Советы тренера

Свято троицкий ипатьевский монастырь в костроме – Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

История Ипатьевского монастыря

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Музей в Ипатьевском монастыре

ipatievsky-monastery.ru

описание, история, фото, точный адрес

Ипатьевский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Душа и сердце Костромы, хрестоматийная колыбель дома Романовых, белокаменный Ипатьевский монастырь — объект культурного наследия России — возвышается на пологом берегу реки Костромы, отражая свои древние стены, приземистые башни и золотые главки собора в тихом течении ее вод. Судьба Ипатьевского монастыря неразрывно связана с судьбой России: в 1613 г. здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей. Обитель неоднократно переживала годы расцвета и упадка, ее церкви были разрушены и вновь восстановлены. Сегодня это ключевая достопримечательность не только Костромы, но и всей Верхней Волги, посетить которую просто обязан каждый турист.

История

Кроме исключительно позитивных событий для царской фамилии, вроде тех, когда Михаил Фёдорович сначала успешно укрылся там от польских интервентов, накануне дня народного единства, который в современной России отмечается как официальный праздник, Ипатьевский монастырь имел в своей истории и более трагические страницы. Так, к примеру, старая церковь на территории обители была разрушена практически до основания, когда в 1649 году взорвалась бочка с порохом. Именно по этой причине последующим поколениям также уже никогда не удастся даже примерно представить себе, какой изначальный экстерьер был свойственен Ипатьевскому монастырю.

В 18 веке здания монастыря окончательно приняли современный облик и внешне уже не сильно менялись после екатерининской эпохи. Однако внутреннее содержание помещений пережило несколько поворотов судьбы.

Сокровища монастыря: богатая стенопись, выполненная Гурием Никитиным, пятиярусный золоченый иконостас в Троицком соборе, богатая библиотека, в числе которой Ипатьевская летопись — вещь уникальная по своей важности.

Чудеса России: Ипатьевский монастырь

Что посмотреть

На территории Ипатьевского монастыря более десяти исторических построек, каждая из которых заслуживает отдельного внимания: Троицкий собор со звонницей — главный храм обители, палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов.

Великолепный Троицкий собор 17 века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Его пять золоченых чешуйчатых главок и изумрудный ажурный шатер колокольни видны за несколько километров со старого русла реки Кострома. Его северную сторону украшает замечательной красоты парадное крыльцо с восьмигранным шатром и обилием архитектурных украшений. Внутри стоит увидеть богатый иконостас середины 18 века в стиле барокко и стенную роспись 17 века, уникальную богатством мотивов и разнообразием цветовой гаммы.

Звонница собора была заказана боярином Годуновым в 17 веке. Сооружение интересно поясами каменных резных элементов и изящных зеленым шатром. В 2006 г. сюда был доставлен юбилейный колокол «Царь Михаил».

Главные святыни обители — часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Богоматери, частица мощей священномученика Ипатия, частицы гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской.

Палаты бояр Романовых, или Царские чертоги, самое знаменитое здание монастыря. Именно здесь проживал Михаил Романов со своей матерью во время призвания на престол. В 19 веке палаты были отреставрированы, и сегодня радуют глаз ярким «шахматным» фасадом в стиле древнерусского терема, изумительной царской лестницей на второй этаж и прекрасными изразцовыми печами внутри.

Непременно стоит увидеть и нежно-бирюзовые Екатерининские ворота в стиле барокко, возведенные в 1767 г. к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, посетить Архимандритский корпус — крупнейшее жилое здание обители и побыть на службе в красивейшей церкви Хрисанфа и Дарии, чьи интерьеры расписаны артелью палехских художников.

Музей

На территории Ипатьевского монастыря работает Церковный историко-археологический музей. В его просторных залах выставлены многочисленные религиозные древности: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, фотографии не сохранившихся церквей и соборов, священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь. Отдельная часть экспозиции посвящена династии Романовых.

Практическая информация

Адрес: Кострома, ул. Просвещения, 1. Телефон: (4942) 312—589.

Время работы: монастырь — ежедневно с 7:00 до 18:00. Музей — с 1 мая по 30 сентября — с 9:00 до 18:00 часов, с 1 октября по 30 апреля — с 10:00 до 17:00.

