Икона донская в донском монастыре: Икона Божьей Матери «Донская». Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает
Икона Божьей Матери «Донская». Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает
Автор Виктория Ананьина На чтение 10 мин.
Каждый год 1 сентября в православных церквях чествуется один из самых знаковых для нашего Отечества Богородичных образов. Икона Божьей Матери, названная «Донской», не единожды сопровождала русское войско в ключевых сражениях с иноземными захватчиками и приносила победы. Этот образ вызывает интерес не только у верующих и историков, но и у искусствоведов. Подробно о нём – в материале ниже.
Иконография и значение Донской иконы Божьей Матери
Донская икона Божьей Матери относится к особому иконографическому типу, называемому «Умиление» или «Елеуса». К этому типу относят также Владимирскую, Почаевскую, «Взыскание погибших» и другие почитаемые в России образы Пречистой Девы.
Донской образ представляет собой поясное изображение Богородицы, которая на правой руке держит Богомладенца.
Голова Богородицы склонена к Сыну, покрыта вишнёвым мафорием, под которым виден край синего чепца. Её лик полон грусти и мягкой человечности. Трактуя этот образ, искусствовед Виктор Никитич Лазарев говорит о его значении так:
«Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего сына. Но лицо её не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, что придаёт ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему».
Изначально фон иконы был золотым, но к настоящему времени он утрачен, как и вызолоченные нимбы. Тем не менее, прекрасно сохранились изображения фигур Богородицы и Христа, детали их одеяний и лики.
Образ Донской Божьей Матери принадлежит к группе двусторонних икон. На его обороте имеется изображение Успения Богородицы без каких-либо дополнительных сопровождающих сюжетов. Здесь всё строго и драматично: Пречистая возлежит на смертном ложе в окружении скорбящих апостолов, а рядом высится фигура Христа. Спаситель держит в руках маленькую фигурку в белых пеленах.
Фигурка в руках Христа – это душа Богородицы. Таким образом, общее значение обеих сторон иконы – неразрывная связь и всепоглощающая любовь Пречистой Девы и Христа. Как она держала Его на руках при жизни, так и Он принял её душу на руки после смерти.
Двусторонние иконы не являются редкостью в русской иконописи. В частности, к этой же группе принадлежит Владимирский Богородичный образ.
- Взгляд Богородицы на Донской иконе обращён к Богомладенцу. На Владимирской Пречистая смотрит на зрителя.
- На Донском образе ножки Младенца обнажены до колен и опираются на левую руку Богородицы. На Владимирской иконе ножки Христа полностью закрыты хитоном, а левая рука Матери приподнята в защищающем Младенца жесте.
- На оборотной стороне Владимирского образа другое изображение – уготованный Престол (Этимасия) и орудия страстей.
Есть и другие тончайшие отличительные нюансы, которые обнаруживаются на Донском образе – некоторая асимметрия взаимного положения глаз и рта, густота палитры, большая экспрессия. Всё это выводит Донскую икону за строгие рамки византийской школы, к которой принадлежит Владимирская.
История, версии датировки и авторства Донской иконы
Традиционно авторство Донской иконы приписывают Феофану Греку – выдающемуся русскому иконописцу византийского происхождения. Но некоторые исследователи приводят доводы в пользу некоего неизвестного новгородского художника. Обе версии считаются равноправными.
Первое упоминание об этом Богородичном образе можно встретить, читая о Куликовской битве 1380 года. По преданию, тогда икона была установлена на хоругвь и сопровождала русское воинство в бою. После победы она была подарена лично князю Дмитрию Иоановичу. Вот как описывает это событие Н. Карамзин:
«Стоя на высоком холме и видя стройные ряды войска, бесчисленные знамена, блеск оружия и доспехов, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» – Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее. Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».
Позже, уже при царе Иване Грозном, и князь Дмитрий Иоанович, и икона стали именоваться Донскими.
Тем не менее, среди искусствоведов нет единого мнения относительно даты создания образа Донской Божьей матери. Многие исследователи полагают, что он был написан уже после Куликовской битвы – примерно в 1392-1395 годах. В частности, есть версия, что эту икону заказала великая княгиня Евдокия Дмитриевна – жена Дмитрия Донского. Он сделала это в память о муже и всех воинах, павших на Куликовом поле.
Несмотря на затруднительность более точной датировки, икону Донской Божьей Матери так или иначе связывают с событиями Куликовской битвы.
Предания о чудесах, творимых иконой
Икона Донской Божьей Матери неоднократно влияла на ход русской истории.
«Это, действительно, отличительная черта нашей российской истории. В ней иконы, и особенно иконы Божьей Матери, напрямую участвовали в разных событиях».
Ирина Языкова, искусствовед, кандидат культурологии
Многие судьбоносные эпизоды нашей истории сопровождались молением как власти, так и народа, у Донской иконы. Очень чтил этот Богородичный образ царь Иван Васильевич Грозный, который взял его с собой в завершающий победный поход на Казань в 1552 году. После разгрома Казанского ханства царь велел почитать Донскую икону как чудотворную и перенести её из Коломны в Москву.
С образом Донской иконы связаны не только славные победы, но удивительные предотвращения страшных кровопролитий. В память об одном из таких упреждений в Москве был возведён Донской монастырь.
