарев был восстановлен в иерейском служении, прерванном на два года органами госбезопасности, и получил назначение в храм Святых Кирилла и Мефодия, расположенный в селе Устина в 13 километрах от города Пловдива. То, что открылось здесь, он счел нужным по прошествии двадцати лет зафиксировать письменно в «Клятвенной декларации», которую 4 июля 2003 года заверил софийский нотариус Евгений Петров.

Как узнал новый настоятель, здесь, на устинском приходе до своей смерти в 1961 году служил белогвардейский полковой священник протоиерей Патапий Иванов Лизлов, уроженец Вильнюса, «бывший полковник Уланского полка Его Императорского Величества».

«В 1981 году, – сообщает отец Димитр, – я начал ремонтировать храм и прилежащий к нему священнический дом, где во время чистки, в одном мрачном и сыром подвале я обнаружил кучу одежды и священнические облачения, почти прогнившие, покрытые плесенью и негодные к употреблению. Среди них я нашел металлический плоский ящик размером 40/40 сантиметров, завернутый в лохмотья. Когда я открыл ящик, я заметил, что он серебряный и в нем находится старинный антиминс с пришитыми снизу мощами. Это заставило меня и тех, кто помогал мне, отнестись с большим вниманием к лохмотьям, которые мы хотели сжечь в яме в лесу.

Когда мы еще раз осмотрели лохмотья, наше внимание привлек черный бархатный, вышитый золотыми нитями пояс, часть одежды, которую, как засвидетельствовали помогавшие мне христиане, священник-протоиерей Патапий Лизлов носил вокруг себя на белом подряснике.

Ввиду того, что на антиминсе я нашел пришитые к нему святые мощи, я со смирением более внимательно пересмотрел прогнивший и покрытый плесенью от сырости пояс. Выяснилось, что в одном конце находилась пришитая к нему записка. Без особых затруднений мы вытащили записку, многократно свернутую в трубку. После ее высыхания на солнце, при помощи пинцета, не без труда и без повреждений самой записки, нам удалось прочитать размазанный и почти исчезнувший текст, написанный фиолетовыми чернилами.

В тексте говорилось, что этот пояс принадлежал «святому старцу молитвеннику Йоану из Кронштадта» – так было написано в тексте, и передано отцу Патапию в 1904 году «старцем Йоаном» как молитвенное покровительство. Далее отец Патапий указывал на даты и географические места, где этот пояс помогал ему.

Я сохранил саму записку в храме, где во время большого ремонта храма она исчезла в суматохе. Сам пояс я передал моей жене, чтобы она почистила его, вырезала все прогнившие части и реставрировала (моя жена художник-реставратор кукольного театра города Пловдива). Я носил пояс в трудные для меня моменты и ощутил его благодатную силу. Я всегда считал, что он принадлежит тем, чьей помощью он пришел ко мне…»

В 1995 году отца Димитра несколько раз приглашали служить в софийском храме «русских белоэмигрантских социальных общежитий», находящемся на бульваре имени Царя Бориса III. Позже он установил контакт с руководством Союза русских белогвардейцев и их потомков в Болгарии и передал часть сохранившегося архива протоиерея Патапия.

6 мая 2003 года, в день Св. Георгия Победоносца, отец Димитр преподнес пояс потомкам Белого воинства в лице доктора Леонида Евгеньевича Ходкевича, чтобы «эта святыня стала благодатью всех русских в Болгарии и пролила на них, их дома и детей «молитвенный благослов» русского молитвенника и заступника перед Святым Божьим Престолом – Святого Йоана Кронштадтского».

Неисповедимы пути Господни… В сентябре 2007 года доктор Ходкевич находился на греческом острове Лемнос, где стараниями Попечительского совета Новоспасского мужского монастыря в 2004 году было найдено заброшенное кладбище – первое белоэмигрантское кладбище в Европе, где ныне создается мемориал. Тогда-то, увидев трепетное отношение к памяти русских людей, которые легли в эту каменистую землю в 1920-1921 годах, оценив объем проделанных работ, Леонид Евгеньевич и решил подарить бесценную реликвию Спасской обители.

Несколько месяцев ушло на согласования, и вот накануне Великого Поста, 8-го марта, когда христиане поминают Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, – на вечерней службе состоится торжественная передача святыни.

***

Что это был за человек, которому «Йоан из Кронштадта» подарил свой пояс? Информацию удалось собрать буквально по крупицам. Очевидно, правильное написание его фамилии через букву «ы» – Лызлов Патапий Иванович.

Родился он в прибалтийском городе Вильна (ныне Вильнюс), который являлся тогда административным центром управления Северо-Западного края, в священнической семье. Судя по архивам, в 1904 году на Евфросиньевском кладбище Вильны был погребен протоиерей Борис Лызлов – возможно, родной дядя нашего героя.

Среди выпускников Виленского духовного училища за 1902 год находим искомую фамилию – Лызлов Патапий, который вышел из этих стен по 2-му разряду. Как и при каких обстоятельствах получил он пояс, неизвестно. Но кое-что можно предположить. По аналогии. Однажды батюшка Иоанн Кронштадтский вымолил девочку – Надежду Войтову, умиравшую от тифа. Пояс свой он оставил ей «на исцеление». Не то же ли самое, быть может, произошло и с Патапием Лызловым?..

Однажды отца Иоанна пригласили в Петербурге к знатной женщине, которая никак не могла разрешиться от бремени. Когда пастырь прибыл в дом, светила науки разводили руками: поздно, плод умер во чреве. Неминуемы сепсис и смерть самой матери. Тогда священник попросил всех удалиться из комнаты, где тяжко стонала в горячем бреду роженица. Опустившись на колени, воздел руки к небу и стал просить Господа явить победу жизни над смертью. Молитва длилась полчаса. После чего отец Иоанн вышел с румянцем на щеках: «Богу было угодно воскресить младенца. Родился мальчик. Мать жива».

Да, молитва этого человека, призванного на служение в столице империи среди «крещеных язычников», имела огромную силу.