Вход в монастырь бесплатный. Вход в музей — 100 RUB.

Гиды в Костроме отзывы — присмотритесь к этому списку внимательно. Именно местные экскурсоводы помогут в поиске скрытых туристических сокровищ Костромы.

Полная независимость от общественного транспорта, абсолютная мобильность, возможность посетить самые интересные «незахватанные» еще туристами места… Аренда авто в России для поездки в Грузию даст все эти преимущества — и не только их.

tonkosti.ru

Ипатьевский монастырь, Кострома. Здесь русский дух!

На берегу великой русской реки Волги возвышается прекрасный архитектурный комплекс великолепного Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы. Отражаясь своими белокаменными стенами в спокойных водах реки, он поражает красотой и одухотворённостью своих возвышающихся к небу линий.

Оглавление статьи

Какая историческая версия вам ближе?

Существует несколько версий возникновения этого истинного украшения города. По одной, Ипатьевский монастырь основал брат великого князя Александра Невского, князь Владимир Ярославич в 1275 году, живший тогда в Костроме.

По другой же, более распространённой легенде, обитель основал в 1330 году татарский мурза Чет. Вопреки бытующему мнению, с татарами нас связывали не всегда только негативные отношения, были среди них и те, кто любил и уважал Русь.

А дело было так. Знатный вельможа Золотой Орды мурза Чет направлялся в Москву, к месту своей службы у Ивана Калиты. Приболев и устав с дороги, остановился он в понравившейся ему костромской дубовой рощице отдохнуть.

Во сне увидел Чет Божью Матерь с апостолом Филиппом и святым Ипатием Гангрским, которые и вылечили его от болезни. В память об этом чуде и в благодарность за исцеление он на свои деньги поставил храм в этом месте.

Чуть позже вельможа Чет принял православие и, крестившись, взял себе имя Захарий. Это был родоначальник позже ставших очень знаменитыми двух родов Годуновых и Сабуровых. Все потомки Чета потом очень часто приезжали в монастырь, жертвовали здесь много денег и земель. А некоторые даже стали монахами обители.

Почти все завещали похоронить себя на монастырской земле, на кладбище монастыря. И со временем образовалось здесь 3 усыпальницы с 52 захоронениями его знаменитых потомков. До наших дней неразрушенной сохранилась всего лишь одна.

Некрополь бояр Годуновых формировался на протяжении четырех столетий, начиная с конца 13 века. Первыми в усыпальнице были погребены основатель рода Захарий, который до принятия православия был известен как татарин мурза Чет, и его сын Александр.

 Династия Романовых. Как всё начиналось

После смерти Бориса Годунова Ипатьевская слобода стала принадлежать боярам Романовым. Здесь скрывался и будущий русский царь Михаил Романов со своей матерью. У него были причины опасаться за свою жизнь. Ведь после того, как Земский собор назначил его царём, поляки хотели убить юношу и поставить на царствование в России своего царевича Владислава.

Для этого был создан небольшой отряд поляков, который и отправился в Костромской монастырь. Но в пути они заблудились.

Здесь и совершил свой знаменитый подвиг Иван Сусанин, пообещав чужестранцам показать короткую дорогу, а сам завёл их в болотистый, непроходимый лес. Там он и погиб, но дорогу к монастырю так и не указал, спасая тем самым Россию и российский престол от иноземцев.

Долго отказывалась мать Михаила благословить сына на царствование. Да и сам шестнадцатилетний мальчик не хотел брать на себя такую ответственность. Но после долгих уговоров они согласились.

С благословения своей матери Феодоровской иконой Богородицы Михаил принял царствование.

С тех давних пор икона эта стала одной из главных святынь Романовых. Так, в 1613 году началось 300 летнее правление их династии. А костромской монастырь теперь называют «колыбелью дома Романовых».

Монастырь — оборонительная крепость

Начало

Первой постройкой в монастыре была небольшая деревянная церковь, освящённая во имя Живоначальной Троицы. Потом на этом же месте построили каменный пятиглавый Троицкий собор с одноимённым престолом и двумя приделами.

К монастырю вело 5 въездных ворот, среди них особо выделялись парадные Святые ворота с надвратной церковью. Считалось, что церковь над воротами призывает Небесные Силы для защиты монастыря или города.