«Летом 1591 года в Москве узнали, что крымский хан Казы-Гирей нарушил мирный договор, собрал сто тысячное войско и двинулся на Москву. Москва была к этому не готова, поэтому, когда царь Фёдор, сын Ивана Грозного, узнаёт об этом, он преклоняет колена пред Донской иконой Божьей Матери. А 5 июля, за час до рассвета, по непонятным причинам татары снимаются со своих мест, бросают награбленные по пути обозы и начинают отступать. При отступлении их полностью разбивают под Коломной».
Иеромонах Киприян (Сабанцев), экскурсовод Донского монастыря
Историческим фактом является и участие Донской иконы Божьей Матери в первом походе русской армии против Крымского ханства в 1687 году. Руководивший этим походом князь Василий Голицын посчитал необходимым взять этот святой образ для вдохновления воинов на ратные подвиги. Также известно, что накануне похода на Азов перед Донской Богородицей молился Пётр I.
Современное местонахождение подлинника Донской иконы
В 1914 году эксперт по иконописи Императорской археологической комиссии Григорий Чириков приступил к реставрации древнего образа Донской Божьей Матери. Закончил эту непростую работу он уже после революции, к 1919 году. Раскрытый от позднейших записей лик был законсервирован и отправлен в Третьяковскую галерею, где и пребывает по сегодняшний день в зале древнерусского искусства.
Ежегодно 1 сентября чудотворный образ Донской Божьей Матери переносят из Третьяковской галереи в Донской монастырь для народного поклонения. Сюда в этот день съезжаются верующие со всех уголков России.
«Крестные ходы в монастырь с иконой Донской Божьей Матери были узаконены и проходили по царскому указу ещё с конца XVII века. Эту старую русскую традицию сейчас возродили».
Татьяна Божутина, научный консультант Донского монастыря
Однако после празднования святой образ возвращается в музейные условия.
Заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Н. Шередега говорит о том, что порой старая икона может негативно отреагировать даже на перевешивание на другую стену. Поэтому перед каждым выносом на Крестный ход Донская Богородица внимательно осматривается экспертами, которые решают, может ли образ покинуть музей.
В Третьяковской галерее Донская икона Божьей Матери экспонируется в особом стенде, внутри которого поддерживается нужная влажность и температура. Стенд двухсторонний, дающий возможность увидеть как лицевую, так и оборотную сторону святыни.
Чтимые списки Донской иконы Божьей Матери
Списки с Донского Богородичного образа стали делать практически сразу после его появления. Уже в конце XIV века появился первый из них, выполненный для Троице-Сергиевой Лавры по заказу двоюродного брата Дмитрия Донского, князя Владимира Андреевича.
Ещё два списка сделали по распоряжению Ивана Грозного, который перенёс оригинал в Москву. Один из них вернулся в Коломну, в Успенский храм, и сохранился до нашего времени. Второй стал использоваться как надвратный образ на Спасских воротах.
Чтимый список также расположен в соборе Донского монастыря:
«Донская икона Божьей Матери – это икона боевой славы. До Октябрьской революции в Донском монастыре было несколько этих икон. Одна из них считалась чудотворной, остальные были почитаемыми. Сейчас к образу, расположенному в большом соборе, приходит очень много людей, которые молятся о своих проблемах и скорбях».
Иеромонах Киприян (Сабанцев), экскурсовод Донского монастыря
Самый старый список из Троице-Сергиевой Лавры оправлен в серебряный оклад с позолотой. Драгоценный оклад оригинала с жемчугом и драгоценными камнями до наших дней не сохранился. Камни разворовали ещё в 1812 году наполеоновские солдаты, а после Октябрьской революции была уничтожена и уцелевшая серебряная риза.
В чём помогает икона Божьей Матери «Донская»
Традиционно к Донской иконе Божьей Матери обращаются с молитвой о защите от врагов и исцелении тяжёлых травм и болезней. Однако верующие считают, что через этот образ Богородица помогает и в других скорбях: исцеляет больных детей, дарует духовные силы, защищает и укрепляет в опасных ситуациях.
Куда вешать и как молиться перед иконой Божьей Матери «Донская»
В храмах двусторонние иконы обычно помещаются за престолом в алтаре. Во время богослужения их выносят так, чтобы молящиеся могли видеть как лицевую, так и оборотную сторону.
Однако репродукции Донской иконы Божьей Матери обычно делают односторонними. Поэтому размещать их можно на обычном домашнем иконостасе в «красном» углу.
Перед святым образом Донской Богородицы полагается читать следующую молитву:
«О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь».
В Донской монастырь привезли Донскую икону Божией Матери | Новости
Как перестраховались искусствоведы и реставраторы, чтобы сохранить реликвию, это отдельный вопрос. Для иконы созданы спецусловия, ведь это — без преувеличения — один из ценнейших экспонатов Третьяковской галереи. Перед этим ликом молились русские цари в преддверии великих сражений. И он помогал. Потому считается ещё и воинской святыней. О чудесах, которые помнит история, — наш корреспондент Константин Крылов:
Выстоять огромную очередь, чтобы вот так, лишь на мгновение приложиться губами к святыне. Сделать это можно лишь раз в году, и поток верующих к главному храму Донского монастыря не иссякал все то время, пока шла служба в честь одной из главных реликвий православной церкви – Донской иконы божьей матери.
Икону издавна почитают чудотворной. С ней ходил в Казанский поход Иван Грозный, ею благословлял на царство Бориса Годунова патриарх Иов. По преданию, образ поднесли еще князю Дмитрию донские казаки незадолго до Куликовской битвы.