В своей записке отец Димитр называет Патапия Лызлова бывшим полковником Лейб-гвардии Уланского полка. Это, конечно, ошибка. Лызлов был полковым священником. Он, надо полагать, испытал многие тяготы гражданской войны, а в 1920 году оказался в вынужденной эмиграции.

Сохранив ядро своей армии, которая в ноябре 1920 года располагалась в Галлиполи (армейские части), на Лемносе (преимущественно казаки) и Бизерте (военный флот), русские организованно перебрались на Балканы. По имеющимся данным, в Болгарию прибыло 125 сенаторов и князей, 108 генералов, 47 профессоров, 171 писатель и журналист, 70 режиссеров и артистов, 25 художников – и десятки священников, в их числе Патапий Лызлов. Всего приблизительно тридцать пять тысяч человек.

К этому времени Болгария представляла собой печальное зрелище. Униженная и ограбленная, в том числе территориально, Нейсским договором 1919 года, без права на собственную регулярную армию и почти полностью изолированная дипломатически, она потеряла свои лидерские позиции среди балканских государств.

«Вследствие мощной репатриационной волны, созданной правительством Александра Стамболийского и СССР под покровительством Общества народов, – пишет исследовательница Цветана Кеосева, – около 11000 из них вернулись в Советскую Россию. Остальные – около 24000 человек – остались на постоянное жительство в Болгарии и создали свои эмигрантские организации и сеть русских школ. Государственная власть устраивала значительную часть эмигрантов на работу и создала специальный орган – Комитет русских беженцев, при помощи которого проводила политику помощи больным и нетрудоспособным русским и содержания русских школ в стране за счет болгарского государственного бюджета. В середине 30-х годов по примеру Чехословакии эта политика стала называться «русской акцией».

Известно, что до 1926 года отец Патапий проживал в городе Шумен (что означает «шуми густой лес»), где служил в храме РПЦЗ и одновременно, как законоучитель, преподавал в русской гимназии. Состоял членом Св.-Владимірского Православного Братства.

В последующий период он перешел под юрисдикцию Болгарской Православной Церкви – и, как написано о нем в биографическом справочнике проф. Антуана Нивьера, «дальнейших сведений не имеется». Ныне благодаря свидетельству отца Димитра этот пробел восполнен. Мы знаем, что протоиерей Патапий, который не расставался с поясом святого праведного Иоанна Кронштадтского, дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу в 1961 году. Вот и все, что пока известно об этом человеке.

В записке, которую держал в руках Димитр Нончев Амбарев, отец Патапий «указывал на даты и географические места, где этот пояс помогал ему». Наверняка они касались гражданской войны, эмиграции и событий Второй мировой. К сожалению, это бесценное свидетельство безвозвратно утеряно.

…С появлением на болгарской земле в сентябре 1944 года «Смерша» начались аресты наиболее видных представителей русской диаспоры. Были закрыты школы, больницы, мастерские и малые предприятия. Конфискация имущество ликвидированных эмигрантских организаций продолжалась вплоть до 1947 года.

Справка госбезопасности, датированная мартом 1946 года, информирует, что русское меньшинство «хорошо образовано», но придерживается исключительно «белогвардейской ориентации». Что эмигранты в значительной части являются «германофилами», «матерыми фашистами, которые в своем большинстве поддерживали оппозицию и реакцию». Эта тенденциозная, как отмечает Цветана Кеосева, и неточная справка, легла в основу работы сектора «Белогвардейцы» и сыграла важную роль в дальнейшей судьбе многих наших соотечественников.

Незадолго до вывода советских войск из Болгарии отдел «Д» подготовил справку о положении дел с «белогвардейским меньшинством». В документе указывалось, что оно, это меньшинство, «не создает никаких серьезных проблем», так как значительно «ослаблено» после проведенной «массовой чистки». Отдельные «белогвардейцы» однако представляют собой «замаскировавшихся англофилов».

Как бывший полковой священник, Патапий Лызлов, хотя и служивший в болгарской Церкви, вполне подходил под формат проводившейся чистки, но Господь хранил его по молитвам «Йоана из Кронштадта».

***

До настоящего времени широко известна общественности судьба только одного пояса, который находится в собрании Саратовского областного музея краеведения. Весной 2004 года на Волге проходила выставка «Добрый Пастырь», посвященная 110-летию посещения города Иоанном Кронштадтским, и главными раритетами экспозиции были ряса и пояс великого печальника земли Русской.

В свое время эти реликвии подарил священнику из Царицына племянник отца Иоанна – Иван Васильевич Фиделин, выполнявший обязанности его секретаря. На протяжении нескольких поколений они бережно сохранялись в этой семье, а в 1995 году поступили в музей от жительницы Саратова М.Г. Ершовой. Теперь же в России появляется еще одна святыня, связанная с великим угодником Божиим. Пройдя горнило гражданской войны, оказавшись в эмиграции, – она возвращается домой, чтобы быть доступной для молитвенного поклонения тысяч и тысяч верующих.

 

 

xn—-7sbbf5agftchdbghyfcaiu3qxa.xn--p1ai

иконы, святыни, фото, адрес ? Религия

Монастырь в честь Всемилостивого Спаса в XIII веке основал возле Серпуховской заставы князь Даниил Московский. Иван Калита впоследствии перенес монастырь на Боровицкий холм. Когда при Иване III началось каменное строительство в Кремле, монастырь перевели на его нынешнее место, Крутицкий холм. С той поры он стал называться Новоспасским монастырем. На прежнем месте, в пределах Кремля, остался Спасо-Преображенский собор, известный также как Спас на Бору.

По завещанию в монастыре перезахоронена московская старица инокиня Досифея. В миру она была известна как принцесса Августа, дочь императрицы Елизаветы Петровны. В усыпальнице погребен и великий князь Сергей Александрович, убитый террористом в 1905 году. Он стал последним представителем рода Романовых, нашедшим успокоение в монастырских пределах.

На принадлежащей монастырю территории воздвигнут памятный крест. Он воссоздан по проекту В.М. Васнецова и в точности повторяет тот крест, что был установлен в Кремле на месте гибели князя (в XX веке оригинальный крест был уничтожен).