Монастырь был укреплён. Кроме духовной, он выполнял ещё и функции оборонительной крепости — высокие, толстые стены, башни с бойницами, подземный ход к реке для снабжения водой — всё было предусмотрено для длительной защиты.

Время расцвета

Не жалели царственные особы богатых даров и пожертвований своей вотчине. Постоянно туда присылались новые иконы в богатых окладах, предметы церковной утвари.

Монастырская библиотека регулярно пополнялась редкими томами, украшенными драгоценностями. До 18 века там хранился древнейший список «Повести временных лет» — уникальная по своей исторической ценности летопись.

В 1835 году обитель посетил русский император Николай-1. Всё досконально осмотрев, он приказал отремонтировать и перестроить здания, чтобы возвратить им первоначальный вид. Глобальные изменения произошли тогда в архитектурном облике комплекса: практически все здания были восстановлены, а некоторые просто заново отстроены.

В 1913 году Кострома стала центром празднования 300-летия Дома Романовых. На праздник приезжали царские особы: Николай-2 со всем своим семейством, а также другие влиятельные люди того времени.

В городе состоялся грандиозный крестный ход, огромные толпы паломников прибыли в святую обитель. Этот год стал триумфальным для древнего монастыря.

и… запустения

После Октябрьской революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, как и многие другие, был попросту закрыт. К счастью, его не разрушили, а открыли в нём Костромской исторический музей.

Только в 1992 году было подписано соглашение о возрождении монастырской общины, и её совместной работе с находящимся там музеем. Это время стало новым периодом возрождения мужского монастыря.

Белоснежная достопримечательность России

Территория и музеи

В наши дни территория монастыря благоустроена. За монастырскими стенами очень уютно и спокойно.

Многочисленные экскурсии, гостей разных национальностей принимает у себя историко-археологический музей обители.

А отдельное здание, в котором жил когда-то будущий юный царь Михаил Романов сейчас называют Палатами бояр Романовых. Там открыта музейная экспозиция, посвящённая царской династии с их портретами и вещами, когда-то принадлежавшим царским особам.

Очарование Троицкого собора

Но центральным, главенствующим здесь храмом является Троицкий собор.

Необычайно красив он изнутри — свод, стены, столбы — всё расписано великолепными фресками. Расположены они в несколько ярусов, а всего на них изображено 80 композиционных рисунков. Каждая фреска посвящена определённому сюжету.

Фрески верхнего яруса красочно повествуют о явлении ангелов Лоту и Аврааму, дальше идёт история Иисуса Христа. Весь нижний ярус посвящён апостолам.

Люди, изображённые на картинах-фресках занимаются своими обычными делами — пекут хлеб, смеются, строят дома. Всё очень красиво и познавательно. На столбах, стоящих внутри собора, изображены некоторые русские князья.

Уникальные монастырские святыни

В 1758 году в Троицком соборе появился замечательный иконостас, состоящий из пяти ярусов. Изготовлен он по заказу русской императрицы Елизаветы Петровны Романовой и подарен ею Ипатьевскому монастырю. Великолепный иконостас полностью сделан из липы, все его части покрыты позолотой.

В центре иконостаса находится Тихвинская икона, копия того образа Тихвинской Божией Матери, которым был благословлён на царствование первый царь семьи Романовых. Оклад этой иконы украшен жемчугом и бриллиантами. Икона эта считается чудотворной, к ней приходят помолиться паломники из других, многочисленный городов и стран.

Подарки и святыни

Есть в обители прекрасные иконы святых с частицами их мощей и другие редкие, почитаемые верующими святыни. Когда-то, очень давно, в 1625 году царь Михаил Фёдорович получил от персидского шаха бесценный подарок — часть Ризы Господней в золотом ковчеге, богато украшенном драгоценными камнями.

Долгое время эта реликвия хранилась в Троицком соборе, но со временем была перевезена в другое место. И вот в 2005 году монастырь вновь обрёл свою уникальную святыню.

А еще здесь оберегается и почитается камень, который был привезен из Ипатьевского дома, где в 1918 году в ночь на 17 июля была расстреляна Царская семья. Он находился непосредственно в самой комнате в подвальном помещении, где приняли смерть Царственные мученики.

Прямо в центре монастырской площади стоит памятная колонна с именами знаменитых людей, побывавших здесь и принимавших участие в развитии истории костромской обители.