В конце августа 1591 года к стенам Москвы подошли татарские полчища. Заступничества и защиты столицы от разорения царь Федор Иоаннович просил в молитве перед иконой Донской Божьей Матери. А после приказал отнести чудодейственный образ в стан русского войска. Стрельцы стояли лагерем здесь, в районе нынешней Донской площади, готовые принять сражение. Но как описывает историк Николай Карамзин, татары, устрашившись неведомой силы, поспешно снялись с места и убрались восвояси, оставив Москву нетронутой.
В ознаменование этого чудесного спасения и был вскоре основан Донской монастырь. В его стенах икона, которой уже больше шести веков, пробудет лишь до полудня 2 сентября. Все это время перед ней будут совершаться молебны. 1 сентября богослужение в День Донской иконы возглавит Патриарх Кирилл.
Игумен Парамон, наставник Донского ставропигиального мужского монастыря г.Москвы: «Для всех верующих православных христиан это очень большое событие и для монастыря и для всей Москвы, что древние традиции которые были в свое время порушены они возвращаются и возвращаются не плохие традиции, а самые лучшие, которые возвышают дух наших сограждан, наполняют гордостью за свое отечество».
В Донской монастырь со всеми предосторожностями икону доставили из Третьяковки, где образ, предположительно написанный самим Феофаном Греком, считается жемчужиной коллекции древнерусского искусства.
Елена Саенкова, сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи: «Многие мастера — и греки, и русские — пытались отобразить фаворский свет в иконе, и вот сам характер наложения цветов, тонких белильных линий на лике Богоматери позволяет совершенно справедливо связывать это с мастером Феофаном Греком».
На то время, что икона будет находиться вне стен музея, её поместили в герметичный стеклянный контейнер, где поддерживается постоянная температура и особый микроклимат.
Татьяна Городкова, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи: «Несколько дней назад икона была вынесена в депозитарий, она легла на реставрационный стол, реставрационный совет очень внимательно осмотрел состояние сохранности и с удовлетворением отметил, что состояние сохранности стабильное».
Любопытно, что опустевшая на время витрина в одном из залов Третьяковки имеет форму окна. Дело в том, что икона двусторонняя – на обороте изображение другого библейского сюжета – успения Богородицы, тоже датируемое 14 веком. И вот это изображение увидеть можно только здесь.
ДОНСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ И ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Донской монастырь был основан в 1593 году в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы Гирея (1591 г.)
Главным храмом монастыря является пятиглавый собор в честь Донской иконы Богоматери.
История этой иконы такова. Она была принесена в Москву Донскими казаками, которые прибыли на помощь великому князю, святому Дмитрию Донскому, в его борьбе с татарами. Икону прикрепили к древку, и она как хоругвь оставалась при русском войске.
Во время Куликовской битвы (1380 г.) икону носили среди православных воинов ради укрепления их духа. По возвращении в Москву великий князь поместил икону в Успенском соборе Московского Кремля.
В память победы, одержанной на берегах Дона заступлением Богородицы, икона была названа Донской.
В 1591 году к Москве с полчищами татар подступил хан Казы Гирей. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить с Донской и другими иконами крестный ход вокруг города.
Затем Донская икона была поставлена в походной церкви преподобного Сергия в стане русских воинов. Целую ночь царь усердно молился. При наступлении дня татары с ожесточением устремились на русские войска и целые сутки бились с ними; но затем они были устрашены невидимой силой и обратились в бегство.
Так вот, монастырь был построен на том самом месте, где во время битвы с войсками Казы Гирея в палатке стояла Донская икона. Был установлен праздник ей (19 августа / 1 сентября), а саму икону поставили в монастырской церкви.
В Смутное время обитель была опустошена, а восстановление ее произошло при царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче. Они сделали Донской монастырь «Богомольем царей», так как сюда стали совершаться крестные ходы, в которых участвовали цари.
В 1812 году обитель оказалась вновь разграбленной,— на этот раз французскими войсками.
В ХХ веке с Донским монастырем связаны знаменательные события в жизни Русской Церкви. В 1922–23 гг. здесь находился под домашним арестом святой патриарх Тихон.
Здесь же, в малом соборе, он был похоронен в апреле 1924 года. А в 1927 году монастырь был закрыт. Пошли слухи, что тело святителя Тихона чекисты извлекли из могилы и то ли перезахоронили его, то ли кремировали. Многие были уверены, что могила патриарха в малом соборе пуста.
В мае 1991 года в Донском монастыре возобновилась монашеская жизнь. А 18 ноября малый собор был подожжен злоумышленниками. В окно была брошена бомба с зажигательной смесью, и весь храм в несколько минут выгорел.
Но при этом имели место чудеса! На престоле храма в алтаре находились запасные Святые Дары. И огонь не коснулся алтарной части: словно невидимой стеной был прегражден сюда путь огню. Уцелели также четыре чудотворные иконы.
Во время же ремонта собора там были обретены мощи Патриарха Тихона. Это произошло 19 февраля 1992 года.
Ныне мощи Святителя Тихона покоятся в восстановленном главном храме обители — соборе Донской иконы Божией Матери.
Особенностью чудотворной Донской иконы Божией Матери является та, что на ней представлен Богомладенец Иисус Христос с хартией в руке. Как символом, внешним знаком Божественной мудрости.
Святитель Иннокентий Херсонский пишет:
– Чему поучат нас нынешний праздник в честь Донской иконы Божией Матери? Тому, чтобы никогда не терять веры в спасение Отечества!
Каким бы искушениям и бедствиям судьбам Всевышнего ни угодно было подвергнуть его.