На территории Новоспасского монастыря покоится прах старца Филарета, около полувека подвизавшегося в этой обители.

Настоятельный корпус монастыря построен Патриархом Филаретом в первой четверти XVII века. Каменные стены и башни монастыря возведены в том же веке.

Став архимандритом Новоспасским, патриарх Никон по царскому указу перенес в Новоспасский монастырь чудотворную икону Нерукотворного Образа Спасителя. На протяжении нескольких веков икона была главной святыней этой обители.

В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт, а некрополь уничтожен. В стенах монастыря расположился исправительно-трудовой лагерь, а в усыпальнице рода Романовых устроили женскую тюрьму. После закрытия храмов на их месте создали склады и тюремные бараки.

Монастырская община до 1926 года существовала при храме святителя Николая. Туда же была перенесена главная святыня обители. После закрытия храма Образ Спаса Нерукотворного был утерян.

В 1935 году монастырский комплекс стал частью сооружений, находившихся в ведении хозяйственного управления НКВД. В одном из храмов разместили архив, в другом – овощехранилище и склад конфиската. В одной из построек монастыря некоторое время располагался медицинский вытрезвитель. Большинство помещений переоборудовали под жилье.

С конца 60-х годов прошлого столетия в Новоспасском монастыре находился ВНИИ реставрации. Позже тут же оборудовали мебельную фабрику.

Русской православной церкви монастырь возвращен в декабре 1990 года. В марте 1991 года в воссозданной обители совершена первая литургия.

В состав архитектурного комплекса Новоспасского монастыря входят:

  • Спасо-Преображенский собор;
  • храм в честь преподобного Романа Сладкопевца;
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы;
  • храм Николая Чудотворца;
  • храм Сергия Радонежского.

В стенах монастыря хранится множество святынь. Здесь же расположены фамильные захоронения императорского дома Романовых. На территории Новоспасской обители действует пять храмов. Здесь есть издательство, воскресная школа. Одно из направлений деятельности общины – просвещение в области религии.

На территории монастыря разрешена фото- и видеосъемка.

Монастырь имеет в своем составе несколько подворий, расположенных в Московской и Калужской области.

Утреннее богослужение начинается в каждый будний день в 8 часов, вечернее – в 17 часов. По воскресным и праздничным дням здесь проводится литургия.

Адрес монастыря: 115172, г. Москва, Крестьянская пл., 10.

Монастырь является самой древней монашеской обителью столицы России. Свое название Новоспасский монастырь получил после переноса его с Боровицкого холма в нынешнее место.

После избрания на царство Михаила Романова в 1613 году и после перенесения столицы России в Санкт-Петербург императорский дом продолжил прежние традиции: императоров стали хоронить в Петропавловском соборе, а родственников царей – в фамильной усыпальнице Новоспасского монастыря. Все эти захоронения после Октябрьской революции были уничтожены. Восстановлена усыпальница была лишь в 90-е годы прошлого столетия. Теперь здесь расположился небольшой музей, где рассказывается об истории монашеской обители.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался годами. Каменные стены были возведены в XVII веке. В то время они имели не художественное, а стратегическое значение. Обитель была одной из крепостей, способной защитить Москву при нападении врага.

Чтобы попасть на территорию монастыря, требуется миновать ворота. Над ними возвышается колокольня, построенная в XVIII веке. Ее высота – 78 метров. На одной оси с колокольней находится Преображенский собор. Это главный монастырский храм, заложенный еще в XVII веке. Интерьер храма украшают росписи, символизирующие родословие дома Романовых. На паперти собора посетители могут увидеть изображения знаменитых философов античности: уникальный случай для православного собора. Своеобразие данной фрески состоит в том, что она выражает глубокую мысль: христианская мудрость всегда выше любой языческой мудрости, каких бы высот та ни достигла.

В Преображенском соборе собрано немало образов святых-мучеников, пророков, преподобных и праведных. Храм известен также своими изображениями на стенах. Они в большинстве своем датируются XVII веком. В центральной части храма – семиярусный иконостас, где изображены святые, Спаситель и Божья Матерь.

Преображенский собор был устроен по образу Успенского собора будущим Патриархом Никоном. Здесь совершали «царские выходы» в обитель все без исключения правители Руси, начиная с Михаила Романова. Царственные особы считали своим долгом поклониться отеческим гробам.

В стенах Новоспасского монастыря хранится немало святынь. Среди них есть и бесценные реликвии:

  • частица ризы Спасителя;
  • частица ризы Девы Марии;
  • щепка из креста, на котором распяли Иисуса;
  • частички мощей многих святых.

Для хранения святынь предусмотрен специальный ковчег. Во втором мощевике хранятся мощи святых Киево-Печерского монастыря. Среди святынь обители – пояс святого Иоанна Кронштадтского. Святыни, принадлежащие монастырю, привлекают тысячи паломников. Посетители православной обители могут приложиться здесь к святым мощам.

На территории обители находится копия креста, расположенного в пределах Кремля. Эта святыня посвящена убиенному террористом князю Сергею Александровичу Романову, бывшему губернатору Москвы. Он погиб в результате взрыва бомбы, брошенной эсером. Жена князя, обладая глубокой верой в силу исповеди, пришла в тюрьму к террористу и стала уговаривать его раскаяться в содеянном. Она дала слово, что будет ходатайствовать о его прощении. Но террорист не принял условий и пошел на казнь.

Имеются в монастыре и особо почитаемые иконы. Среди них – икона «Всецарица». Это точная копия с афонского образа. Она прославилась многочисленными исцелениями тех, кто молился о помощи с искренней верой.

Многих интересует, почему Новоспасский монастырь именуют ставропигиальным. Такое название получают православные обители, крест в алтаре которых водрузил сам Патриарх. Такие обители попадают под опеку канонического управления главы Русской православной церкви. Патриарх назначает в этих монастырях наместников: архимандрита или игуменью.

Ставропигиальные монастыри имеют ряд привилегий. К примеру, им предоставляется право самоуправления и получения определенной независимости. Из нескольких сотен православных комплексов на территории России только 25 обителей считаются ставропигиальными. Одна из обителей с этим особым статусом – Новоспасский мужской монастырь.