Монастырская звонница

Привлекает взгляд каждого паломника или туриста 4-х этажная белоснежная звонница. В течение нескольких веков она достраивалась с разных сторон.

К концу 17 века здесь располагалось 18 колоколов, самый крупный из которых был весом почти 10 тонн (600 пудов).

Сейчас здесь хранится в подарок кентского принца, пра-пра-правнука русского царя Николая-1. Это колокол «Царь Михаил» весом примерно 8000 кг (500 пудов). Отлит он специально к памятной дате: 400-летию коронования Михаила Романова.

Храм Хрисанфа и Дарии

В настоящее время на территории монастыря располагается храм в честь святых Хрисанфа и Дарии.

Не так давно он был расписан палехскими мастерами. Фрески рассказывают о приходе из Москвы послов к будущему юному царю Михаилу и о знаменательном событии 1814 года, когда русские войска вошли в Париж в окончание войны с Наполеоном.

Живописный храм по соседству

Здесь же, в Ипатьевской слободе находится церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построенная в 1867 году. Пятиглавый храм своим внешним видом, да и внутренним оформлением очень похож на Троицкий собор.

Внутри он весь покрыт восхитительными росписями, они украшают весь интерьер. Расписывали церковь местные жители. Их имена, действительно мастеров своего дела, написаны на специальном клейме с северной стороны здания.

Композиция в главном куполе посвящена Иисусу Христу, восточный свод украшен картинами о Троице Новозаветной. Роспись на западной стене рассказывает о Страданиях Христа. С северной и южной сторон стоят написанные в полный рост Двенадцать апостолов. Храмовый иконостас выполнен в 19 веке, но иконы в нём написаны намного раньше.

Кострома — один из центров православной России

Здесь очень красиво, аж дух захватывает! И если говорить о духе, то он, русский дух, чувствуется во всём. Простота и роскошь, скромность и величие, духовное и материальное начало — всё переплетено здесь, в самом сердце России, как и в духе русского человека, духе земли русской!

Адрес, где находится костромской Ипатьевский монастырь: город Кострома, ул. Просвещения, 1.

Координаты: 57.7771, 40.89429.

Часы работы музея — в летнее время с 9 до 18 часов, а в зимнее — с октября по апрель — с 10 до 17. Богослужения проходят ежедневно в 8 и 17 часов.

Фотографировать можно, но только заплатив. Внутри храмов и священнослужителей фотографировать нельзя.

Добраться по Костроме до Ипатьевского монастыря можно на автобусе 14 или на маршрутном такси до остановки «Ипатьевская слобода».

Вы можете найти все достопримечательности Костромы на карте города (ее можно увеличить, нажав на «+», чтобы лучше рассмотреть территорию).

 

Для того, чтобы спокойно осмотреть разные интересные места города, мы решили остановиться на 3 дня в Костроме в квартире, которую забронировали на сайте посуточного жилья и остались очень довольны как хозяйкой, так и квартирой! Можно присмотреть гостиницу или апартаменты, используя, например, сервис Booking. Вариантов проживания в Костроме — множество!

Наша поездка в Ипатьевский монастырь состоялась 17 июля 2016 года. А далее мы отправляемся в Костромской музей деревянного зодчества под открытым небом: Костромская Слобода.

А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда отправляемся в Тридевятое Царство, которое мы неожиданно обнаружили на территории заповедника!

 

Другие достопримечательности Костромской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Поделитесь в комментариях, а в каких храмах и монастырях вам доводилось бывать и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.

Узнайте больше про эти достопримечательности!

otpusk-zdorovo.ru

Путеводитель | Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

I.         Старый город 

Наиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров. В 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 метров и высотой – 6-7 метров, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной.. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 метров.

Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.

 

II.        Новый город. 

Сформировался в 1642-1645 по указу царя Михаила Федоровича, путем присоединения к западной крепостной стене Старого города нового земельного участка. Вокруг Нового города на царские средства возводятся стены с двумя угловыми башнями (Юго-западной и Северо-западной) и одной проездной, получившей название Зеленая башня.

Строительство стен и башен Нового города велось под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева сына Кузнеца.