Премудрость Божия любит народы ей угодные, равно как и людей, ей любезных, искушать бедствиями, дабы тем более очистить, укрепить и возвысить их.
Народ российский, как показывает история его, есть один из таковых народов!
Донская икона Божией Матери (фото)
Культурное христианское наследие Российской Федерации Федерация очень большая. Красивые храмы и соборы, возвышающиеся над современными застройками городов, свидетельствуют об устоявшихся древних канонах православной веры. Пройдя через сложные исторические испытания, христианские реликвии уцелели и сохранили свою ценность по сей день, радуя своей непревзойденной красотой многих прихожан и туристов.
Большинство православных храмов были построены нашими предками в честь некоторых чудотворных духовных образов, повлиявших на ход истории развития страны.
Одним из живописнейших христианских объектов культурного наследия современности является Московский Донской монастырь, икона Божией Матери для которого стала основой величественного возведения.
Место расположения монастыря
Великий мужской монастырь находится на Донской площади столицы России, недалеко от станции метро «Шабаловская».
Территория, занимаемая монастырским приходом, объединяет несколько православных церквей: Александра Свирского, Георгия Победоносца, Архангела Михаила, госпитальный храм, большой и малый соборы Донской иконы Божией Матери, Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Тихона Московского и сторожка Тихвинской иконы Божией Матери.
Историческое значение Донской иконы Божией Матери
Донской храм воздвигнут в честь Богородицы. Именно живописная Донская икона Божией Матери — святыня, спасшая Москву от нашествия крымскотатарских войск во время правления царя Федора Иоанновича. В 1591 году, перед нападением вражеских войск, по городу прошла служба с этой иконой, на следующий день русская армия победила.
Чудеса иконы Богородицы описаны и в самых ранних исторических событиях.Так, в 1552 году сам Иван Грозный молился о ее заступничестве перед Казанским военным походом.Очень многие историки связывают с иконой победу донских казаков в Куликовской битве 1380 года. Накануне битвы донская икона Божией Матери была принесена воинам из города Сиротина, вручена к московскому князю Дмитрию Ивановичу. Им он благословил свою армию на победу.
Интересные факты
Древний оригинал чудотворной иконы в наше время хранится в Третьяковской галерее.
Донская икона Божией Матери двойная. На лике изображено лицо Матери с Иисусом в стиле Нежности.
А с другой стороны — Успение Богородицы. Истинным автором святых образов является последователь Феофана Грека. И многие относят икону к произведениям выдающегося мастера живописи.Донская икона Божией Матери является не только символом воинских побед, но и обладает свойством исцелять множество недугов, поэтому причислена к чудотворным святыням.
Из оригинальной иконы составлено несколько списков, художественное оформление которой выглядит более привлекательно, чем сам оригинал. Донская икона Божией Матери (на фото ниже) изображена на золотом насыщенном фоне, что выражается в большом значении этого образа для верующих.
В семнадцатом веке для чудесной иконы было сделано драгоценное жалованье, в которое она была облечена. Но самое красивое украшение было разграблено войсками Наполеона в 1812 году.Историческое прошлое монастыря
Строительство храма относят к 1591-1593 годам.Все началось со строительства так называемого малого собора. Церковь Донской иконы Божией Матери не отличалась благоустроенностью, по внешнему виду походила на простые церкви того времени.
Только при Екатерине были организованы работы по возведению нового Храма и реконструкции старых построек, вокруг построек возвышалась красивая ограда. Приход церкви развивался, имел в своем владении обширную территорию, на которой занимался земледелием.Именно семнадцатый век является наиболее благоприятным для становления христианской веры, за которой неукоснительно соблюдалась царица, во время правления которой храм считался самым богатым и имел значительное значение в исторической и политической жизни страны.
Во время войны с Наполеоном красивейший Храм Донской иконы Божией Матери был разграблен французами. Но, несмотря на это, его стены сохранились, монашеская жизнь в нем кипела до 1920 года. После этого, с наступлением революционного антирелигиозного времени, монастырь закрыли для богослужений, все важные документы отправили в архив, а Само здание использовалось для организации антирелигиозных выставок.В 90-х годах храм был передан начинающему Московскому Патриархату и сейчас действует в своей православной миссии. На сегодняшний день Донская икона Божией Матери в основном является поклонением Богу в этом монастыре, построенном в ее честь.
Прекрасная архитектура
Храм Донской иконы Божией Матери имеет красивую ограду в стиле барокко с изысканной плиткой и двенадцатью башнями, отражающими богатую сущность монастыря. Большой Донский собор выполнен в украинском стиле, акцент в здании сделан на неканонических архитектурных решениях.Но небольшой собор относится к эпохе Годунова, что было характерно для возвышения главного купола здания на округлых кокошниках.
Все постройки в монастыре строились постепенно и охватывают исторический период с 1591 года до конца ХХ века.
Христианское наследие монастыря
Основными священными ценностями храма являются: Донская икона Божией Матери и мощи Святителя Тихона, Патриарха всея Руси, которые были обнаружены только в 1992 г. тушение пожара после спровоцированного поджога монастыря.
Современное назначение храма
Благодаря такому христианству православные верующие не забывают чудотворные деяния иконы на протяжении многих веков, поклоняясь ей. В соборе, воздвигнутом в ее честь, всегда звучит молитва, Донская икона Божией Матери — божественный символ мира на русской земле, который и по сей день имеет свойство оберегать, исцелять и давать силы в делах, связанных с противодействием злому умыслу. .