В Новоспасском монастыре царит атмосфера святости и неповторимый микроклимат. Здесь плодоносят абрикосовые деревья, а в саду произрастают цветы невероятной красоты. Верующие считают, что на этот православный комплекс снизошла милость Бога. Молитва о спасении, совершенная в обители, приобретает особое звучание. Служение Отечеству воспринимается здесь как продолжение вековых традиций предков. Многие из тех, кто посещал храмы монастыря, говорят о том, что испытали необъяснимую радость молитвенного присутствия.

www.kakprosto.ru

иконы, святыни, фото Адрес Новоспасского монастыря

Свободное время необходимо проводить с пользой для души и тела. Туризм — один из лучших вариантов отдыха и в то же время получения новых впечатлений и знаний. Если вы — житель Москвы или Московской области, значит, вы не ограничены в выборе достопримечательностей. Столица России — это целая панорама парков, скверов, музеев и, конечно же, храмов и монастырей. Издавна Первопрестольная славилась своими православными жемчужинами, за что и получила звание «златоглавой». Бесконечное число святых мест в столице заставляет паломников со всей страны приезжать сюда и восхищаться небывалыми красотами и богатой историей храмов и православных комплексов. Одним из таких христианских центров столицы является Новоспасский монастырь. В Москве он считается одним из самых посещаемых паломниками мест.

Почему монастырь называется ставропигиальным?

Данное название получают православные комплексы, в которых крест в алтаре водружается самим Патриархом. Такие монастыри находятся под опекой канонического управления или наблюдения Главы РПЦ. Патриархом назначаются наместники — архимандрит или игуменья. Такие монастыри имеют некоторые привилегии. Например, возможность самоуправления и получения независимости. На территории России из более чем 600 православных комплексов лишь 25 объектов удостоились звания ставропигиального. Поэтому Новоспасский мужской монастырь в Москве имеет особый статус.

История создания монастыря

Данный православный центр был основан святым князем Даниилом Московским целых 8 веков назад. Тогда монастырь располагался у Серпуховской заставы. Затем потомки князя перенесли священное место в Кремль, а впоследствии и на Крутицкий холм, где он и находится по настоящий день. После приобретения своего окончательного пристанища монастырь получил народное название — Спас на новом (месте), которое и укрепилось в качестве его официального наименования.

Во время правления династии Романовых Новоспасский монастырь стал вторым по величине после Успенского собора в Кремле. Царская семья основала в «Спасе на новом» семейный некрополь.

В годы революции все культовые объекты были закрыты, в том числе и Новоспасский монастырь в Москве. Царская усыпальница была уничтожена, на ее месте советская власть основала тюрьму для женщин. Позднее в монастыре разместили центр реставрации, а затем и мебельную фабрику.

Новоспасский монастырь был возрожден только к концу 20 века. Именно с этого момента в нем началась монашеская жизнь и ежедневная литургия.

Что есть на территории православного комплекса?

Новоспасский монастырь в Москве — это огромная территория, на которой расположены целых 19 объектов, из них 6 соборов, датируемых 17 веком, колокольня, несколько башен и часовен, братский корпус, хозяйский двор. Каждое из этих сооружений имеет свою особенную, неповторимую историю. Много тайн хранит в себе Новоспасский монастырь в Москве. Святыни, которыми славится православный комплекс, влекут тысячи паломников. Это и икона «Всецарица», почитаемая верующими как образ, исцеляющий от тяжелых недугов, и Спас Нерукотворный (19 век). Паломники также могут приложиться к святым мощам.

Режим работы монастыря и адрес

В главном храме ежедневно в 8 часов утра проводятся литургии, вечерня правится в 17 часов. В воскресные и праздничные дни в храме установлено следующее расписание: Литургия в 7 и 9 часов, а Всенощное бдение — в 5 часов вечера. Во все дни, кроме периода Великого Поста, в храме служат молебен перед иконой «Всецарица».

Добраться до монастыря можно 2 путями: через м. Пролетарская либо станцию Марксистская. В первом случае до самого комплекса нужно будет пройти 500 метров. От Марксисткой станции придется проехать около километра.

Виртуальная экскурсия

Зная несложный адрес, Новоспасский монастырь в Москве отыскать не составит труда. Итак, местоположение православного комплекса — Крестьянская пл., 10. От станции Пролетарская нужно идти в сторону Москва-реки. Перейдя дорогу через подземный переход, вы окажетесь у величественных стен монастыря. Его вход венчает икона Спаса Нерукотворного и свод правил поведения, установленных на территории объекта.

Шагнув в белый свод, посетители оказываются в благоговейной атмосфере монастыря, наполненной таинственностью и ощущением священности. Экскурсию лучше всего начать с колокольни, некогда построенной по инициативе патриарха Филарета. По своей высоте (около 80 м) она сравнима лишь с колокольней Ивана Великого (81 м). Оказавшись на самом верху сооружения, оглянитесь вокруг — перед вами открывается чудная, захватывающая дух панорама. Насладившись красотой окружающего мира с высоты птичьего полета, можно отправляться в Спасо-Преображенский собор.

Центр монастыря

Спасо-Преображенский собор является главным храмом данного православного комплекса. Именно здесь паломники могут помолиться иконе «Всецарица» о даровании здоровья своим родным и близким, имеющим онкологические заболевания. Священный образ Всецарицы украшают многочисленные дары тех людей, которые исцелились благодаря милости Пресвятой Девы Марии и Иисуса Христа. Именно так русский народ благодарит Всевышние силы за совершенное чудо. Образ Божьей Матери, как бесценное достояние храма, находится у самого входа.

Чудотворная икона Пресвятой Девы

Много святынь хранит в своих стенах Новоспасский монастырь в Москве. «Всецарица» — одна из главных его ценностей. Некогда написанная монахом на Афонской горе, икона стала целительным образом монастыря в конце 20 века. Перед Божьей Матерью ежедневно совершают молебны. «Всецарица» часто перевозится в Каширский онкологический центр для придания духовных сил людям, имеющим злокачественные опухоли.