 

III.    Архиерейский сад. 

Устроен в 1800-1811 гг. при преосвященном Евгении Романове между обрубом и южной, а также восточной стенами. Высажен на специально подготовленной высокой земляной платформе. Отличался разнообразием деревьев и кустарников, в число которых входили дубы, кедры, пихты, лиственницы; плодовые деревья – яблони, груши, вишни; кустарники – жасмин, орешник и акация.

 

1.      Троицкий собор. 1650-1652 гг. 

Построен при царе Алексее Михайловиче на месте «годуновского» храма сер. XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха — «зелейной казны», хранившейся в подклете собора. Крупный четырехстолпный трехапсидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина– тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление – оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса. На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками. Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле борокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.


2.      Звонница. Колокольня
. XVII-XIX вв. 

Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.

В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной.

К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18  колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.

В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.


3.      Палаты бояр Романовых («Царские чертоги»).
XVI-XIX вв. 

Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства. В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы.

Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы – К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.


4.      Архиерейский корпус.
XVI-XIX вв. 

Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот). В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращенная во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века.

Архиерейский корпус знаменит тем, что в нем 15 мая 1767 года, посетившая г. Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: «В память сию по реке Волге путешествия … представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом …» (из доклада сената 24 октября 1767 г.). 


5.      Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
. XIX в. 

Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.

Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.

Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились).

В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.


6.      Архимандричий (наместнический) корпус.
XVI-XIX вв. 

Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII веке: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII века.

Настоятельские покои предназначались для проживания игумена Ипатьевского монастыря, который с 1598 года имел сан архимандрита. В XVII веке должность архимандрита Ипатьевского монастыря, пользовавшегося особым покровительством государей, была престижной и рассматривалась, как награда за особые заслуги. Среди Ипатьевских архимандритов знамениты Кирилл (был архимандритом с 1610 по 1616 гг.), принимавший участие, как в избрании царя на Земском соборе 1613 года, так и в чине царского наречения боярина Михаила Федоровича в стенах Ипатьевской обители; Иосиф (с 1617 по 1619 гг.), встречавший отца царя Михаила Федоровича митрополита Филарета, будущего Патриарха, при возвращении его из польского плена, а в 1642-1645 гг.известный как строитель, возводивший стены Нового города Ипатьевского монастыря; Сергий Шелонин (1647-1648 гг.) – известный писатель и книжник XVII века. который за редактирование и подготовку к изданию на Московском печатном дворе «Лествицы» Иоанна Синайского» в качестве вознаграждения за свой труд «совершен» в архимандриты Ипатьевского монастыря; Тихон II (1655-1661), присутствовавший в июне 1656 года на соборе Святителей, созванном Патриархом Никоном для исправления служебных книг; Кирилл II (1665-1669) был на соборе 1667 года по вопросу церковных исправлений.


7.      Братский корпус
. XVI, XVIII вв. 

Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. О древности его говорит простота и скромность декоративного оформления, а также наличники окон в виде ступенчатых углублений. Внутренние сводчатые помещения делились на сени (прихожую) и жилую часть (келью). При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами. В 1841 году галереи были разобраны, вместо наружных лестниц устроены внутренние каменные.

Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек. Монашеская келья Ипатьевского монастыря площадью около 25 м², предназначалась для проживания в среднем 2-3 человек. Интерьер монашеского жилья был строг и скромен, и состоял из киота с иконой и лампадой, стола-аналоя для книг духовного содержания, лавок и сундука или короба.


8.      Кельи над погребами.
XVI XVIII вв. 

Здание относится к постройкам «черного» (хозяйственного) двора. Первый этаж здания с тремя глубокими  погребами-ледниками возведен в 1586-1593 годах при Годуновых, второй этаж – сушильни, надстроен в 1732 году.

Глубина погребов-ледников достигает 3 метров, стены выложены булыжным камнем.

В 1623 году по Жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Ипатьевский монастырь получил право покупки и беспошлинного провоза «про монастырской, на церковной годовой обиход» «рыбы 500 пудов осетров и белуг, 50 пуд семги, 50 пуд икры черные, да бочечные всякие рыбы 50 бочек да соли 20 рогож, да меду преснаго 200 пуд, да хмелю 200 чети, да свежие всякие рыбы 10 возов».