В настоящее время на территории малеа развивается духовно-просветительский центр, воплощающий такие христианские проекты, как воскресная школа, волонтерское молодежное движение, клуб религиозного, православного образования для взрослых «Донской», а также Христианский центр, организующий ознакомительные туры по территории монастыря, в том числе паломнические поездки в Россию и Европу.
Донской монастырь в Москве — история, фото и описание
Один из старейших и красивейших памятников архитектуры 16-19 веков находится в столице. Это Донской монастырь. В Москве это, наверное, все знают. Зато для гостей города будет интересна и полезна информация о том, что он себе представляет и как туда добраться.
Где находится?
История создания и развития памятника очень интересна.А где в Москве Донской монастырь? Адрес следующий: Донская площадь, 1-3. Если ехать сюда на общественном транспорте, рациональнее будет попасть на метро: на ветке Калуга-Рига до станции «Шаболовская». Затем выйти и, повернув направо, пройти по улице Шаболовка до первого Т-образного перекрестка (пересечение с 1-м Донским проездом). Затем еще раз направо и, никуда не уходя, идите вдоль стен монастыря. Главный вход в монастырь находится со стороны Донской площади.
1. Большой собор.
2. Малый собор.
3. Колокольня с церковью Захарии и Елизаветы.
4. Тихвинская церковь.
5. Кухня (XVIII в.).
6. Церковь Иоанна Златоуста.
7. Архимандритские покои (XVIII в.).
8. Церковь Тихона.
9. Церковь преподобного Александра Свирского.
10. Церковь Иоанна Лестницы.
11. Ячейки.
12. Духовная семинария (XVIII в.).
13. Палата.
14. Братские кельи (XVIII в.).
15. Часовня.
16. Церковь Архангела Михаила.
17. Больничные камеры.
18. Хосты. строительство.
19. Hoz. строительство.
20. Забор монастыря.
21. Могила Левченко.
22. Храм Великомученика Георгия Победоносца.
23. Церковь Александра Невского.
24. Святыня Простака.
25.Заборная башня.
26, 27. Башни стены.
28. Башня из забора.
29.30. Башни стены.
31. Башня из забора.
32, 33. Башни стены.
34. Башня забора.
35, 36. Башни стены.
37. Музей военной техники.
38. Горельефы из Храма Христа Спасителя.
39. Беседка.
40. Мозаичная икона.
41. Обелиск, дорожный знак.
История возведения
Точно не известно, когда именно Донской монастырь. Большинство историков склонны считать, что он был основан в 1591 году. Другие эксперты считают, что это произошло несколько позже: в 1592-93 годах. До сих пор ходят легенды об обстоятельствах этого благотворительного дела четыреста лет назад. В конце 16 века здесь находилось мобильное укрепление русских войск или, как тогда его называли, «прогулка по городу». В этом кочевом граде была построена походная церковь в честь св.Сергий Радонежский. Главной святыней в нем была Донская икона Божией Матери, как гласит легенда, которую великий старец благословил князя Димитрия Иоанновича на битву с татаро-монголами, вошедшую в историю как Куликовская битва. Позже она дала название монастырю, построенному здесь царем Федором Ивановичем в 1593 году в честь спасения города от крымского хана Газы II Гирея.
Икона Донской Богородицы сохранилась до наших дней. Он находится в Третьяковской галерее.С тех пор, как Хан-Гирей был беззастенчиво изгнан за городские стены, наша столица ни разу не подвергалась нападениям татар. А Донской монастырь в Москве стал последним звеном в оборонительном кольце города наряду с Новодевичьим и Даниловым монастырями.Обитель в древности
Интересная судьба у этого монастыря. В его жизни были годы запустения, были и времена расцвета, когда он стал одним из самых богатых и привилегированных монастырей России. В эпоху Великой Смуты он был захвачен и разграблен польскими войсками во главе с гетманом Ходкевичем.Следующие несколько лет здесь царило запустение. Восстановлена обитель Романовых: царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. С тех пор излюбленным местом молитв князей остается Донской монастырь в Москве. Его адрес хорошо известен всем православным людям. Здесь совершаются шествия. Земли монастыря расширяются. Строятся новые каменные здания. Монастырь — один из самых крупных, богатых и почитаемых в стране. В 1698 году по обету сестры царя Петра I здесь был построен новый красивый собор в честь Донской иконы, который теперь носит название Большой.