Святыни Спасо-Преображенского собора

Храм также славится древними изображениями на стенах, датируемыми 17 веком. В их число входит фреска, посвященная генеалогическому древу царской династии. Не менее интересным и противоречивым кажется образ 10 древнегреческих ученых, изображенных у входа. Аллегоричность данной фрески состоит в том, что какую бы ценность не представляла собой языческая мудрость, христианское наследие всегда будет на много ступеней выше.

В центре храма находится семиярусный иконостас с изображениями святых, Божьей Матери и Христа Спасителя. И, как и в любой другой церкви, в Спасо-Преображенском соборе много образов святых-мучеников, праведных, преподобных и пророков (например, фреска Иоанна Предтечи). Все это действительно стоит того, чтобы посетить Новоспасский монастырь в Москве. Фото- и видеосъемка на территории разрешена.

Осматривая комплекс

На территории монастыря также находится копия того креста, который расположен на территории Кремля. Этот памятник культуры был посвящен Сергею Александровичу Романову — князю и губернатору Москвы конца 19 — начала 20 века. Он умер от взрыва бомбы, брошенной одним из террористов-эсеров. Жена Романова, Елизавета Федоровна, обладая глубокой верой в Бога и в силу исповеди, пришла в тюрьму к убийце и уговаривала его раскаяться в содеянном. В обмен на это княгиня дала слово походатайствовать о его помиловании и прощении. Но преступник, в силу своих радикальных убеждений, не стал этого делать, и был казнен.

Новоспасский монастырь в Москве обладает такой атмосферой священности и особым микроклиматом, что на его территории плодоносят абрикосовые деревья. Кажется, что вся Божья милость снизошла на православный комплекс, в саду которого произрастают цветы и растения удивительной красоты.

Храмы монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы располагается в закрытом пространстве монастыря, из-за чего посетители не сразу замечают эту церковь с центральной площади православного комплекса. Она примыкает северо-восточной стороной к Преображенскому собору. Храм Покрова Богородицы состоит из трех пределов, центральный из которых был воздвигнут в честь одноименно праздника. Правая часть церкви (придел) посвящена великомученице Варваре, а левая — Святому Дмитрию, митрополиту Ростовскому.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы обладает многими православными ценностями, такими как мощи, фрески, иконы. Новоспасский монастырь в Москве также имеет в своем составе такие соборы, как Храм Сергия Радонежского, Иконы Божьей Матери «Знамение», Николая Чудотворца.

Комплекс обязательно стоит посетить — как глубоко верующим, так и тем, кто только открывает в своей жизни первую страницу православия.

nlo-mir.ru

Общая информация

Подробности

Категория: Паломникам


Экскурсионная служба «Новоспасский паломник» оставляет за собой право изменять порядок и время проведения экскурсий

 

   

ЗАПИСАТЬСЯ НА ЭКСКУРСИЮ

ЭКСКУРСИОННАЯ СЛУЖБА «НОВОСПАССКИЙ ПАЛОМНИК» ПРЕДЛАГАЕТ

Пешеходные и автобусные экскурсии по монастырям и историческим местам Москвы и Подмосковья.

Паломнические поездки по святым местам России.

Обзорная экскурсия по Новоспасскому монастырю 

продолжительность 1,5 часа

Погрузиться в атмосферу Древней Руси можно, переступив порог этой древнейшей московской обители. Пять веков созидался архитектурный ансамбль монастыря и дошел до нас в своем подлинном виде.

Пятиглавый Спасо-Преображенский собор был возведен тщанием первых русских царей из Дома Романовых в 1645-1648 гг., а расписан лучшими московскими и костромскими иконописцами. Они донесли до нас в красочных образах великий смысл православной веры и значение России как ее надежной защитницы.

В подклети собора, под его алтарем, была устроена Усыпальница бояр Романовых, где еще с конца XV века погребались предки славного рода. Сюда, к гробам царских пресветлых родителей приезжали на поклонение почти все Российские Государи, и потому монастырь с XVII века стал величаться «царскою комнатною великою первостепенною обителью».

Будучи издревле местом Великокняжеского, а затем Царского богомолья, Ново-Спасский монастырь по праву считается духовной колыбелью Российского самодержавия.

Из настоятелей монастыря вышли выдающиеся архипастыри – Всероссийские патриархи Иов, Никон, Питирим, митрополит Московский Филарет (Дроздов) и многие другие. Все они завещали хранить веру православную, землю русскую и власть единодержавную, создававшую великую Россию.

Обозрев многочисленные монастырские храмы и постройки XVII – нач. XX веков и ознакомившись с археологическими находками в церковном музее, паломники почувствуют сопричастность с прошлым своего народа, оценят величие и красоту наследия наших благочестивых предков, помолятся перед святынями Ново-Спасской обители, среди которых:

Смоленская икона Божией Матери — Путеводительница (XVIв.), вклад в монастырь инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича;

Чудотворная икона Матери Божией Всецарица, помогающая при тяжелых онкологических заболеваниях;

— Пояс св.праведного Иоанна Кронштадского;

— Иконы и ковчежцы с частицами мощей святых угодников Божиих.

Тайны Новоспасского монастыря

Продолжительность 2 ч.

Это взгляд на монастырь с необычной точки зрения. Мы станем как бы соучастниками некоторых страниц его исторической летописи и почувствуем себя защитниками Отечества, поднявшись на высоту монастырских стен, откуда в XVI и XVII веках отбивали набеги крымских ханов и польско-литовских интервентов. Узнаем о тайнах, которые хранят стены древнего Спасо-Преображенского собора. Побываем внутри больничного Никольского храма и одного из самых необычных храмов-усыпальниц во имя иконы Знамения Божией Матери, где узнаем историю жизни и смерти первых мучеников из рода Романовых. Поклонимся гробнице таинственной затворницы Иоанновского монастыря, завещавшей похоронить себя в Ново-Спасской обители. И узнаем о чудесном обретении останков Великого Князя Сергея Александровича спустя 90 лет после его гибели в 1905 году от бомбы террориста.