Несмотря на разновременность этажей, постройка смотрится цельной по исполнению, отличается соразмерностью и гармонией пропорций, повторением декоративных элементов в виде двойного ряда поребрика в оформлении обоих этажей.


9.      Свечной корпус.
XIXв.

Трапезный корпус. XVI в.

Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки:

поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость.

Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города

Ипатьевский Свечной завод в XIXвеке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.


10.    Северные (Екатерининские ворота).
XVIII в. 

Являются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.

Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане. 

11.    Кузнечная башня. XVI- XVII вв. 

Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней монастырской кузнице. 


12.    Пороховая башня.
XVI- XVII вв. 

Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Могла использоваться для хранения запасов пороха. Как все башни Ипатьевского монастыря имела три уровня боя: верхний – для установки пушек, средний для ведения огня из ручного огнестрельного и метательного оружия, нижний – бойницы подошвенного боя. 


13.    Водяная башня.
XVI-XVII вв. 

Юго-восточная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Находилась недалеко от берега реки Костромы. Существует предание о подземном ходе из этой башни в сторону реки Костромы, который мог быть использован в случае осады защитниками обители для пополнения запасов воды. 


14.    Воскобойная башня.
XVI -XVII вв. 

Южная проездная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Устроена на изломе южного прясла стены. В древности имела снаружи дополнительное укрепление – захаб – коленчатый коридор перед въездом. 


15.    Квасная башня.
XVI-XVII вв. 

Юго-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней квасоварной палате.


16.    Вотчинная контора.
XVIII в. 

Единственная постройка на территории Нового города. Возведена в 1672-1673 годах для больничных келий рядом с больничной церковью святителя Иоанна Златоуста, просуществовавшей до 1808 года и разобранной «за ветхостью». В 1721-1722 годах в здании надстроен второй этаж для размещения в нем вотчинной конторы. Вотчинная контора управляла монастырскими вотчинами. Ипатьевский монастырь имел обширные земельные владения не только в Костромской, но и в Ярославской, Владимирской, Казанской и Московской губерниях. До 1764 года ему принадлежало 12,5 тысяч крепостных крестьян. Секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II подорвали монастырское хозяйство и его экономику. В 1875 году корпус переоборудован под богадельню для проживания престарелых священнослужителей, оставшихся без попечения близких.


17.    Зеленая башня.
XVII в. 

Была поставлена «повелением государя Михаила Феодоровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское» 19 марта 1613 года. Получила свое название «Зеленая», поскольку шатер башни покрыт зеленой муравленной черепицей. Башня выполняла две функции: она защищала западные ворота монастыря, и являлась мемориальным сооружением.  Ее конструкция была достаточно сложной. С западной стороны к ней был пристроен захаб, имевший односкатное тесовое покрытие. Под башней были устроены трое ворот. Между захабом и основным корпусом находилась опускная решетка, которая в случае опасности служила дополнительной защитой от проникновения в монастырь неприятеля. Служила главным въездом в монастырь со стороны московской дороги.


18.    Юго-западная башня.
XVII в.

Юго-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города.


19.    Северо-западная башня.
XVII в. 

Северо-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города. 


20.    Западные ворота.
XVII в. 

Возведены в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых во время строительства стен и башен Старого города. С середины XVII века соединяют территории Старого и Нового города. 


21.    Мемориальная колонна
. Вторая половина XIX века. 

Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом. С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.


22.    Обруб.
XIX в. 

Возведен около 1837 года во время ремонтных работ под руководством архитектора К.А. Тона, как защитное сооружение. Неоднократно территория Ипатьевского монастыря, стоящего на низком берегу реки Костромы, затоплялась во время весенних разливов. Это приводило к скорому обветшанию монастырских зданий и крепостных сооружений. После разрушительного наводнения 1709 года с восточной и южной сторон монастыря было устроено плотинное сооружение – обруб, сначала деревянное, а затем – каменное.


23.    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
XVI-XIX вв. 

Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых.

В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 году пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления. Постройка дожила до 1859 года. В середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова.


24.    Усыпальница бояр Годуновых.
XVI-XVII вв. 

Ипатьевский монастырь — единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII в., формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов — Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых в подклете Троицкого собора является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова — Асанова.

Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. В древности в усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с богатейшими украшениями из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю по пятницам здесь служили панихиду в память всех почивших Годуновых.

Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.

В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.


25.    Засенье.
XVI-XVII вв. 

Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами – Братским и Наместническим.

В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.

ipatievsky-monastery.ru

Ипатьевский монастырь Кострома — «колыбель династии Романовых»

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

Древний Ипатьевский монастырь — пожалуй, самая известная достопримечательность Костромы, монастырь называют «колыбелью династии Романовых». Именно с него обычно начинают знакомство с городом. Монастырь находится не в центре Костромы: он стоит на стрелке рек, на месте впадения реки Костромы в Волгу. От центра города и Сусанинской площади лучше доехать, идти пешком будет слишком утомительно.

Монастырь основан в XIV веке, предположительно в 1330 году, первое упоминание в летописях — 1432 год. Ипатьевский монастырь — это не место духовного паломничества, а скорее политически знаковое место для Руси. Здесь был призван на царство Михаил Фёдорович — первый представитель династии Романовых.

В начале XVII века в Ипатьевском монастыре во времена польско-литовской интервенции скрывался Михаил Романов, и в 1613 году к нему пришли московские посланники с предложением стать царём. После того, как согласие Михаила было получено, в Троицком соборе отслужили торжественный благодарственный молебен за спасение России от Смуты и за процветание нового царствующего дома. Из Ипатьевского монастыря будущий царь отправляется в Москву на царство.

С 1919 по 2004 год на базе Ипатьевского монастыря существовал историко-архитектурный заповедник, в 2004 году его полностью передали Русской православной церкви, и сейчас здесь действующий мужской монастырь. Поэтому приготовьтесь облачиться в соответствующие одеяния. Женщинам у входа предложат обязательные юбки и платки (кстати, юбки чистые, аккуратные, судя по всему, специально сшитые, и одеть их не противно). В майках и шортах на территорию просто не пустят.
Вход в монастырь — через Северные (Екатерининские) ворота, прорубленные в 1767 г. специально к приезду императрицы Екатерины II. До этого главные ворота были со стороны реки.

Территория монастыря, куда можно пройти туристу, довольно мала. Обитель делится на две части: Старый город, возведённый в 1586-1590 годах, и Новый город, пристроенный через полвека. На территорию Нового города проход закрыт.

Доминанта Ипатьевского монастыря, его главный храм — пятиглавый Троицкий собор, построенный в 1586-1590 на месте старинного деревянного храма. Обратите внимание на крыльцо.

За собором на фото выше вы видите жилой Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Троицкий собор знаменит своими фресками: в конце XVII века его расписывали мастера артели знаменитого русского иконописца Гурия Никитина. Фресковый ансамбль собора считается вершиной русской монументальной духовной живописи XVII века. Большая часть фресок была обновлена в начале XX века.

Впечатляет огромный пятиярусный позолоченный иконостас, выполненный костромскими резчиками в XVIII веке.

В подклете Троицкого собора находится фамильная усыпальница бояр Годуновых, которые оказывали покровительство Ипатьевскому монастырю, здесь похоронены родители царя Бориса. На средства Годуновых был построен Троицкий храм, возведены каменные стены, собрана богатейшая библиотека, где, кстати, и была обнаружена летопись, названная по имени монастыря Ипатьевской, — едва ли не основной источник по истории Древней Руси.

Правее Троицкого собора, если смотреть от ворот, в которые вы вошли, стоит звонница (1601-1604 гг.). В 1645-1646 годах к ней была пристроена высокая колокольня. Здесь устроен небольшой буфет, где можно выпить чаю.

Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») XVII — XIX в. Именно здесь жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой. Сейчас здесь музейная экспозиция, посвящённая истории рода Романовых, которую вы можете посетить без дополнительной оплаты. В общем, достаточно интересная.

На территории Ипатьевского монастыря есть ещё одна экспозиция, посещение которой входит в стоимость билета. Выставочные залы разместились в бывшем Свечном корпусе: здесь представлены иконы XV-XX веков. Икон много.

За Троицким собором недавно была восстановлена ещё одна церковь, но пока внутренние работы там не закончены, и она по-прежнему закрыта для посещения — это храм Рождества Богородицы. Первоначальный храм был взорван в 1930 годы. Восстановление церкви приурочено к 400-летию династии Романовых. В июле 2015 года восстановленный храм был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Местные называют монастырь просто «Ипатий». Любя)

Не забудьте, что совсем рядом с Ипатьевским монастырём находится костромской Музей деревянного зодчества.