Финансируется строительство королевской казны. Стены храма были богато украшены. Они нарисовали знаменитого итальянца Антонио Клаудио. До наших дней сохранился большой резной восьмиъярусный иконостас с иконами, написанными в стиле «Фряжского письма». 21 августа того же года собор освятил митрополит Тихон. В то же время есть стена с двенадцатью башнями, внешне напоминающая ограду Новодевичьего монастыря. В 1712 году под алтарем Великого Собора освящается Храм Сретения Господня.Деньги на его возведение пожертвовал царь одного из регионов Грузии Арчил, которого впоследствии похоронили здесь со своими сыновьями. С тех пор эта церковь стала усыпальницей для многих грузинских культурных и политических деятелей. Кроме того, Донской монастырь поддерживает связь с Украиной. Таким образом, в это время монастырь становится не только духовным объединяющим центром, но и политическим. 18 век для монастыря — эпоха процветания. Он становится богатым феодалом, ведающим обширными землями и множеством крепостных.Есть новостройки. Формируется величественный архитектурный ансамбль, который можно увидеть и в наше время. Некрополь строится. Монастырь становится местом отдыха многих знаменитостей современности. Забегая вперед, стоит отметить, что в разное время здесь были захоронены грузинские цари Давид, Матвей и Александр, философ П. Чаадаев, поэты М. Херасков и А. Сумароков, писатель В. Одоевский, историк. В. Ключевский, архитектор О. Бова, художник Ин Перов, писатель И.Шмелев, философ И.А. Ильин и генерал А.И. Деникин. Здесь в 2008 году был похоронен известный русский писатель А. Солженицын. Возникло кладбище Донского монастыря в Москве в 1591 году. Сейчас оно делится на Старое и Новое. Об этом будет сказано ниже.Трагедия времен Чумы
В 1771 году произошло одно из самых массовых по тем временам мрачных событий. Речь идет об убийстве в стенах монастыря архиепископа Амвросия. Это был страшный
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь, Россия
В старину под Ростовом появилось село Черкесы.По одной из версий, он был основан в 1569 году под названием «Черкесский город» казаками-черкесами Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Но русский историк Карамзин утверждает, что он появился еще во времена отца Ивана Грозного:«Между Азовским и Каспийским морями образовалась новая воинственная республика, состоящая из людей, говорящих на нашем языке, исповедующих нашу веру. …; Они взяли город Ахас, назвали его, я думаю, Черкасским, или Козачем (и то, и другое название означало одно и то же)… ».
Есть и другие версии образования села, но … Оставим это историкам.
Итак, деревня появилась.
Среди казачьих родов Старочеркасска (так село стало называться с 1805 г.) род атамана Ефремова славился благочестием и героизмом. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске церковь во имя Донской иконы Божией Матери (как свою домашнюю церковь).
В 1761 году церковь освятили.
Потомки Ефремовых обратились к правящему епископу в декабре 1831 г. с просьбой создать женский монастырь при храме во имя Донской иконы Божией Матери, пожертвовав почти все свои средства и земли в дар Донская епархия. «Имея полное право наследства, мы, во славу Божью и в память о родственниках нашей семьи, чей прах покоится в этой церкви, мы даем навсегда дом с этой церковью и всеми службами для использования в женский монастырь.
В 1836 г. был подписан Указ Его Императорского Величества о создании в селе Старочеркасске Ефремовского монастыря с присвоением ему степени III степени.
Так бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божией Матери стала монастырской церковью.
Торжественное открытие Старочеркасского Ефремовского женского монастыря состоялось 12 сентября 1837 года.
Монастырь был богатым:
В иконостасе Донской церкви находилось 40 икон, многие из которых серебряные с позолотой, украшенные драгоценные камни. Люстра была сделана из серебра и весила около 120 кг. В церкви были и драгоценности: в 1837 году в ней было 24 фунта серебра, 2,5 кг золота, 409 бриллиантов, более 1500 изумрудов и яхонтов.
На колокольне Донской церкви было 8 колоколов, главный из которых весил более 2,5 тонн.
В 1867 году при монастыре была открыта богадельня, в которой находилось до 50 пожилых женщин светского сословия.
А в 1850 году при монастыре открылась школа для девочек.
Главным достижением монастыря стало создание монашеской общины: к 1872 году в монастыре служили 22 монахини и 100 послушниц-розофоров.
В те годы в монастыре проживало до 100 женщин и девушек, готовившихся к вступлению в завет. Всего в монастыре проживало около 250 человек.
Говорят, монашеские швеи достигли такого мастерства, что им выпала честь сшить покрывало для королевской семьи. Покрывало с творчества старых черкасских монахинь было положено на стул, в котором скончался император Александр III.
В 1900 году храм был отремонтирован, украшен росписью и золотом.
К сожалению, с приходом к власти большевиков этот религиозный объект, как и многие другие, был национализирован, имущество перешло к строителям нового общества.
Большинство монахинь остались в монастырском здании и создали трудовую артель, спасшую монастырь от разрушения. (Кстати, то же самое сделала и настоятельница Свято-Троицкого женского иконоборческого монастыря в городе Ростов-на-Дону.
Однажды зимней ночью, когда был сильный мороз, к монастырю подъехало несколько телег. Монахинь подняли с кроватей, а всех, кто был в ней, погрузили на телеги. Их доставили в город Аксай. Но до него не доехали — все погибли от холода …
В 1970 году монастырский двор был передан в пользование только что созданному Старочеркасскому музею-заповеднику.
В 1994 году по инициативе местного духовенства монастырь был снова приведен в надлежащий вид и постепенно восстанавливался в течение следующих трех лет, но на этот раз как мужской монастырь.
В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Сейчас он находится на крыльце церкви. По праздникам вокруг монастыря проходят крестные ходы.
В 1997 году в нем стали проводить службы, и с тех пор количество постоянных прихожан неуклонно растет.
На левом хоровом месте монастырской церкви находится икона покровителя земли Донского Димитрия Ростовского, в которой находится частица мощей святителя.
В 1998 году один из духовных руководителей возрождения обители схиархимандрит Зосима (Сокур) подарил обители небольшую мощевую башню с 34 частичками святых. Были частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, великомученицы Татианы, великомученика Пантелеймона и многих других. Незадолго до своей кончины в 2002 году отец Зосима освятил монастырь еще одной великой святыней: большой мощевик, в которую было вложено более 90 частиц мощей преподобных Киево-Печерских отцов.У подножия креста, сделанного в виде мощевика, вставлен камень с горы Голгофы. Малый мощевик находится в алтаре церкви Донской иконы Божией Матери, а большой мощевик в киоте висит в притворе церкви справа от входа.