Информация по телефону (495)676-77-13; 8(925)057-78-50

ежедневно с 10:00 до 17:30

e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрес: Москва, Крестьянская площадь, дом 10 (станция метро Пролетарская)

ЗАПИСАТЬСЯ НА ЭКСКУРСИЮ

xn—-7sbbf5agftchdbghyfcaiu3qxa.xn--p1ai

Новоспасский монастырь — Москва, Московская область

Новоспасский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в Москве за Таганкой, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки. Известен своей тесной связью с родом Романовых. Архитектурный ансамбль сформировался в XVII—XVIII веках. Современный адрес: Крестьянская площадь, 10.

История

Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при великом князе Иване Калите.

Первый каменный собор Спаса Преображения построен был в 1494 году. Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти рода Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон.

Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Памятники монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря. В 1925 году территорию монастыря занимал Второй женский исправдом. Монастырское кладбище снесено в 1927—1930 гг.

С 1935 г. территорией монастыря ведало хозяйственное управление НКВД. Все монастырские постройки были переобрудованы для хозяйственных нужд или под жильё. Выселение жильцов началось в 1960 году. В 1968 году было принято решение организовать на базе монастыря «музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР».

Восстановительные работы затянулись на многие годы. В соборе планировалось открыть Музей истории реставрации. Большой реставрационный центр на территории монастыря существовал с 1985 до конца 1990 года, когда решено было вернуть монастырь московской патриархии.

Современность

Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. В июле того же года создан мужской хор Новоспасского монастыря.

В 1995 году сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича, убитого за 90 лет до этого террористом Иваном Каляевым. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова, — точная копия памятника, существовавшего в Кремле.

В феврале 2014 года патриарх Кирилл освятил 16-тонный «Романовский» колокол, который был отлит взамен уничтоженного в XX веке исторического колокола.

5 февраля 2015 года в монастырь были принесены из Греции мощи святого великомученика Димитрия Солунского — нетленная десница. Принесение ковчега с мощами святого посвящено 70-летию победы над фашизмом: на Руси память святого Димитрия Солунского с древнейших времён связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Инцидент с прилегающей территорией

18 апреля 2013 года журналистка газеты «Московский комсомолец» Ева Меркачева сообщила, что в Синодальный отдел Московской патриархии поступило обращение прихожан, что на территории ставропигиального монастыря действуют автостоянка, шиномонтаж и автоломбард.

24 апреля прихожане и насельники монастыря выступили с официальным обращением к редакции газеты, где отметили, что «Всё содержание статьи составляют упрёки и инсинуации в адрес обители», что «представляется странным и то, что журналист „МК“ Е. Меркачева не подала официального письменного запроса (как это было сделано в другие инстанции) наместнику монастыря для того, чтобы получить те или иные разъяснения». Касаясь инцидента, авторы обращения заявили:

Сегодня, милостью Божией, часть монастырской земли, расположенной в непосредственной близости к обители, возвращена её законному владельцу. Арбитражный суд г. Москвы вынес решение в пользу Церкви и земля, где много лет существует стоянка автотранспорта, передана Новоспасской обители. Что же зазорного в том, что те, кто ставит свои машины на монастырской земле, вносят свою посильную лепту на благоукрашение обители и её реставрацию? Такие пожертвования позволяют монастырю вести социальную, благотворительную и просветительскую деятельность, которая является долгом каждого христианина. Не так важно, чинят ли там машины или оформляют документы — лишь бы этот труд был честен перед Богом. Результат этого труда — благолепие нашей обители, её готовность принять молящихся в простоте и порядке. И уже конечно, все это не означает, что монастырь занимается коммерцией.

Архитектурный ансамбль

Основные здания и сооружения Новоспасского монастыря:

  • Огромный для своего времени шестистолпный Преображенский собор; строился в 1645—1649 гг. иждивением царя Михаила Феодоровича; для росписи из Костромы был приглашён Гурий Никитин.
  • Покровская церковь с трапезной (1670-е годы)
  • Стены и башни монастыря 1640—1642 гг. постройки.
  • Братские кельи с Никольской церковью.
  • Настоятельские палаты рубежа XVII и XVIII вв.
  • Колокольня высотой 78 метров, одна из самых высоких в дореволюционной Москве, построена в 1759—1785 гг. на месте древней звонницы, устроенной в 1622 году патриархом Филаретом.

Во время сильнейшего урагана и грозы в 1957 году молния попала в верхнюю часть купола и наполовину разрушила его. В таком состоянии он простоял до реставрации 1980-90х годов.

  • Знаменская церковь (1791—1795 гг., архитектор Е. Назаров).

Некрополь

См. также: Категория:Похороненные в Новоспасском монастыре

В подклете Спасо-Преображенского собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых, их родственники князья Ситцкие, а также Черкасские, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие и другие представители высшей знати допетровского времени. Шедевром мемориальной скульптуры считался памятник на могиле В. Д. Новосильцева, выполненный по проекту В. И. Демут-Малиновского.

Стоящая рядом Знаменская церковь — родовая усыпальница графов Шереметевых, князей Куракиных и Лобановых-Ростовских. В 1742 г. в подклете ранее стоявшего на этом месте храма в присутствии императрицы Елизаветы был захоронен государственный канцлер А. М. Черкасский.

В пределах монастырских стен в XVIII-XIX веках сформировался некрополь с большим числом аристократических захоронений. Здесь были похоронены художник Ф. А. Рокотов, городской голова Н. А. Алексеев, историк П. П. Бекетов, театрал И. А. Гагарин, декабрист П. П. Титов.

Исторический интерес представляла могила иерея Петра Веньяминова, который не выдал сокровища монастыря солдатам наполеоновской армии и был убит французами. На его надгробии была выбита эпитафия: «Здесь скромно погребён служитель алтаря, герой, вкусивший смерть — за веру, за царя». Встречаются также утверждения, что именно на территории Новоспасского монастыря нашла последнее пристанище инокиня Досифея, бывшая княжна Тараканова.