Читайте также о других русских православных монастырях:

mementovitae.ru

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

История Ипатьевского монастыря

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Музей в Ипатьевском монастыре

ipatievsky-monastery.ru

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Колыбель династии Романовых

Основание Ипатьевского монастыря

Считается, что обитель заложил татарский вельможа Чет в 1330 году — родоначальник знатной русской фамилии Годуновых. Согласно монастырской легенде, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите, Чет серьезно заболел. Когда он остановился передохнуть в месте впадения реки Костромы в Волгу, ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий — и Чет чудесным образом исцелился. Вельможа принял православие и крестился под именем Захария, а на том судьбоносном для него месте основал иноческую обитель. С тех пор Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых, которые не жалели на него средств. В 1560 году на деньги Годуновых взамен деревянной церкви Живоначальной Троицы возвели пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами, посвященными апостолу Филиппу и священномученику Ипатию. Спустя 26 лет монастырь окружили каменные стены толщиной в полтора метра и протяженностью в 518 метров. Ипатьевский монастырь стал крепостью, защищавшей подступы к городу.

В Смутное время монастырь перешел в руки отряда Лжедмитрия II и Филарета. Но в феврале 1609 года костромчане организовали восстание и к концу лета этого же года отвоевали обитель. Во время штурма крепости ее стену пришлось взорвать, отчего пострадал Троицкий собор.

Колыбель дома Романовых

С осени 1612 года в кельях монастыря от поляков скрывался 16-летний Михаил Романов с матерью-монахиней Марфой, а 14 марта 1613 года в Троицком соборе Михаила Федоровича призвали на царство. С тех пор монастырь в Костроме называют колыбелью дома Романовых.

С 1621 года началось возрождение монастыря: были восстановлены монастырские стены и здания, которые пострадали во время осады. В середине XVII века монастырскую площадь увеличили почти вдвое, эту территорию стали называть «Новым городом».

В конце 1652 года построили новый пятиглавый Троицкий собор (ныне существующий). Его во второй половине XVII века расписывала артель иконописцев во главе с Гурием Никитиным — крупнейшим мастером фрески и иконописи того времени. Настенная фреска имеет четыре яруса: самый верхний славит Пресвятую Троицу, второй и третий описывают чудеса и страсти Христа, нижний — жизнь святых апостолов.

В заново отстроенный монастырь присылали дорогие иконы, церковную утварь, рукописи и книги. До XVIII века в его стенах хранилась Ипатьевская летопись — один из древнейших списков Повести временных лет. К концу XVII века Ипатьевский монастырь стал одним из самых богатых на Руси.

В последующие годы монастырь был резиденцией костромского архиерея, а Троицкий собор почти на столетие стал кафедральным собором епархии. В 1747 году в монастыре открылась духовная семинария — сегодня она одна из старейших в России.

В 1764 году закончилось строительство теплого храма в честь Рождества Богородицы, а в Троицком соборе установили новый иконостас, сохранившийся до наших дней.

В 1835 году Николай I приказал отремонтировать и перестроить здания монастыря для возвращения ему «древнего вида». Руководил работами создатель храма Христа Спасителя в Москве — архитектор Константин Тон. По его проекту в архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Практически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор, перестроили монастырские корпуса. Изменился внешне и келарский корпус, в котором в 1613 году жил Михаил Романов.

После Октябрьской революции Ипатьевский монастырь был закрыт, а монахи изгнаны из обители. Богородице-Рождественский собор в 30-е годы ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году в Ипатьевском монастыре открыли Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Возрождение монастыря

18 февраля 1992 года в соответствии с решением Священного синода Русской православной церкви Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден. В мае 1993 года костромская епархия и музей-заповедник подписали соглашение о совместном использовании монастырского ансамбля, и спустя год в обители появились первые монахи.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор с Лазаревским храмом в подклете, а также храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и церковный историко-археологический музей. В монастырь приезжают люди из разных уголков не только России, но и мира, чтобы поклониться чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери, частице ризы Господней и частице мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.

www.culture.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о