В эти дни в храме Донской иконы Божией Матери братия монастыря совершает ежедневные службы по полному уставу Православной Церкви. Устав Троицкой лавры св.Сергия была принята за основу богослужебной жизни Свято-Донского Старочеркасского монастыря.
Сегодня братия Свято-Донского Старочеркасского монастыря насчитывает 25 человек, не считая многих паломников, которые приезжают сюда, чтобы жить в монастыре и работать на благо духовенства. У монастыря есть свой сад, пасека, скотный двор, а с недавних пор — рыбалка. У братии всегда свежие продукты, хлеб собственной выпечки, мед, варенье и другие блюда. По утрам здесь проходят литургии, а днем их поет церковный хор.Также в распорядок дня братства обязательно входят утренняя и вечерняя молитва, полуночный офис и работа по дому. Реставрация монастырских построек продолжается, в ней также принимают участие паломники со строительными навыками.
Донской монастырь — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты
Донской монастырь расположен южнее Замоскворечья, недалеко от нынешнего проспекта Ленина. Но несколько веков назад это была старая Калужская дорога, далеко за пределы Москвы.
Именно там воевали войска русского царя Федора I Иоанновича с войсками крымского хана Газа? II Гирея в 1591 году. Хотя Куликовская битва произошла в 1380 году, а монголо-татарское правление закончилось в 1480 году после Великого противостояния на реке Угре, татары продолжали набеги на южные районы России более века.
Малый собор Донской иконы Божией Матери (1591 г.) при Донском монастыре
Интерьер Большого собора Донской иконы Божией Матери
И один из таких набегов произошел в 1591 году. Однако войска хана были разбиты. Перед битвой царь Федор I Иоаннович приказал крестить Донскую икону Богоматери. Как известно, именно этой иконой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского. И с тех пор почитается как покровительница Руси.
В память об этой победе царь Федор I Иоаннович построил на месте битвы монастырь (1591 г.), которому было дано соответствующее название — Донской монастырь. В 1591-93 гг. Был построен Малый Донской собор, где сначала хранилась Донская икона Божией Матери.Но позже икону заменили ее копией, а оригинал перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля.
Большой Донской собор был построен столетием позже, в 1686-98 гг. Эти два собора вместе с несколькими меньшими церквями, а также жилые дома и флигели сформировали облик Донского монастыря, который к началу 19 века стал одним из самых богатых (или, по некоторым данным, самых богатых) монастырей в России. век.
Мраморный горельеф (1847 г. ) «Встреча Давида, победившего Голиафа», из Храма Христа Спасителя
Оригинальный мраморный горельеф (1847 г.), Мелхиседек, встречающий Авраама с пленными царями, из Храма Христа Спаситель
Донской монастырь стоит посетить и из-за огромных мраморных горельефов, которые были сняты с Храма Христа Спасителя перед его разрушением в 1931 году.Ведь именно сюда были привезены горельефы, в том числе с благословением Сергия Радонежского Дмитрия Донского.
Знаменитый некрополь (кладбище) Донского монастыря, где были похоронены выдающиеся люди того времени, формировался с 18 века. В 1930 году останки художника Перова были перенесены на кладбище. Уже в наши дни перезахоронены писатель Шмелев, философ Ильин, генерал Деникин. Солженицына похоронили на кладбище в 2008 году.
В 1991 году в Малом Донском соборе найдены останки святого Тихона, патриарха всея Руси, заключенного в Донской монастырь в 1922 году. Там он заболел и умер в 1925 году.
Донской монастырь | Статья о Донском монастыре в «Свободном словаре»
, расположенном в Москве. Основан в 1591 году на месте стоянки русских войск, вышедших навстречу наступавшим на Москву войскам крымского хана Казы-Гирея. Татары отступили без боя и были разбиты при отступлении.В память об избавлении от татар был заложен фундамент Донского монастыря на месте полевой церкви с иконой Донской Девы Марии. По легенде, Дмитрий Донской взял эту икону с собой в 1380 году в Куликовскую битву.
Как описано в описи 1739 года, Донский монастырь был очень большим крепостным имением, имевшим 6716 крестьянских душ и много земли. В конце 16 — середине 18 века замечательный архитектурный ансамбль Донского монастыря постепенно развивался.Монастырь стоял на площади. Бесколонный Малый собор (1591-93 гг.) Был перекрыт крестовидным сводом. Он имел одинарный купол, трапезную (1678 г.) и шатровую колокольню (1679 г.). Большой собор имел пять куполов, четырехлистник и огороженную галерею (1684-93). Иконостас был построен в 1693–1699 годах московскими мастерами, а росписи написаны в 1782 году по рисункам В. И. Баженова. Тихвинская церковь, построенная над воротами между 1713 и 1714 годами, приписывается И.П. Зарудного, а колокольня на западных воротах достроена в 1753 г. архитектором А. П. Евлашевым. Церковь Михаила Архангела (1809 г.), в которой находится усыпальница семьи Голицыных, приписывается И. В. Еготову и включает собрание надгробий, исполненных И. П. Мартосом, Ф. Г. Гордеевым, В. И. Демут-Малиновским. Есть также развалины построек и кладбище с могилами исторических и культурных деятелей. Кирпичные стены с белокаменными деталями, восемь квадратных и четыре круглых башни были возведены между 1686 и 1711 годами.