В конце 1920-х годов, как и другие дворянские некрополи, кладбище Новоспасского монастыря было подвергнуто разгрому. Наиболее ценные с художественной точки зрения памятники были перевезены в Донской монастырь; некоторые из них позднее сдали в металлолом. Небольшое число сохранившихся надгробий сейчас выставлено на обозрение в монастырском дворе.

Усыпальница Романовых

В подвальной части Спасо-Преображенского собора находится ряд могил, среди которых — погребения бояр Захарьиных-Романовых.

В 1497 или 1498 году здесь был погребён Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин (сын боярина Юрия Захарьевича), в конце XVI века — Василий Юрьевич Захарьин (двоюродный брат Анастасии Романовой) и Никита Романович Юрьев-Захарьин (в монашестве Нифонт, родитель патриарха Филарета). В 1607 году, в царствование Лжедмитрия, сюда были перенесены останки родных братьев патриарха Филарета, трое из которых скончались ранее в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова.

Также здесь захоронены Роман Юрьевич Захарьин (ум. 1543), давший имя всему роду Романовых, и мать первого царя этого рода инокиня Марфа (ум. 1631). В 1902 году усыпальница Романовых с церковью Святого Романа Сладкопевца была перестроена архитектором С. У. Соловьёвым.

После закрытия монастыря в 1918 году усыпальница была разорена, надгробия уничтожены, часть гробниц утрачена. Лишь некоторые останки были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Усыпальница восстановлена в конце 1990-х годов; в ней воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца, освящённый 10 марта 2002 года.

  • Вид на монастырь с Москвы-реки

  • Вид на монастырь с Саринского проезда

  • Вид на монастырь с берега Новоспасского пруда

  • Собор Новоспасского монастыря

 

tropki.ru

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник


Воскресная школа Новоспасского монастыря существует уже более двадцати лет. В школе действует семь возрастных групп. Руководителем воскресной школы является иеромонах Павел (Гелястанов).


— Чему самому главному учат в воскресной школе? — вопрос адресован старшему преподавателю воскресной школы.


— Здесь, наверное, не учат. Здесь стараются воспитать сердце ребенка, взрослого. Порой мы учимся друг у друга. Ведь ребенку важно дать не знания о вере, а научить жить верой. Для того чтобы ребенок понял, что Бог есть Любовь, он должен увидеть эту любовь — в родителях, в священниках, в педагогах. Конечно, и образование, и нравственное воспитание, и возможность общения очень важны, но прежде всего нам необходимо помнить, что мы стремимся привести детей ко Христу, что мы воспитываем не разум, а сердце и дух человека. Главная задача — воспитание личности, способной осуществить осмысленный выбор добра. Личности, достойной великого дара свободы.


— А сердце можно воспитать? Каким оно должно быть?


— Думаю, что да. Сердце — доброе, милосердное, отзывчивое, участливое, готовое откликнуться и помочь… Если этого нет, то все учение, знание напрасно. Наша цель, как мы уже сказали, научить жить верой, а не дать определенный набор знаний о ней. И в этом более чем значим личный пример каждого из нас. Дети должны видеть пример того, как взрослые исполняют евангельские заповеди. Если этого нет — все бесполезно, все в пустоту.


— Получается, что у детей практически нет выходных. Школа, занятия, в воскресный день родители их ведут на Литургию. И каждый день рано вставать… Это не тяжело?


— То, ради чего они сюда приходят, то, что они получают здесь, ради этого можно понести и какие-то тяготы. Например, ранний подъем в субботу. Сейчас у нас возникла проблема, связанная с тем, что школьники среднего звена стали заниматься по субботам, и поэтому многие не могут посещать воскресную школу. Встречаешь многодетную семью в храме: малышей привели, а те, что постарше — на занятиях.


— Расскажите о своей деятельности. Воскресная школа — это ведь не только четкое расписание уроков, связанных с изучением Закона Божия и священной истории. Это и насыщенная, интересная жизнь в коллективе.


— Вы правы. Я лично встретил здесь таких людей, которых не было в другой, если можно так сказать, светской, мирской жизни. Нет, у них все на месте: глаза, руки, ноги… Но дух другой, что ли. Мы живем здесь некой семьей. А если говорить о мероприятиях, то, в какой-то степени, они традиционны: Пасхальные и Рождественские представления. Участие в таких праздниках принимают все: дети, родители, педагоги, руководство школы, прихожане. Также традиционными для нас стали театральные постановки. Среди них хочется особо отметить спектакли «Поллианна», «Щедрое дерево», «Камень и Рябина» и «Божий человек родился!». По сценарию последнего во время летней поездки в Краснодарский край был отснят фильм и создан киноспектакль. Особое место в жизни школы отведено походам, паломническим поездкам и различным экскурсиям. Для нас стали традиционными ежегодные пешие походы в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию как благодарность за его помощь в учении в течение года, поездки в Ярославскую область на «Леушинские стояния», а также в летний лагерь в г. Тутаев. Мы совершали паломничество в Оптину пустынь, в Дивеево, на остров Валаам, на Кавказ, проводили экскурсии по Москве и ближайшему Подмосковью. Есть в нашей школе и мероприятие, которое нас отличает от других школ. Это ролевая игра «Тропа испытаний», традиционно проводимая для учеников младшего и среднего возраста осенью, перед началом учения, как некий вступительный экзамен, и весной, после окончания учебного года, — наподобие выпускного экзамена. В осенних играх ребятишки проходят испытания на выносливость, скорость, сообразительность, трудолюбие, испытания различными искушениями. Весной же от них уже требуется показать полученные знания. Это одно из самых любимых мероприятий в нашей школе. Ребята ждут этих игр с нетерпением. Здесь важно показать детям, как важно любить, уважать, ценить друг друга, крепко дружить и быть готовыми всегда прийти на помощь. Потом эти испытания могут встретиться не только в игре, но и в жизни. Также среди традиций школы отмечу посещение домов-интернатов, больниц, госпиталей, приютов.


— Преподаются ли в Вашей школе, кроме церковных предметов, светские дисциплины?