В юго-восточной части Донского монастыря находится кладбище конца XVII века, на котором захоронены могилы участников Отечественной войны 1812 года, некоторых декабристов (например, В.П. Зубкова) и различных деятелей русской культуры. (М.М. Херасков, А.П. Сумароков, П.Я. Чаадаев, дядя А.С. Пушкина, поэт В.Л. Пушкин, В.Ф. Одоевский, архитектор О.И. Бове, художник В.Г. Перов, историк В.О. Ключевский, основоположник русской авиации Н.Е. Жуковский). После Октябрьской революции в Донском монастыре был создан антирелигиозный музей. С 1934 г. в нем размещается Музей архитектуры Академии архитектуры СССР, а с 1964 г. — филиал Научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научно-исследовательский музей архитектуры . Москва, 1962. [Путеводитель.]Аренкова, Лу. И., Мехова Г.И. Донской монастырь .М., 1970.
К. В. У САЧЕВА и Е. А. Б ЕЛЕЦКАЯ
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Дон Кихот | Краткое содержание, наследие и факты
Часть 1
Работа начинается в деревне Ла-Манча, Испания, где страсть сельского джентльмена к рыцарским книгам приводит его к решению стать странствующим рыцарем, и он принимает имя Дон Дон Кихот. Он находит старинный доспех и прикрепляет картонный козырек к старому шлему.Затем он заявляет, что его старая кляча — благородный конь Росинант. По словам Дон Кихота, странствующему рыцарю тоже нужна дама, чтобы любить, и он выбирает крестьянскую девушку из соседнего города, окрестив ее Дульсинеей дель Тобосо. В таком снаряжении он отправляется на подвиг во имя ее. Он прибывает в трактир, который, как он считает, является замком, и настаивает на том, чтобы трактирщик правил его. Узнав, что он должен нести деньги и лишнюю одежду, Дон Кихот решает вернуться домой. По пути он вступает в бой с группой торговцев, и они его избивают.Когда он выздоравливает, он убеждает крестьянина Санчо Пансу действовать как его оруженосец, обещая, что однажды Санчо получит власть на острове.
Дон Кихот и Санчо ПансаДон Кихот (справа) и его оруженосец Санчо Панса; иллюстрация из издания 19 века Дон Кихот Мигеля де Сервантеса.
Public DomainДон Кихот и Санчо верхом на осле вышли в путь. В своем первом приключении Дон Кихот принимает поле ветряных мельниц за гигантов и пытается сразиться с ними, но в конце концов приходит к выводу, что маг, должно быть, превратил гигантов в ветряные мельницы.Позже он нападает на группу монахов, думая, что они заключили в тюрьму принцессу, а также сражается со стадом овец, среди других приключений, почти все из которых заканчиваются избиением Дон Кихота, Санчо или обоих. В конце концов, Дон Кихот приобретает у парикмахера металлический умывальник, который, по его мнению, является шлемом, который когда-то носил знаменитый рыцарь, а позже он освобождает группу осужденных преступников.
Дон Кихот впоследствии встречает Карденио, который живет как дикий человек в лесу, потому что он считает, что Люсинда, женщина, которую он любит, предала его.Дон Кихот решает подражать ему, чтобы доказать свою огромную любовь к Дульсинеи, и отправляет Санчо передать ей письмо. Когда Санчо останавливается в гостинице, он находит двух старых друзей Дон Кихота, священника и парикмахера, которые ищут его. Они решают, что один из них должен изобразить девушку, попавшую в беду, чтобы попытаться заманить Дон Кихота домой. По пути они сталкиваются с молодой женщиной, Доротеей, которую предал дон Фернандо, женившийся на Лусинде. Доротея соглашается притвориться принцессой, чье королевство было захвачено великаном, и Дон Кихота убеждают помочь ей.Они останавливаются в гостинице, куда вскоре прибывают дон Фернандо и Лусинда. Лусинда воссоединяется с Карденио, а Дон Фернандо обещает жениться на Доротее. Позже священник и цирюльник поместили Дон Кихота в деревянную клетку и убедили его, что он находится под чарами, которые перенесут его в Дульсинею. В конце концов они возвращают его домой.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняЧасть 2
Часть 2 начинается через месяц после окончания части 1, но многие персонажи уже прочитали эту книгу и поэтому знают о Дон Кихоте.Он убеждается, что Дульсинея очарована, превратившись в обычную крестьянскую девушку. Дон Кихот и Санчо встречают герцога и герцогиню, склонных к шалостям. С помощью одной такой уловки они убеждают двух мужчин, что Санчо должен нанести себе 3300 ударов плетью, чтобы снять проклятие с Дульсинеи. Позже герцог назначает Санчо губернатором города, который, как он говорит, Санчо — это остров Баратария. Там Санчо предстает перед различными спорами, и он проявляет мудрость в своих решениях. Однако после недели пребывания у власти и после других розыгрышей он решает отказаться от губернаторства.А пока герцог и герцогиня подшучивают над Дон Кихотом.
В конце концов Дон Кихот и Санчо уходят. Узнав, что в фальшивом продолжении книги о нем говорится, что он ездил в Сарагосу, Дон Кихот решает избегать этого города и вместо этого отправиться в Барселону. После различных приключений там Дон Кихоту бросает вызов Рыцарь Белой Луны (переодетый студент из Ла-Манчи), и он терпит поражение. По условиям боя Дон Кихот обязан вернуться домой.По пути Санчо делает вид, что применяет к себе необходимые удары плетью, и они встречают персонажа из фальшивого продолжения.