— Помимо занятий вероучительного цикла в школе организованы различные кружки: вязания, росписи по дереву, изобразительного искусства, золотошвейный. Мы стараемся, чтобы ребята приобщались к красоте нашего мира, и эта красота также вела бы их по пути к храму. Научиться в красоте земной видеть отблеск красоты Небесной очень непросто, но необходимо, и мы стараемся помочь детям в этом.


С 12 по 15 июня 2014 года по благословению наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Воскресенского Саввы состоялся детский крестный ход из Новоспасской обители в Троице-Сергиеву Лавру.


В ставшее традиционным пешее паломничество отправились учащиеся воскресной школы Новоспасского монастыря в сопровождении учителей и родителей. Паломничество возглавил руководитель воскресной школы иеромонах Павел (Гелястанов), насельник Новоспасской обители. Всего в крестном ходе приняли участие более 50 человек, среди них было 15 новичков. В день юные паломники и их взрослые спутники преодолевали около 18 километров, весь путь длился четыре дня и завершился 15 июня молебном у мощей преподобного Сергия Радонежского. Дети, родители и педагоги молитвенно поблагодарили преподобного – небесного покровителя всех учащихся – за благополучное завершение учебного года. В Москву вернулись на электричке, обратный путь занял около часа.


***


По окончании крестного хода на некоторые вопросы ответила преподавательница воскресной школы Притула Юлия Александровна.


– Зачем вы каждый год идете в Лавру?


– Как и наши благочестивые предки – поклониться игумену земли Русской, испросить его благословения и молитв на год предстоящий, поблагодарить за все, что было дано в году прошедшем. Но ведь это непростой путь, а крестный ход, и каждому предстоит преодолеть трудности этого пути, принять их на себя, но ведь каждый имеет в сердце что-то сокровенное, то, что укрепляет на пути, ведет по нему. Поэтому ответить однозначно на Ваш вопрос почти невозможно. О том, что сокрыто в наших сердцах, порой не знаем даже мы сами. Это видит только Господь и Его святые угодники.


– В чем отличие каждого похода?


– А в чем отличие одной молитвы от другой? Мы ежедневно стараемся исполнять молитвенные правила, внешне неизменные, но ведь каждый день одно и то же слово отзывается в душе особо. Это происходит и в нашем крестном ходе. Не может не радовать, что и дети, и взрослые с годами все более крепнут, если так можно сказать, взрослеют, не только физически, но и духовно. Каждый крестный ход в немалой мере испытание, особенно для юных. Испытание, которое показывает, прежде всего нам самим, насколько мы изменились: окрепли или же слабеем духом. Очень важно, что верное принятие того, что узнает о себе человек, совершая подобное паломничество, становится серьезным основанием его дальнейшего духовного становления. А юные крестоходцы, которые еще не могут осознать этой значимости, прекрасно ее чувствуют своими чистыми сердечками. И верю, что со временем та благодать, которая касается наших детишек сейчас, принесет плод сторицей.


– А что Вы рассказываете детям о преподобном Сергии?


– Как уже сказано, за те годы, что в нашей школе совершается крестный ход, дети уже очень многое узнали. И сейчас неудивительно, когда не мы, а сами детки рассказывают друг другу о преподобном. Старшие с радостью стремятся открыть что-то новое младшим. Рассказывая, они делятся друг с другом и тем, что более всего запомнилось, поразило… Нам остается только помогать. Внимание мальчишек мы обращаем на мужество святого, его неотступность в подвиге, а девочкам больше говорим о кротости, смирении. И, конечно, что очень важно: чаще всего деткам говорится о примере послушания преподобного. Ведь послушание можно назвать главной добродетелью для юношества.


– Какая черта характера, о которой Вы знаете из текста жития, Вам нравится более всего?


– Всех святых объединяет одна величайшая добродетель – безграничная любовь к Господу и ближним. Преподобный Сергий, как и его сподвижники, ученики, последователи и многие поколения предшественников, имел не просто веру в Бога, но верил Ему. К этому призваны и все мы, но, к сожалению, не все следуем своему призванию… Это следование – важнейший путь каждого человека, и молитвы святых укрепляют нас на этом пути.


– Какую цель для себя ставят педагоги в этом пешем испытании? К чему Вы стремитесь? Что приносит в Вашу жизнь этот крестный ход?


– Прежде всего – чтобы благодать сугубой соборной молитвы коснулась сердец наших юных христиан. Особо важно и то, что крестный ход – замечательная школа самопреодоления. Думаю, не надо объяснять, насколько важно умение участвовать в общем деле, и прежде всего делании молитвенном, переступить через собственную усталость, слабость, боль, помочь тем, кому труднее.


– Были ли случаи, что кто-то сошел с дистанции?


– Мы все люди. Конечно, бывают случаи, когда кто-то ослабевает. Тогда мы стараемся сделать все, чтобы человек, особенно человек юный, до Лавры все таки добрался, и мы могли вместе поклониться угоднику Божию. Если идти человек может, многие предлагают помочь нести вещи, если сил идти все же не хватает – до мест ночевки есть возможность довезти на машине. Исключения очень редки. Но мы понимаем, что достижение цели молитвенного пути – это благословение Господа. Если есть воля Божия, человек дойдет в любых условиях. Важна и решимость самого крестоходца. Святые отцы учат, что без нашего усердия нет и благословения Божия – Господь нас без нас не спасает.


– А чему конкретно научились дети?


– Спросите, многие ли их сверстники бывали в многодневных походах, имеют опыт совместного труда, сугубой молитвы, умеют отступить от своих слабостей, забыть о многом «своем» хотя бы на несколько дней ради высокой, далеко не всегда объяснимой цели, которую понять разумом в полноте невозможно – и ответ на этот вопрос будет очевиден.


– Как преподобный помогает в учебе?


– Так же, как и во всяком деле нашей жизни – молится о нас. И если успех в чем-либо служит нашему спасению, полезен для нас и наших ближних – то благословляет этот успех. А если нам полезно иное – дарует утешение и умение правильно принять, увидеть свои ошибки, исправить их и идти дальше по жизненному пути, неотступно следуя за Господом.

monasterium.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о